fantlab ru

Франсиш ди Понтиш Пиблз «Воздух, которым ты дышишь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Воздух, которым ты дышишь

The Air You Breathe

Роман, год

Аннотация:

Нескладная сиротка Дориш работает на кухне в усадьбе сахарного плантатора на севере Бразилии. Она ничего не знает, кроме господского дома и окружающих его полей с сахарным тростником. Но однажды в доме появляется её сверстница, дочь хозяина Граса — красивая, умная и нахальная. Дориш и Граса, девочки из разных миров, оказываются связаны одиночеством в глухом уголке Бразилии, оторванном от всего мира. В душе каждой девочки живёт музыка. Одна обладает чудным голосом певчей птицы, а другая сочиняет стихи в такт мелодиям, что непрестанно звучат в ней. И обе мечтают погрузиться в большой мир. Музыка станет их общей страстью, основой их дружбы и соперничества и единственным способом сбежать от жизни, к которой они, казалось, приговорены. И однажды это удается. Их интимная, изменчивая связь на пару с музыкой определит их судьбу. Роман, охватывающий несколько десятков лет, от 1930-х до наших дней, перемещающийся из дремучего бразильского захолустья в сверкающий огнями опасный Рио-де-Жанейро, а затем в Голливуд, полон музыки. Самба, разухабистая и камерная, громкая и едва слышная, звучит с каждой страницы этой книги


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Тепляшина (1)

Воздух, которым ты дышишь
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги наподобие «Воздух, которым ты дышишь» встречаются редко, а прочитываются прям до эпилога ещë реже. Касаемо последней части утверждения, то дело не в том, что история не увлекает или не нравится какой-то конкретный аспект (хотя неоднозначных моментов в книге немало), или вдруг перевод подвëл. Нет, на мой взгляд, роман непросто одолеть из-за мешанины тяжелых сюжетных тем.

Нищета, сиротство, насилие, жестокость нравов прошлых лет, несправедливость и прочее. Книги от первого лица всегда наполнены личными переживаниями — этот роман сильно давит на эмоции. К сожалению, ещë в прологе становится заметно, что автор явно перебарщивает с количеством испытаний для главных героев. Но ничего, вскоре он уравновешивает всë нереалистичной удачей по части двух главных тем книги, да так уравновешивает, что даже не верится.

В процессе чтения мне оказалось сложно определить, какова же главная суть произведения, столько в нëм всего.

Спасибо есть красивое название, которое и раскрывает нам свои два главных сюжета. Первый — музыка. И это легко обосновать — роман посвящён бразильской самбе и пол книги мы только и будем читать про историю да традиции латиноамериканской музыки и пения. Воздух, которым ты дышишь, объем лёгких, голос, которым поешь — для Дориш и Грасы их природные музыкальные таланты являются основой взаимоотношений. Второй же сюжет о любви. Главная героиня с детства испытывает нежные чувства к своей лучшей подруге. Воздух, которым дышит Граса ценнее всего для Дориш и, наоборот, Дориш незаменима для Грасы. Музыка и любовь. Замечательно, не правда ли? Не совсем, ведь и то и другое в основном неудачно, а множество мелких счастливых случайностей в других сферах жизни и деятельности только подчëркивает общую безнадëгу. Везëт в любви, да не в той, не везëт в музыке, да иначе. Но трагедии, несмотря на ленивые потуги автора, не выходит, постоянное неудачное сглаживание углов, вроде бы, хороших драматичных моментов, почти в каждой главе хоронит логику произведения. Несчастная любовь? Да, но зато риск всегда оправдывается, а каждая ссора благополучно упирается в тупик и вскоре всë возвращается на круги своя. Голос так себе и детская мечта вдруг неосуществима? Ага, но зачем оно, если от песен Дориш и пения Грасы люди и так положительно сходят с ума, словно в фильме про убийцу-парфюмера. В этом главная беда романа — общая недожатость, недосказанность, что ли, словно автор на середине каждой главы отказывается доводить сюжетные конфликты до внятного итога. Персонажи преодолевают возникающие сложности по мановению пера автора, а не благодаря собственным стараниям, способностям.

Сюжет вообще сам по себе то двигается рывками, то буксует на месте, долгое затишье часто нарушается каким-то внешним вмешательством, герои ничего не решают, просто плывут по течению (то один благодетель поможет, то другой, то третий, то пятый, и это не преувеличение).

Главная героиня рассказывает о своей жизни: с младенчества до дряхлости. Огромный кусок времени (казалось бы), две страны, несколько президентов, десятилетия музыки, традиций, абзацы посвященные истории, но автор главным блюдом подаëт читателю описания, к большому сожалению! Как интересно было бы почитать про взаимодействия героев с тем, что автор так старательно расписывает не скупясь на детали. Но нет, в каждой главе мы будем пять страниц читать конспект по истории и только потом автор, возможно, вспомнит про своих героев. Вспомнив, он опишет нелогичную, давящую на чувства сцену между персонажами, а затем по сюжету пролетит несколько недель/месяцев/лет и мы получим ровно ноль развития хоть чего-нибудь по итогам сцены, только немного рефлексии от главной героини.

Недостатков у книги немало: перебор, как отмечалось выше, с, ну, прямо лекторским «просвещением» по части самбы, а с середины книги так вообще — резкие изменения в характерах, провал в реалистичности, сбитый темп, мизер не только адекватного, но хоть какого-нибудь общения между двумя главными героинями. Первая половина романа — история выживания девочки в пострабовладельческой Бразилии, вторая половина — солянка из вольной жизни в развращëнном районе Рио с мафией, песнями, срачами по пустякам и горкой нереалистичных крайне удачных совпадений — дружба со вторым по влиятельности человеком в стране, например.

Не могу не отметить изрядно намозолившее глаза — проза о прошлом веке оказалась уж слишком современной. Персонажи размышляют, общаются, шутят, крутят романы, ломают стереотипы — на современный лад. Кажется, убери из текста порой встречающиеся непереводные обращения типа amor и, вуаля, перед нами обыватели двадцать первого века, хотя девяносто процентов описываемого действа происходит в 20-40 годы XX в.

Несмотря на нелепости и недостатки романа книга, на мой взгляд, в нескольких моментах получилась занимательной. Колорит и атмосфера Бразилии прошлого века, неплохо прописанные, пусть и не всегда достоверные персонажи, редкая тема музыки и вообще самбы — пожалуй, это всë за что можно похвалить. Если перетерпеть некоторую нелогичность, смириться с наивность автора и преодолеть общую тягостность и мрачность романа, то, в общем и целом читать может быть увлекательно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх