Джонатан Страуд «The Outlaws Scarlett & Browne»
Преступница Скарлет МакКейн после очередного удачного дела при достаточно странных обстоятельствах встречает мальчика по имени Альберт Браун — подросток с темным прошлым и не менее темным талантом. Вместе с ним она пройдет через разрушенную Катаклизмом Англию, населенную мутировавшими животными и Прокаженными. Их будут преследовать опасные силы, которые не остановятся ни перед чем, чтобы заполучить мальчишку. Скарлет должна добраться с ним до Свободных Островов — и желательно не умереть по пути.
Входит в:
Номинации на премии:
номинант |
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2023 // Подростковый роман (Великобритания) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
мишкинг, 24 ноября 2024 г.
Обычно мне книги Джонатана Страуда нравятся. Для меня это гарант качества, что меня ждет не просто залихватское приключение, но еще и взрослые вопросы и конфликты, которые я буду переживать вместе с персонажами. Но с этой книгой (я бы ее перевел как «Разыскиваемые Скарлет и Браун») что-то не то.
Завязка: Нас здесь встречает Англия после загадочного Катаклизма (не путать с Проблемой в «Локвуде»). Города разрушены, Лондон затоплен, по Выжженым Землям гуляют мутировавшие животные и Прокаженные (Tainted). Страна поделена где-то на шесть регионов, в каждом есть Выжившие — защищенные — города, живущие по своим законам. Верховодят в странах правящие семьи вместе с Высшим Советом Дома Веры (High Council of Faith House). Главная героиня Скарлет МакКейн — преступница с таинственным прошлым, дерзкая и неуловимая, которая играючи грабит банки, убивает и творит всякое беззаконие. После очередного такого ограбления в разрушенном автобусе она встречает паренька по имени Альберт Браун. Достаточно скоро выясняется, что с ним что-то не так.
Альберт мечтает добраться до Свободных Островов (Free Isles), где такие, как он, чувствуют себя в безопасности и не подвергаются гонениям. Скарлет в итоге плывет на эти острова с ним.
Как по мне, в этом самая большая слабость книги. Вначале, Скарлет говорит Альберту: «Я помогу тебе добраться до города, а дальше до свидания». Потом: «Я помогу тебе переночевать в гостинице, а дальше до свидания». Потом: «Я помогу тебе найти лодку, а дальше до свидания». Потом: «Я поплыву с тобой на Острова». При этом Альберт бесит ее своей наивностью и какой-то бесхитростной добротой. На голубом глазу паренек жалеет птичку, которая клювом чуть не пробила ему череп. Мешает Скарлет медитировать. Не видит, когда люди хотят его обмануть, пока не заглянет в их мысли. При этом иногда он показывает себя как подозрительный и непростой... но это только временами. В основном у него амплуа слабоумного средней дебильности. Возможно, в пятнадцать лет я бы посмеялся над комическими ситуациями в общении Скарлет и Альберта. Сейчас я скорее мыслил как Скарлет (которая уставала от его идиотства), но искренне не понимал, почему она его не бросит. Да, в конце автор намекнул, что был некий Томас... В одной фразе. И все.
У Скарлет нет прошлого — и это тоже минус. Да, она обаятельная, острая на язык, пожившая и повидавшая многое. Да, на последних пятидесяти страницах она задвигает пафосный спич... но на этом все. В «Амулете Самарканда» мы видим главного героя буквально с его детства. В «Кричащей лестнице» Люси тоже сразу рассказывает о своем прошлом. Это помогает проникнуться героем, делает его твоим другом. На Скарлет мне было в целом наплевать. Куда больше мне было интересно наблюдать за Альбертом, о пребывании которого в Стоунмуре рассказывалось перед началом каждой главы.
Что неприятно — это бесконечные мысли, что я это уже видел. Не знаю, тырил ли автор компоненты или само все так сложилось... но посудите сами:
- концепт — девочка идет в путешествие с мальчиком, у которого опасная, разрушительная сила, а за ними гонятся. Мне почти сразу это напомнило Plague Tale. Да, без крыс. Но похоже же.
- Дом Веры и доктор Коллоуэй в частности мне показались сильно похожими на Магистериум и миссис Колтер из «Темных начал» Филипа Пулмана. Стоунмур, соответственно, Больвангар. При этом Пулману удалось создать интересную героиню (Марису Колтер), которая творит ужасные, злые, непростительные вещи... но тебе интересно за ней наблюдать. И в конце ты переживал за нее. У Страуда доктор Коллоуэй вышла многообещающей... но недоработанной. Дай ей больше пространства в книге, больше сцен с ней, углуби ее историю, и вышла бы потрясная злодейка. Но у нас авантюрные приключения, и на это у автора не было времени.
- Прокаженные (Tainted) — ну, это зомбаки из любого ужастика. Единственное что, я не понял, зачем они упоминались. Была лишь одна сцена, где они участвовали. И то, лично я не проникся.
- персонаж с опасными способностями, которых он боится — Эльза из «Холодного сердца» (правда, он не поет «Отпусти и забудь»).
Подобно всем своим книгам, Страуд не говорит, как мир докатился до описываемого. Однако, зная «Локвуда», я могу предположить, что это одно из тех ружий, которое провисит на стене до самого конца.
Читалось легко, от некоторых событий было не перевести дух. Но при этом в историю не хотелось возвращаться, а иногда я откровенно зевал, попутно бормоча: «О, а этот персонаж как из «Дома странных детей» Риггса». Мне не хватило лора мира. При этом книга, безусловно, очень киношная и играбельная, тут бы экшн-кино или игру забабахать, фундамент есть. Но как самостоятельное произведение слабовато. Понятно, что автор рассчитывает раскрыть все в продолжении. Вопрос, стоит ли это продолжение читать.
Спасибо за внимание =)