fantlab ru

Сергей Недоруб «Лунарушка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.38
Оценок:
39
Моя оценка:
-

подробнее

Лунарушка

Другие названия: «Лунарушка»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Начиналось все так: — Хьюстон, у нас проблемы! — О’кей, парни, вам помогут русские.

А потом весь мир твердил о блистательном успехе великолепного «Фортитьюда», на фоне которого неуклюжие россияне угробили элементарный луноход на первой же высадке.

Кто сказал, что космос воплощает все личные стремления его покорителей?..

Примечание:

Ранняя версия рассказа была про Марс и предназначалась для космосборника от Литрес и Роскосмоса. Вошла в шорт-лист. В сборник не попала, и в другом виде, где Марс заменен на Титан, оказалась в сборнике «Лучшая фантастика-2022», ISBN: 978-5-17-145355-8.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2023 // Повесть, рассказ


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Наваждение. Лучшая фантастика — 2022
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ категорически не понравился.

Во-первых, довольно значительную часть текста занимают наукообразные объяснения принципа сверхсветовой связи с помощью которого русские управляли сначала своим луноходом, а потом и американским дроном. Вся эта часть написана столь подробно и столь нудно, что читать как минимум треть небольшого произведения просто невозможно. Собственно, только за это оценка рассказу выше шестёрки бы не поднялась бы при любых прочих обстоятельствах.

Во-вторых, этот рассказ выставляет русских идиотами. По сюжету на МКС и русские, и американцы управляют дронами. Наши – на Луне, американцы – на поверхности Титана. В результаты непредвиденных обстоятельств американцы теряют управление над своим аппаратом и бегут за помощью к нашим космонавтам, которые в этот момент тестируют секретную систему сверхсветовой связи. В сложившейся ситуации командир российского сегмента МКС Николай Артемьев плюёт на интересы Родины и раскрывает этот самый секрет американцам. В результате американский дрон находит воду на Титане, а в воде – бактерии, то есть ту самую инопланетную жизнь, о встречи с которой человечество так мечтало. Мир ликует, американцы на коне, наш луноход – разбился, о России никто не вспоминает, а главный герой объясняет свою измену Родине интересами всего человечества. Дескать, пускай наши геополитические оппоненты узнали секрет сверхсветовой связи (самым непосредственным образом влияющий на оборону любой страны), зато теперь люди на Земле знают, что они не одиноки во вселенной!

Самое мерзкое, что автор целиком на стороне своего героя. Подумаешь растрепал противнику секрет государственного масштаба! Подумаешь поставил под угрозу жизни ста сорока миллионов сограждан! Главное, что американский титаноход спасён и передал на Землю ценную информацию!

Так вот – это логика предателя. В литературе ближайший аналог Николая Артемьева – Анвар-эфенди из «Турецкого гамбита» Акунина, который на протяжении романа умышленно гробит свою страну ради абстрактного блага Западной Европы и Северо-Американских Соединённых Штатов. А в реальной жизни к Артемьеву ближе всего Вадим Бакатин – последний руководитель КГБ, который передал американцам схемы подслушивающих устройств в посольстве США в СССР. Вот примерно такой персонаж и является главным героем «Лунарушки». Стоит добавить, что помимо героя-предателя и остальные русские выставлены законченными кретинами (что его напарник, выполнивший откровенно преступный приказ, что ЦУП, который по непонятным причинам самоустранился в ключевой момент).

Итог: видимо рассказ должен символизировать готовность русского народа пожертвовать своими интересами перед интересами человечества. Но в итоге из-под пера Сергея Недоруба вышла довольно мерзкая история о том, что ради сиюминутных* интересов другой страны нужно пожертвовать интересами своей Родины. А это какое-то лакейство высшей пробы.

* – в конце концов через десять-двадцать лет американцы или китайцы послали бы к Титану новый аппарат, так что никуда бы секрет инопланетной жизни от человечества не делся бы.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, достойный внесения в золотой фонд твёрдой научной фантастики.

Детально описанный быт космонавтов, сложнейшая операция по дистанционному управлению, драма и пафос Дальнего Поиска. Мысль о том, что Космос и Человечество — выше границ и наций, и личный провал может быть большим прыжком вперед для всего человечества.

Стоящая вещь.

10(ШИКАРНО)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Фортитьюд»

Мини-рецензия на «Лунарушку» Сергея Недоруба

Космос будоражит воображение практически всем людям. Однако со временем одни растворяются в земных делах, другие идут работать в космическую отрасль и становятся, как парадоксально это ни звучит, ещё дальше от грёз о холодных просторах Вселенной, и лишь немногие остаются восхищаться ею и дальше.

Мне хочется верить, что я, формально подпадая как раз под вторую категорию, но занимаясь отнюдь не космическими исследованиями, ещё сохраняю любовь к космосу как горизонту человеческой мысли. Большинство же героев рассказа действительно стали частью космической отрасли настолько, что сам космос становится не так им важен.

Один только Николай Артемьев понимает, что космос — это больше, чем люди, чем вся раздробленная на склочные стайки цивилизация, и порой национальная гордость должна уступать место личному, зачастую мало кому известному подвигу.

Помимо столь глобального буквально слоя рассказ содержит ещё один, который и держит читателя до самого конца. Меня восхитило, как часто автор обращается к такому «сказочному» тропу, как олицетворение, и при этом не переходит ту незримую черту, за которой звери начинают говорить, а роботы — мыслить самостоятельно.

Какие-нибудь зануды смогут отыскать технические огрехи описаний, но на самом деле не так уж и важен их поиск. Впрочем, меня самого немного смутило объяснение, как осуществляется работа с луноходом в условно реальном времени, но ведь именно тут и зарыто главное фантастическое допущение произведения, так что это тоже не повод для беспокойства.

Есть, правда, ещё такое допущение, как время действия, которое я не смог толком определить. Вроде бы Артемьев вспоминает, как «Пирс» меняли на «Науку», а вот миссию США и ЕКА на Титан отложили с 2020 года на неопределённый срок, да и наши успели запустить луноход «Лунарушка», чьё название я то и дело додумывал почему-то в женском роде. Если не считать самоходов и технологии Сергеенко, то будущее кажется сильно похожим на наше время, но это лишь добавляет достоверности прочитанному.

Впечатление от рассказа сложилось весьма приятное. Он трогательный, красочный и преимущественно убедительный. И всё-таки хотелось бы, чтобы космос исполнял мечты не только чьи-то чужие, но и наши собственные.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня это ретрофантастика. Причем смесь 60х и 90х. Наша космонавтика лучше всех, но мы ценою своих наработок спасём американский спутник, во славу НАСА и в убыток Роскосмоса., Короче — теория заговора, где все нас обижают. Может НАСА и Роскосмос в рассказе не упоминались, но смысл такой. Все опровергается давними тезисами: если мы такие умные, что же мы тогда такие бедные, и неча на зеркало пенять. Я такое не люблю. По поводу фантдопущения.... Количество умных терминов меня не убедило, но это уже было вторично.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно слабый рассказ.

1. Избыток подробностей, при минимуме действия. Первые 90% текста без потерь можно было бы сократить на 2/3.

2. Противоречивая концепция. Прорывная технология — но формула умещается в 2х абзацах текста. В результате остается в «голове» у одного из главных героев — но при этом каким-то чудом была реализована и добралась до Луны. Так есть она или нет? Что бы идею довести до практической реализации нужно пахать и пахать. А если пахать, то и воспроизвести второй раз не проблема.

Финал можно рассматривать как позитивный — Пожертвовали во благо всего Человечества, только до конца не понятно Чем пожертвовали?

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда было интересно, а что если бы во времена холодной войны существовал интернет? И казалось, что это взаимоисключающиеся понятия. И там бы увидели, что тут людей не режут на колбасу, и мы бы увидели, что негров не линчуют.

Но вот и интернет есть, и StasKr. Кругом враги.

А рассказ хороший, олдовый такой, уютный. Хотелось бы жить в мире, в котором люди принимают такие решения.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне на удивление понравилось. На удивление — потому что с самого начала язык рассказа царапал избытком эпитетов и какой-то приторной восторженностью в описании техники, фактически одушевлением механических аппаратов. Но это в итоге не помешало оценить рассказ по достоинству.

Во-первых, он про космос. Фантастика ближнего прицела, где несколько увлечённых своей работой людей решают технические проблемы и бросают вызов почти невозможным задачам. Во-вторых, действие рассказа происходит на МКС, где находится место, не смотря на национальные и государственные преграды, взаимовыручке и совместной работе. Что в нынешней мировой обстановке кажется почти что ретрофантастикой (очень надеюсь, что только кажется). В-третьих, это операция по спасению. Пускай и с участием механических аппаратов. Где нашлось место и спасению, и трагедии. Ну и наконец последнее — здесь один из героев стоял перед сложным выбором, и он выбор этот сделал, приняв все возможные последствия. И мне кажется, что это тоже жертва — жертва краткосрочным личным триумфом ради мечты о более грандиозном будущем (пускай даже реализовывать эту мечту уже явно придётся кому-то другому). То есть ситуация и выбор намного сложнее, чем может показаться на первый непритязательный взгляд. И эта сложность тоже подкупает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма удачный пример того, какой именно должна быть современная Фантастика, востребованная потенциальной читательской аудиторией. Пример той «параметрической конкретики», которая все настойчивее пробивает себе дорогу к оной аудитории.

Поскольку поджанров, стилей и прочих сегментирующих аспектов тут полным-полно, то речь — конечно же — вовсе не о конкретике толщины брони межзвездных линкоров, длины ушей у эльфов или скорости восстановления адекватности индивидуума после ментального удара. Речь — вовсе об ином. И оное иное — чтобы не растягивать пояснения — всего в трёх секретах Полишинеля, а именно:

*** «биленковский» стиль подачи информации: без нудятины пояснений, но с необходимым набором деталей, не заставляющихся догадываться о сути, ровное, адекватное восприятие обычных буден обычных людей;

*** «стругацко-герберторовско-логиновское» равновесие «фантазийного» и «человеческого»: серьёзные ментальные экзерсизы о сути живых людей в декорациях эффектного фантазийного театра, а не повествование о технических фокусах в окружении картонных персонажей;

*** обязательная дань товарному окружению: драйв, интрига, конспирология, эротика, агрессия и прочая, прочая, прочая — что там автору под руку попадётся.

Отличие того чтива, что — соблюдая оные требования — станет гениальнейшим, востребованным у 100% аудитории, всего лишь в том, чтобы соблюсти гармонию оных требований. Не более того. Ну, а те, которым гармонии достичь не получится — просто будут востребованы. Причём, чем ближе к идеалу гармонии — тем более востребованы

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх