Олесь Бердник «Звёздный Корсар»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа )) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Эта история началось с того, что молодой ученый Сергей Гореницын обнаружил Черный Папирус или, как его называли украинские казаки Черная Грамота, который оказался посланием неведомой цивилизации из глубин космоса...
В период написания название романа планировалось как «Суддя і любов».
Как составные части в роман вошли в переработанном виде новелла «Межзвездная нянька» (1961), повесть «Страшний суд» (1965) и «Бунт Космократорів» (1968).
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
Входит в:
— цикл «Камертон Дажбога»
— сборник «Вогняний вершник», 1989 г.
- /языки:
- русский (3), французский (1), украинский (8)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- О. Бердник (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 10 июня 2020 г.
Если оценивать «Звёздного Корсара» исключительно с художественной точки зрения, придётся констатировать, что роман — далеко не шедевр. Вызывает вопросы сюжет, который неравномерен, с разной динамикой. Возможно, это следствие многоуровневой структуры повествования, которая складывается в одно целое лишь в конце. Но литература — не только стиль, но ещё и идея. С этим проблем у автора нет.
«Звёздый Корсар» — прежде всего, философская фантастика. И хотя отдельные главы являют собой первоклассную эпическую космооперу, роман не о дальних планетах, космосе и так далее. То есть и об этом тоже, но не в контексте путешествий и приключений. Космос для автора — философская категория. И он подходит к раскрытию его тайн метафизически. И, разумеется, затрагивает при этом человечество и место его во Вселенной.
Я не большой знаток фантастики середины 20 века, но, кажется, Бердник один из первых в литературе провозгласил идею о том, что человечеству нужен не технологический, а эволюционный прорыв. Во всяком случае, в советской и украинской фантастике он был пионером таких идей. На примере историй из «Звёздного Корсара» он показывает, куда приводит общество, удовлетворяющее потребности и ограждающее человека от «страданий». Он сторонник того, что развитие возможно лишь в преодолении трудностей. Что путь удовлетворения желаний (читай общество потребления) ведёт к деградации духа.
Возможно, идеи, заложенные в «Звёздном Корсаре» кажутся несколько наивными (особенно в ракурсе их разрешения в сюжетной линии романа), но автор верит в них и пылко их отстаивает. И по прошествии четырёх десятилетий после выхода романа, человечество только подтверждает правоту Бердника. Кризис перепроизводства, истощение ресурсов, решающее антропогенное влияние на экосистемы планеты тому доказательство.
Роман стоит прочитать. Он необычный и самобытный. Явление не только в советской, но и в мировой литературе. Потому что больше, чем фантастика.
andrew weaver, 18 августа 2019 г.
Удивительное, ни на что не похожее произведение, полное философских рассуждений на тему сути времени, путей развития развития разума человека. Встреча пост-людей из очень далёкого будущего в другом времени, любовь, пришедшая из других измерений, разум, преодолевший оковы материи, обуздавший законы природы и многое другое создают масштабную картину где прошлое, современное и будущее переплетаются.
tarasovich09, 27 октября 2011 г.
Самый знаменитый роман О.Бердника. Многоплановое, обильно насыщенное философскими размышлениями и смелыми идеями произведение сочетает в себе ряд сюжетных линий: поиски загадочного «Черного папируса», наделяющего человека мудростью; детективную историю Г.Бовы, ищущего пропавшую девушку; посещение параллельных миров, путешествия во времени(Земля будущего, времена Киевской Руси); историю храброго Звездного Корсара, восставшего против Галактической Империи. Главная идея произведения для начала 70-х годов прошлого века(когда была написана книга) была достаточно новой: люди живут не в одном мире, а сразу в нескольких измерениях, имея везде своих представителей. Взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего была хоть и спорной, но достаточно интересной. Как и более позднюю феерию «Огнесмех», роман «Звездный Корсар» можно условно разделить на ряд мини-повестей. Очень забавно выглядит почти детская миниповесть о роботе УРе, спасшим малышей после гибели взрослого экипажа космического корабля. Необычность повествования Бердника, его поэтический, сказовый, временами по — бытовому упрощенный, а временами усложненный стиль, может отпугнуть. До конца доберется только терпеливый читатель. Книга была опубликована в УССР в 1971 году, но затем запрещена. Ее изъяли из библиотек. Но в Европе и Америке роман неоднократно публиковался, вошел в собрание сочинений О.Бердника, вышедшее во Франции. Разрешение на публикацию романа в СССР появилось только в конце 80-х годов, а в 1991 автор наконец-то подготовил и русский вариант. Но было уже поздно, книга не имела того эффекта, на который заслуживала, просто терялась в неконтролируемом обильном потоке западной фантастики. А в современной Украине книга живет, ее любят, перечитывают. К сожалению автор не удержался от продолжения. Вышедший в 1996 году «Камертон Дажбога» оказался куда более схематичным, чем оригинальное произведение.
god54, 28 августа 2011 г.
Роман, который требует усидчивости, терпения и времени. Ибо это глубоко философское произведение, в котором каждая строчка, каждый абзац наполнены смысловой информации и пропуск даже маленькой части может разрушить все восприятие мировозренческой позиции автора на устройство этого мира, на проблемы взаимоотношений людей и вещей. Красивый язык и стиль письма, где каждое слово точно и емко отражает суть передаваемой мысли или события. Роман для тех, кто любит и умеет мыслить, спорить и воспринимать чужие взгляды и ценности, не отметая их своим видением и позицией.
Влад Шелтон, 6 апреля 2011 г.
Одно из сильнейших филосовских произведений в мировой фантастике.