fantlab ru

Елена Михалкова «Лягушачий король»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
18
Моя оценка:
-

подробнее

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Лягушачий король
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Семейные ценности

«У этой истории две стороны. На одной из них – чистое безумие, торжество сумасшествия, порождения глубоко больного ума. А на другой – абсолютно нормальные обыватели, которые незаметно превратились в монстров.»

Думаю не ошибусь, если скажу, что изрядная доля обаяния книги заключена в названии. С детства родной ассоциативный ряд неслыханной удачи, где не ждешь, прекрасного содержания внутри уродливой оболочки, глупого тщеславия и потери, но после преданности, самоотверженности и нового обретения — этот ряд «Царевны-Лягушки» всего лишь гендерная замена наполняет иным зловещим содержанием. И ты уже ждешь какой-то нездоровой мрачной готики. И ты ее получаешь.

На самом деле «Лягушачий король» обыгрывает название другой сказки, «Принца-Лягушонка». Той, где, помните, принцесса, гуляя по саду, встречает лягуха, который говорит ей, что он заколдованный принц, но если она его поцелует, заклятье спадет и он вновь обернется собой. Храбрая девушка, преодолев брезгливость, целует земноводное, которое благополучно обращается принцем — все счастливы.

Так вот, глубинный смысл той истории, что перед нами: не стоит быть слишком доверчивыми, девушки. Вполне может случиться, что поцеловав урода, который много что обещает, вместо того, чтобы изменить его своей самоотверженностью, превратишься в лягушку сама. И он утащит тебя в болото.

Примерно как это случилось с героиней-рассказчицей Татьяной. Нет-нет, ее Илья очень достойный мужчина, но его безоговорочное подчинение властной матери, которая решает, как семье Харламовых-младших надлежит проводить выходные и отпуска, как воспитывать детей, что есть, во что одеваться. То подчинение, которое не только взрослого сына, но и невестку, и внуков обрекает на крепостную зависимость — то еще болото.

В семье пенсионеров Харламовых безусловный лидер мать, Ульяна. Ее мнения в статусе категорического императива, она устанавливает правила и определяет магистральную линию. Муж, Виктор, чья инициативность совершенно съедена властной супругой, утешается возможностью на любой случай жизни изречь банальную благоглупость, которых у него россыпи.

Сын Илья, программист и муж героини в семье на положении мальчика для битья, не оправдавшего материнских надежд на ослепительную карьеру. Старшая сестра Варвара сварлива, как ее тезка из сказки про Айболита, что не мешает ей быть прекрасной медсестрой. До сих пор была одинока, не в последнюю очередь стараниями красотки младшей сестры, которая ради забавы отбила у нее двух женихов, но Варя наконец встретила своего суженого, Гриша пришелся по сердцу всем членам семьи.

Кристина, младшая дочь, балованная родительская любимица. И наконец Люся, тетка отца, одинокая бабушка-божий одуванчик хрупкого здоровья, в семье на положении приживалки. Такая кунсткамера, жизнь в которой движется по раз навсегда наведенной колее, пока не случается двух вещей: 1. Кристина привозит на очередные воскресные посиделки нового приятеля; 2. соседка заносит пирог к семейному столу, после чего свекор героини. который один из всей семьи съел кусочек, попадает в реанимацию, а сама дарительница найдена мертвой. И все заверте...

Елена Михалкова соединяет любезную сердцу поклонников детектива криминальную линию со знакомой всякой молодой женщине темой непростого вхождения в семью мужа, с ее специфическим, не всегда понятным, укладом. И это беспроигрышный вариант, потому что за высокими заборами, о которых говорил еще Островский, по-прежнему тиранят домашних. даже если эти заборы трансформировались в дачный штакетник, рабицу или профлист.

Чтение Игоря Князева придает аудиоверсии романа дополнительное обаяние. Но криминальная тема, в отличие от семейной, не выдерживает критики.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один детектив, написанный по привычному для автора шаблону – десяток разных людей, по уши набитых тараканами, среди которых надо отыскать преступника. Поначалу кажется, что нам снова предлагают два детектива в одном, и фактически, так оно и есть, хотя мир, как известно, теснее, чем выглядит. Итак, у нас два милых серпентария – большая и как бы дружная семья с неизменным диктатором в лице матери семейства (дачный быт со всеми составляющими), а также мутный мир богемы со своими правилами и звездами (актеры, режиссеры и толпа студентов театрального училища). Бабкин и Илюшин ведут расследование практически поврозь (что скорее минус, их взаимные подкалывания я люблю больше детективных историй, в которые они ввязываются), но зато Маша, наконец-то, не мешается под ногами. Читается, как обычно, легко и непринужденно, хотя в какой-то момент ловишь себя на том, что тебе совершенно все равно, кого выберут преступником (хотя начинаешь догадываться задолго до финала, привет традициям, заложенным Агатой Кристи).

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

? ? СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, или ДЕРЗОСТЬ, ГРАНИЧАЩАЯ С БЕЗУМИЕМ ? ?

ЦИТАТЫ: «Нельзя принадлежать двум семьям, как нельзя служить двум богам, если жрецы каждого из них твердят, что их бог – единственный истинный».

(Елена Михалкова. «Лягушачий король». 2021)

«Ульяне позволено так много, что мы не заметим, если она и впрямь сойдет с ума. А когда заметим, может быть уже поздно».

(Елена Михалкова. «Лягушачий король». 2021)

«Мы же семья» … Значит ли это, что в семье должна быть круговая порука, как в преступной группировке – банде?

Своя семья и своя мать – внутренний конфликт из века в век. Кто победит? И каков вкус у этой победы?

Над этими и другими вопросами рассуждает автор – Елена Михалкова в последнем на сегодняшний день (надеюсь, не последнем) романе «Лягушачий король» (2021 г) из цикла увлекательных детективно-приключенческих романов о тандеме двух частных сыщиков-профессионалов – Макаре Илюшине и Сергее Бабкине.

***

В самом названии романа – «Лягушачий король» скрывается какая-то мерзость. Даже не знаю, почему возникает такая ассоциация. Не «Царевна-лягушка», знакомая по детским сказкам, а король среди жаб и лягушек. Болото, гниение, гнус … А ещё ирония и насмешка: жалкий, глупый, мерзкий, мизерный. Одним словом, – мизерабль.

Михалкова поднимает тему семейных ценностей в XXI веке. Те читатели, которые знакомы с творчеством Елены Ивановны, и в особенности с циклом романов об Илюшине и Бабкине, знают, в каком жанре пишет автор. «Лягушачий король» – не детектив в классическом исполнении. Это, скорее, социально-психологическая драма, в канву которой вплетаются криминальные истории.

По идее – это развлекательное произведение – «сказка». Но, как известно, «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам – урок» … На этот раз триггером, запускающим серию криминальных событий, будут семейные отношения. Михалкова в этом плане – не новатор. Такую идею прекрасно воплощает в своих произведениях, например, Александра Маринина. Если Маринина максимально приближает свои творения к стилю реализм, то Михалкова, на мой взгляд, акцент делает на невероятных поворотах необычных событий. Моё мнение. Кстати, иногда возникают явные аллюзии к Марининой (роман «Чувство льда»).

«– Когда ты в нашем доме, ничего твоего здесь нет, – отчеканила она».

В данном романе автор, как бы запускает проблему семейных отношений в особый «психологический реактор», в котором они разбиваются на составные части, а потом досконально анализируется то, что получается на выходе. Получается интересно, наглядно и поучительно. Автор не просто обозначает проблему, но и показывает пути её решения (хотя бы некоторые из них).

«Лягушачий король» по композиционному решению представляет собой огромную «паутину» описываемых событий. В романе три сюжетных линии, сплетающихся воедино: три отдельных расследования, которые ведут порознь Сергей Бабкин, Макар Илюшин и самая благоразумная представительница семейства Харламовых – Татьяна Третьяк, родная не по крови, а по замужеству. Её муж – Илья Харламов – единственный сын в семье Ульяны и Виктора Харламовых. Кроме Ильи, в семье две дочери: Варвара и Кристина.

Главы в романе так и озаглавлены по имени «расследователей»: «Татьянин день», «Сергей Бабкин» и «Песни Ангелов Московской области» – это расследование Макара Илюшина.

Для Михалковой свойственно «покопаться» в психике и психологии своих персонажей. Это и составляет особый интерес её произведений. Особенно интересно получилось, на мой взгляд, в «Лягушачьем короле». Здесь столько психотипов и моральных уродов, что аж дух захватывает! Вот уж воистину «лягушачье болото».

Самое главное, вывести на «чистую воду» всех мерзопакостных типов. Конфликт интересов, на мой взгляд, – это конфликт мировоззрений людей, которых можно отнести к нормальным, и психопатами (социопатами), а их, судя по романам Елены Михалковой, превеликое множество.

Не раскрывая сюжетные линии романа, могу лишь сказать, что удивительного в нём немало. Автор рисует множество небольших сцен, которые наглядно показывают, как формируются в настоящее время (на примере детей Татьяны и Ильи: Евы и Антона) и как формировались ранее личности и характеры нездоровых персонажей (Егора, Николая – представителей среднего поколения), и даже самых старших героев. Что в конце концов сформировалось и почему преступления против людей стали нормой бытия.

У Елены прекрасное чувство языка. Её тексты – лёгкие по восприятию делают чтение приятным. Узнаётся стиль автора: она отлично владеет всеми средствами выразительности. Кроме того, многие высказывания автора представляют собой простые житейские истины, которые она умело облекает в изящные формы. Например,

«…вранье и стремление обелить себя – в природе человеческой»;

«Уважение проявляется в искренности»;

«Плохим читателям иногда видно больше, чем хорошим, потому что они не вовлечены в историю»;

«Надо уметь оставаться внутри собственной жизни» и многое другое.

***

Выводы для себя:

• Достойный роман о семейных трагедиях, которые не всеми ощущаются, как трагедии.

• Психопатов (социопатов) гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

• Противостоять психически нездоровым людям можно лишь, выявив их и дистанцировавшись.

• Раскрытие преступлений, как бы банально ни звучало, – дело не из лёгких. Много не раскрытых.

• Заключение преступников под стражу не всегда является возможным. Таковы Законы.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх