Максим Кабир «Колокола мрака»
У каждого в прошлом есть то, что способно разрушить не только настоящее, но и будущее. Стоит только потянуть за нужные нити, и человек оказывается в ловушке собственных сомнений, страхов, неисправленных ошибок. И тёмные боги, для которых мы лишь управляемые куклы, лишь пыль развеянных в космической пустоте на атомы тел, непременно используют наши слабости, чтобы восстать из мрака небытия и снова овладеть контролем над сущим.
Тем более что и среди людей найдётся немало таких, кто готов помочь в этом бессмертным иномирным
тварям, надеясь на немыслимые вознаграждения за свои преданность и покорность...
Входит в:
— цикл «Красные Боги» > сборник «Еретики», 2024 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 10 октября 2025 г.
Конечно, манок в виде аненербических фашистов — оружие запрещенное, но, безусловно, манящее к себе невероятными возможностями, которые могут раскрыться в столь благодатной почве и зацвести неожиданными мутирующими розами. Особенно если сдобрить подобное безобразие лавкрафотвским семенем и кабировским суровым Советским Союзом, где хуже могут быть только фашисты или пришедшие из холодной космической тьмы злые Боги.
Роман или повесть — как раз размерчик для Кабира: здесь он может не жаться по углам, не стремиться закруглиться раньше времени и не бояться развернуть какое-то полотно еще шире, чтобы посочнее подать отдельные нужные моменты событий. У каждого героя за плечами хорошо выписанное неоднозначное прошлое, ведущее в расплату за грехи или же стремление что-то кардинально изменить на уровне мировых последствий. Помогут персонажам в их нелегких скитаниях по дебрям собственных душ самобытный, легко уже узнаваемый язык автора, удачно вставленные в нужных местах элегантно-кровавые зарисовки и, конечно же, колорит альтернативной Второй Мировой.
Бог, кстати, в этот раз выбран не самый визуально сочный (и даже вообще вышедший из-под пера последователей, а не самого Лавкрафта), были у Кабира страшилы и помощнее, но его вполне достаточно, чтобы в нужный момент почти выйти на основную сцену и затем красиво с нее уйти, вызвав волну прекрасно описаных разрушительных последствий.
И в кои-то веки Максим вспомнил о тотальной лавкрафтовской безысходности в общении с существами высшего порядка и не сделал классический хэппи-энд, засосав во тьму и хороших, и плохих, и средних: связываться с яростью невообразимого человеческим сознанием в большинстве случаев себе дороже. Для разнообразия — приятный отход от торжества положительных персонажей, хотя в данном случае действительно хотелось, чтобы одна конкретная девица все-таки вышла сухой из воды.
Итог: хорошая повесть на беспроигрышную тему нацизма и оккультизма. Но беспроигрышной она становится только в руках настоящего мастера слова, что товарищ Кабир и подтвердил для нас в очередной раз.
Manowar76, 21 августа 2024 г.
Второй «большой текст» сборника, как его называет сам автор.
1918, Ревель.
Пролог. Композитор, чьё изобретение, морбидиус, предвосхитило появление терменвокса. Монструозный гибрид пианино и граммофона с предзаписанными сэмплами. Новое слово в музыке. Премьерный концерт чуть не вызвал демона.
1942, санаторий на Херсонщине.
Жена композитора умерла, дочь в застенках гестапо. Помятуя успехи музыканта в призыве потусторонних сил, его под конвоем отправляют в рейхскоммисариат Украина, в окрестности Херсона, где после Сдвига появилось озеро Безымянное. СС пошли на единственную уступку — вытащили из тюрьмы и отправили с ним дочь-учительницу.
А в санатории у озера Безымянное мистик Хербигер, автор доктрины вечного льда, пытается призвать космическую вошь, бога-пилота Глааку. С Хербигером осознанный анахронизм. Во вселенной «Красных Богов» Хербигер стал воплощением своей теории. Он не дышит, а отдыхает в ванной, полной льда. При его появлении температура падает, а изо рта собеседников начинает идти пар. Глааку Кабир позаимствовал у Рэмси Кэмпбелла. Хтонь подучилась действительно колоритной, на Западе даже вышла антология, полностью посвящённая Глааке. Надеюсь, в следующей редакции и рассказ Кабира туда включат.
Румыны, эсэсовцы, украинские поварихи, заброшенный санаторий и попытка призвать жуткую сущность.
Нацисты и оккультизм, что может быть органичней. У Кабира получилась мгновенная классика жанра. Несмотря на камерность, история вышла атмосферной, с парой кульминаций, без хэппиэнда.
Ещё один удачный момент — в конце рассказа автор упоминает сюжеты всех предыдущих рассказов сборника, что до этого не делал. Чем крепко сшивает собственную вселенную.
Боги и монстры: Глаака.
9(ОТЛИЧНО)