Дмитрий Костюкевич «Холодные песни»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане | Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Входит в:
— сборник «Холодные песни», 2023 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 6 октября 2023 г.
Для меня слишком сложный и запутанный рассказ.
Впрочем, это — скорее, полноценная повесть.
Смесь исторического реализма, мистического хоррора, и, наверное, некого сюрреализма.
История о действительно произошедшем в Атлантике крупном кораблекрушении. Более полутысячи реально погибших людей — действительно, жуткий сюжет.
Плюс, автор усложняет эту трагедию присутствием неких таинственных морских существ. То ли, мифологических сирен, то ли, русалок, а, может, представителей некой древней расы.
Ну, и, в довершение ко всему, герои, постоянно видят некие галлюцинации, страшные видения, тени прошлого.
Оригинально. Необычно. Куча разных загадок. Много персонажей, рваный темп повествования. Явь и кошмар постоянно переплетаются. Очень атмосферный рассказ. Холодный и мрачный, как воды океана.
Скорее, мистика, чем хоррор.
Много таинственного, неопределенного и загадочного.
Понимаю, что это — интересно написанный и весьма сильный рассказ, но, мне, увы, не понравился.
Alfie, 29 декабря 2023 г.
«Холодные песни» — рассказ интересный и захватывающий. Но немного запутанный, особенно в первой трети, из-за чего входить в текст оказалось несколько сложновато.
Во-первых, из-за обилия персонажей и схожести имен некоторых из них.
Во-вторых, из-за множества деталей.
Чувствуется, конечно, что Костюкевич очень хорошо знаком с корабельной тематикой. Радует, когда автор, перед тем как садиться за письменный стол, изучает матчасть, проводит исследование. Это хорошо. Это здорово играет в пользу достоверности. Но и здесь можно переборщить.
Например, мне, как читателю, намного-намного менее сведущему в затронутой теме, все это обилие морских терминов (данных без каких-либо пояснительных комментариев) ни о чем не говорит. По итогу в моем случае они просто делают текст тяжеловесным.
Если почитать те же морские истории Лондона, По, Ходжсона или чуть более раннюю работу Костюкевича «Морские пейзажи», в них тоже можно встретить множество корабельных терминов, но по ощущениям все же не так много. По крайней мере, их обилие не бросалось мне в глаза, не затрудняло процесс чтения. Или же эти термины оказались лучше вплетены в повествование.
В случае с «Холодными песнями» создаётся впечатление, что автор местами увлекся.
Теперь немного о сюжете.
Близ острова Сейбл, который обладает зловещей репутацией, происходит столкновение пассажирского лайнера «Ла Бургонь» и барка «Кромартишир». Читателю предлагается взглянуть на кошмарную хронику событий глазами некоторых пассажиров и членов экипажа обоих судов. При этом большинство героев не просто болванчики, но имеют свою собственную истории, мотивацию и характер. Кроме того, автор дает свое сверхъестественное толкование причин катастрофы.
Что понравилось в частности:
1. Ктулхианские мотивы;
«Где-то в океане жило что-то большое и опасное, и оно забавлялось, играя волей людей. Что это — древний гигант, остров или сам дьявол — Секондо не знал.
«Оно снова заснет, но прежде злобой своей собьет волны в кровавую пену»».
2. Глава о людях-рыбах по стилю напомнила «Книгу оборотней» Сабина Бэринг-Гулда. И это хорошо. Я такое очень люблю. Читать было интересно;
3. Сцена с лошадьми и последующим убийством русалки получилась на загляденье.
Что понравилось в целом:
1. Описание паники и кровавого безумия на палубе во время бегства с лайнера: жутко получилось;
2. Чем ближе финал, тем повесть становилась все лучше;
3. Историческая подоплека, достоверность и работа с материалом: после прочтения захотелось глянуть список источников, которые использовал автор.
saranac, 10 декабря 2023 г.
Можно начать с того, что Костюкевич пишет своеобразно и во многих его рассказах прослеживается определенный стиль: рваное повествование, как будто кусками, обрывками, очень много метафор, очень много специализированных слов (особенно морских терминов, как будто автор сам служил на корабле), его герои постоянно видят какие-то странные, страшные и жуткие видения.
Вот и холодные песни — довольно-таки специфическое произведение – и не повесть и не рассказ. Повествование ведется от лица нескольких человек, в основном это описание столкновения двух судов, этот хаос, этот сумбур, массовое умопомешательство членов экипажа и пассажиров. Может так оно и было, так как реальное событие легло в основу рассказа, но читать это страницу за страницей от нескольких лиц как-то утомляло. Некое домысливание от автора об выжившем члене экипажа, который добрался до таинственного острова с обломками кораблей и бегавший там от жутких русалок.
В конце основного сюжета какие-то хроники, может они и реальные, но я в них не поверил, от очевидцев тех лет, которые видели русалок. Потом идет еще какой-то рассказ о фотографе, который встретил одного из членов экипажа на этом острове уже в наши времена.
Не скажу что произведение плохое, но нет ощущения целостности. События развиваются где-то в холодных водах атлантики, рядом с Канадой, но я не ощутил этого жуткого холода. Хотя интересно было узнать, что рядом с портовым городом Галифакс есть реальный качующий остров Сейбл с дикими табунами, и который каждый год сдвигается на 200 метров, а его туман послужил причиной гибели сотен судов.