Алёна Алексина «Суть вещи»
Жизнь Лизы изменилась в одночасье: из-за жизненных обстоятельств ей пришлось бросить университет, оставить карьеру математика и стать уборщицей. Девушка обладает уникальным даром — она может общаться с вещами, они открывают ей самые сокровенные тайны своих владельцев. Вещи рассказывают разные истории: некоторые из них странные и загадочные, а некоторые очень страшные. В поисках истины Лиза должна бросить вызов универсальному и на первый взгляд непобедимому злу — но хватит ли у нее сил, храбрости и упорства, чтобы до конца следовать собственному пути?
“Суть вещи” Алены Алексиной — это психологический триллер, захватывающее погружение в глубины сознания, философское исследование человеческой души и роман взросления, заставляющий читателя задуматься о сути самой жизни. История Лизы — это история обычного хрупкого человека, невольно оказавшегося один на один со своими страхами и сомнениями перед лицом непреодолимых обстоятельств. Эта необычная книга никого не оставит равнодушным.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 3 августа 2024 г.
Тренд написания текстов от лица субъектов с ментальными особенностями возник не вчера. Книга «Цветы для Элджерона» постоянно висит в списке самых популярных на лайвлибе, «Загадочное ночное убийство собаки» и лаконичная японская «Человек-комбини» тоже не прошли незамеченными, ну а про «Теорию Большого взрыва» и всеобщего любимчика Шелдона, думаю и упоминать не надо.
Наверное, нам просто интересно наблюдать за людьми, которые воспринимают мир в своей собственной системе координат, причем эта система делает его, как правило, более симпатичным, приятным и упорядоченным. Вы бы кого предпочли видеть соседями: Шелдона Купера или семейство с тремя детьми и отцом-алкоголиком? Вот именно.
Главная героиня этой книги – Лиза, девушка с РАС (расстройством аутического спектра). Она толковая, старательная, умная и вполне социализированная, вот разве что с эмпатией у нее не очень. Интересно, что с целью объяснить эмоции, бабушка покупала ей комиксы, как наиболее ярко и выраженно представляющие те или иные чувства. Но похоже, что это не очень-то помогло девушке в реальной жизни. Лиза почти закончила математический факультет университета, и даже написала статью о доказательстве гипотезы Римана, но ее заслуги (как она считала) присвоил преподаватель, она обиделась и бросила университет, не доучившись.
Чтобы не жить только на бабушкину пенсию (Лиза живет с бабушкой), она работает приходящей прислугой в достаточно обеспеченных семьях (убрать, сдать вещи в стирку, яичницу пожарить), и в этой роли чувствует себя вполне неплохо.
Вся первая примерно половина этой истории – просто восхитительна. Она выхватывает тебя из реальности и заставляет смотреть на окружающих глазами Лизы. И это оказывается настолько увлекательным опытом, что оторваться от книги практически невозможно. Написано отлично, читается очень легко. Погружение полное. И вот если бы автор сохранил этот стиль до конца, то вышел бы, наверное, очередной милый шедевр в этом жанре. Но был выбран другой путь…
Довольно быстро выясняется, что у Лизы необычные отношения с вещами. Через них она многое видит и понимает. И часто то, что другие хотели бы скрыть. Вещи никогда не врут Лизе. Ну… почти никогда.
Однажды Лиза обнаруживает в доме, где работает, страшное. Настолько, что оно занимает все ее мысли и остаток книги. С этого момента читателя погружают в расследование преступлений, и стройный мир Лизы начинает претерпевать всяческие пертурбации. Ее реальность мнется, рвется и создается заново. На пользу ли это Лизе – вопрос, на который автор отвечает достаточно однозначно, а вот книге дальнейший поток сгущающихся событий, пожалуй, вредит.
Из уютного мирка читатель попадает в ту неприятную (да что там, порой откровенно мерзкую) будничность, которой скорее всего предпочел бы не замечать. Но это бы ладно. Больше огорчает то, что симпатичная и привлекательная (для стороннего наблюдателя) оболочка, в которой живет Лиза, внезапно теряет логическое начало и галопирует в сторону сомнительного хэппи-энда, по пути обрастая педофилами, набором детских травм, критикой социальных проблем и какими-то надуманными эпизодами, как старый пень опятами по осени. В довершение всего тот очаровательный аутичный стиль пропадает (понятно, что намеренно), и вместе с ним теряется и интерес. И даже как-то немного обижаешься – ну ведь так хорошо начиналось!
Стоит ли читать? Да! Первая половина исключительно хороша, и за нее можно простить вторую. Но все же жаль, что автор не дотянул до конца.
Спойлеры и вопросы. Будьте осторожны.
2. Не очень понятно, как в Лизе одновременно уживается такое трепетное отношение к маленьким чужим мальчикам и при этом совершенно наплевательское к родной бабушке? За неделю примерно она так и не нашла времени заглянуть к ней в больницу, хотя та чуть не умерла в реанимации.
3. Попытка зачеркнуть тень магического реализма (отношения Лизы с предметами), придавая этой способности материальное обоснование выглядит довольно нелепо.
4. История с мамой – определенно лишняя. Мало того, что финал и так перегружен событиями, так еще и образ славной бабушки разом перечеркивается, и она сразу становится злобным крокодилом. Нет, понятно, что хочется одним махом вывернуть наизнанку все жизненные ориентиры, которые стабилизировались таблетками, но не до такой же степени.
5. Весьма симпатично выглядит взаимная поддержка приятелей-аутистов. Вот если бы эту линию развить в ущерб «зайцам и медведям», книга бы только выиграла. Вообще, в целом, мне показалось, что без преступления, вокруг которого крутится сюжет, было бы интереснее. Будни необычных людей куда привлекательнее города, нафаршированного педофилами до такой степени, что куда ни глянь, наткнешься на одного из.
majj-s, 23 декабря 2023 г.
Зайцы и медведи
«И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы.»
Роман Алены Алексиной вышел под занавес уходящего года, но успел заявить о себе как одна из главных его книг и самый громкий дебют. Восторженная рецензия Галины Юзефович; уважительная от Блогера года Аси Шевченко, теплый отзыв на Goodreads от Яны Вагнер и не менее теплый на LiveLib от Яны Летт Удивительное единодушие коллег, критиков, блогеров, литературных обозревателей и читателей — классная книга.
И «Суть вещи», вопреки кажущейся стандартности для современной остросюжетной литературы: триллер про маньяка, противостоящая злу героиня со сверхспособностями, непременные аутисты — действительно нерядовая история. Такого мы еще не читали. Говорю, как человек, глотающий плюс-минус три сотни книг в год. И я объясню, в чем уникальность, но сначала расскажу о чем роман. Итак, Лизе 29, она живет с бабушкой и работает приходящей прислугой у состоятельных людей. Сама себя называет уборщицей, но на деле в ее обязанностях любая помощь по хозяйству, что куда шире просто уборки-стирки-глажки.
Лиза училась в университете, у нее, как у многих людей с аутизмом, математический талант (помните персонаж Дастина Хоффмана в «Человеке дождя» с его способностью считать карты в казино?) И абсолютное неумение понимать нюансы социальных взаимодействий, считывать мимику и интонации других людей, что большинство делает как дышит. Взамен у нее род синестезии, позволяющей видеть тон голоса собеседника как цвет спектра: холодный недовольный синий, угрожающий фиолетовый, уютный теплый бежевый или охристый. Есть у нее и еще особенность — вещи рассказывают Лизе свои истории. Порой взяв в руки предмет, она видит эмоционально заряженные моменты прежних владельцев, связанные с ним. Не спешите морщиться: «Что ни книжка, то «Мертвая зона» Кинга!», у меня была такая реакция, но позже она нивелировалась, немного погодя объясню, почему.
И вот, работая в доме уважаемого человека, остеопата с обширной практикой, творящего чудеса с детьми, перед недугами которых официальная медицина бессильна, Лиза узнает от вещей, что чудеса далеко не добрые, что вылечивая физическое тело, ее работодатель Дервиент калечит психику. В том, что вещи не врут, мы имеем возможность убедиться в сцене с пластиковой стяжкой в кабинете следователя Мити — единственного друга Лизы из реала (виртуальные друзья тоже есть, такие же фрики, как она, нашли друг друга в сетевой игре). Ее внутреннее устройство не предполагает возможности компромисса Сделать вид, что ничего не знает и остаться в этом богатом доме она не может, тихо уйти тоже, потому что ей физически больно от этого знания.
Значит ничего не остается, кроме как доказать виновность Дервиента. Скажете, нереальная задача для нищей девицы на нейролептиках, по которой дурка плачет? Это не равный с равным на социальной лестнице, это замахиваться на барина, который со всей местной властью на короткой ноге и кое-кто на самом верху страхует его — все это расскажет ей честный следователь Митя, который давно под мерзавца копает, и недостатка в материалах нет, да только все мамы, писавшие заявления, через день-два забирают их. Что ж, Лиза будет действовать сама. Этим все начнется, а разворачиваться будет в лучших жанровых традициях со скандалами, интригами, расследованиями, скелетами в шкафах, странными совпадениями, толикой мистики, преступлениями из прошлого — всем, что держит в постоянном напряжении по ходу, но в финале получает логичные объяснения.
Однако, помните, я обещала объяснить, в чем уникальность романа — это первая на моем читательском веку история, которая позволяет ощутить себя внутри не сыщика, его помощника, преступника или свидетеля, а в коже человека с РАС*. Лиза, которая говорит о себе в третьем лице, пугается громких звуков и воспринимает жизнь полосой препятствий; череду рутинных дел, вроде переодевания из пижамы в дневную одежду или мытья головы — квестом, который сама называет тренировкой, а себя ощущает узницей в одиночной камере ущербного сознания. Это довольно клаустрофобичный читательский опыт, от которого порой хочется сбежать.
А изменения, когда, став из разоблачительницы жертвой с перспективой быть упрятанной в тюрьму или психушку, героиня вынуждена отказаться от таблеток — и ты физически чувствуешь, как уходит клубящаяся муть, как стены раздвигаются, появляется пространство — воспринимается как локальная победа уже по ходу чтения. И вот, что я хочу сказать по поводу особых способностей Лизы. На самом деле, это не мистика, это доведенный до совершенства аспект ее ущербности-таланта, позволяющий делать верные выводы на основе причинно-следственных связей. Каузальный метод Лизы, наподобие дедуктивного метода Холмса, который тоже ведь аспергер.
Конечно, роман не идеален, Алексина собрала на потребу невзыскательной публике в кучу все триггерные темы. Порой, несмотря на аккуратно подобранные хвосты, хочется изобразить Станиславского (особенно когда в финале выясняется, кто стоит за Агентством — да неужели?) Но в жизни тоже случаются совпадения! И Пермь, такая Пермь романа, кажется я понимаю. почему Галина Юзефович так полюбила «Суть вещи», город ее детства.
Отличная книга, рекомендую от души, и есть аудиоверсия, Варвара Сапова читает хорошо.
________
*РАС — расстройство аутического спектра
prouste, 24 января 2024 г.
как все славно начиналось... Зачин аутистки против педофила сменился сомнабуличными картинками странствий по городу героини с аберрацией восприятия. Это завораживало, в лучших местах близко к сновидческой Стрекозе Славниковой ( тоже там уральский городок). Очень хорош поворот со Стасом, миражи с запонкой, перемещением вещей по разным квартирам. И педофил неплох. Роман надо было заканчивать страниц на сто пятьдесят ранее и не устраивать в финале избыточную толчею жертв, пафоса, матери. Совершенно не понял, зачем автор сменила манеру речи Лизы и перешла на повествование от первого лица. Эпилог с Митей слащав и сусален. Роман обладает очевидным потенциалом для качественной экранизации, в которой хотелось бы видеть именно обработку аберраций Лизы и фантасмагорию, чем тысяча первую историю про педофила.