FantLab ru

Дэвид Вебер «Из тьмы»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.48
Голосов:
157
Моя оценка:
-

подробнее

Из тьмы

Out of the Dark

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

На Землю нападают кровожадные инопланетные захватчики, поражение людей кажется неминуемым, однако помощь приходит с неожиданной стороны...

Входит в:

— антологию «Воины», 2010 г.


Похожие произведения:

 

 


Воины
2012 г.
Воины
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Warriors
2010 г.
(английский)
Warriors 2
2011 г.
(английский)
Warriors
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый емкий отзыв на данное произведение сидит в голове у всех, кто в свое время читал сказки Александра Сергеевича Пушкина...

Дескать, родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому зверушку...

Уж лучше бы Вебер сочинил нечто ура-патриотическое, вдохновляясь фразой, которую выкрикивал, выпрыгнув из окна Джеймс Форрестол. «Русские идут!». Тогда веберовские словеса об американско-румынском боевом братстве и впрямь были бы весьма актуальны. И душил бы в конце повести своими чернокожими руками негр с фамилией Бачевски не собакоголового шонгайрийца, а того самого русского Ивана, жуткий образ которого гнездится в подкорке у любого уважающего себя американского милитариста...

И звали бы этого Ивана либо Хрущев, либо Брежнев, либо Ельцин... Во всяком случае, для румын Вебер использовал исключительно фамилии видных тамошних политиканов прошлого, хотя все же разумно обошелся без сержанта Чаушеску и лейтенанта Антонеску...

Зато идею внедрить в милитаристский текст о решающей битве армии США с межпланетными ордами захватчиков некоего господина по имени Дракула, боюсь, подсказал Веберу некий Чепушеску...

Так откровенно применить против космических агрессоров старую античную фишку под названием «деус экс махина»...

Да не просто тут махину применили, а такую лязгающую, грохочущую, скрипучую, что, видимо, последний раз ее смазывали по личному приказу императора Гая Юлия Цезаря Августа Германика, более известного под ником Калигула...

И вот только что было несокрушимое инопланетное воинство, как проплыл какой-то сиреневый туман, окутал пришельцев, выпил их кровь и полетел в глубины Вселенной насаждать там демократию...

Вместо постскриптума, поделюсь интересным фактом. Оказывается, среди разных теорий заговора есть и такая, согласно которой Форрестола все же выкинули из окна, чтобы он не рассекретил сведения об НЛО...Вот ее адептам и стоит порекомендовать сию повесть...

Настоящий постскриптум. Прочие произведения Вебера мне читать не доводилось. Может быть, ему и впрямь категорически противопоказаны малые формы. Но инъекция хорошего литературного вкуса ему тоже не повредит...

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чуть ли не единственное на моей памяти произведение, где люди в сравнении с галактическими цивилизациями — не ущербные, никчёмные, кровожадные, тугодумные, примитивные создания, а как минимум равные. Может, это просто совпадение, но во всех «космооперах», что я читал, проводилась именно такая мысль — люди примитивны и ничтожны рядом с инопланетянами. Здесь же мы показаны вполне адекватно и достойно.

Это первое творение Вебера, что я прочитал. В «Из тьмы» автор старается показать сущность человека. Не опускаться до примитивных аналогий и сравнений, а задействовать в сюжете инстинкты человека, то, что составляет нашу природу. Защита ближнего своего — то, что вело нашу цивилизацию от её зарождения до нынешнего состояния. Хоть и есть несогласные с этими «животными» инстинктами;). Эта идея делает повесть не просто интересной, она делает её глубокой, придаёт ей смысл.

Один из воинственных народов «колонизируя» Землю здорово обломал зубы уже на раннем этапе — даже лишившись половины населения, даже потеряв всю связь, даже не имея какой-либо центральной власти, люди всё равно чуть ли не зубами готовы рвать захватчиков. Не считаясь с потерями, не имея шансов на победу — просто защищая своих близких, тех, за кого они ответственны. Так наши предки дрались с фашистами и французами, аборигены — с колонистами, славяне — с турками, евреи с римлянами, греки — с персами, шумеры с эламитами и т.д. Чаще проигрывали, но иногда — побеждали. Именно потому что сражались до последнего и любой ценой. Потому что не хотели покориться и «цивилизоваться». Ибо пацифисты — очень быстро сходят с арены истории и становятся генетическим материалом для более сильных народов.

Вебер моделирует, пытается анализировать сущность и причины колонизации, завоеваний. Показать, почему именно на Земле данная схема дала сбой. Почему десятки народов были покорены, а на людях космические хищники так сильно забуксовали.

Но технологии есть технологии. Даже если сражаться насмерть — против орбитальных бомбардировок шансов немного. Потеряв надежду колонизировать Землю, захватчики решают просто выжечь её. На нашей планете они встретили две вещи, которых больше нет нигде во Вселенной. Первая, несравненное мужество и упорство, заставили отказаться от надежд завоевать людей. Вторая, куда более ужасная и противоестественная, ударила их в ответ с такой силой, что вражеский адмирал в конце повести воет в ужасе от осознания будущего своего народа. Ибо ответ ему придётся держать полный, размашистый, очень и очень щедрый.

Ставится ещё важный вопрос — как остаться человеком, как помнить и не забыть всё то человеческое, что в тебе есть. И на это тоже ответ даётся.

«Из тьмы» сильно напомнило мне сразу несколько произведений. «Тупик» Тертлдава, где иноземные завоеватели оказываются неготовы с встрече с людьми, несут полное поражение и буквально на блюдечке приносят им ключ к власти над Галактикой. «Каратель» Беркема Аль Атоми, где враги несут страшную, полновесную ответственность за всё то, что совершили, где человеком владеет страшная, кровавая жажда мести, возможности дать ответ. И «Быть человеком», где во главу угла поставлен вопрос:«Как остаться и быть человеком?».

«Из тьмы» — лучшее произведение антологии. Самое глубокомысленное и оригинальное. Творения Вебера я ещё почитаю точно.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта небольшая повесть по жанру сначала представляется классической научной фантастикой. В Солнечную ситему вторгается флот пришельцев с санкцией от галактической Гегемониии на захват Земли и подчинение ее жителей. Однако санкция подразумевала, что на Земле существует весьма отсталая цивилизация, в то время как по прибытию, захватчики обнаруживают, что земляне успели весьма сильно продвинуться вперед по сравнению со временем последнего посещения. Цивилизации такого уровня находятся под защитой Гегемонии пока они не достигнут уровля достаточного для вступления, либо... не уничтожат себя сами. По идее пришельцам следовало развернуться и улететь восвояси, но...

И да, по прочтении выясняется, что это все же не совсем научная фантастика. Если хотите догадаться почему до того, как дочитаете, то обращайте внимание на географические названия.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не зря Д. Вебера называют мастером современной военной фантастики, в этом я убедился выборочно ознакомившись с произведениями, посвященными его главной героине — гардемарину Виктории Харрингтон. В этом плане данная повесть вызывала интерес — сможет ли автор держать марку без помощи Вики, ведь это единственная внецикловая повесть в его творчестве. Сразу скажу — может, произведение понравилось, хотя определенные недочеты всё же имеются. Главные достоинства — сюжетная динамика, психология пришельцев, описания боевых действий, но главное — интересный эксперимент по смешиванию разных жанров, космоопера на тему вторжения пришельцев на Землю постепенно обогащается чертами мистического триллера, что неожиданно, кому-то это не понравится, но космоопера — это жанр вольно трактующий научность, здесь всё возможно.

На орбиту Земли прибывает флот космических захватчиков шонгайрийцев, одной из рас, входящих в состав Гегемонии. Несмотря на ограничения по колонизации разумных миров, командующий флотом пришельцев принимает решение о захвате планеты. Проводится массированная бомбардировка всех крупных городов и военных объектов, в одночасье погибает треть населения планеты, города превращаются в руины, а выжившие получают предложение сдаться и принять господство пришельцев. Однако, земляне не привыкли сдаваться, и во всех точках планеты возникают очаги вооруженного сопротивления. В одной из таких точек, на Балканах, оказывается отряд сержанта морской пехоты США Стива Бачевски, возвращавшийся домой из Афгана. В партизанской войне пришельцы несут большие потери и победоносный блицкриг оказывается под угрозой срыва.

В повести две сюжетные линии — в одной мы видим положение дел от лица шонгайрийцев, в другой — сопереживаем земным повстанцам. Даже в небольшом объеме произведения автору удалось передать всепланетный масштаб противостояния — отдельные боевые эпизоды разворачиваются в США, Румынии, Украине. Некоторый диссонанс вызывает акцентирование автора только на успешных боевых действиях землян. Немыслимые масштабы катастрофы, руины мегаполисов, миллиарды жертв среди гражданского населения — всё это где-то там, за кадром — статистика и не более. Из-за этого полностью погрузиться в состояние благородной ярости и сопереживать повстанцам получается не так просто. Только ближе к концу автор немного опомнился и начал показывать истинное лицо войны, перестав играть в одни ворота, это помогает, но не особо, если честно.

К раскрытию персонажей Вебер относится пренебрежительно, от этого становится почти безразлично следить за судьбой Бачевски и его соратников, они всего лишь юниты с именами и фамилиями, без предыстории и сентиментальных подробностей. Даже сам главный герой выглядит аморфно. Только ближе к концу повести я понял, что Бачевски — негр, хотя в начале автор упоминал о смуглом цвете его кожи, но для ветерана Афгана это естественно. Вкупе со славянской фамилией его образ становится комичным, сразу воспминается негр в буденновке из пародийной космооперы Г. Гаррисона про галактических рейнджеров. Мотивация есть, но предельно простая — месть за близких и друзей.

С другой стороны пришельцы показаны удачно. Мне очень нравится когда внешний облик чужаков не выдается в лоб в одном абзаце-описании, а постепенно складывается из деталей — тут упомянули про количество глаз, здесь про клыки или хвост, и картинка постепенно вырисовывается сама собой. Социально-психологические аспекты шонгайрийцев также выявляются постепенно, в ходе их взаимодействия с землянами, что тоже хорошо. Неожиданный финальный поворот смутно угадывается в самом начале, но поверить, что автор решится применить такой ход на деле — сложно. Финал можно назвать трэшовым в хорошем смысле этого слова, лично мне жанровые эксперименты нравятся, как способ оживить фантастику на тему вторжения — вполне годится, ведь стандартный сюжет после «Войны миров» Г. Уэллса практически исчерпал тему, Вебер же добавил что-то новое.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед чтением глянул только на невысокую общую оценку и неприятно удивился. Дэвид Вебер — один из моих любимых писателей и пишет он обычно бойко и интересно. Как же так? — подумал я и уселся читать. По ходу чтения сначала решил, что низкая оценка — это из-за банального сюжета о том как земляне партизанят против фашиствующих захватчиков извне. Потом грешил на читателей за предубеждения, поскольку партизанят американцы и румыны, а у нас всё-таки, как правило, не любят ни тех не других. Каюсь, был неправ, дело оказалось совсем в другом. Представьте что автор устроил быть может не идеальную, но довольно приличную чайную церемонию. Всё было сделано как полагается, но вот человек подносит чашку ко рту и вдруг оказывается, что туда кто-то всыпал ложку соли...

Вот такие дела. Будучи поклонником Вебера и достаточно «всеядным» в фантастике, я ставлю высокую оценку этой повести, но понимаю и не стал бы укорять тех, кто поставит ей три-четыре балла.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Из тьмы» Дэвида Вебера начинается достаточно свежо и интересно. Автор в начале своего произведения рисует перед читателями достаточно масштабную космооперу со множеством рас, интриг и правил игры между ними. Он рассказывает о истории целых галактик от лица неведомых нам шонгайрийцев и подводит повествование к встрече этой древней могущественной расы с таинственными обитателями нового космоса, что называют свою планету Землей.

Звучит и выглядит все обалденно. Придраться просто не к чему. Даже становиться жаль, что «Из тьмы» это только повесть, а не здоровенный такой роман страниц эдак на 700-800.

Но спустя, буквально, пару страниц после непосредственного вступления автор стремительно переворачивает все вверх дном, вводит нового главного героя, а мои надежды на отличную историю столь же стремительно начинают разваливаться на части. А все от того, что новым протагонистом оказывается насквозь клишированный герой среднестатистического американского боевика «про спецназ», которому совершенно без разницы в какую сторону воевать. Ирак, Иран, Саудовская Аравия? Террористы, наёмники или просто условный противник? А может сверхпродвинутая инопланетная раса? Нашему бравому борцу за свободу и демократию нет времени думать! Ген.штаб сказал, что они враги, а значит по другому быть просто не может и они должны быть безоговорочно аннигилированы.

Ура-патриотизм на протяжении всей повести продолжает переть из всех щелей и за примерами даже ходить далеко не нужно — их масса:

- как только нашего бравого морпеха находит румынский отряд специального назначения, то его сразу и без лишних слов ставят на руководящую должность. И это в военное время, когда до конца не знаешь, кто тебе друг, кто враг!

- есть такая штука, как «языковой барьер», но автор решает, что проще здоровой группе румын выучить английский язык, чем паре американцев освоить румынский. Смех, да и только!

- в военных операциях против инопланетян румыны даже превосходящими силами ни разу не смогли одолеть мизерные патрули инопланетян, но под мудрым руководством простого американского сержанта начали играючи выносить целые укрепленные базы. При тех же условиях, при тех же приказах, при тех же правилах!

- победы нашего героя обеспечили ему руководящую должность не только в боевых стычках, но и решающий голос при решении вопросов относительно мирной жизни общины. Жаль, автор не понимает, что отдавать команды военным и управлять гражданским поселением — вещи диаметрально противоположные;

В общем главный герой, если переводить на язык современной интернет-молодежи, натуральная имба. Нечто непобедимое, бессмертное и абсолютное. Попадает всегда в цель, никогда не ошибается и во всем ведет себя, как стереотипичный сын маминой подруги. Всё делает лучше, чем все остальные.

Но и следить за таким не интересно, его приключения не вызывают сочувствия, в них напрочь отсутствует интрига и даже малейшее сопереживание. Невозможно с интересом наблюдать за картонной перестрелкой, если знать, что главный герой не может умереть. Проблема же вся состоит в том, что кроме этой перестрелки протяжённостью в сотню страниц, автору предложить попросту нечего.

Оценка: 1
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У каждого хорошего писателя есть то, что отличает его от всех остальных хороших писателей. Стиль проще говоря. Вот и Вебера — есть свой неповторимый стиль. В чем он заключается? Во-первых, это неповторимый язык автора, а именно то, что автор описывает все до мельчайших деталей, настолько подробно, насколько это вообще возможно. И это не кажется лишним. Во-вторых, это умение сочетать военные действия и мирные(наличие интриг). Он так умело совмещает битвы и интриги, что порой даже кажется что если бы не было чего-то одного, то это уже был бы не Вебер. К сожалению, Веберу не всегда удаются произведения малой формы. Так было в рассказе Гардемарин Харрингтон, так оказалось и здесь. Главный недостаток рассказа в том, что развязка происходит слишком быстро. Даже видно, что автор торопится уложиться в необходимый объем. Дали бы ему волю, он бы написал роман. Довольно оригинальна идея с применением элементов румынской легенды. Вот только опять же все слишком быстро. Оценка 6.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну, Дэвида Вебера, которого иные называют «современным Львом Толстым», по крайней мере, в плане баталистики, я не читал. А тут предоставилась возможность ознакомится с его творчеством, причём так, как мне по душе — с отдельной, не входящей ни в какие циклы вещи. И вот — «Out of the Dark», повесть о вторжении инопланетян-милитаристов-хищников...

С одним я чётко согласен — баталист Вебер действительно неплохой. Очень красочно и вроде бы даже правдоподобно он описывает партизанскую войну, которую ведут земляне в окрестностях уничтоженных злодеями городов. Кроме того, Вебер, что не всегда можно встретить, умеет думать. Что заставляет людей, несмотря на полное техническое поражение, атаковать превосходящих по силе пришельцев? С точки зрения врагов, люди — слишком индивидуалистичные существа, любые другие бы стремились к сохранению коллектива-«стада», но не эгоцентричный человек. Любопытно...

А вот граф с лицом молодого Сарумана здесь ну уж явно лишний, хотя именно он и стал залогом относительно хорошего конца. Но вы бы, товарищ Вебер, хотя бы просеку в кустах от рояля прикрыли чем-нибудь, а то уж совсем срамота...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моё внимание в этой повести привлекли, главным образом, две фигуры. Вторая из них появляется в своём истинном облике далеко не сразу и к ней я вернусь позже. Первая же — это командующий шонгайрийским флотом Тхикайр, который, размышляя, иногда машинально теребит хвост своей шестипалой рукой, а в знак согласия, как это принято у его народа, шевелит ушами. Невозможно не видеть, что эта повесть американца Вебера относится к весьма многочисленному разряду предупреждений, но здесь предупреждение даже двойное. С одной стороны в современном мире (а действие в повести происходит буквально в наши дни) таких тхикайров вполне достаточно. Это именно они трясут пробирками с белым порошком на Совбезе или же демонстрируют пробитые неизвестно чем куски железа на каком-нибудь там Совете Европы, а не так уж давно по историческим меркам один из них приказал сбросить атомные бомбы на японские города. Есть ещё тот, по чьему распоряжению был сбит наш самолёт в Сирии, и другой, разбомбивший недавно Белград. Имя им легион, на мнение Гегемонии (в повести так называется ООН) им глубоко наплевать и для них не имеет значения, что объекты, по которым они собираются нанести удар, располагаются иногда «докучливо» (так в тексте!) далеко от их родины. Автор повести, которая построена на безупречном психологическом фундаменте, недвусмысленно даёт понять, что ответ будет иметь максимально возможную эффективность. Зная это, наши тхикайры пока сидят относительно тихо, спрятав клыки и прижав уши. Правда, от них вони в среднем тем больше, чем ниже занимаемая ими должность, что, конечно, не есть хорошо, но мириться с этим можно. С другой стороны, повесть предупреждает о том, что надо быть начеку, поэтому она предельно пессимистична. У Автора нет ни малейших сомнений, что, сорвавшись с цепи, такие командующие не остановятся ни перед чем, даже перед уничтожением человечества, которому будет некоторое время предшествовать прекрасно изображённая в повести партизанская война.

И, наконец, вторая фигура, второй из нескольких (по моему, их трое) ГГ повести, — это, разумеется, Мирча Бесараб он же Влад Дракула. Он же нелюдь и в то же время единственный людь, оказавшийся в состоянии спасти цивилизацию, вернее то, что от неё осталось. Вебер писатель опытный и не может не знать, что такое рояль в кустах, бог из машины, скелет в шкафу и т.п. Но что-то же он должен был сделать, какой-то сюжетный ход, чтобы всем стало ясно, что дело швах, человеки получили шахматной доской по кумполу ещё до начала партии, что надеяться в такой ситуации можно только на чудо. Использовать способ, применённый Уэллсом в «Войне миров» в наше время, время универсальных биологических защит, невозможно. Приходится обращаться за помощью к персонажу другого литературного мира. Думаю, что, вернувшись из похода против шонгайрийцев, отомстив им за всё, Мирча возглавит на возрождающейся Земле всепланетное Министерство по Чрезвычайным Ситуациям.

PS. Если посмотреть на эту повесть просто как на обыкновенную твёрдую фантастику, то, пожалуй, это хорошо, что следов инженерной деятельности сверхцивилизаций в Космосе пока не обнаружено. Не хотелось бы появления на околоземной орбите гостей, обогнавших нас в техническом смысле лет на двести-триста, да ещё и с хвостами.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая иллюстрация к простой истине «На каждую силу найдется еще более страшная сила».

Инопланетным хищникам казалось, что захват Земли — легкая и безопасная миссия. Но люлди отчаянно сопротивлялись, а затем хищники столкнулись с более страшными хищниками, чем сами. И совершенно беспощадными.

Отлично написанная повесть, сочный язык, хорошие описания боевых действий, интересные герои

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дракула в космосе. Дракула спасает Землю от инопланетных захватчиков. Влад Дракула — межзвездный герой.

Вот только так и не иначе. Интересно, Д.Вебер, он из румын? Непонятный рассказ.

Тем не менее, прочитался влет, легко и незатейливо, даже можно сказать — понравился. Хотя так же легко и забылся. По прошествии недели осталось в памяти только то, что можно вынести в подзаголовок (см. первую строку). Чистое развлекалово.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх