Франсуа Баранже «Dominium Mundi»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика ) | Боевик
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Военное | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Ксенофантастика | Становление/взросление героя | Контакт | Колонизация планет и других небесных тел | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Француз Франсуа Баранже известен как художник — он иллюстрирует книги, рисует комиксы, работает над играми. Так, в России выходят шикарные издания Лавкрафта с его иллюстрациями. Однако художник и сам пишет книги. И самая известная из них — дилогия Dominium Mundi (на латыни это значит «владение миром»), вдохновленная рыцарской поэмой Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» о событиях Первого крестового похода.
В ближайшем будущем, после разрушительной ядерной войны, христианская церковь снова становится доминирующей силой. Папа Урбан IX заставляет людей жить согласно средневековым правилам. По его приказу к планете в районе альфы Центавра отправляется корабль с целью основать там колонию. Однако аборигены убивают землян. И несколько лет спустя Урбан IX завершает оснащение гигантского судна «Святой Михаил» с миллионом солдат-крестоносцев. Кровавый крестовый поход показан глазами двух его участников — мета-воина Танкреда из Таранто и гения биоинформатики Альберика Виллежуста.
Содержание цикла:
|
||||
|
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Solonchik, 21 июня 2021 г.
Книга вызвала у меня крайне противоречивые чувства.
Сюжет пересказывать не буду — он весь в аннотации выше. Поэтому перейдем сразу к впечатлениям.
На светлой стороне силы и положительной чаше весов лежат:
+ незаезженная идея межзвездного крестового похода.
+ оригинальный мир нового христианского средневековья, но с варп-двигателями и биокомпьютерами
+ неплохо прописанные интриги
+ детальная экспозиция.
На темной стороне силы и отрицательной чаше весов:
- мир нелогичен и не раскрыт. Как по мне, видно, что писал художник. Поэтому красивая картинка есть, а вот с историей — не очень. Объясню почему: если уж я читаю про Новое Средневековье, то хочется узнать КАК оно состоялось. Что случилось, если уж реформистская и уже в целом дюже толерантная религия внезапно обратилась к воинствующему фундаментализму и сумела внезапно зОхавать мозги всего выжившего после ядерной войны населения.
Космический феодализм работает, если это не просто визуальный референс, как скорость света в романах Ларри Нивена. Космический феодализм работает, если он социально, политически, экономически и идейно обоснован. Как, например, в «Дюне». Да божечки мои, даже как во «Взаимозависимости» Скальци, хотя это уж точно не эталон жанра. А здесь он просто ПАТАМУШТА (я приведу свое мнение пачимушта в конце).
- мир глубоко вторичен по отношению к реальному Средневековью. Роберт Дьявол, орден Храма, который ненавидят и мечтают извести, распри французских дворян, борьба Пап с Императорами... Ну черт возьми, ощущение, что автору просто очень хотелось написать про крестоносцев, но остатки совести угрожали, что он покроется ожогами от жгучего чувства стыда за незнание исторической матчасти и он сделал свое средневековье — с варп-двигателем и... АМАЗОНКАМИ! (я щас не шучу, если что).
- интриги НАСТОЛЬКО прозрачны, что даже не смешно. Поэтому саспенс не нагнетается.
- вся первая книга — сплошная экспозиция, никакого действия. Погрузились на корабль, отправились к Пандоре мочить На'ави *зачеркнуто* к Альфе Центавре, мочить туземцев. По дороге бароны ругаются и плетут «интриги», мятежники печатают листовки с возваниями и атеистической пропагандой (с принтера, который весит 300 кг я ОРАЛ как бешеный морской котик), главный герой ведет себя как дол... кхм... дятел и целенаправленно ищет неприятностей в тоталитарном религиозном обществе. Мотивации, логичности и достоверности в действиях героев ноль.
- текст НАСТОЛЬКО клиширован, насколько только возможно. Если мы знакомимся с героями или герои друг с другом — то происходит это, конечно же, в таверне за кружечкой пива или «того, что здесь называют пивом» (клише внутри клише — это мощно, ящщитаю). Поймите, такого будет полнехонька вся книга. Раз уж тайная полиция — то, конечно, просто бандиты и отморозки, идейного гестапо не бывает. Раз уж негативный персонаж, то он, конечно, живет в кредит и поэтому идет ва-банк. И в друзьях у него — исключительно отребье, в котором это самое отребье узнается с первого взгляда.
- докинем сюда введенную для галочки пропаганду гендерного равенства. Я обожал гендерное равенство задолго до того «как это стало мейнстримом», я вырос на фильмах «Терминатор-2» и «Чужие», где Линда Хэмилтон и Сигурни Уивер уделывали боевых киборгов и инопланетных тварей как котят. Но в этой книге сюжетная линия с амазонкой добавлена для галочки и смотрится чужеродно и отвратительно. Как будто автор внезапно под конец книги спохватывается, что книгу не пропустит издатель и добавляет как оберег от массового гнева Данилу-Козловского-в-юбке (по крайней мере, ценность этой героини для сюжета, раскрытия мира, раскрытия судьбы женщины в мире воспрянувшего религиозного радикализма примерна равна ценности Козловского в фильме «Матильда» — она отрицательна).
При этом текст написан... ровно. Ни тебе волнительных эмоциональных пиков, ни качелей напряжения. Но и читается легко — 2 дня во время перекуров (я курю трубку) и перед сном. В общем-то, как пост-подростковая литература, наверное, неплохо. Ноооооо... стоит ли оно того?
P.S. Моя мысль заключается в том, что Баранже решил написать «своих собственных «Метабаронов» и «Техносвященников» Ходоровски и Мёбиуса, которые, в свою очередь были для Ходоровски «своей собственной «Дюной» Ф. Херберта». Т.е. перед нами вторичный продукт в квадрате.
Иногда из этого получаются неплохие вещи — «Звездные войны», например. Но для этого нужна оригинальная идея и готовность отвязно идти ва-банк в лютый трэш и мешап как сделали Лукас и Симмонс (по-разному, совершенно по-разнмоу). А тут даже Инквизиции и поджаривания пяток нет. Так, одного еретика запихали в космический гроб и вяло описали как он будет 10 лет сходить с ума от одиночества в бездне космоса (не озаботившись объяснением, какие волшебные технологии будут его 10 лет питать, регенерировать кислород, удалять из гроба мочу и кал, восполнять жидкость, лечить пролежни, отводить избыточное тепло — и все это, напомню, в капсуле размером с гроб. Чудо Господне, не иначе!).
Поэтому, кмк, потратить время на эту макулатуру можно, а вот деньги — не рекомендую.
Себе оставлю для коллекции, ибо я — книжный и настольно-игровой хомяк.
слОГ, 16 февраля 2024 г.
Компиляционная космическая опера с элементами постмодернизма. Два миллиона слов, как с гордостью сообщает автор в послесловии.
Компиляция вещь спорная. Намешать то, что должно напоминать классические вещи НФ под новым соусом в виде Крестовых походов и неких отсылок к ним — идея интересная.
Исполнение очень плохое, ибо логики нет никакой. База: после ядерной/атомной войны нетронутой на планете Земля остается только Европа(!) — ну, так получилось, — а государством с самым мощным потенциалом (то бишь сохраненными ресурсами) для поднятия экономики и восстановления цивилизации — Ватикан. На этом можно остановиться. Дико интересно какими ресурсами, кроме наличия Папы Римского обладает Ватикан, но автор этого не раскрывает. Вокруг этого базиса строится тело Существа доктора в данном случае ненаучной фантастики Франкенштейна, донельзя нелогичной и поэтому читающейся со все большим недоумением, чем дальше тем сильнее возникало желание прочитать пару страниц по диагонали.
Плюс. Познакомился с современной французской космической оперой.
Минус... Понял, что такая компиляция не для меня. Два миллиона слов... Честно говоря, жалко времени, но не моего, а автора.