fantlab ru

Елена Михалкова «Тот, кто ловит мотыльков»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
30
Моя оценка:
-

подробнее

Тот, кто ловит мотыльков

Роман, год; цикл «Расследования Макара Илюшина и Сергея Бабкина»

Аннотация:

Богатая женщина уходит ненадолго из своего дома в подмосковном поселке – и исчезает бесследно.

Другая, живущая в глухой деревне, идет в лес – и не возвращается.

О первой говорят, что она сбежала от нелюбимого мужа.

О второй – что она заблудилась.

Частным детективам предстоит выяснить, правда ли это.

Что скрывают дома пропавших? Почему следы обеих обрываются так странно?

О новом расследовании Макара Илюшина и Сергея Бабкина читайте в детективе Елены Михалковой «Тот, кто ловит мотыльков».

Как жаль, что ничто не дается просто так... легко и весело. Если деньги просто плывут в твои руки, это не значит, что ты гарантирован от измен, страданий, смерти. Если ты легко и просто манипулируешь людьми — это вовсе не значит, что однажды они станут манипулировать тобой. Все благие дела наказуемы, если ты ждешь за них вознаграждение и благодарность. Делай добро и бросай в воду... И будешь жить долго и в ладу с собой.

Входит в:


Издания: ВСЕ (1)
/период:
2020-е (1)
/языки:
русский (1)

Тот, кто ловит мотыльков
2021 г.

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Таволга не та Волга

Самба белого мотылька

К детективам по розыску пропавших людей обращается Жанна Баренцева с просьбой найти ее сестру Оксану. Успешная предпринимательница жила в окружении семьи в коттеджном поселке, разумеется, элитном, охраняемом. напичканном камерами. В нескольких домах и домиках баренцевских владений, кроме сестер, живут постоянно муж и дочь Оксаны, их с Жанной двоюродный брат; гостит подруга, музыкальный педагог с тремя учениками; куча обслуги: горничные, садовник, мастер-на-все-руки. Однако пропала Оксана не оттуда, она уехала утром накануне, днем ненадолго вернулась и снова покинула дом, ни с кем не поговорив. На звонки с тех пор не отвечает, сообщений не присылает.

Исключив проблемы, связанные с бизнесом (от активных дел Оксана в последний год отошла) и похищение ради выкупа, классическое «ищи кому выгодно» тоже кажется выстрелом в пустоту: муж, обычно выступающий основным подозреваемым, не получает ничего, наследниками указаны сестра и пожилая мать, живущая в Запорожье. Но Жанна сама дополнила наймом Бабкина с Илюшиным заявление в полицию. Исчезнувшая известна любовью к рискованным схемам и адреналину, во-многом благодаря этому, на исходе девяностых и в нулевые заложила основу нынешнего благосостояния. Возможно в сытой и благоустроенной сегодняшней жизни ей не хватает драйва? Тем более, что в ходе поисков Макар с Сергеем натыкаются на записи со внутренней камеры наблюдения, установленной самой Оксаной и зафиксировавшей ее встречи с разными мужчинами, которые вполне можно отнести по разряду домашнего порно.

Укатила на Юг с молодым любовником? Но почему ее машина найдена возле железнодорожного полустанка, телефон в канаве на Промзоне, а возмущенный продавец фейерверков, доставивший по ее заказу туда свой товар в количествах, так и не смог передать салюты и получить за них деньги? Основное расследование перемежается, другим, которое решительно выходит на передний план — жена Бабкина, Маша, согласившись пожить несколько дней в деревенском доме подруги, приглядеть за ее породистыми курами и поработать в первозданной тиши над переводом новой книги, оказывается в центре событий загадочных и пугающих.

Таволге, население которой составляют полтора землекопа из мультика — восемь человек: две старухи, старик, девочка, неприятная супружеская пара и крепкая женщина староста — Таволге есть, чем удивить Машу и читателей. А в сравнении со страстями, кипящими в этом богом и людьми забытом месте, тревоги и беды обитателей престижного Подмосковья кажутся проблемами жителей Барбиленда. Если вы читали «Последнюю любовь бабы Дуни» Алины Бронски, эта история неплохо дополнит «деревенскую» часть «Того, кто ловит мотыльков», только здесь все круче, хтоничнее и, как бы лучше сформулировать — живее. Все живые и настоящие. Я не жила деревне, но из бабы моей, вывезенной оттуда в двадцать лет, следующие 66 лет в столице Казахстана, деревни не вывезли. Деревенские отличаются, это не снобизм горожанки, просто так есть, и Михалкова умеет в живых людей, там где у русской немки Бронски аккуратные симпатичные схемы.

Интересно и жутковато, социальный аспект «два мира — два Шапиро» смягчен и размыт, но присутствует, без педалирования, под сурдинку. И обе детективные линии завершаются раскрытием преступлений в классических традициях, хотя не без участия симпатичного бога-из-машины в части Маши. А я на этой ударной ноте сделаю перерыв в чтении книг Елены Михалковой.

Оценка: 9
[  0  ]

Ссылка на сообщение ,

Не очень люблю про Машу, но в этой книге было интересно, немного похоже на бредовый сон. К сожалению, слушали книгу в очень неудачной озвучке. И это испортило всё впечатление. Книги Михалковой идеальны для прослушивания в пробках, по дороге на работу и обратно. Легкие, занятные, позволяющие быстро отгадать преступника (это дарует некую сопричастность расследованию), но в этот раз этот «жирный» голос всё испортил.

Оценка: 6
[  4  ]

Ссылка на сообщение ,

Мне почему-то всегда хочется покритиковать детективы Михалковой, хотя я исправно читаю последние. И этот не исключение, хотя я так зачиталась вечером, что отвлеклась только в 3 часа утра (птицы включились), и оказалось, что самое время идти встречать рассвет. В общем, уже это точно было не зря.

В данном случае мы имеем вариант «два в одном». Пока Бабкин с Илюшиным расследуют дело об исчезновении отошедшей от дел бизнес-леди, Маша отправляется в деревню с романтическим названием Таволга сторожить куриц своей подруги и ввязывается в опасную историю, связанную с исчезновением одной из деревенских жительниц. Куча всяких человеческих типажей определенно украшает повествование.

Почему эти два совершенно несвязанных детектива запихнули под обложку одной книги – непонятно, но кто же будет возражать против увеличения удовольствия вдвое (хотя Маша каждый раз настолько рациональная и правильная, что ее хочется пришибить веником). Как обычно, сами сюжеты прекрасны одновременно своей продуманностью и полным неправдоподобием. «Вы приматываете к голове кусок овечьей шкуры, издалека напоминающей кудряшки». Но кто ищет в детективе правду жизни?

В общем, это еще одна хорошая отдыхательная книжка. Все остальное будет спойлерами.

Оценка: 8
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

֍ ОГРОМНАЯ КРОПОТЛИВАЯ МУРАВЬИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ֍

ЦИТАТА «Вот она, настоящая работа! Не озарения, которые к делу не пришьешь, не всплески интуиции, а огромная кропотливая муравьиная деятельность».

(Елена Михалкова. «Тот, кто ловит мотыльков»)

Кому-то не хватало настоящего детективного расследования в романах Елены Михалковой? На этот раз в своей новой книге из цикла под условным названием «Илюшин – Бабкин» – «Тот, кто ловит мотыльков» (2021 г.) она потрафит вкусу тех читателей, кому интересно следить за кропотливой и нудной работой сыщиков, которые занимаются розыском пропавших людей: в полной мере можно будет «насладиться» вместе с Макаром Илюшиным и Сергеем Бабкиным сбором улик и логическими рассуждениями – решением непростых и запутанных головоломок.

Казалось бы, после Карельской истории («Прежде, чем иволга пропоёт») знаменитые по циклу частные сыщики должны надолго «залечь на дно» – отойти от дел и даже, что тандем Илюшин – Бабкин распадётся, но бравые детективы снова берутся за дело. Для любителей и поклонников творчества Елены Ивановны это должно стать приятным обстоятельством. Меня, например, роман не разочаровал, хотя начало, на мой взгляд, несколько затянуто и скучновато.

Интересна структура произведения: не просто «книга в книге», а вполне две обособленные самостоятельные сюжетные линии, которые не пересекаются между собой – автор чередует главы романа, погружая читателя то в одну, то в другую историю, и только в эпилоге эти линии сходятся.

В «Тот, кто ловит мотыльков» Михалкова собрала целый букет женских типажей, распределив их и в городе, и в деревне. Персонажей – очень много – характерная черта романов цикла «Илюшин – Бабкин». Но что приятно при этом – автор умело подбирает имена, характеры, выделяет яркие черты действующих лиц так, что читатель их легко запоминает и не путается.

На этот раз Елена Ивановна (наконец-то!) делает значительной роль жены Сергея Бабкина – Маши (Марии Анатольевны). Именно она определяет одну из сюжетных линий – деревенскую. В семье Бабкина имеется ещё сын Маши – Костя. За время цикла произведений мальчик должен уже подрасти и, возможно, автор напишет ещё историю с Костей в главной роли… Как знать?

История Маши в вымирающей деревне на 8 дворов с поэтическим ботаническим названием Таволга (так и крутится на языке – вязолистная) – невероятно интересная, хотя и мало правдоподобная. Ну и пусть. Зато эмоции – зашкаливают, а это немаловажно для жанра развлекательной литературы.

Маша не играет роль детектива. Деревенская сюжетная линия, скорее, приключенческая и социально-психологическая. Хотя без трупа и крови тоже не обошлось… Но главное в романе – это психология, характеры и судьбы людей: им автор уделяет особое внимание, делая роман запоминающимся.

Расследования Илюшина и Бабкина – отдельная сюжетная линия. История занятная и, в отличие от деревенской, городская – более правдоподобная. Не всё, правда, понятно и есть, если не белые, то серые пятна… Но это моё субъективное мнение. К тому же книга – это роман и в выдумке автору не откажешь.

Всё в целом неплохо. Даже хорошо. Автор замечательно передаёт атмосферу нынешнего времени. В тексте много новых современных понятий: худи, бомбер, лонгслив, свитшот, худлон; хардкор, пассионарность, подкасты, косплей; пипидастр… В деревенской линии – удачно и необычно применяет фольклорные мотивы, а также любопытные (!) суеверия. Образы героев Михалковой – живые, красочные – легко рисуются в воображении и действуют согласно своим характеристикам. Но чего-то не хватило. Почти не стало цитат – афоризмов. От этого текст стал беднее. В более ранних романах афоризмов было оптимальное количество, и они очень радовали, украшая текст.

Оценка: 9
[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

Как тут уже говорилось, это две почти не связанные детективные истории. Правда, где-то к середине становится ясно, что механизм их развития довольно близок. Той истории, что случилась в элитном особняке, и той, что развивалась в глухой вымирающей деревне. И разбирательство в обоих случаях закончилось успешно. И силами двух опытных детективов, и стараниями женщины, имеющей к расследованиям косвенное отношение. Мне интереснее была история из деревни. Обитатели особняков успели уже слегка достать.

В целом не лучший детектив Елены Михалковой, но довольно удачный. Лёгкий грамотный язык. Напряжённый сюжет без ляпов и особых роялей в кустах. Отсутствие жестокости, пошлости, ненужной лихости, излишнего морализаторства. Ситуации маловероятны, но не невозможны. Классическому детективу в равной мере противопоказаны тривиальность и фантастичность. Вообще, на мой взгляд, пара Бабкин + Илюшин стала самым удачным проектом в сегодняшнем российском детективе.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх