Вера Огнева «Павел Чжан и прочие речные твари»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины | Путешествие к особой цели | Теория заговора, тайное общество, тайная история мира, конспирология, криптоистория
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Павел Чжан — талантливый программист крупной китайской компании в Москве. Бывший детдомовец, он упорно идёт к цели: перебраться из стремительно колонизирующейся России в метрополию, Китай, — и не испытывает угрызений совести, даже когда узнаёт, что его новый проект лежит в основе будущей государственной чипизации людей.
Но однажды, во время волонтёрской поездки в детдом, Чжан встречает человека, который много лет назад сломал ему жизнь — и избежал наказания. Воспоминания пробуждают в Павле тьму, которой он и сам боится...
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2021 // Лучший роман русскоязычного автора (под именем Вера Богданова) |
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2021 // Национальный бестселлер | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
Интерпресскон, 2022 // Крупная форма (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mickey, 20 августа 2021 г.
Мне очень интересны книги, где действие происходит в ближайшем будущем. И даже речь не о каких-то глобальных вопросах: экология, научные, читай космические, открытия, хотя это тоже очень интересно — но я больше о ближайшем бытовом будущем.
Мне нравится думать, про умные дома, экологичный транспорт, простоту выбора покупок, свободу общения и путешествий. Мне страшно представлять ухудшение климата, кибер-преступность, интернет-зависимость, одиночество. Поэтому данная книга и заинтересовала именно ближайшим будущим, что же на деле?
Акцент и правда сделан на ближайшее будущее с его 3D рекламой, обыденными электрокарами и сэлфидронами, но это как декорацияи в ТЮЗе. Дальше на сцену выходят простые детали настоящего.
Имена — Валера, Игорь — много кого в 20-е так называют? «Ставил таймер на время, проведенное в интернете», -автор знает об экранном времени в телефонах? Деньги, зашитые в сумку, хорошо, что не в трусы. То есть электронные деньги, тем более для работника сферы ИС, являются не надежными? Биткойн пал? Залезли под кровать – вы видели современные кровати? Под нее невозможно залезть, разве, что коту. Кровати или низкие или там бельевые шкафы. Все идет к утилизации пространства, высокие кровати — это удел прошлого века или роскоши, моды, но это не про героев книги. Сколько раз я закатывал глаза от таких фраз, как «были посланы в пешее эротическое» или «понаехали» произнесенное детьми. Перчатка — презерватив для рук. Смешно? Нет. Оригинально? Нет. Мужики, пацанчики – это 2040-ой год, серьёзно?
Возможно, я придираюсь, но все эти мелочи не дают свободного полета по ближайшему будущему, они возвращают в какой-нибудь 1997, но никак не 2037.
Почитав современные книги молодых авторов, замечаю типичную проблему – гипертрофированные условия, в которые попадают герои.
Детдом — рассадник педофилов, девушка впервые в столице сразу предлагают стать шлюхой. У паренька бизнес, который ему нравится, его отжимают. Подруга — сволочь. Менты – козлы, правительство – лживо. Ведь если подумать, то можно написать про каждую судьбу отдельно или даже не писать, а прочитать другие книги. Но автор собирает все и сразу в одну большую кучу. Не нравится читать про педофилию, пожалуйста вот вам сошедшая с ума инстасамка, страшно смешно же, тоже не то? Ну давайте трагическую учесть вандалов антипрививочнков, ой античиперов, тоже не то? Хорошо, вот вам тяжелая участь эмигранта. Выбирайте что вам нравится, пусть это будет именно тот смысл и мысль автора, которая и задумывалась.
В тоже время, вроде бы все эти серьезные проблемы показаны как-то узко и обыденно.
Акт изнасилования подростка описывается так, как будто не завелась машина. Мало того, что мерзко читать, так еще и автор подает это как вынужденную, но норму жизни сирот.
Это очень сложно читать, ты веришь в проблему, но не веришь, что автор знает об этом не из заголовок новостных лент.
Роман для подростков, который не будут читать подростки, для взрослых, которым он вряд ли понравится. Конечно не всем, я вижу положительные оценки.
Мне, увы уже взрослому, не понравилось.
elevardo, 20 мая 2022 г.
В очередной раз обратился к современной русской прозе. Выбрал околофантастическую прозу. На глаза попался роман Веры Богдановой (Огневой) «Павел Чжан и прочие речные твари». Произведение на стыке реализма и мягкой научной фантастики.
3 вещи, которые меня зацепили в этом романе:
1) отлично описаны будни программиста близкого будущего.
Мне, как человеку, который немного в теме, было интересно читать эту историю. Многие вещи знакомы, понятны. Написано крепко и добротно. Придраться к мелочам можно, но они не вылезают ушами из текста.
2) пугающий футуризм.
После 24 февраля ещё более пугающий. Курс на сближение с Китаем (а по факту полное ему подчинение) и при этом глубочайший социально-технический кризис, когда люди настолько погружены в сеть, что их приходится спасать в спецклиниках. Этот мир прекрасно бы подошёл «Черному зеркалу», жаль Чарли Брукер не читает русскую прозу.
3) тема сексуального насилия в детских домах.
Сначала я думал, что это попытка нагнать чернухи. Уж любят наши современные прозаики обратиться к отвратительному ради хайпа и эпатажа. Но, к чести автора, на этом не заостряется внимание, а позже и вовсе основной конфликт плавно отползает на задний план и не подаёт признаков жизни на протяжении всей третьей части романа. Лишь в эпилоге упоминается и на том всё. Хотел бы пожать руку автору за то, что не стала спекулировать на теме
Резюмируя
Долгое время роман распадался на части. Казалось, что это части разных произведений (повестей). Третья часть сшила их воедино. Получился добротный роман с фантастическим допущением, которые я так люблю.
Есть за что «Павла Чжана» и поругать. Порой, выстраиваемый мир слишком косит под 90-е и мало походит на будущее. Порой складывается ощущение, что Игорь Лыков (один из героев) присутствует здесь для галочки. А ещё складывается ощущение, что кое-где надо было подзавязать сюжетные нитки — уж больно они торчат.
Но это хороший современный роман. Я не пожалел, что прочитал его.
Pavll, 15 января 2023 г.
Глуховский-стайл: непрекрасная Россия будущего, вживляемые чипы, СНГ с Китаем, про людей-уродов, ну и общая безнадега. Читается легко, но немного тошнотворно
strannik102, 8 марта 2024 г.
Тебе какую таблетку, синюю или красную?
По жанру это всё-таки немножко ближе к магическому реализму, чем просто современный реализм. Но тут ещё и элементы прогностической фантастики присоседиваются. Ведь речь идёт о варианте возможного не слишком отдалённого будущего.
Известно, что тенденция последних лет — сближение с нашим юго-восточным соседом, сиречь с Китаем. И сюжет романа завязан как раз на том, что проникновение китайской экономики, финансов и всего прочего в российскую действительность достигло определённых масштабов. И наш главный герой Павел Чжан, полукровка-китаец, как раз и является сотрудником всемирно известной китайской фирмы, вернее её представительства в Москве.
А IT-фирма занята производством и внедрением чипов для людей. И Павел Чжан является одним из ведущих специалистов по разработке этих чипов.
Ну, а дальше понеслось — соперничество с конкурентами по идеям, личная жизнь нашего героя, мечты о возвращении на историческую родину своего отца-китайца, поиски когда-то бесследно пропавших родителей, конечно же появление новых важных, а то и чрезвычайных факторов и обстоятельств — в общем, развитие отчасти и по приключенческому принципу. Однако без стрельбы и погонь, но не без слежки и прочего.
А для чего чипы в голове человека? Ну, наверное сами догадаетесь. А то просто прочтите эту книгу, благо не слишком большая по объёму.
olmi, 20 апреля 2023 г.
Это анти-эскапистская книга, если вкратце. Для взрослого читателя, который не прячется в утешительные обертки фант.допущений, религий и гуманистических теорий, а готов встречать удары реальности такими, какие они есть.
Ничего не кончилось хорошо:
Это написано умно, тонко, увлекательно, психологически достоверно. Мрачно, пугающе, тяжело. И знаете, что подумалось... Мне кажется, эту историю по-разному оценят читатели разных возрастов. В молодости читаешь: убили у героя книжки друга или, сажем, маму — ну и ладно, бывает, дальше с нетерпением следишь за перипетиями увлекательного сюжета. А потеряв нескольких близких в реальности вместе с кусками своей души, и в книжке подобные вещи воспринимаешь несколько иначе. Так и с этой историей: тот, кто не столкнулся с такими событиями в жизни, не прочувствовал боль живого, реального человека, находящегося рядом с тобой, или, не дай бог, не пережил нечто подобное сам, просто пропустит добрую половину достоинств этой книги мимо. Что там, с сюжетом-то? Победят наши в итоге или нет?))
Это книга для взрослых. Наверное, им я ее и порекомендую.
igorttimofeew, 11 мая 2023 г.
Книга рассказывает о московском программисте полурусском-полукитайце Павле Чжане, который мечтает уехать в Пекин, но неожиданная встреча дьявола из прошлого меняет жизнь молодого человека и всех, кто его окружает.
Вера Богданова — талантливый и перспективный автор, которая ещё не раз о себе заявит, может даже за пределами России. Писатель отлично владеет художественным языком и способностью ярко описывать события, показывать читателю созданный ею мир и раскрывать психологию персонажей.
Книга не будет зря потраченным временем, на фоне того, чем сегодня кормит отечественный книжный рынок.
chapych, 3 апреля 2023 г.
Написано хорошо, местами претензия к стилю: бытовой язык будущего странный. Как будто взрослый пытается говорить на языке молодежи. Ощущение, будто читаешь не про столь отдаленное будущее.
Женские персонажи, кроме Сони — один сплошной стереотип: кто-то думает о «зуде в собственных трусах», у кого-то еле прикрытая грудь, кто-то эскортница. Можно было бы списать на восприятие конкретного персонажа, но каждый из трех героев встречает таких женщин. Это странно, учитывая историю самой писательницы, вынужденной публиковаться в силу стереотипов под мужским псевдонимом.
Прочитать стоит ради атмосферы. Тема избита, но ещё не представлялась в таких декорациях: глобальное сближение России и Китая. Последний — бенефициар этого союза, культурная экспансия распространяется по территории России, принося с собой как хорошее так и не очень. Конечно, исход предсказуемый и особых откровений ожидать не стоит. Персонажи просты и понятны, их мотивы лежат на поверхности.
majj-s, 2 марта 2021 г.
Что-то внутри тебя
«Государственная программа чипизации населения. Мы думаем о вас» — приятно сказали за кадром и на экране возник схематично нарисованный глаз: две алых линии и точка между ними.»
Очередная книга серии «Актуальный роман» от Редакции Елены Шубиной, знакомящей читателя с самым ярким, интересным, умным в современной русской литературе, что чаще всего становится культурным событием. Раньше в этой серии выходили «Бывшая Ленина» Шамиля Идиатуллина (Большая книга 2020), «Средняя Эдда» и «Кластер» Дмитрия Захарова, «Петля» Романа Сенчина — все авторы известные и состоявшиеся. И неожиданно Вера Богданова, молодая привлекательная женщина — первая, кстати, женщина из авторов «Актуального романа», с первой книгой. В чем причина такого везения?
Везение здесь не главное. Важнее недюжинный талант и многолетний труд по его огранке. На самом деле «Павел Чжан и прочие речные твари» — первый роман, который выходит с именем автора на обложке. Прежде переводчик и литературный блогер Вера Богданова писала жанровую прозу и печаталась под псевдонимами. Это к тому, что скидок на литературный дебют делать не придется, в романе с первых строк и до конца ощущается зрелое писательское мастерство.
Добавлю только, что литературный наставник автора Ольга Славникова, чей «Прыжок в длину» стал моей Книгой года 2020. Такие вещи не лишне бывает знать, согласно Боэцию, всякое различие разъединяет, а подобие стремится к подобию. В том смысле, что лучшее — к лучшему.
Итак, недалекое будущее, пару десятилетий спустя. Флагман дивного нового мира — вернувший имперскость Китай. У России роль экономического, сырьевого и, поставляющего качественные мозги по доступной цене, придатка. Главный герой из числа последних: умница, трудяга, невероятно талантлив. Знает, что достоин жить в Пекине и последовательно идет к своей цели, не смущаясь необходимостью бытовой аскезы, хотя уже мог бы себе позволить много больше, чем комната в коммуналке, выданная государством.
О, значит не так все плохо, жилье молодежь получает. Вы не поняли, он сирота, детдомовец, после того, как пропали без вести родители. Нет, не вместе. Сначала исчез отец, он был китаец, знаете ли, наш герой полукровка, отсюда и фамилия у Павла такая нерусская. Семейное благосостояние в значительной мере опиралось на заработки от преподавания обеспеченным московским клиентам языка Поднебесной. Ну, вы понимаете, куда без языка?
Вот, сначала папа поехал в Москву и не вернулся с последней электричкой (жили они в Коломне(. Вообще ни с какой не вернулся. А после не вернулась мама. Нет, не преподавала. Красавица, она была инстаграммной девушкой до замужества, после исчезновения отца стала зарабатывать, как умела, заезжали за ней какие-то мужчины на машинах, возвращаясь, приносила деньги. Почти всегда пьяная или под кайфом. А однажды и она не вернулась. Павлу тогда было одиннадцать и он был не только самым умным в классе, но и со свободным двуязычием.
И еще, красивым мальчиком, полукровки часто бывают привлекательны. И нет, чем с такой мамашей, в детдоме не лучше. и при каких условиях не лучше. А при тех, которые сложились у Павлуши, так и вовсе нехорошо. Вера Богданова говорит в послесловии к книге, что основным посылом написания книги было привлечь внимание общественности к положению детей в детдомах. Самых бесправных и униженных в современном обществе, наиболее зависимых и легко становящихся жертвами надругательств, в том числе сексуального характера.
Не секрет, что тема сексуального насилия до сих пор в достаточной мере табуирована и стигматизирована, а ставшие ее объектом предпочитают скрывать и замалчивать совершенное над собой, чтобы не стать предметом травли. Разного рода «ты украл или у тебя украли» чрезвычайно живучий способ отношения к подобным вещам. Социум, не имеющий действенных механизмов защиты своих слабых уязвимых членов предпочитает перекладывать на них вину или не замечать происходящего.
В этом смысле «Павел Чжан» мощное и своевременное высказывание, которое, Бог даст, не останется без резонанса. Но книга много больше и сложнее, чем рассказ о психологической травме и сломанном детстве, о той твари, что поселяется внутри пережившего насилие. В мощной полифонии романа тема безнаказанного высокопоставленного педофила звучит достаточно отчетливо, но воспринимается лишь одной из сюжетных линий.
Вера Богданова умеет создать мир, видимый читателю во всем многообразии его проявлений. Вот деградирующая провинция, жизнь в которой болото и всякое живое дыхание стремится в центр, туда, где движение. Вот центр, предоставляющий провинциалке без выраженных талантов замечательную перспективу работы продавца в сетевом магазине китайских товаров.
Вот средоточие мечтаний честолюбивого молодого человека — информационная корпорация под эгидой мощного китайского партнера, осваивающая госзаказ (даже после предварительной распилки ого, какие деньжищи!). Но главное — перспектива попасть в Китай, прыжок в метрополию.
А вот вожделенный Пекин, прежде мигрантский лагерь, после работа старшим помощником младшего дворника с перспективой пожизненно поставлять плоды своих интеллектуальных озарений родственникам и знакомым кролика. Коррупция и непотизм в современном Китае на чрезвычайно высоком уровне, если вы не знали.
Вот протестное движение, режиссируемое штатными осведомителями. Нужно же давать ксенофобским настроениям возможность выхода, демократия у нас, опять же. А особо наивных и активных время от времени можно сливать для показательной порки — бей своих, чтоб чужие боялись.
Вот интернет-зависимые, и если вы подумали, что это о тех, кто день и ночь рубится в танчики, вы глубоко ошиблись. Не-ет, это такая особая категория людей, порожденная соцсетями с погоней за социальными поглаживаниями, выражаемыми в количестве подписчиков, лайков, интенсивностью обсуждения. Гротескной аллюзией к лукьяненковской Глубине времен «Лабиринта отражений» выглядят специальные костюмы с надеваемыми под них памперсами. Интернет-зависимые забывают о естественных потребностях, не забывая стримиться.
Так здесь со всем, куда ни посмотри, плоская картинка на глазах обретает объем, прорастает деталями, пульсирует живой кровью, такое бывает только с очень хорошими книгами. Резюмируя: «Павел Чжан и прочие речные твари» отличный роман. И уму, и сердцу.
prouste, 11 декабря 2021 г.
Прозвучавший добросовестный роман, в котором хватает достоинств. Фаетастика ближнего прицела, фобии перед китайской экспансией, тема педофилии. Как минимум два хорошо выписанных персонажа — аутсайдеры ( б.девушка и б.коллега главгера).Из послесловия можно узнать, что выходу книжки и автору помогла Славникова — но в отличии от нее Богданова пишет просто, по делу и без стилистического блеска.
Роман, конечно, не волшебный и не так, чтоб чем то удивил.
URRRiy, 30 июня 2021 г.
Неплохой роман в жанре социальной фантастики с драматическии настроем. По хронологии — примерно двадцатые — сороковые годы нашего века, по географии — Москва и Подмосковье, Пекин, по персонажам — молодые целеустремлённые талантливые граждане России (или САГ), программеры и не только, борцы с системой (всеобщая цифровизация и чипизация), безликие рабы системы — администраторы, полицейские, прочие одобрямсы, по стилистике — трудовыебудни в Москве и Пекине, обычная жизнь с обычными наездами властьимущих на бизнесимущих, а также проблема засилья педерастов -насильников среди тех самых властьимущих. В общем обычные предметы быта.
По описанию событий — окружающей среды — без особых возражений, сами персонажи — с поправкой на определенные искажения мужских психотипов автором-женщиной- пойдет, по сюжетным интригам — на уровне «молодёжки». Вероятно, под целевую аудиторию. Ключевой момент развязки личной драмы-трагедии главного героя безбожно затуплен, развязка же глобальной интриги — проблемы — классическая «Данко-образная», судьбы остальных не последних персонажей — также классически-гармонично-малореальные.
В целом — действительно адекватное времени произведение, которое, вероятно, слушать комфортней, чем читать. Хотя, на мой взгляд, вторая половина текста немало затянута, плюс тема — китайская легенда про злого речного духа и прочих тварей — не раскрыта.
Esminets Marat, 9 октября 2021 г.
Вера Богданова. ПАВЕЛ ЧЖАН И ПРОЧИЕ РЕЧНЫЕ ТВАРИ
Говорят, что надо отделять личность автора от его произведения; в случае с Верой это правило не прокатывает. Она весьма неординарный человек с прекрасным образованием и немалым жизненным опытом, английским и японским языками, отличным знанием современной англоязычной литературы, а за внешней хрупкостью скрывается стальной стержень человека волевого и целеустремлённого, человека с принципами, причём с принципами правильными и мне лично весьма близкими. Я, конечно, не претендую на объективность: Вера мне очень симпатична, я восхищаюсь её путём преодоления. Но если вы узнаете о ней побольше, то наверняка разделите симпатию.
Начнём с того, что ей лично пришлось бороться с идиотскими стереотипами, разделяющими прозу на мужскую и женскую (хотя проза делится на самом деле на плохую и хорошую); свой первый роман «Куда ушла Медея» (опубликован под названием «Меня зовут I-45») Вера была вынуждена поначалу обнародовать под псевдонимом «Артемий Дымов»; разумеется, разве девочка может писать жёстко, стройно, строго? Её удел – розовые сопли в рюшечках. Слава Богу, что дебютный роман Веры был опубликован под женским псевдонимом (Вера Огнева) и сразу попал в шорт премии «Интерпресскон» в номинации «Дебют». Мне до сих неловко, что в тот год премия досталась мне, а не Вере, это было не совсем справедливо.
Потом было продолжение, роман «Когда проснётся Марс»; к сожалению, книга не получила достаточного внимания читателей и критики. Однако Вера руки не опустила, писать не бросила; наоборот, пошла навстречу вызову, училась в мастерской Ольги Славниковой и добилась своего: новый роман «Павел Чжан и прочие речные твари» был замечен, отмечен шорт-листом премии «Лицей» и спецпризом журнала «Юность», а в 2021 году вышел в издательстве «Редакция Елены Шубиной» (АСТ).
Итак, о романе.
Во-первых, это отличная фантастика, крепкая мягкая (простите за оксюморон) НФ. Все в порядке с достоверностью: отлично продуманы организация общества недалёкого будущего, его технические, политические и социальные детали, причём всё выстроено логично и достоверно.
Во-вторых, это отличная литература: весьма продуманная конструкция, великолепный язык, выверенный, сдержанный, ни одного лишнего слова; динамичный сюжет, повествование в нужный момент ускоряется, а где-то течёт завораживающе-медленно, читатель вслед за текстом погружается в гибельную глубину – и вместе с героем успевает оттолкнуться ото дна, хотя каждый раз это даётся всё труднее…
А финал вообще рвёт сердце на части – но поселяет в нём надежду.
В-третьих и главных, это книга о людях. О взрослении, переживаниях, отношениях, о преодолении обстоятельств и воспитании себя, о травме, от которой не застрахован никто, и, самое главное и страшное, о насилии над детьми. О том, насколько мы уязвимы и насколько мы нечувствительны к страданиям других; о том, к каким жутким последствиям приводит нежелание общества раскрыть глаза на свою грязь и равнодушие.
Это могучий роман, следующий лучшим традициям отечественной классической литературы. Он о человеке, причём человеке нашего времени, а фантастическое будущее – всего лишь инструмент, умело автором применённый ради предостережения.
Всячески рекомендую. Обратите внимание на Веру Богданову: уверен, она ещё не раз нас порадует.