Маркус Зузак «Братья Волф»
Чувства героев странны им самим, поступки стихийны, а мысли обо всём на свете: о верности крови, о музыке девушек, о руках братьев. Они улыбаются родителям, чтобы те думали: всё в порядке. Не всякий поймет, чем герои живут: собачьи бега, кража дорожных знаков в ночи или и того хлеще — тайные поединки на ринге. Они голодны. Голод терзает их изнутри, заставляет рваться вперед. Но герои должны вырасти; ползти и стонать, грызть, лаять на любого, кто вздумает помешать им или приручить. Они братья Волф, волчьи подростки, бегут, выслеживают жизнь, одолевая страх. И если не справятся, винить им некого.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Racco0n, 22 февраля 2017 г.
При всей своей легкости и «читабельности» произведение довольно-таки серьезное. Конечно, романов взросления было написано немало, и становление характера в период перехода от детства к взрослой жизни – тема далеко не новая. Но, как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых произведений, в каждом – новый ракурс.
Существует такая категория читателей (и я отношу себя именно к ней), у которой литература подобного рода вызывает душевный трепет. Когда совсем еще юные ребята, почти дети, показывают зубы в борьбе со всем миром и своими собственными страхами, когда их побеждают, но не ломают – это не может не тронуть. Победителем быть трудно, но быть бойцом еще труднее, и они доказывают это раз за разом. Они бьются за себя, за свою семью, за шанс из никого стать кем-то. У них нет ничего, кроме дикого, неистового желания доказать, что они не пустое место. Они бойцы. Но, прежде всего, они братья.
Очень симпатичный ГГ, младший из Волфов, Кэмерон, от лица которого ведется рассказ. Он слегка потерян и немного странноват, но очень трогателен в этой своей странноватости. Он сам себя считает недотепой на фоне старших братьев – успешного и целеустремленного Стива и уверенного в себе и нравящегося девушкам Руба. Его ведет «голод», стремление понять самому и показать всем, что такое Кэмерон Волф. Понять, кто ты есть, и выбрать свою дорогу в жизни – что может быть сложнее? Каждый человек проходит через это на определенном этапе своего существования, думаю, тема эта близка всем без исключения…
Итог: книга хорошая, понравится всем, кто любит романы взросления, а также совсем юным читателям, которые может быть узнают себя.
atgrin, 17 ноября 2015 г.
ГОРОД И ПСЫ
Название для отзыва о дебютной книге австралийца Маркуса Зусака «Братья Волф» я украл (нельзя сказать, что позаимствовал, я же не собираюсь его возвращать). И украл не у абы кого, а другого великолепного писателя (если после этих слов вы сделаете вывод, что и Зусак великолепен – то не ошибётесь), перуанца Марио Варгаса Льосы. И, хотя различий между этими произведениями много, есть вещи, которые их крепко связывают: оба они рассказывают о взрослении юношей, в обоих – одним из главных героев является город. Кроме того, «Город и псы» – тоже литературный дебют. Но довольно о книге Марио, поговорим о произведении Маркуса.
«Единственное, что, похоже, никогда не поменяется, — город в его переходный час между днём и вечером. Он неизменно становится сумрачным и чужеватым, отстранённым от происходящих событий. В городе тысячи домов и квартир и во всех что-то происходит. В каждой какая-то своя история, но не для зрителей. Никто её не знает».
История от Зусака – это одна из бесконечного множества семейных саг, рассказанная младшим членом семейства Волф. Волфы – это мать, отец, дочь и трое сыновей. Семья из рабочего района, и жизнь её членов далека от роскоши, но это не мешает младшим отпрыскам (Рубену с Кэмероном, последний и является рассказчиком) весело проводить время, пытаясь хоть как-то себя развлечь. Мы застаём парней в период, когда жизнь ещё по-детски легка, но в голове уже начинают появляться мысли о том, что надо делать что-то ещё. Хочется к чему-то стремиться, что-то искать. И поиск уже начат, даже не подозревая об этом, братья выходят на тропу под названием взросление.
«У нас наконец-то есть причина быть. Причина выходить на улицу».
На самом деле нет одного романа «Братья Волф», есть три повести – «Подпёсок» (1999), «Против Рубена Волфа» (2001) и «Когда псы плачут» (2002) – собранные под одной обложкой. Автор сохранил единые стиль, язык и атмосферу во всех трёх частях, и вместе они становятся цельным произведением. Эти повести словно витки спирали: каждый последующий поднимает градус накала выше, делает суждения – глубже, а круг затрагиваемых вопросов – шире. Исследуя внутренний космос взрослеющего подростка, склонного к рефлексии, Зусак вместе со своим героем (который, уверен, является его альтер-эго) заново познаёт бытие, определяет вселенские законы, по которым существует мир. Впрочем, в этом он схож со многими отличными писателями – от Сэлинджера до Кортасара.
«Только я и мог бы волноваться о том, что происходит в стенах моей жизни. У других людей свои миры, о которых стоит волноваться, и в итоге они должны думать о своих делах, как и мы».
Кэмерон растёт от повести к повести. Самый младший в семье, считающий себя неудачником (на фоне старших братьев, Стивена – всегда успешного, нацеленного только на победу и Рубена – забияки, бабника и отличного бойца, которому нет равных в драке), он на наших глазах превращается из запутавшегося в своих мыслях пацанёнка в яркого писателя, поэта. Каждая глава первой повести трилогии заканчивается очередным сном Кэмерона, который он рассказывает читателям; второй – диалогом Кэма с Рубеном (они делят одну комнату); в третьей — из Кэмерона рвутся наружу слова, он не может их удержать в себе и записывает на бумаге.
«Иной раз, когда я поглубже забреду в страницы, буквы в каждом слове становятся огромными, словно здания в городе. Я стою под ними, гляжу вверх».
Время снов и разговоров прошло, настала пора историй. Кэмерона пишет о себе, о семье, о городе. Эти рассказы могут поспорить по нереальности со снами, а по откровенности с братскими беседами. Прожитое за день выливается в причудливую, глубокую и поэтичную прозу, оценить которую по достоинству может лишь та единственная, ради кого он их и пишет, даже не догадываясь о её существовании.
«Эта девчонка — самый странный чел, которого я только встречал. Страннее тебя, если ты можешь такое представить».
Безусловно, вместе со своим героем взрослел и его автор, который буквами писал свой автопортрет, ваял живые скульптуры переживаний, рисовал картины побед и поражений, неудач и успеха, горести и счастья. Говоря о печалях и радостях, мы забываем о том, что всё это – краски одного полотна, которое будет рисоваться до тех пор, пока живёшь. Танец, которому есть лишь один исход, летальный, а до него остаётся только учить новые па и выкидывать коленца, и пусть получается не так красиво, как в балете, но уж занять своё место на танцплощадке может каждый. Тем более, танцуя в кругу семьи, где каждое движение – часть одного гармоничного целого.
«Тратим ли мы большую часть своих дней, стараясь запомнить или стараясь забыть? Тратим ли своё время в основном на то, чтобы бежать навстречу своей жизни или прочь от неё?»
Зарабатывать можно по-разному: быть сантехником, как глава семейства Волф; убирая чужие квартиры, как его супруга; менеджером в офисе, как Стив, или медсестрой в больнице, как Сара, а можно драться за деньги на подпольных поединках, как непутёвые Кэм и Рубен, главное делать это с честью, с гордо поднятой головой. Семья Волф недаром носит такую фамилию, это порода бойцов, которые не отступят, даже поверженные на пол. Раз за разом они поднимаются, вытирают кровь, хлещущую из разбитых носов, сшивают порезы, затягивают в корсеты переломы и идут дальше, на свет, который и так уже горит внутри каждого из них. Но они упорно ищут его и снаружи.
«Может, одно прекрасное в моей жизни только и есть – карабканье на свет».
Пишу я всё это, и чётко понимаю, что не могу адекватно передать всю красоту книги Зусака. Чем больше стараюсь – тем сильнее увожу вас от неё в сторону, волнами своего восхищения несу совсем не нужные ассоциации и образы. Точно могу сказать одно: не слушайте меня! Я рассказываю вам о той книге, которую прочёл только я один, уверен, что вы прочтёте её совсем другой. Но также уверен и в том, что эти другие «Братья Волф» окажутся не менее замечательны, чем те, с которыми повезло познакомиться мне. Просто найдите уже этот томик и принимайтесь за чтение.
ПС. Вы, наверное, уже догадались, что закавыченное – это цитаты из книги, но самое прекрасное (и это, конечно, о любви) я припас напоследок: «в этот момент ночь лопнула, и небо глыбами обвалилось вокруг меня».
ППС. Город и псы – такое сочетание встречается нередко. Навскидку вспоминается роман в рассказах «Город» Клиффорда Саймака, речь в нём идёт о цивилизации разумных собак, потомках тех домашних животных, что остались после гибели людей. А ещё вспоминается чудесный детективный мультсериал для младших школьников «Дог Сити», из ассортимента для людей постарше – песня Владимира Шахрина (группа «ЧайФ») «Псы с городских окраин» с альбома 1991 года «Дети гор». Кстати, возвращаясь к творчеству Марио Варгаса Льосы, с которого и началась эта заметка: через четыре года после «Города и псов» он издал повесть «Щенки».
Горецц, 7 мая 2015 г.
Австралийский писатель прославился у нас книгами «Книжный вор» и «Я посланник». Тем более удивительно, что его дебютная трилогия романов Маркуса Зусака вышла в России совсем недавно. Состоит книга из трёх частей «Подпёсок», «Против Рубена Волфа» и «Когда псы плачут». Повествование ведётся от лица младшего из братьев Волфов- Кэмерона. Речь о жизни, школе, девушках, семье, своём местопредназначении- словом, обо всём на свете, что тревожит обычного 15-летнего подростка.
Семья его бедна и многочисленная: ещё два брата, сестра и отец с матерью. Как это часто бывает и не только на улицах Сиднея, денег не хватает, что и наталкивает двух братьев Рубена и Кэмерона на мысль о том, где бы их раздобыть: ограбить зубного? Украсть? Заработать?... Первые два варианта отпадают сразу, потому что перед нами парни, не способные на преступление, лишь кичащиеся своей смелостью. Остановившись на третьем варианте, они выбирают весьма необычную «работу»- уличные бои. Да, нам взрослым это кажется дико и неуместно, но подростки часто мыслят совсем другими категориями и этим ребятам кажется, что они таким способом смогут залатать дырку в семейном бюджете ( тут правда, есть некое лукавство, потому что помимо помощи присутствует и чисто- меркантильный интерес человека: самореализация) . Кульминацией книги становится тот момент, когда братьям приходится стоять на ринге друг против друга. Зусак очень точно описывает молодёжный ритм жизни, мысли, очень похоже. Может потому что и сам тогда был подростком?
В любом случае книгу стоит прочесть, чтобы понять душу молодого бойца, подпёска. И пусть боец он ещё не окрылившийся, не нашедший себя…но кто из нас точно знал в 16 лет, чего он хочет?