fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Леон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
99
Моя оценка:
-

подробнее

Леон

Роман, год (год написания: 2022)

Аннотация:

Леон, старшеклассник магической школы, приговорённый к казни за чужое преступление, бежит с эшафота. Прощай, родной город со старинной ратушей, рыночной площадью и парусниками на рейде; против своей воли Леон переносится в другую реальность. Это мегаполис под ярким солнцем — небоскрёбы, потоки машин, пальмы, инвестиции, дивиденды и удачный стартап, за которым стоят миллионы. Леон здесь как рыба в воде, ведь он с детства считает себя купцом, а не магом, а в новом мире столько идей для бизнеса!

Леон не знает, что он наследник двух древних магических династий, могущественных и страшных. Торговец смертью и торговец счастьем, очень юный, но с железным характером и ясным умом… пока не пришла любовь, разумеется.

Ворочая миллионами и обучаясь высокой магии, Леон ни на секунду не забывает: он должен вернуться домой, покарать настоящего преступника и восстановить своё честное имя. Ждёт ли его свадьба, или казнь, или то и другое?

Примечание:

Марина Дяченко о книге:

цитата
Первая глава «Леона» была написана очень давно, больше десяти лет назад. Тогда мы с Сергеем не вполне понимали, куда нас ведет этот текст, и обстоятельства сложились так, что мы оставили его надолго.

Леон вернулся прошлым летом, когда нам с Сергеем захотелось магии, приключений, лёгкости, иронии, свободы, радости…

После того, что потом случилось с нами всеми и со мной лично, я сочла своим долгом закончить книгу так, как хотел бы этого Сергей Дяченко (14 апреля 1945 – 5 мая 2022). Это история взросления и любви. Это история надежды.

цитата
Мы начали писать эту книгу много лет назад, и это был единственный наш текст, который мы по каким-то причинам забросили надолго. Всё это время Леон ждал нас, и вот, летом 2021 года мы с Сергеем решили, что пришло время написать веселую, спокойную, парадоксальную сказку о волшебниках. Такую, чтобы, читая её, люди улыбались, и грустные мысли отступали от них.

И мы вернулись к «Леону», не имея понятия, что после смерти Сергея заканчивать книгу придётся мне одной, и каждый день спрашивать себя: а нужно ли это ещё кому-нибудь — теперь?

Но я пообещала Сергею дописать «Леона». Не мне решать, насколько текст получился весёлым и беззаботным и насколько он нужен людям именно сейчас. Я исполнила долг перед мужем и соавтором, а читатели пусть судят.



В произведение входит:


7.49 (49)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Лучшая отечественная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Леон
2023 г.

Аудиокниги:

Леон
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман небольшой, 350 страниц, но для меня это пример невероятного мастерства: как можно за такой маленький объём погрузить читателя в новый мир, с первых страниц увлекая и заставляя проникнуться судьбами героев, поведать целую историю взросления главного героя и показать пусть простые, но мудрые мысли.

При этом книга совсем не та, за какую себя выдаёт обложкой и аннотацией. Как не тот, кем кажется изначально Леон Надир — или Леон Кристалл? Как не такой простой мир, где существует этически-ориентированная магия и магия целесообразности, и вечное (наверное) противостояние между ними. Юный маг меняется в процессе ученичества, чтобы в конце сделать выбор между торговлей счастьем и торговлей смертью, между двумя древнейшими родами, чья кровь и магия спутали в нём множество нитей выбора и судьбы.

Эта книга про семью и любовь, про добро и зло, про учителей и учеников, про взрослых и детей. Здесь есть небоскребы и стартапы — а есть море и кракены. Есть рабство во благо — и свобода в наказание. Боевые маги-пираты — и живой парусник-девушка. Морализаторство — и возможность решать читателю самому, что есть мораль.

Моё субъективное восприятие не сошлось сильно с обложкой, мне вообще хочется поменять её, она слишком… абстрактная. А книга очень человечная.

Дяченко остаются моими любимыми авторами спустя столько лет. Очень хочется верить, что под этой фамилией ещё увидят свет другие истории.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно странное произведение, эдакий микс из «Тим Таллер или проданный смех» и «Снежная королева» в стиле Чайны Мьевиля под соусом Джаспера Ффорде, но в целом очень вторичное, сумбурное и «плоское» — никакое.

От столь сильно разрекламированного «последнего» романа Дяченко ожидал большего.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это весьма вторично. Обожаю Дяченко, много их читал и перечитывал — и потому при чтении «Леона» постоянно ловил себя на мысли что откуда взято. Образ учителя, например — среди прочего из «Цифрового» и «Vita Nostra». Со странными отсылками на «Пандема». Сцены секса раскрыты так, как они раскрываются, наверное, в каждой книжке Дяченко, где есть секс. Последний раз заметил подобное раскрытие в «Луче».

Тут как-то теряется разница между книгой в «стиле Дяченко» который я люблю и книгой собранной из других книг Дяченко. Потому, испытывал странное ощущение радости и грусти, когда это читал. Иногда больше думал о Марине и Сергее, чем о героях книги, что, наверное, плохо.

И что уж точно не понравилось — это рассуждения вокруг добра и зла. Они настолько примитивны, что это больно. В какой-то момент Марина называет «целесообразностью» отмороженное поведение героя. Рассуждения в духе «эгоисты не способны любить». Это что за детский сад, штаны на лямках? Нет, элементы подобного были у Дяченко всегда, но гораздо аккуратнее и умнее. Это что за регресс такой?

Но в целом, книга достаточно приятная. Если хочется погрустить и «закрыть» для себя Дяченко, как творческий дует — она подойдет. В конце-концов, это же Дяченко, у них и неудачная книга выглядит достойно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний совместный роман от тандема моих любимых авторов вышел как раз в том стиле, как мне нравится – фэнтези с морально-этическим подтекстом. Во многих аспектах произведение перекликается с их же Магам можно все и, как ни странно, с Лукьяненовскими Магами без времени. Не только (и столько) сюжетно, хотя внешне везде есть маги и некая выдуманная страна, сколько по смысловым моментам: что сильнее – добро или зло, может ли любимый человек стать незнакомцем, оправдывает ли цель средства, можно ли купить счастье, что такое семья… Огромный набор вечных тем рассматривается в очень ярком и приключенческом ключе (за что обожаю фантастику, особенно в руках таких мастеров как Дяченки).

Наверное, если сравнивать с их же произведениями (с другими авторами просто нечестно, уровень практически недостижимый), то я бы поставила Леона выше Луча, но ниже тех же Магов. Примерно на одном уровне с Ритуалом за минусом юмора. И, конечно, абсолютно непохоже на крышесносные, немного абсурдные и странные Метаморфозы (весь сборник, в первую очередь с Вита Нострой).

Зато всегда и везде прослеживается мастерство и гениальность мыслей (я сумела найти сходство по темам и сюжетам лишь за счет огромного количества написанного авторами, а вообще их идеи, их набор тем, их воплощения настолько разные, что не устаешь поражаться воображению). Кстати, Леон — это одиночка. Не считаю книгу фэнтези-одиночкой, потому что у Дяченок скорее притчи, сказки, поэтому фон малопрописанный и вообще не служит цели увести в другой мир, скорее – фантастическими средствами рассмотреть какую-то глобальную психологическую тему. И с этим они справились на 100%! В этот раз из необычного именно как идея была личность Герды – полудевушки, полубригантины. Почти как живые корабли у Робин Хобб. В остальном хорошее и крепкое, но достаточно традиционное такое молодежное фэнтези.

Не в обиду любимым мастерам, в текстовом плане эта книга получилась послабее других. Видно, что это подняты и дописаны на скорую руку дневники и наброски, поэтому соединительные швы белыми нитками разных кусков довольно заметны. Хорошо и подробно прописаны первые части: жизнь в своем мире в семье и завязка с осуждением на казнь, попаданчество в Америку и обучение у странноватого гуру магии, свой стартап идеальной семьи. А вот концовка с испытанием и переходы между частями – просто тяп-ляп, лишь бы было.

Но даже помимо смысловой кусковости есть прямо бросающиеся в глаза недоделки. Во-первых, темп то ускоряется, то замедляется. Во-вторых, почти отсутствуют мои обожаемые стилистические приемы, от которых у любого филолога слюнки потекут. В-третьих, есть грамматические огрехи, упрощенный язык и корявость фраз, что неудивительно для проживших много лет в Америке писателей, но уж редакторы могли бы и подрехтовать. Хотя это, конечно, мелочи. Уровень все тот же высокий. Сначала подумывала чуть снизить оценку, но нет, не могу. Если брать общий пласт выпускаемых произведений русскоязычных авторов, то тогда это и вообще на 6* из 5*.

Смело могу рекомендовать начинать знакомство с авторами с этой книги. Она полегче, без вывертов и эмоциональных качелей, без тяжеловесной философии и сотни подтекстов, без сложных текстовых и сюжетных ходов, как многие другие вещи Дяченко, но тоже содержит кучу шикарных тем на подумать, а кто не хочет подумать – отлично развлечется и приключенческой составляющей – идеальное сочетание!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно написать объективный отзыв.

Целевая аудитория, как ныне принято говорить, «янг эдалт». Короче говоря, подростки. Поэтому, в процессе чтения, я не раз вспоминал раннего Лукьяненко. Такой же легко читаемый, достаточно простой текст. Понятно, что Дяченки могли писать, как Лукьяненко, просто обычно писали лучше. Но вот ассоциация возникла.

При этом внутри этого янг эдалта идея, которая могла стать классным романом. Помню, когда-то давным-давно я периодически предлагал друзьям почитать новые романы Дяченок, а мне говорили, что писатели конечно отличные, но вот социальная фантастика... Так вот, мог получиться отличный роман, как Пандем или Долина совести. Он мог называться Леон, мог, например, Продавец счастья.

Жанр. Снаружи фэнтези — роман взросления, внутри то же самок, только социальная фантастика. Можно ли их совместить? Можно. Роман завершен? Завершен. Местами даже закольцован. Недописан или непрописан? Безусловно. Вот почему развивается основная лирическая линия? Ну не иначе, как по трактовке закона всемирного тяготения, предложенной Хайнлайном в Пасынках Вселенной, между парнем и девушкой, если их поместить рядом на какое-то время неизменно возникнет сила притяжения... И, при желании, можно задать еще не один вопрос о мире романа, мотивациях и тд.

Гештальт закрыт. Недописанный роман, спустя десятилетие, а то и больше, дописан. Даже хэппи энд наличествует. Но...

Это очень хороший роман, чтобы понять насколько классного автора мы потеряли. Единственное, по моему мнению, которое просто моё мнение, этого классного автора мы потеряли лет десять назад. И, как же мне жаль, что Дяченки не смогли тогда довести идею «продавца счастья» до готового текста, как продолжение или полемику с Цифровым, например.

Марина Дяченко, сказала, что Леон «история надежды». Ну, а я понадеюсь, что у автора Марина Дяченко будут истории, которыми она захочет поделиться с читателями.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно милая, вполне ожидаемая от Дяченок история, о подростковой любви и «отношениях» в магических антуражах. Вот написал это и подумал — можно что-то еще добавить? Наверное не очень. Ну, сделано здорово, как все за что Дяченок любят — старые города и красивые места, наивные юноши, взрослеющие на глазах и юные, но мудрые девушки, их любящие. Море, солнце, романтика, чуть-чуть иронии... Некоторая социальная идея присутствует — о нейросетях (как сейчас модно), семейной разобщенности и цене покупного счастья.

Все компоненты есть и нормально получилось. Нормально, но не более. Не медный король. ;)

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Искренне сочувствую горю Марины и из-за этого не могу оценить эту работу так откровенно, как я оценивала бы ее в том случае, если бы авторы писали ее вдвоем. Почему это не шедевр — из-за обстоятельств написания? Или из-за того, что он действительно не вызрел и надо было ему полежать еще лет пять, и тогда, возможно, Марина даже в одиночестве смогла бы поднять его на доступную Дяченкам высоту?

Не знаю. Знаю только, что «написать веселую, спокойную, парадоксальную сказку о волшебниках. Такую, чтобы, читая её, люди улыбались, и грустные мысли отступали от них» не получилось. По крайней мере, в случае со мной.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх