fantlab ru

Алексей Атеев «Девятая жизнь нечисти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Девятая жизнь нечисти

Роман, год

Аннотация:

В загородной даче под треск камина, когда за окном гуляет ночь и бушует вьюга, так приятно послушать интересную историю. Только непонятно то ли люди собрались не чуждые разной чертовщине, то ли горячительные напитки развязали языки, но разговор зашел о сверхъестественном. И каждый из гостей решает рассказать свою байку. Или все таки быль?

© Mo3k

В произведение входит:


7.85 (13)
-

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Девятая жизнь нечисти
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Карты Люцифера
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые две истории написаны увлекательно. Тут тебе и конфликт на лицо, и перипетии, и драма. Второй рассказ самый интересный. Развязка хороша, ведь я всю историю думала — кого же дедушка-то любит на самом деле. А вот вторые две так себе. Не зря их поставили в конце. Четвёртая раскачивается и расшаркивается первую половину. Интриги никакой нет (в третьей есть на неё затравка). Большую часть герой не выбирается из болота, а добирается туда. Что он должен был понять для себя? А болотница знает. Третий тоже невнятный какой-то.

Так что ставлю пятёрку за первые два, и тройку в общем.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

***Участь мистики в современном мире.

«Девятая жизнь нечисти» Алексея Атеева не похожа на роман в привычном понимании. Её четыре отдельные истории, объединённые пятой, могли бы напомнить структуру «Декамерона» Джованни Боккаччо, но рамочный сюжет здесь не развит. Можно предположить, что обрамление появилось с целью украшения этого, по сути, сборника и лишь формально соединяет входящие в него рассказы, но нельзя также полностью отрицать возможность существования заложенных в их выборе и взаимодействии скрытых авторских смыслов. Как бы то ни было, единого повествования тут нет.

Завязка обрамляющего сюжета-зарисовки и всей книги такова: смешанная компания наших соотечественников, мужчин и женщин разного возраста, отдыхает на даче поздней осенью. Сходили в баньку, выпивают, сидя не чинясь и кто в чём за накрытым столом у горящего камина. Внезапно поваливший снег будто отрезает их от всего остального мира, и разговор невольно заходит о возможности существования сверхъестественного в современной жизни. Как водится, некоторые из присутствующих начинают приводить собственные, случившиеся с ними самими или с их знакомыми, примеры.

Интересно, что персонажи этого вводного сюжета перечислены, но не поименованы. Для автора имеют значение их пол, возраст и социальный статус. Указываются элементы одежды и уровень образованности. Даются характеризующие определения в два-три слова, как лёгкие мазки кистью: «начитанный хозяин дачи», «обладательница махрового халата», «почитатель Фрейда», «литературная дама». Никакой конкретики – и, одновременно, даётся возможность вжиться в происходящее для почти любого читателя. Создаётся располагающая атмосфера задушевного разговора, усиливающая впечатление от четырёх рассказанных под влиянием момента и общего настроения историй.

Основные новеллы выглядят, как осовремененные бывальщины и былички в литературном изложении. Одни рассказчики преподносят их от первого лица, другие – от третьего, признавая или скрывая свою личную сопричастность. Хорошо заметна близость с городской легендой и влияние классической русской прозы 19-20 веков. Композиционно каждой новелле посвящена целая глава, в начале и конце которой повествование возвращается к тесному кружку у камина, где активно обсуждается действующими лицами. Примечательно, что их короткие реплики предвосхищают многие читательские реакции и соображения. Что это, игра с читателем?

История первая, «Проделки ведьм». Россия конца девяностых или начала двухтысячных. В меру привлекательная двадцатипятилетняя девственница-библиотекарь наконец-то решилась снять «венец безбрачия». Естественно, у гадалки-ворожеи, и, конечно же, по рекомендации подруги. Последствия были ужасны и поучительны! Народный сюжет о сделке с ведьмой в реалиях современного провинциального города страшен, жесток и драматичен. Вызывают недоумение отсутствие положительных черт у главной героини и та лёгкость, с которой она меняется, мечась из крайности в крайность. Оборванный финал, наоборот, кажется полностью естественным.

История вторая, «Плевок на могилу». Украина времён становления советской власти. В семействе еврея, извозчика и контрабандиста, поспела дочка на выданье. За кого бы выдать? Один претендент в немалом военном чине и обеспеченный, но русский и коммунист, другой – еврей и книжник-каббалист, но беден. Основа – почти классический сюжет о двух женихах, послушной отцу невесте, страшной свадьбе и проклятии. Исполнение – в стиле «Пентакля» Г. Л. Олди, М. и С. Дяченко и А. Валентинова. Исторические реалии, национальный колорит, мистика и юмор.

История третья, «Чума». Юг СССР, начало семидесятых годов двадцатого века. Набирается – и неожиданно хорошо оплачивается – студотряд для проведения археологических раскопок местной «Чумной горки», пользующейся в народе дурной славой. Люди в нём подобрались самые разные: спортсмены, идейные, заучки, простаки, халтурщики, демагоги, провокаторы, рвачи и мародёры. Результаты полевого исследования можно оценить, как минимум, трояко… Пожалуй, этот рассказ стоит наособицу. Он близок не мистике, классике или фольклору, а поздней советской научной фантастике или, к примеру, раннему творчеству В. Головачёва.

История четвёртая, «Зримая тьма». 1950-й год. Выпускник столичного педвуза, учитель русского языка и литературы, попал по распределению в райцентр на стыке Рязанской и Московской областей. Дело своё знал хорошо, но скучал дико в захолустье. Страдал по-интеллигентному, пока не подсказали ему заняться охотой. Всё бы ничего, да завела «благородная страсть» в запретное болото… Культурно, красиво, философично. Тургенев, Чехов, Толстой, Гоголь, Бунин и другие в реминисценциях. Труды С. В. Максимова и А. Н. Афанасьева. Размышления о язычестве и христианстве в советское время.

Все четыре новеллы прежде всего разные. Не скажу, что в них нельзя угадать одного автора, но стиль изложения, а в какой-то мере и жанр, меняются значительно. Фольклор, мистика, классическая литература и научная фантастика. Вместе – своего рода отечественный магический реализм, описывающий жизнь нечисти во времена становления советской власти, существования СССР и современной России. Забавно, что в начале и конце рассматриваемого периода проявления нечистой силы активны и опасны, а в середине нейтральны настолько, что возникает соблазн объяснить их рационально.

В целом, роман «Девятая жизнь нечисти» оставляет впечатление умной и реалистической прозы, несмотря на присутствие мистики. Возможно потому, что позиция автора нейтральна, что автор повествует и описывает сверхъестественное, интригует, подталкивает к размышлению, иронизирует, но не имеет своей целью пугать или развлекать читателя. Идея произведения не на виду, и это даже к лучшему.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не плохо.

Первая новелла, собственно «9-я жизнь», довольно банальная городская страшилка, с приворотным зельем и ведьмой. Хотя и написана не без фантазии.

Вторая, весьма примечательна и колоритна. Еврейское местечко, кабаллист, «дибук». Новелла с хорошим драйвом и знанием антуража. Написано явно под влиянием известной пьесы Семёна Анского (Раппопорта). У автора некоторая путанница между ценностями иудаизма и христианства, но всё равно, впечатляет.

Повесть «Чума», не смотря на сомнительный финал, с попыткой прагматизации событий, увлекла, и прочлась с большим интересом.

Последняя повесть, не смотря на традиционную сюжетную интригу, болота, лешие, мертвецы ходячие, «изнакурнож», опять же, тоже достаточно интересна и увлекательна.

Вообще, этот сборник, пожалуй, лучшее, что я читал у Атеева. Не дешевые, пионерские ужастики, а хорошо развитая проза, с грамотными сюжетами, колоритным сценизмом и живыми персонажами.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень хорошо. Пожалуй, лучшее из того, что я пока читал у Атеева, если не считать самой что ни на есть первой «Загадки старого кладбища». Роман состоит из четырех новелл, связанных между собой классической для таких случаев канвой — собралась, дескать, компания и травит байки о всяком загадочном и страшном. В непосредственно истории-обрамлении (которая присутствует чисто инструментально и, в сущности, может быть без потерь выброшена) и первой из новелл заметно чувствуется основной недостаток автора — усредненный «газетный» стиль, пригодный для передовицы или фельетона, но никак не для художественной прозы. Однако, в оставшихся трех новеллах эта беда исчезает если не полностью, то почти. Конечно, какие-то шероховатости остаются. Некоторые реплики, детали и эпизоды заставляют досадливо поморщиться: «зачем это было, только портит впечатление». Тем не менее, «Плевок на могилу», «Чума» и «Зримая тьма» написаны красочно, вкусно, очень увлекательно и в нужных местах при чтении по хребту бежит-таки легкий холодок. Да и «Проделки ведьм» сюжетно вовсе не плоха и, во всяком случае, достаточно оригинальна. Пусть это и не Гоголь, конечно, но самые удачные моменты текста действительно чем-то напоминают «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вообще, Атеев, на мой взгляд пользовался куда меньшей известностью, чем по праву мог рассчитывать. Лично мне самой удачной в романе показалась история про «большую еврейскую свадьбу». Замечательные «этнографические» подробности, яркие персонажи. Может быть, лишь немного этой истории не хватает эффектности, но она ни в коем случае не затянута и не скучна. А вот в «Зримой тьме» вступительная часть, кажется, немного с перебором. Хотя, если вдуматься, как еще было погрузить читателя в атмосферу того времени и тех мест, о которых пойдет рассказ. Как итог, плюсов гораздо больше, чем минусов, и в своем классе «Девятая жизнь нечисти», безусловно, заметное явление.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне отчего-то очень понравилась эта книжка. Действительно, по духу это «Вечера на хуторе...». И если первая история так себе, то чтение остальных заставляет обо всем забыть. История с еврейской семьей интересна антуражем и временем действия. Послереволюционные времена, слом традиций. И тут появление голема. Даже с чисто зрения общей образованности следует ознакомиться. Атеев вообще всегда очень ответственно подходит к описанию быта того времени, о котором пишет. Редко где прочитаешь в таких подробностях о жизни в раннем СССР.

И опять же поддержу Mo3k — последняя история шикарна! После нее у меня до сих пор в голове сидит идея о покупке охотничьего ружья. Невероятно реалистично описано болото, как-будто ты сам хлюпаешь в этих сапогах и не можешь найти дорогу. А домик у озера, русалки, проклятье — причудливая смесь реализма и народных сказок. Такие книги сейчас редкость. Читается все на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший сборник рассказов. Читается легко. Очень похож на Гоголевские «Вечера на хуторе...». По сюжету много заимствований оттуда. Временами смешно, есть несколько довольно страшных моментов. В целом приятное, развлекательное чтение. Русский народный сказочный фольклор. Советую к прочтению.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто назвал сие произведение романом ума не приложу. Скорее сборник рассказов. Но какой!

Изначальный антураж располагает. Зима. Вечер. Загородная дача. Камин. Сама обстановка располагает к историям о сверхъестественном! Но не будет здесь зомби, вампиров и прочей совсем уж нереальной нечисти. Монстры будут бытовые (иногда сказочные), в реальность которых еще можно поверить.

Главный недостаток всех историй — затянутость. Автор уж слишком акцентируется на деталях, мелочах. Это очень утомляет.

Первая история будет о любовных приворотах и современных ведьмах. И подкупает она своей бытовой начинкой. Молодая библиотекарша идет за советом к колдунье дабы наладить личную жизнь! И вот эта естественность пугает намного больше, чем вурдалаки.

Очень редко со мной такое бывает, но в конце я с негодованием вскрикнул (в голос!) — А что дальше то случилось? Что?!

Но автор замолкает, оборвав ниточку на самом интересном.

Далее нас ждет быт и жизнь еврейской семьи при советской власти:) К несчастью повествование настолько затянуто и перегружено ненужными моментами, что никакого наслаждения от концовки не испытаешь. Ощущение одно — герои отмучились и читатель вместе с ними. Наконец-то!

Хотя еврейская жизнь очень интересно описана, обычаи и традиции. Колоритно.

В третьей истории затрагивается тема расхищения могил. Причем в довольно крупных масштабах. Самое интересно в повести до конца так и не понятно то ли все это правда, то ли героям почудились и они стали участниками дурацкого розыгрыша.

А вот последняя история просто шикарная! Сельский учитель отправляется на болота поохотиться. Как заведено о них ходит дурная слава..

Живо, интересно, красиво! Соопреживаешь герою совершенно искренне! Очень интересная теория происхождения нежити типа русалок, водяных и прочих.

История страшная, поучительная и в тоже время насквозь бытовая. Ну заблудился на болоте человек, что поделаешь!

Настоятельно рекомендую с последней историей ознакомиться!

В целом роман (сборник рассказов) оставил положительные впечатления. В лучших традициях «Загадки старого кладбища». А именно тем, чем подкупает автор — ведьмами и колдунами, лешими и русалками. Нежить, что говорить:)

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх