Пол Хофман «Левая Рука Бога»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Военное | Религиозное (Христианство ) | Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Не определено )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Пророчество
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
«Мать Повешенного Искупителя... принесла маленького мальчика с веткой боярышника в руке, с конца ветки капал уксус. «Посмотри на это дитя, — сказала она. — Он — Левая Рука Бога, а иначе его зовут Ангел Смерти...»
Этого мальчика зовут Кейл. Возможно, он последний спаситель. А может быть, он уничтожит мир...
Кейл воспитан сектой изуверов-Искупителей. Вместе с небольшой компанией друзей он бежит от своих мучителей и попадает в большой мир, где ему предстоит понять, кто он и для чего предназначен...
Входит в:
— цикл «Левая Рука Бога»
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Фэнтези (408 голосов) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ALLEGORY, 21 марта 2010 г.
Никак, никак не удается привыкнуть к тому, что мне, читателю, и автору аннотации регулярно дают читать какие-то две разные книги ;) Я решительно не в состоянии понять, почему в каждом тексте «про особенного мальчика», коих, в сущности, тьма – вечно норовят усмотреть Гарри Поттера, а каждая «типа загадочная» книга – это очередное «второе Имя Розы». Продолжаем не верить аннотациям, т.к. единственное, что, пожалуй, с ба-альшой натяжкой вспоминается при чтении Хофмана – это Эндер. Тоже из когорты «особенных мальчиков» и которого тоже вполне себе изуверски готовили к «большому и важному»… правда, речь сейчас не о нём. К тому же сравнивать темы и масштабы Карда и Хофмана – дело неблагодарное.
Итак, добро пожаловать в странноватый гротескный мир, который автору, скорей, приснился, нежели он его тщательно продумал и изготовил. Мир, у которого нет названия и убедительной географии, но в котором зато есть Святилище, населенное тысячами религиозных фанатиков-Искупителей, напоминающих сумасшедший монашеский рыцарский орден, которые тысячами сгоняют к себе мальчиков для аскетической и чудовищно жестокой подготовки (и где они все там «тысячами» помещаются в своём Святилище? и где они берут этих самых мальчиков в таких количествах? даже страшно представить..)) Впрочем, фанатики намного больше нас знают о своей вселенной, поскольку годами ведут бескомпромиссную борьбу с некими Антагонистами, о которых нам почти ничего и не станет известно, но борьба эта – она религиозная, она «за идею» (ну а как же ещё-то?)). А ещё в этом мире есть город-государство-основа-империи Мемфис (прям таки Мемфис?)) – как заявлено автором, это царство купли-продажи, неги и роскоши, управляемое и опирающееся на аристократическое рыцарское семейство Матерацци (интересно, и за кого же болел автор в финале чемпионата мира по футболу 2006 года?)). А еще, а ещё в этом мире – но это так уже, по мелочи – есть множество всего: голландцы (или это были норвежцы?) «со льдинкой в бороде», девочка по имени Riba (Рыба? в смысле, христианский символ, даже так? неужели Хофман и по-русски что-то знает?), человек с зубодробительным именем ИдрисПукке (сочетание чего-то мусульманского с чем-то финским – редкая радость)), Иисус из Назарета, который оказался во чреве кита (да-да, именно так)) и даже нечто под названием Стэмфорд Бридж (нет, всё же автор явно неравнодушен к футболу)). Ах, да. Еще же есть и очаровательно-интригующий Китти-Заяц – властелин преступной «темной» стороны Мемфиса, обладающее загадочным голосом существо под капюшоном, о котором будет сказано немало слов, но вниманию почтеннейшей публики будет представлена только… меховая серая лапка с крапчатыми ногтями. И кто же он? Всё это так забавно, что почти постоянно заставляет улыбаться…
Впрочем, сюжет, конечно, разочарует взыскательного читателя. История про сиротку-Кейла, который рос/страдал/учился у Лорда Воителя Искупителей Боско (о, а это еще один красавец-персонаж, который, при желании найдет, чему научить небезызвестного инквизитора Глокту)), потом сбежал в компании друзей в лучшую жизнь и стал завоевывать место под солнцем, потом обрел любовь и столкнулся с предательством, а в финале, разумеется, оказался центром какого-то темного пророчества – это о-очень банальная история. Более того, история не может похвастаться ни логикой, ни убедительностью – уж слишком много вопросов из серии «как так вышло?» волей-неволей приходит в голову. И герои – они предельно схематичны, факт. У них нет внешности и нет четко выраженных характеров. Разве что у них есть говорящие имена и вполне конкретные роли, которые они с успехом играют. И всё это тоже можно было бы пережить, если бы не главная претензия к роману: всё же мне не понятно, для кого он сделан. Эта, казалось бы, совершенно детская по форме книга могла бы стать хорошей «героикой» для подростков, но слишком уж автор играется в избыточную жестокость, и слишком непонятны для детей могут оказаться его аллюзии, буквально начиная с названия (левая рука? – ну да, та самая, которая «карающая длань»). Взрослый же читатель, избалованный, например, живыми и настоящими героями Мартина или эпическими масштабами мира Бэккера, вообще может счесть «Левую руку..» не заслуживающей внимания глупостью.
Но. Я неспроста чуть выше уделила так много внимания антуражным мелочам и словесным играм, ведь это – то самое забавное, ради чего с романом имеет смысл ознакомиться и то, от чего я, кажется, получила максимум удовольствия. Плюс неплохое чувство юмора автора. Плюс его же симпатичный, такой с ухмылочкой – цинизм. Плюс огромное количество рассыпанных по тексту каких-то, не столько явно вспоминаемых, сколько бессознательно ощущаемых цитат («Семён Семёныч!», спасибо послесловию… ведь я знала, я уже почти вспомнила, что это, в частности, Шопенгауэр…)) Плюс.. да просто оказалось, что, несмотря на все её недостатки, эту книгу оказалось легко и довольно увлекательно читать. Это — ни в коем случае не заявленное в рекламе «лучшее фэнтези 2010 года», нет. Но это роман, продолжение которого я жду с интересом, поскольку всё же рассчитываю, что автор не забудет о том, что большинство интригующих загадок, которые он придумал для первой книги, остались без ответа. И что он всё же развлечет нас ответами в продолжениях…
BaZilisk, 16 сентября 2010 г.
Я долго подбирал эпитет, которым бы мог охарактеризовать этот роман. Великий, серьёзный, жестокий, красочный. В итоге же выбрал «обаятельный».
Читается легко, хорошо цепляет, местами развлекает и отвлекает, местами заставляет подумать. А по прочтении, если начать глубоко копать, разочаровывает. Потому что всё описанное видено не раз. Потому что мир, придуманный автором, не имеет ещё устоявшихся границ, формы. Потому что герои, в основе своей, безлики или шаблонны.
Но. Почему же тогда так интересно читать? Из-за неумеренной жестокости? Из-за устрашающей реалистичности батальных сцен? Из-за насыщенности романа цитатами?
Обаятельность романа — в великолепном чувстве юмора, в иронии, в изобилии источников (причём автор не стесняется и в послесловии перечисляет их все), в прочувствованности повествования. Обаяние это — местами очаровательное, местами страшное, но всегда увлекающее.
Мальчик Кейл — послушник монахов-Искупителей, чьё Святилище — огромная и грозная цитадель фанатиков извращённой веры — уникален. Искупители имеют на него свои виды, но в один прекрасный момент он бежит от жестоких наставников, прихватив своих друзей, попутно меняя не только мир вокруг, но и себя самого. С каким реализмом и тщанием выписаны лишения послушников, с таким же небрежением описан мир вокруг. Он колоритен, но совершенно непонятен. И дело тут даже не в том, что местные географические названия так похожи на реальные, а фамилии и имена вызывают ассоциации с винегретом. Дело в том, что нет чёткой географии, нет своей предыстории, которая могла бы объяснить столь причудливые окрестности. Мир только что рождён, и читателю предоставлено открывать его наравне с автором.
Первая часть трилогии. Не удивительно, хоть и печально. Это позволяет автору оборвать роман на самом интересном месте, разделив читателей на два лагеря: заинтригованных и разочарованных. Что же, ждём продолжения, ведь, при всех недостатках, книга, повторюсь, обаятельна. Для кого-то — яркими и правильными деталями, для кого-то — рельефной, страшной жестокостью, для кого-то — красивыми философскими изречениями. Ну и самим приключением, наконец. Приключением, которое чем дальше, тем страшнее. И оттого интереснее.
В романе, конечно же, раскрываются темы взросления, любви, судьбы... Но зачем уже в который раз описывать содержание книг такими банальными категориями? Пусть каждый читатель найдёт свой смысл, свою тему, свою зацепку, ну или хотя бы своё развлечение.
А размышления о принадлежности романа к какому-либо жанру (фентези, альтернативная история), о целевой аудитории и возрастной категории я оставлю за бортом. Главное — что было интересно читать.
WiNchiK, 27 марта 2010 г.
Ложку дегтя в бочке меда и найти легко и оценить степень порчи сладкого продукта просто. То ли дело распознать хоть что-нибудь в самой бочке дегтя. Я, честно говоря, затрудняюсь четко сформулировать впечатления от этой книги, ибо много раз хотелось закрыть, нет – захлопнуть ее и отбросить подальше, но сладковатый привкус не давал покоя…
Мальчик-сирота в вымышленном мире средневековья и философии 18 века. Он не знает о себе ничего, но у него есть предназначение. Его воспитывали Искупители, чтобы стать безжалостным убийцей, но вопреки всем запретам у него есть друзья и чувства. Ему предстоит многое пережить…О, как знакомо это звучит и как напоминает очередной тизер голливудского блокбастера. Но, к сожалению, это не красивый поп-корновский муви, это роман. А читать Хофмана, это как идти по глубокому снегу, покрытому наледью: время от времени проваливаешься в логические сюжетные неувязки то по колено, то по пояс, то по горло, но выбраться и идти, в смысле, читать дальше – можно.
Допускаю мысль, что все нелепости книги исходят из того, что сам автор заведомо их предусмотрел. Если считать, что все написанное является проявлением цинизма автора и его чувства юмора, то все, конечно, может быть. Не исключаю даже мысль, что весь роман не что иное, как смелая пародия на современное фэнтези (особенно на всяких Поттеров и Аберкромби), на религию, на историю, на высшее общество. Но это нисколько не оправдывает того факта, что все в книге совершенно неубедительное и противоречит друг другу, мир непродуман, а герои и вовсе абсолютно никакие. Хоть Хофман и бросает их во все тяжкие (голосом гадалки): «..ждет читателей и страшная крепость, и побег, и тюрьма, и новый город, и первая любовь, и большое сражение, и маленькие поединки, и дружба, и предательство…». Но это не спасет. Есть только набор букв, которые складываются в имена собственные, такие как Томас Кейл, ИдрисПукке, Смутный Гарри, Арабелла Лебединая Шея, а также время от времени в прилагательные : «непроницаемый», «жестокий», «хладнокровный», «наивный», «невинный», но персонажи так и не получились.
Вообще, у меня сложилось ощущение, что автор пока писал книгу, постоянно забывал что именно он пишет и что уже написано. Временами навязчиво кажется, что это не готовый роман, а лишь его черновик, первый набросок. Получилась наивно-детская и временами по-взрослому грубая и реалистичная литературная мешанина, которая по ощущениям такая же неудобоваримая как «лаптя мертвеца», т.е. если ничего больше нет, то нужно давиться и быстро кушать, а если потом вывернет – ничего страшного, в этой книге подобное случается сплошь и рядом.
sk-joker, 11 мая 2010 г.
“Левая Рука Бога” — это первая часть планируемой трилогии. Уж сколько раз я зарекался читать неоконченные циклы, но продолжаю это делать регулярно.
Главный герой — подросток, воспитанный сектой Искупителей. Его детство прошло в их цитадели, напоминающей одновременно монастырь, тюрьму и школу военного ремесла. Если у него вообще было детство: постоянные тренировки, учеба и измывательства со стороны Искупителей-изуверов. Потому не удивляйтесь, что главный герой, Томас Кейл, — персонаж мрачный и жесткий. Но следует отдать ему должное — благородные порывы ему не чужды. Именно в результате одного из таких порывов ему угрожает смерть и он вынужден бежать в некий, якобы погрязший в грехах, город Мемфис. На самом деле весь мир погряз в грехе: жестокость, убийства, педофилия, гомосексуализм, проституция и т.д. Уж не Кейлу ли доведется сыграть роль карающей длани господней? Как бы там ни было, а Искупители всеми силами стараются вернуть сбежавшего мальчишку.
Хофман свой мир, принципиально отличный от реального, не создавал, — он воссоздал возможную картину Средневековья. Это не мир магии, чудищ и героев — это скорее альтернативная история: иная география, народности и традиции. Но по духу напоминает мрачное героическое фэнтези.
Сюжет вполне предсказуем. Но читать довольно интересно. Хотя бы потому, что все эмоции в романе очень правдоподобны. Убедительно описан процесс “очеловечивания” главного героя, его первая влюбленность. Многим, конечно, все это покажется несколько ненатуральным, но чего же еще ожидать от героя с трудным детством? Также роман хорош своей мрачной иронией, украшенной цитатами из известных произведений; хорош своей жутковатой реалистичностью и отсутствием положительных героев. Кстати, о героях. Описаны они скупо, некоторые вообще никак. Но, при всем этом, читатель четко представляет себе их образы. Это тот случай, когда впечатление создается не от описаний героя, а от его поступков и слов.
При желании у Хофмана можно найти сколько угодно символов, сатиры. Повешенный Искупитель вместо распятого спасителя. Мемфис, олицетворяющий собой город греха, в гетто которого живут скаредные евреи-ростовщики. Да и в самом Святилище Искупителей разврат процветает, а сами они напоминают маньяков, претендующих на причастность к чуду. Безусловно, роман Хофмана — не кладезь для любителей искать скрытые намеки, но при желании кое-что можно извлечь из этого, не страдающего ложной политкорректностью, произведения.
Определить возрастные рамки произведения достаточно сложно. С одной стороны, роман явно приключенческий и должен быть адресован читателям — ровесникам главного героя. Даже идеи Шопенгауэра, Ларошфуко и других не делают его “взрослее”. Но вот как быть с жестокостью мира? Живописные описания убийств, сцена расчленения девушки на глазах ее подруги, ожидающей такой же участи и т.п. Западная общественность по этому поводу не пришла к согласию, потому и я не буду делать попыток определить возрастные рамки.
Книга вышла обаятельной, но никак не шедевром. В ней есть множество неувязок, она несколько монотонна, чрезмерно жестока. Но она завораживает своим мрачным шармом, втягивает читателя в приключение, которое чем дальше — тем загадочнее и опаснее. Очень жаль, что конец романа не является логичной концовкой, а всего лишь началом следующего приключения. “Левая Рука Бога” заслуживает оценки 6 или 7, но поскольку она удивительным образом меня увлекла, то, идя на компромисс между эмоциями и холодным рассудком, ставлю ей твердую 8. Ждем продолжения приключения и там увидим куда приведет фантазия автора.
Сноу, 11 сентября 2010 г.
Читается книга влет, но вот с её послевкусием определиться сложно. С одной стороны, все понравилось. Иронично, мрачно, динамика уверенно держит ритм всю книгу. Кое-какие умные мыслишки тоже озвучиваются. С другой, глубины книге все-таки не хватает. Парящее повествование, легковесное. Чуть ковырнешь ногтем и сдуется.
Времени потраченного на книгу не жаль, но и рекомендовать её к обязательному прочтению тоже не хочется.
В книге есть:
- вивисекция юных дев
- печально знаменитые «Gräwiso» (аллюзии на Ясеновац тоже есть)
- вьюноша-воин гг
- злая-недобрая церковь
- финальная (смешная) мясорубка
Нет:
- оригинальности
- глубины
- достоверности