Александр Куприн «Колесо времени»
- Жанры/поджанры: Реализм | Любовный роман
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Крутится колесо времени, не остановить его, как и течение сладко-горьких воспоминаний о любви, случившейся между мужчиной и женщиной, русским и француженкой, Михаилом и Марией. Кто знает — может все бы повернулось иначе, но время ушло...
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Аудиокниги:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 4 декабря 2022 г.
Не скажу, что очень понравился, но всё же признаю: роман, безусловно, сильный. Поскольку доминирующая роль в произведении отведена лирике, читатель невольно начинает сопереживать героям-любовникам. А поскольку Михаил в итоге не оправдывает ожиданий, то и впечатление от книги остаётся несколько смазанным. Ну, вот как-то так, наверно.
Сложно сказать, что именно отталкивает в Михаиле. По большому счёту, ничего плохого он не допускает, а история заканчивается знаменитым и очень понятным «лодка любви разбилась о быт». Извечная история, в которой каждый, наверное, повёл бы себя похожим образом: если любовь превращается в привычку, в обыденность, то эгоизм человека перевешивает и человек становится нетерпеливым к маленьким, но раздражающим несовершенствам своей второй половинки. А тут ещё эти зелёные ботинки...
В общем-то, финал немножко предсказуем, исходный договор любовников предусматривал подобный исход — оборотная сторона этой вашей свободной любви.
ant_veronque, 24 апреля 2019 г.
И почему я в детстве не любила Куприна? В последнее время Куприн меня исключительно радует. Как написано, какой чудесный слог, и интересно! Хотя я и не всегда разделяю позицию автора (или не всегда понимаю) и героев, но читать очень нравится.
Вот и здесь весьма необычная героиня, я бы сказала — мужская мечта. Не разделяю ее позиции по поводу отношений мужчины и женщины, но не восхититься Марией трудно. Но человек привыкает ко всему и неизбежно то, что в его жизни приобретает признак постоянного, начинает воспринимать не как что-то чудесное, а как должное, само собой разумеющееся. И вот Мария стала для главного героя, ее любимого Мишики, тем самым должным, ну, или почти стала. Разве он ее разлюбил? Нет. Стал хуже относиться? Нет. Но пропало то восхищение, ощущение счастья, счастливой случайности, придыхание.
«Постепенность и привычка – жестокие обманщицы: они работают тайком.»
Убедившись в этом, Мария оставила его навсегда. Я бы так не поступила, потому что не смогла бы и потому что считаю неправильным в такой ситуации так поступать. Я ориентирована на семью, на стабильность, на уверенность в завтрашнем дне. Я уехала бы на время, чтобы соскучился, чтобы чуть отвык, но обязательно бы вернулась. А Мария — это сиюминутное чувство, сиюминутное желание, эмоция, Мария не могла позволить отношениям с мужчиной превратиться из любви в привычку и пресекла это превращение в самом его зародыше. А ведь как это нелегко — разорвать навсегда, когда не твое чувство пресыщается или гаснет, а того, кого ты так сильно любишь.
«Или, например: вот прошло некоторое время, и скучны тебе стали, приелись мои ласки. Вместо праздника любви наступили утомительные, мутные будни. Скажи мне прямо и просто, как другу: прощай. Поцелуемся в последний раз и разойдемся. Что за ужас, когда один не любит, а другой вымаливает любовь, как назойливый нищий!»
Мне не в чем упрекнуть главного героя. Куприн очень точно и подробно описал, как трансформируется чувство, какие неожиданные мелочи могут на это влиять, как то, что еще вчера восхищало и радовало, сегодня почему-то начинает раздражать. Мы не можем управлять своими чувствами и не можем повернуть время вспять и переиграть даже минутку своей жизни, вот в чем грустная неизбежность.
P.S. И конечно, кроме основной темы у Куприна много эпизодических. Особенно было отрадно читать о русском эмигранте, способном к самокритике и критично относиться к некоторым русским особенностям, после задаваки учителя-англичанина Бронте.
ii00429935, 25 июля 2016 г.
Можно ли охарактеризовать большого писателя одним словом? В случае с Куприным я бы рискнул — это слово « страсть». Александр Иванович страстно любил жизнь во всех ее проявлениях, этим чувством пропитаны все его книги. Вот и « Колесо времени» — история страстной любви загадочной женщины с библейским именем Мария и русского эмигранта Михаила во Франции 20-х годов прошлого века...
Я не устаю удивляться многогранности таланта Куприна. В « Колесе времени» он проявил себе и как тонкий лирик, и как настоящий философ ( глава 7 « Трактат о любви»). Куприн, безусловно, любил свою Родину, но не боялся говорить и о темной стороне русской души (глава 8 « Мадам Дюран»). Современным ура-патриотам есть чему поучиться.
А вот главный женский образ показался мне несколько искусственным. Очевидно, Мария воплощает представление автора об идеальной любви, которую встретить один шанс на миллион и которую герой- рассказчик не сумел по- настоящему оценить. Но увидеть в этой героине живую женщину, боюсь, будет трудновато. Тут вспоминается Олеся из одноименной повести Куприна. Идеальное и материальное в этой девушке соединились гораздо удачнее.
strannik102, 27 марта 2016 г.
Читал и на втором плане непрерывно крутилась несколько отделённая от содержания мысль — насколько далека, непонятна и чужда для Советской Республики и для всей СССРии была эта книга, написанная в 1929 году в эмиграции. Насколько она тематически, сюжетно и композиционно, энергетически не соответствовала обстановке в стране советов. И конечно же она вряд ли могла быть принята и понята основной массой населения страны, разве что только интеллигенция и так называемые «бывшие» могли и понять и принять.
А ведь книга по современным меркам вполне нормальная, с некоторым эмигрантским душком, однако вполне извинительным и малозаметным, да и вообще не являющимся изъяном. Обычная история не совсем обычной любви, история отношений между мужчиной и женщиной, с возникновением чувств и прочего и с подробной динамикой и коллизиями внутреннего и внешнего. И способность Куприна быть тонким психологом точно отражается в том, как и куда развивался сюжет и как и куда развивались отношения...
А ведь как будто подглядывал, а?