fantlab ru

Дмитрий Костюкевич «Холодные песни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Холодные песни

Сборник, год

Аннотация:

Холодные песни звучат во мгле. В арктических льдах и беспроглядных пустотах открытого космоса. На борту корабля-призрака, посреди болотистой топи, в пустынных барханах, под землей, в затхлых стенах заброшенных квартир. И — в самом страшном месте на всем белом свете, человеческой душе! Ужас, готовый сковать льдом рассудок, въестся в кости, убаюкать и усыпить навеки, ждет повсюду. Везде, где слышны они — Холодные песни...

Внемли.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.00 (14)
-
  • Шуга (2020), написано в 2019  
6.85 (172)
-
8 отз.
7.38 (26)
-
3 отз.
6.71 (31)
-
4 отз.
6.49 (193)
-
10 отз.
6.39 (158)
-
7 отз.
7.14 (57)
-
3 отз.
6.36 (22)
-
2 отз.
6.55 (33)
-
2 отз.
5.81 (31)
-
2 отз.
7.63 (27)
-
2 отз.
6.84 (31)
-
3 отз.
6.79 (24)
-
2 отз.
7.25 (20)
-
2 отз.
7.15 (20)
-
1 отз.
6.90 (115)
-
5 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Мастера Ужасов, 2023 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Холодные песни
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В серии «ССК» вышел очередной авторский сборник – «Холодные песни» Дмитрия Костюкевича. Под обложкой скрываются полтора десятка историй, большая часть которых до этого не появлялась в печатном виде. Давайте же посмотрим поближе, что автор предлагает своему читателю.

• «Шуга». Интересный психологический производственный триллер. Гидрологи, изучающие подводные рельеф, очередное погружение в бездну, и прорва неприятностей, к которым люди оказались не готовы. История пугает не монстрами или маньяками, а беспомощностью человека перед недружелюбной окружающей средой.

• «Холодные песни». Рассказ-катастрофа и хоррор в одном флаконе. Перед читателем стремительно проносятся сцены столкновения двух кораблей и погружения их ко дну. Хаос и отчаяние людей переданы отлично, и, словно самой катастрофы было мало, в сюжет врываются мертвецы и не только. Рассказ сильно напомнил «Мёртвое море» Тима Каррэна. Жаль только, что оставляет более сумбурное впечатление.

• «Быстрые сумерки». Хоррор про оборотней в космическом антураже. Помнится, в девяностых на киноэкране в космос кого только не отправляли: и Дракулу, и лепрекона, и даже Джейсона Вурхиза. Оборотней в космосе я до сей поры не встречал. Рассказ неплох, но идея в нём превалирует над содержанием.

• «В иллюминаторе». Ещё один космохоррор. Космонавт заступает на вахту на космической станции. Земля в иллюминаторе, смутное беспокойство в душе, подозрительная плесень на борту и подступающее безумие за углом. Понравились завязка истории и атмосфера. Форма дневниковых записей показалась удачной. А вот развитие сюжета и финал не пришлись по душе.

• «Дрожь». По концепции рассказ сильно напомнил «Оно» Стивена Кинга с поправкой на место действия. Ташкент шестидесятых, группа молодежи, монстр под городом. Хорошо передан дух времени. Переживаниям персонажей веришь. Все описано очень здорово, вот только концовка кажется скомканной. Хотя это даже придает рассказу своеобразной изюминки.

• «Грязные воды». Классический ужастик про экспедицию туда, куда не следует и раскопки того, что не следует. Написано увлекательно, хотя за героев не особо переживаешь. Да и чудовища местные не пугают. Но весьма оригинальные, да. Этого не отнимешь. В общем, рассказ в лучших традициях хорроров восьмидесятых.

• «Акулы-людоеды Красного моря». Исходя из названия, можно подумать, что перед нами зоохоррор с акулами в главной роли. Но нет. Это история о Германе, который приехал с женой и сыном отдыхать в Египет. И чем дольше длится отпуск, тем больше странностей вокруг замечает Герман. Что же происходит? Начало у рассказа отличное: атмосфера, персонажи, их взаимоотношения – всё на высоте. Кошмар долгое время прячется за кадром, но это добавляет напряжения. Для меня проблемой стала концовка. Слишком много недосказанного, слишком быстро возникает финал. А жаль. Старт у истории был очень многообещающим.

• «Очередь». Вязкая мистика с религиозными мотивами. Дима и Настя стоят в очереди к иконе и мощам Святой Маркианушки. Очередь кажется бесконечной, а вот терпение Димы уже на исходе. В какой-то момент Настя отходит в туалет, а Дима замечает всё больше странного и пугающего... История очень неторопливая. Напряжение нарастает постепенно, и под конец рассказа духоту очереди, в которой не протолкнуться ощущаешь почти физически. Ряд моментов так и остался мне непонятным, но для мистики это в порядке вещей.

• «Детские головы». Не менее вязкая мистика с фольклорными мотивами. Ульяна поехала на экскурсию по лесам и болотам нашей глубинки. Всё бы ничего, да угораздило её признаться, что не хочет заводить детей. Остаётся только слушать бубнёж проводника, наслаждаться видами и ловить на себе злобные взгляды рядом идущих женщин. Однако скоро ход экскурсии кардинально изменится… Рассказ цепляет атмосферой, но раздражает персонажами и скомканным финалом.

• «Плохой. Очень плохой». Добротный рассказ, базирующийся на детских страхах. Наверное, каждый родитель сталкивался с нежеланием ребёнка идти в садик. Обычно в этом нет вины потусторонних сил, но только не в этой истории. Здесь в детском саду притаилось по-настоящему жуткое зло… Пожалуй, лучший рассказ сборника.

• «Свои». Рассказ о травле в средней школе. Описано очень достоверно и реалистично. Ну а мистический элемент вполне может лишь казаться таковым главному герою.

• «Ззолет». Городская мистика. Главный герой обнаруживает в городе таинственное слово «ззолет», написанное в разных местах. Постепенно количество слов увеличивается, вместе с чем увеличивается и желание главного героя докопаться до истины. История не заинтриговала, но увлекла.

• «Заживо». Кошмар новоселья. История о том, что переезд в новое жильё – дело не только хлопотное, но иногда и опасное. Кто знает, какие неприятные сюрпризы оставили строители, повезёт ли с соседями и не живёт ли в вентиляции нечто, в существование которого сложно поверить. Главному герою рассказа не повезло со всех сторон. Ну а читателя ждёт сюжет с настолько давящей атмосферой, что после концовки хочется выйти на улицу и подышать свежим воздухом.

• «На Восток». История об экспедиционных ужасах. Антарктида и сама по себе край суровый, а уж если начинает твориться всякая дьявольщина, то выжить становится ещё сложнее. Неплохой рассказ с большим вниманием к деталям и некоторой недосказанностью в конце.

• «Морские пейзажи». Мистический триллер на мореходную тематику. Писатель для вдохновения нанимается на корабль, где в свободное время читает книгу «Морские пейзажи» А. А. Павлова. Для рецензии, так сказать. Но постепенно плаванье всё больше омрачается различными недугами главного героя, пугающими видениями и жуткими рассказами Павлова. История написана короткими, «рубленными» фразами, чем и усыпляет бдительность. Жуть поначалу сквозит между строк, но временами проникает в предложения, и читатель даже не сразу понимает, обо что споткнулось его сознание при чтении описания морских пейзажей или убранства корабля. А потом автор просто идёт вразнос. Хороший рассказ, очень атмосферный. Также порадовала авторская пасхалка на «Век кошмаров» (возможно, есть ещё пасхалка на «Шугу», но я не уверен, может просто совпадение).

В целом, впечатления от сборника положительные. Рассказы отличаются густой и почти осязаемой атмосферой, что стало для меня главным плюсом книги. Ну а дальше ждём выхода «Самой Страшной Книги 2024», благо поступить в продажу она должна уже в этом месяце.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дмитрий Костюкевич постоянный участник тематических антологий «Самая Страшная Книга». Лично я почти всегда выделяю его рассказы среди лучших по итогу чтения очередной антологии. И вот наконец-то вышел персональный сборник Дмитрия Костюкевича. Итак, далее немного о рассказах

Автор любит рассказы об экспедициях и путешествиях: герои оказываются в космосе и на полюсе. Однако опасность может таиться на обычных брестских улицах, и в простой новостройке, да и поездка в отпуск на берег моря может обернуться кошмаром (и не потому что ты обгоришь на пляже). Многие рассказы имеют финал в духе «а дальше домысли сам, читатель». Это нисколько не делает рассказы неудачными, скорее даже работает в плюс, ведь всё происходящее может оказаться кошмарным сном героя. Или и не оказаться.

Как отметил выше, сразу несколько историй происходит на полюсах земли

«Шуга». На Земле есть много мест, где таится неизведанное, например, в глубине океана под арктическими льдами. При чтении вспоминается рассказ, А. К. Дойла «Ужас высот», где стихия немного другая, но настроение схожее.

«На Восток». «Секретные материалы» из папок Дэна Симмонса, записанные в месте «где грань между мирами очень тонка» (как сказал бы Стивен Кинг). Такое место Антарктика. Путь группы полярников на станцию «Восток», сопровождают странные события. Здорово описан суровый быт полярников, покоряющих метр за метром. Что прячется в суровом белом безмолвии?

Действие двух рассказов («Быстрые сумерки», «В иллюминаторе») разворачивается в космосе. Главные герои сталкивается с необычными событиями, с которыми они никак не ожидали столкнуться в космосе.

Далее следует уже знакомый мне рассказ «Дрожь» о землетрясении в Ташкенте и о его сверхъестественных предпосылках. Очень убедительно прописаны главные герои. Написано отличным языком. Перечитал вновь с удовольствием.

«Грязные воды». Вполне себе хороший кинематографичный ужастик категории В. Археологическая экспедиция в Южной Америке раскапывает, то что не нужно. Ну и, конечно, дальше то, что не нужно будет мстить.

«Акулы-людоеды Красного моря». Вот прочитав название сразу ждешь ужастика про акул в духе фильма «Челюсти». А вот и нет! Здесь вам не сплаттерпанк, а скорее что-то в духе Томаса Лиготти или Рэмси Кэмпбелла.

«Зоолет». Ещё одна история а-ля Рэмси Кэмпбелл/Томас Лиготти. Таинственная секта в простом провинциальном сером городе? Конечно. Вот к чему привела простая любовь к фотографированию настенных граффити журналиста-фрилансера.

«Очередь». Необычный история об очереди, которая стоит к иконе и мощам святой. Главный герой оказывается в ней со своей девушкой. Многое в рассказе соответствует выше озвученной формуле «а дальше домысли сам, читатель».

«Детские головы». Экскурсия по лесу иногда может обернуться встречей с персонажами страшных народных сказок. Вот только концовка после такой встречи может быть совсем не в духе «и стали они жить поживать и добра наживать».

«Плохой. Очень плохой « — «И пришёл бука» по-брестски. Что-то страшное скрывается в обычном детском саду, но поверят ли в истории ребенка мама с папой?

«Свои». Хороший мальчишеский хоррор в брестских декорациях. Традиционная история: школа, учеба, хулиганы-задиры, которые издеваются над главными героями, а далее следует таинственные мистические события.

«Холодные песни». Хорошая работа по совмещение в одном тексте исторической основы и мифов об отнюдь не прекрасных, а опасных жителях моря.

Сюжет рассказа «Заживо» допускает двойную трактовку событий, происходящих в квартире главных героев. Если опять говорить об ассоциациях, возникающих при чтении, то многим любителям жанра наверняка вспомнится роман Г. Мастертона «Жертвоприношение»

«Морские пейзажи» стоит читать в последнюю очередь, только, когда прочитаны все рассказы в сборнике. По сути это большой и ужасно ироничный итог всего прочитанного. От встречи с судном GOTTX хорошего не жди — сразу реальность начнет покрываться зыбью. Или рябью, раз у нас «Морские пейзажи».

Здесь присутствуют отсылки ко всем рассказам сборника, да и не только это: Костюкевич ещё и успеет пошутить, припомнить название некоторых известных книг серии ССК, да и не только это. При этом автор не забывает и попугать читателя.

Итог: сборник ожидания оправдал. Все рассказы мне понравились, буду очень рад и другие персональные сборники Дмитрия Костюкевича.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник из пятнадцати рассказов от известного мастера хоррора Дмитрия Костюкевича.

Про каждую историю в отдельности писать здесь не стану — это уже великолепно сделали авторы двух предыдущих отзывов. Попробую только передать общее впечатление от книги:

Ну, наверное, название сборника очень точно отражает его содержание, вот уж действительно, «Холодные песни». Хоть некоторые истории и происходят летом, или, на юге, все равно, прежде всего, от рассказов веет, каким-то, ледяным холодом.

На мой взгляд, основной жанр книги — мистика, не хоррор. Жути тоже хватает, но, как мне показалось, основной акцент сделан не на страх, а на таинственность. Понятно, что все неизвестное, непостижимое разумом пугает, но, всё-таки, к «мистике» это ближе чем к «ужасам».

За небольшим исключением, истории построены по одному плану: герой встречается с некой загадочной и неопределенной силой, сущностью или явлением, и, чем окончилась эта встреча непонятно. Открытый финал, множество загадок и вопросов, остающихся без ответа.

Понравилась атмосферность книги.

Мне, в целом, сборник «не зашёл». Нет, не потому, что автор слабо пишет, или, сюжеты рассказов заурядные и шаблонные, нет. Просто, не мой жанр. Я в хорроре люблю определенность, завершенность, простеньких монстров и т. д. А здесь — игры разума, где реальность и фантазия меняются местами. И, порой, вообще, нельзя сказать, что происходит? Лично мне, было трудно в классификации рассказа определить «жанр» и «сюжетные ходы». Но, все это, очень и очень субъективно. Кто-то любит мистику и тайну, кто-то, простенькие «ужастики» из 70-80.

Из понравившегося:

— «Шуга» — ну, атмосферность, зашкаливает! Полное погружение.

— «Плохой» — понравилось как автор выстроил сюжет истории, психологически очень интересно.

Ну, ещё, несколько рассказов заставили поломать голову.

Сборник понравится тем читателям, кто любит таинственность, загадочность. Есть прекрасная возможность поставить себя на место героев, попытаться представить то, с чем они столкнулись, вообразить, чем все могло закончиться.

Хорошая, профессионально написанная книга, но, повторюсь, это — больше мистика, чем хоррор, поэтому, ориентироваться нужно на это. Впрочем, я опираюсь только на свои ощущения от книги. Ведь каждого человека пугают совершенно разные вещи.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх