Иван Шмелёв «Солнце мёртвых»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В разгар Гражданской войны жизнь в Крыму превращается в бесконечную череду страданий, потерь и разрушений. Главный герой, чья жизнь была полна надежд, сталкивается с трагедией, когда всё, что он знал и любил, оказывается уничтожено. В его мире больше нет места ни для света, ни для будущего, только безмолвная тоска по утраченному. Через этот мрачный ландшафт войны и смерти герой проходит путь духовного опустошения и неизбывной боли.
Автор описывает период, когда белые оставили Крым, и туда вошли красные. Репрессии, голод, человеческие страдания. Жуткий психологизм романа проистекает из личных впечатлений автора.
Входит в:
— антологию «Рукописи не горят», 1990 г.
— журнал «Согласие 1'1990», 1990 г.
— журнал «Согласие 1'1991», 1991 г.
— антологию «С того берега», 1992 г.
— антологию «Проза русского Зарубежья», 2000 г.
— антологию «Повести временных лет», 2005 г.
— антологию «Шедевры русской литературы XX века. Том 4», 2010 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 8 мая 2018 г.
Красиво написано? Красиво. Образно? Образно. Страшно от таких образов? Страшно. И противно. 200 страниц сплошных жалоб. Не по-мужицки. Мужик должен взять шашку и рубать в капусту, а не ныть о собственной судьбе; а чтобы жалостливей было – ещё и о судьбах соседских детишек.
Было? Было. Но нытья столько, что начинаешь сомневаться, а всё ли было настолько ужасно? И как только могло из этого ужаса мощнейшее Советское государство родиться? Красные – поголовно звери с рогами и копытами, герой, и все, разделяющие его взгляды – поголовно невинные ангелочки и страдальцы. А ведь отчётливо мелькает мысль, что эти же самые невинные ангелочки восхищались террористами, убившими царя, Чернышевским, Герценом и иже с ними. Вот она, проклятущая русская интеллигенция в самом чёрном смысле слова. Они сами подготовили революцию, сами расшатали государство, а как дело до резни дошло – хвать за перо и чернильницу – обличать творящиеся вокруг ужасы. Был царь – были ужасы. Пришли красные – опять ужасы. А вы чего хотите? А вы пробовали бороться за то, чего вы хотите, не словами, а делами? Может быть, именно твой отец ходил в народничество, пробуждать сознательность в отцах тех самых красноармейцев, которые тебя теперь так обижают? Может быть, именно твоего штыка не хватило белым, чтобы побить этих самых красноармейцев? Ответственность? Да бросьте, батенька! Ничем грязнее чернил отродясь руки не морали-с. Зачем сражаться за добро, если гораздо безопасней, эстетичней и почётней обличать зло? Сидеть, вздыхать, жалеть всех вокруг – и ничего не делать!
Созерцание собственной беспомощности перерастает в упоение своей созерцательностью. А ты пробовал сделать хоть что-нибудь, кроме как жалеть себя? Да, что вы, зачем же? Ведь растеряют-с! А примеры поколений, когда люди на крест, на костёр, на каторгу шли за свои убеждения – не наш метод. Ладно, не всем быть мучениками, не все согласны погибать за идею. Но тогда, будь добр, живи! А автор и его герой зависли в летаргии между жизнью и смертью. Ведь и на то и на другое нужно решиться. Но решительности мы не обучены – только бумагомаранию.
Больно за человеческие страдания вокруг героя? Больно. Но не за то больно, что невинных обижают (всегда найдётся тот, кто норовит обидеть), а за то, что не нашлось рядом способного защитить. Семью в охапку – и в эмиграцию! Не получилось – на службу к красным иди! Не хочешь – на большую дорогу резать и грабить! А что, какое время – такие и методы… Но мужчины оказались неспособны к поступкам. А террор, оказывается, хорош только когда ты вино в Ялте на веранде попиваешь, а где-то там кто-то другой в царя бомбу кидает; а когда одобряемый тобой террор до тебя самого дотягивается, это, оказывается, уже не так и приятно.
Вот откуда ноги растут у раскола в обществе. Одна часть вечно недовольной «интеллигенции» заваривает кашу, потом долго ноет, что до «заваривания», оказывается, было лучше, потом линяет в сытый Париж номинироваться на Нобелевку, а потом ещё и фашистам, выжигающим Россию, оды слагает (ах, какой трепетный восторг перед втаптыванием соотечественников в грязь; что-то ему не очень нравилось, когда в грязь втаптывали его!). А тем же временем вторая часть той же Русской интеллигенции гонит первые пятилетки, потом мыкается по лагерям, потом идёт добровольцами на фронт, потом поднимает страну и запускает ракеты в космос… Вот здесь-то и становится действительно страшно: что те, слинявшие в загранку, способные только умы баламутить да ныть, а ответственность на себя брать не способные – вот они-то из сытой своей загранки и рассказывают нам что такое хорошо, а что такое плохо. И пытаются оттуда писать для нас нашу историю. Гнать из своих умов такую «интеллигенцию» надо. А той, другой интеллигенции, которая не только рассуждает, но и работает, которая со своей страной и в горе, и в радости – низкий поклон.
P.S.Тянулась, ох тянулась рука к единице! Но, справедливости ради не могу не отметить: язык, действительно, великолепен. Обладать бы этим талантом тому, кто мог бы его употребить во благо...
Ramzes007, 4 июня 2024 г.
Ожидая одно, я получил нечто совершенно неожиданное. В голове по синопсису выстроилось, что сейчас меня будет ждать проза, роман про драматичные события Гражданской Войны в России. А оказывается это просто натуральнейший постапок с мëртвой землей, с животными-призраками, с людьми-зомби. Эпизод где дети, как собаки грызут кости. Вот что ждёт вас в этой книге. В ней нет событий. Все уже произошло. Битва позади, все закончилось, люди перед уходом оставляют свои последние мазки на полосе жизни. Это история о конце эпохи, люди прошлого подводят итоги, проводят финальную черту.
Мир обращен в пустыню. Весь урожай сожгло солнце. Мертво и море: там, где раньше в порту кипела торговля, где собирались десятки разных народов со своими диковинными товарами — теперь лишь тихо пенятся волны на берегу Такое ощущение, что это голодное море съело всех людей Птицы связывают людей с прошлым, но понимает это лишь главный герой. Все остальные видят в них лишь мясо, еду. Сожрали и забыли собственное прошлое вурдалаки. Дети становятся убийцами, границы между детьми и взрослыми стираются. Кошмары переходят в действительность. Главный герой хочет убить в себе мысли, не думать ни о чем, потому что это стало опасно. Бог умер. Саранча съела все плоды. Уже как будто нездешние звери смотрят угасающим взглядом на пустую зарю. Плюнув в кулаки стащили они «рай» на землю. Метут Крым железной метлой. И прям как во время постапока герой размышляет над тем а уцелели ли Париж, Нью-Йорк, Лондон, что если весь мир уже постигла или скоро постигнет та же участь.
Шмелев проводит аналогию ястребов и большевиков: низшие птицы забиваются в землю, боятся и дрожат перед ними. Вообще вся книга это одна сплошная аллегория на явление прихода большевитской эпохи: и представление через стервятников, и через смерть, и через господа, и через железную метлу. Но книга пару раз заставила меня улыбнуться, момент с ирландцем, продающим часы, например.
Один из центральных элементов в романе это такая вещь как голод. Влияние на психику, описание мертвенности окружения, животных-падальщиков, которые ходят друг за другом и ждут, когда кто-нибудь упадёт намертво и можно будет начинать пиршество.
Но давайте отведем внимание от бесспорно красивого мощного языка господина Шмелева на другие вещи, например на нереальную графоманию. Автор на протяжении 250 страниц расписывает, как все стало ужасно после прихода коммунистов, какой ад и разруху они принесли в эти земли. А для контраста он описывает «Крым До» как чуть ли не Рай на Земле. Возможно, у автора настолько болела душа, что он хотел расписывать и расписывать одно и тоже, но честно говоря, где-то на 150 странице растянутость идеи, атмосфера живой депрессии это перестало работать. Посыл понятен, но писать про это без сюжета сомнительно на такой объем. Ведь сюжета то как такого нет. Время и действие застывают на периоде последствий. Вся работа это про размышления, воспоминания увядающего человека. Рефлексию можно красиво написать, но в данном случае это рефлексия об одном и том же, это становится к какому-то моменту банально скучно читать.
Еще прочтение романа навело меня на некоторые мысли о двойственности бунтов, цензуры, культур отмены в истории. Проводя революционные действия и создавая табу, осуждение, отказ от прошлого, люди не задумываются на что будут опираться? На чем построена их культура, цивилизация. Многие бунтовщики стремятся все поотменять, зацензурить, не понимая, что то на чем они стоят это все дело рук их предков. Но, если так подумать, это логический финал для России с тем, что она делала в 19 и 20 веках. Огромное количество бедных одичавших крестьян, ну наверное, если им предложат неожиданно силу и власть, то они долго думать не станут. Так что это итог действий правителей, которые не смогли нормально решить проблему крепостного права.
Вобщем очень красиво написано, но уложиться можно было и в два раза меньший объём.
Кинематографам работы на ленту в миллион метров о бедствиях русского народа. ©Иван Шмелёв «Солнце мёртвых».
Nameless, 15 августа 2024 г.
ЭТО... ЧУДОВИЩНОЕ... КОЛИЧЕСТВО... МНОГОТОЧИЙ.... НАХ... РЕ... НА?
Дочитал, вымучил. Текст книжки — поток мыслей сломленного человека, написанный почти нечитабельным языком. Чем дальше я пробирался сквозь бесконечные уменьшительно-ласкательные слова, тем больше убеждался в психическом нездоровье автора и всех прочих персонажей с их диалогами, напоминающими известные документалки «МЕДФИЛЬМ».
В качестве положительной стороны можно отметить красивые описания увядающей природы, но и они меркнут из-за очередного шизодиалога или бессвязных мыслей автора о курочке, павлинчике и лошадке.
P.S. У чела там соседские дети дохнут от страшного голода, а он смотрит на павлина и думает, как бы его на табак обменять. НА ТАБАК!!! Но автор настолько чмо, что даже этого не смог сделать. Вот это понимаю, настоящий православный святой интеллигент, не то что людоеды-большевики и прочая чернь. В итоге павлина выкрал и съел местный вор, а голодающим детям так ничего и не досталось. Конец. Занавес.
Moloh-Vasilisk, 14 октября 2024 г.
Когда угасает свет
14.10. 2024. Солнце мёртвых. Иван Шмелёв. 1923 год.
В разгар Гражданской войны жизнь в Крыму превращается в бесконечную череду страданий, потерь и разрушений. Главный герой, чья жизнь была полна надежд, сталкивается с трагедией, когда всё, что он знал и любил, оказывается уничтожено. В его мире больше нет места ни для света, ни для будущего, только безмолвная тоска по утраченному. Через этот мрачный ландшафт войны и смерти герой проходит путь духовного опустошения и неизбывной боли.
Иван Шмелёв в своей книге «Солнце мёртвых» создал одно из самых трагических произведений о Гражданской войне в России. Это не повесть о войне, это исповедь человека, пережившего личные и национальные катастрофы, где переплетаются боль и отчаяние, разрушение и смерть. Произведение наполнено тоской по утраченному миру, который, казалось, всегда был, но в одно мгновение исчез, оставив только пустоту и горечь.
Шмелёв описывает Крым не как географическое место, а как символ рая, который был уничтожен хаосом революции и войны. На его фоне проходят ужасающие события: расстрелы, голод, нищета. Люди, некогда жившие полными жизнями, теперь превращаются в тени, погружённые в беспросветное уныние и потерю веры в будущее. Они больше не способны на активное сопротивление, а лишь тонут в жалости к себе, неспособные поверить в свою новую судьбу.
Повествование Шмелёва наполнено глубоким психологизмом. Автор передаёт внутренний кризис людей, которые, потеряв всё, вынуждены жить в мире, где больше нет привычного порядка, а с ним и смысла. Важно отметить, что герои произведения двуличны: они могут поддерживать революцию и перемены, но, когда изменения касаются их самих, они погружаются в пассивность и не хотят ничего делать. Это подчёркивает общую трагедию времени — людей, которые потеряли свою идентичность, стержень и стремление к жизни.
Язык произведения — авторский инструмент, создающий мрачную атмосферу. Шмелёв использует выразительные, порой поэтические метафоры, чтобы передать чувство опустошения и всепоглощающей тьмы. Солнце в этом мире больше не согревает, оно становится символом смерти и бесконечного страдания. Автор создаёт ощущение, будто сама природа отвернулась от людей, как и они от себя.
Однако подобная атмосфера является и огромным минусом для меня и главной при прочтении книги. Постоянный трагизм, мрачность и безнадега, отсутствие светлых моментов и эмоциональных «взлётов» делает знакомство с книгой тяжелым и психологически изнурительным.
Несмотря на это «Солнце мёртвых» —уникальная хроника катастрофы, не столько историческая, сколько личная. Книга остаётся свидетельством той эпохи, передающим всё, что пережил человек, оставшийся в стороне от бурных событий, но переживший самое глубокое внутреннее разрушение. 6 из 10.
r9snick, 8 октября 2023 г.
На первый взгляд, «Солнце мёртвых» — это бытовая проза. Неназванный герой описывает свои дни в Крыму, из которого ушли «белые», а красные в отместку начали свой террор. Голод, ужас, безнадёга. Но на самом деле у произведения толстейший второй слой. Библейский. Упаднический. Абсолютно декадентский.
Откровение Иоанна Шмелёва. Апокалипсис. Оксюморон — «Солнце», которое является традиционно символом света, тепла и добра у Шмелёва — мёртвое, обрекающее на погибель.
Абсолютно величайшее произведение — проникновенное и ужасное до мурашек.
zzz11, 10 мая 2015 г.
Белоэмигрантская обиженная проза в чистом виде, хотя и написанная неплохим языком. Шмелёв, и ему подобные, наивно полагали, что без их сословия Россия погибнет. Вернее не полагали, а очень хотели этого. Но их хотениям не суждено было сбыться.
Шербетун, 20 апреля 2016 г.
Боль и смерть, непрекращающиеся страх и страдания, дни которые тянутся вечно, мысли и сны, сводящие с ума, голод и кровопролитие, братоубийство, и никакого просвета впереди – одна безнадега… Теплится жизнь, превратившаяся в лохмотья, не подлежащие починке… И нет надежды, нет утешения, только лента Мёбиуса, с которой невозможно сойти… Такая знакомая реальность гражданской войны…
Эта эпопея подобна половодью чувств, отраженному на бумаге. Страшная, тяжелая, мучительная книга об омертвении души, происходящем от безысходности, о расчеловечивании. Потрясающая книга, написанная слезами…
_Y_, 24 ноября 2013 г.
Эта книга беспрецедентна по своей жестокости. Но в ней нет сцен насилия или зрелищных убийств. Книга — вообще не боевик. Это описание человеческих страданий в чистом виде. Страданий, вызванных не неизбежностью, как болезнь или катастрофа, а мелкими интересами мелких людей. Людей, не способных создать ничего, кроме голода и бесправия.
Откуда взялись такие изверги? Это тоже понятно из Книги (именно с большой буквы), хоть и не является главной темой. Все тривиально. События происходят в то время, когда Революция 1917-го года уже сожрала своих создателей. Пришла вторая волна «революционеров» — пожинатели плодов. От первой волны – людей ослепленных идеями – их отличает эгоизм и прагматичность. И первые-то к страданиям были глухи, вторые же используют всё к своей выгоде. Но, повторяю, это не главная линия; главная – ужас уничтожения всего, уничтожения как морального, так и физического.
Книгу нельзя рекомендовать как развлекательное чтение. Это чтение обязательное. Я бы сказал, обязательное для включения в школьную программу, но не знаю уж по литературе или по истории. В любом случае, это надо читать и помнить. Чтобы история не повторилась.
PS: Перечитал и увидел как высокопарно получилось. Но такая уж книга — не обессудьте.
babushka, 31 октября 2010 г.
книга просто поразила. из всех произведений шмелёва это, наверное, самое мрачное. описание войны и постепенного уничтожения России очень мастерски сделано. прочитать стоит