Алексей Атеев «Девятая жизнь нечисти»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Истории о привидениях )
- Общие характеристики: Религиозное (Иудаизм | Христианство (Православие ) | Язычество (Славянское )) | С использованием мифологии (Русской/Славянской ) | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Проклятие | Жизнь после смерти
- Возраст читателя: Для взрослых
В загородной даче под треск камина, когда за окном гуляет ночь и бушует вьюга, так приятно послушать интересную историю. Только непонятно то ли люди собрались не чуждые разной чертовщине, то ли горячительные напитки развязали языки, но разговор зашел о сверхъестественном. И каждый из гостей решает рассказать свою байку. Или все таки быль?
В произведение входит:
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FayValentine, 11 октября 2024 г.
Первые две истории написаны увлекательно. Тут тебе и конфликт на лицо, и перипетии, и драма. Второй рассказ самый интересный. Развязка хороша, ведь я всю историю думала — кого же дедушка-то любит на самом деле. А вот вторые две так себе. Не зря их поставили в конце. Четвёртая раскачивается и расшаркивается первую половину. Интриги никакой нет (в третьей есть на неё затравка). Большую часть герой не выбирается из болота, а добирается туда. Что он должен был понять для себя? А болотница знает. Третий тоже невнятный какой-то.
Так что ставлю пятёрку за первые два, и тройку в общем.
ХельгиИнгварссон, 26 июля 2019 г.
***Участь мистики в современном мире.
«Девятая жизнь нечисти» Алексея Атеева не похожа на роман в привычном понимании. Её четыре отдельные истории, объединённые пятой, могли бы напомнить структуру «Декамерона» Джованни Боккаччо, но рамочный сюжет здесь не развит. Можно предположить, что обрамление появилось с целью украшения этого, по сути, сборника и лишь формально соединяет входящие в него рассказы, но нельзя также полностью отрицать возможность существования заложенных в их выборе и взаимодействии скрытых авторских смыслов. Как бы то ни было, единого повествования тут нет.
Завязка обрамляющего сюжета-зарисовки и всей книги такова: смешанная компания наших соотечественников, мужчин и женщин разного возраста, отдыхает на даче поздней осенью. Сходили в баньку, выпивают, сидя не чинясь и кто в чём за накрытым столом у горящего камина. Внезапно поваливший снег будто отрезает их от всего остального мира, и разговор невольно заходит о возможности существования сверхъестественного в современной жизни. Как водится, некоторые из присутствующих начинают приводить собственные, случившиеся с ними самими или с их знакомыми, примеры.
Интересно, что персонажи этого вводного сюжета перечислены, но не поименованы. Для автора имеют значение их пол, возраст и социальный статус. Указываются элементы одежды и уровень образованности. Даются характеризующие определения в два-три слова, как лёгкие мазки кистью: «начитанный хозяин дачи», «обладательница махрового халата», «почитатель Фрейда», «литературная дама». Никакой конкретики – и, одновременно, даётся возможность вжиться в происходящее для почти любого читателя. Создаётся располагающая атмосфера задушевного разговора, усиливающая впечатление от четырёх рассказанных под влиянием момента и общего настроения историй.
Основные новеллы выглядят, как осовремененные бывальщины и былички в литературном изложении. Одни рассказчики преподносят их от первого лица, другие – от третьего, признавая или скрывая свою личную сопричастность. Хорошо заметна близость с городской легендой и влияние классической русской прозы 19-20 веков. Композиционно каждой новелле посвящена целая глава, в начале и конце которой повествование возвращается к тесному кружку у камина, где активно обсуждается действующими лицами. Примечательно, что их короткие реплики предвосхищают многие читательские реакции и соображения. Что это, игра с читателем?
История первая, «Проделки ведьм». Россия конца девяностых или начала двухтысячных. В меру привлекательная двадцатипятилетняя девственница-библиотекарь наконец-то решилась снять «венец безбрачия». Естественно, у гадалки-ворожеи, и, конечно же, по рекомендации подруги. Последствия были ужасны и поучительны! Народный сюжет о сделке с ведьмой в реалиях современного провинциального города страшен, жесток и драматичен. Вызывают недоумение отсутствие положительных черт у главной героини и та лёгкость, с которой она меняется, мечась из крайности в крайность. Оборванный финал, наоборот, кажется полностью естественным.
История вторая, «Плевок на могилу». Украина времён становления советской власти. В семействе еврея, извозчика и контрабандиста, поспела дочка на выданье. За кого бы выдать? Один претендент в немалом военном чине и обеспеченный, но русский и коммунист, другой – еврей и книжник-каббалист, но беден. Основа – почти классический сюжет о двух женихах, послушной отцу невесте, страшной свадьбе и проклятии. Исполнение – в стиле «Пентакля» Г. Л. Олди, М. и С. Дяченко и А. Валентинова. Исторические реалии, национальный колорит, мистика и юмор.
История третья, «Чума». Юг СССР, начало семидесятых годов двадцатого века. Набирается – и неожиданно хорошо оплачивается – студотряд для проведения археологических раскопок местной «Чумной горки», пользующейся в народе дурной славой. Люди в нём подобрались самые разные: спортсмены, идейные, заучки, простаки, халтурщики, демагоги, провокаторы, рвачи и мародёры. Результаты полевого исследования можно оценить, как минимум, трояко… Пожалуй, этот рассказ стоит наособицу. Он близок не мистике, классике или фольклору, а поздней советской научной фантастике или, к примеру, раннему творчеству В. Головачёва.
История четвёртая, «Зримая тьма». 1950-й год. Выпускник столичного педвуза, учитель русского языка и литературы, попал по распределению в райцентр на стыке Рязанской и Московской областей. Дело своё знал хорошо, но скучал дико в захолустье. Страдал по-интеллигентному, пока не подсказали ему заняться охотой. Всё бы ничего, да завела «благородная страсть» в запретное болото… Культурно, красиво, философично. Тургенев, Чехов, Толстой, Гоголь, Бунин и другие в реминисценциях. Труды С. В. Максимова и А. Н. Афанасьева. Размышления о язычестве и христианстве в советское время.
Все четыре новеллы прежде всего разные. Не скажу, что в них нельзя угадать одного автора, но стиль изложения, а в какой-то мере и жанр, меняются значительно. Фольклор, мистика, классическая литература и научная фантастика. Вместе – своего рода отечественный магический реализм, описывающий жизнь нечисти во времена становления советской власти, существования СССР и современной России. Забавно, что в начале и конце рассматриваемого периода проявления нечистой силы активны и опасны, а в середине нейтральны настолько, что возникает соблазн объяснить их рационально.
В целом, роман «Девятая жизнь нечисти» оставляет впечатление умной и реалистической прозы, несмотря на присутствие мистики. Возможно потому, что позиция автора нейтральна, что автор повествует и описывает сверхъестественное, интригует, подталкивает к размышлению, иронизирует, но не имеет своей целью пугать или развлекать читателя. Идея произведения не на виду, и это даже к лучшему.
VovaZ, 25 апреля 2020 г.
Не плохо.
Первая новелла, собственно «9-я жизнь», довольно банальная городская страшилка, с приворотным зельем и ведьмой. Хотя и написана не без фантазии.
Вторая, весьма примечательна и колоритна. Еврейское местечко, кабаллист, «дибук». Новелла с хорошим драйвом и знанием антуража. Написано явно под влиянием известной пьесы Семёна Анского (Раппопорта). У автора некоторая путанница между ценностями иудаизма и христианства, но всё равно, впечатляет.
Повесть «Чума», не смотря на сомнительный финал, с попыткой прагматизации событий, увлекла, и прочлась с большим интересом.
Последняя повесть, не смотря на традиционную сюжетную интригу, болота, лешие, мертвецы ходячие, «изнакурнож», опять же, тоже достаточно интересна и увлекательна.
Вообще, этот сборник, пожалуй, лучшее, что я читал у Атеева. Не дешевые, пионерские ужастики, а хорошо развитая проза, с грамотными сюжетами, колоритным сценизмом и живыми персонажами.
ahenobarbus, 9 апреля 2018 г.
Очень и очень хорошо. Пожалуй, лучшее из того, что я пока читал у Атеева, если не считать самой что ни на есть первой «Загадки старого кладбища». Роман состоит из четырех новелл, связанных между собой классической для таких случаев канвой — собралась, дескать, компания и травит байки о всяком загадочном и страшном. В непосредственно истории-обрамлении (которая присутствует чисто инструментально и, в сущности, может быть без потерь выброшена) и первой из новелл заметно чувствуется основной недостаток автора — усредненный «газетный» стиль, пригодный для передовицы или фельетона, но никак не для художественной прозы. Однако, в оставшихся трех новеллах эта беда исчезает если не полностью, то почти. Конечно, какие-то шероховатости остаются. Некоторые реплики, детали и эпизоды заставляют досадливо поморщиться: «зачем это было, только портит впечатление». Тем не менее, «Плевок на могилу», «Чума» и «Зримая тьма» написаны красочно, вкусно, очень увлекательно и в нужных местах при чтении по хребту бежит-таки легкий холодок. Да и «Проделки ведьм» сюжетно вовсе не плоха и, во всяком случае, достаточно оригинальна. Пусть это и не Гоголь, конечно, но самые удачные моменты текста действительно чем-то напоминают «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вообще, Атеев, на мой взгляд пользовался куда меньшей известностью, чем по праву мог рассчитывать. Лично мне самой удачной в романе показалась история про «большую еврейскую свадьбу». Замечательные «этнографические» подробности, яркие персонажи. Может быть, лишь немного этой истории не хватает эффектности, но она ни в коем случае не затянута и не скучна. А вот в «Зримой тьме» вступительная часть, кажется, немного с перебором. Хотя, если вдуматься, как еще было погрузить читателя в атмосферу того времени и тех мест, о которых пойдет рассказ. Как итог, плюсов гораздо больше, чем минусов, и в своем классе «Девятая жизнь нечисти», безусловно, заметное явление.
elninjo_3, 14 декабря 2015 г.
Мне отчего-то очень понравилась эта книжка. Действительно, по духу это «Вечера на хуторе...». И если первая история так себе, то чтение остальных заставляет обо всем забыть. История с еврейской семьей интересна антуражем и временем действия. Послереволюционные времена, слом традиций. И тут появление голема. Даже с чисто зрения общей образованности следует ознакомиться. Атеев вообще всегда очень ответственно подходит к описанию быта того времени, о котором пишет. Редко где прочитаешь в таких подробностях о жизни в раннем СССР.
И опять же поддержу Mo3k — последняя история шикарна! После нее у меня до сих пор в голове сидит идея о покупке охотничьего ружья. Невероятно реалистично описано болото, как-будто ты сам хлюпаешь в этих сапогах и не можешь найти дорогу. А домик у озера, русалки, проклятье — причудливая смесь реализма и народных сказок. Такие книги сейчас редкость. Читается все на одном дыхании.
sergej210477, 10 июня 2015 г.
Хороший сборник рассказов. Читается легко. Очень похож на Гоголевские «Вечера на хуторе...». По сюжету много заимствований оттуда. Временами смешно, есть несколько довольно страшных моментов. В целом приятное, развлекательное чтение. Русский народный сказочный фольклор. Советую к прочтению.
Mo3k, 14 декабря 2011 г.
Кто назвал сие произведение романом ума не приложу. Скорее сборник рассказов. Но какой!
Изначальный антураж располагает. Зима. Вечер. Загородная дача. Камин. Сама обстановка располагает к историям о сверхъестественном! Но не будет здесь зомби, вампиров и прочей совсем уж нереальной нечисти. Монстры будут бытовые (иногда сказочные), в реальность которых еще можно поверить.
Главный недостаток всех историй — затянутость. Автор уж слишком акцентируется на деталях, мелочах. Это очень утомляет.
Первая история будет о любовных приворотах и современных ведьмах. И подкупает она своей бытовой начинкой. Молодая библиотекарша идет за советом к колдунье дабы наладить личную жизнь! И вот эта естественность пугает намного больше, чем вурдалаки.
Очень редко со мной такое бывает, но в конце я с негодованием вскрикнул (в голос!) — А что дальше то случилось? Что?!
Но автор замолкает, оборвав ниточку на самом интересном.
Далее нас ждет быт и жизнь еврейской семьи при советской власти:) К несчастью повествование настолько затянуто и перегружено ненужными моментами, что никакого наслаждения от концовки не испытаешь. Ощущение одно — герои отмучились и читатель вместе с ними. Наконец-то!
Хотя еврейская жизнь очень интересно описана, обычаи и традиции. Колоритно.
В третьей истории затрагивается тема расхищения могил. Причем в довольно крупных масштабах. Самое интересно в повести до конца так и не понятно то ли все это правда, то ли героям почудились и они стали участниками дурацкого розыгрыша.
А вот последняя история просто шикарная! Сельский учитель отправляется на болота поохотиться. Как заведено о них ходит дурная слава..
Живо, интересно, красиво! Соопреживаешь герою совершенно искренне! Очень интересная теория происхождения нежити типа русалок, водяных и прочих.
История страшная, поучительная и в тоже время насквозь бытовая. Ну заблудился на болоте человек, что поделаешь!
Настоятельно рекомендую с последней историей ознакомиться!
В целом роман (сборник рассказов) оставил положительные впечатления. В лучших традициях «Загадки старого кладбища». А именно тем, чем подкупает автор — ведьмами и колдунами, лешими и русалками. Нежить, что говорить:)