Александр Куприн «Путаница»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ошибки в судебной и медицинской практике не редки. Эта история о случае, в результате которого здоровый человек лишился рассудка, став жертвой неблагоприятного стечения обстоятельств.
Первая публикация 25 декабря 1897 года под заглавием «Недоразумение» в газете «Жизнь и искусство» (№ 356), за подписью: А. К-рин.
Новый вариант рассказа под заглавием «Ошибка» опубликован 13 декабря 1900 года в газете «Одесские новости» (№ 5155).
Входит в:
— сборник «Полное собрание сочинений. Том 1», 1912 г.
— антологию «Сатирикон» и сатириконцы», 2000 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LinaSaks, 26 января 2020 г.
Трехмерность слов.
Малая проза отличается умением высказать мысль ясно, так, что ты не расползаешься по темам, а сосредотачиваешься только на той одной, которую доносит автор. Хотя, конечно, кто мешает расползтись по темам?) Мне нравится малая проза, нравится именно тем, как кратко и конкретно звучит мысль, что она не размазана, не уводит в более ответвленные темы, а накал страстей, боль или радость, не менее ярки, чем читать большой роман.
Вот и Куприн рассказал довольно страшную историю человека, который согласившись на розыгрыш не подумал о последствиях и сильно пострадал. Пострадал так, что исправить последствия стало невозможным. Надо сказать, что в этой истории сложно найти смысл. То ли не шутите так, то ли, что медицина в определенном направлении сильно не продвинутая была. А может быть про веру в людей... Но если ориентироваться на первую фразу рассказа, то рассказ должен был лишь развлечь. Ну, знаете, когда вы сидите в кругу друзей и реагируете на какое-нибудь слово, говорите «кстати» и едете по буеракам со своей историей, возможно вообще против течения общей беседы. Так и тут кажется, что рассказчик отреагировал на слово «рождество» и его унесло вдаль с этой историей.
"– Мне кажется, никто так оригинально не встречал рождества, как один из моих пациентов в тысяча восемьсот девяносто шестом году,– сказал Бутынский, довольно известный в городе врач-психиатр.»
Просто желание рассказать нечто необычное, увлекательное, может и посмеяться...
А вот такие рассказы я не всегда люблю, они действительно как вырваны из общей беседы и ты, не зная контекста, не можешь ни подтвердить, ни опровергнуть мысль автора. Пока тебе видится только трагедия человека в государстве, которое не сильно-то и желает разбираться что там и как, а заодно лечит психические болезни так, что человек ими начинает болеть. Это боль, а не развлекательное чтиво. Здесь нет иронии, только печаль от человеческих поступков. От того, что люди пошли на обман ради комфортных условий. Что люди не оценили последствия своего поступка и отправив телеграмму со злой шуткой, не позаботились шутку опровергнуть другой. Что люди оказываются за шорами своей профессии и уже не видят картины в целом, только определенный кусок, который подтверждает их правоту. Ну, и злоба человеческая никуда не уходила, ради маленькой мести, человек готов погубить того, кто их выше, сильнее, умнее, красивее, кто любимее, чем они, да мало ли того, в чем человек посчитал себя оскорбленным, да хоть в том, что кто-то его начальник.
От этого ты и удивляешься развлекательной стороне истории, которую задает автор, потому что она слишком страшна равнодушием и исполненным приговором. Но будем справедливы, история рассказана внятно, от самого начала, до финальной точки, она имеет и интригу, и раскрытие ее. Это отлично написанное произведение. И история своей трагедией создает объем, этакую трехмерность плоского двухмерного текста) Это не сухой рассказ, это жизнь человека. Даже не кусочек жизни, а именно жизнь.
Вот и получается, что ты хоть и не знаешь контекста для рассказа этой истории, сам для себя находишь главную тему и можешь восхититься талантом автора подавать малую форму, под соусом большой истории.