Сергей Лукьяненко «Гаджет»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что делать студенту, если сессия под угрозой завала? Правильно, как вариант — уйти на больничный. И вот Константин идет в лабораторию, где другой студент — лаборант помогает ему проглотить гаджет — экспериментальный прибор, который живет в кишечнике и дает советы по улучшению здоровья.
Но студенты, они на то и студенты, чтобы чего-нибудь напутать, гаджет остался с заводскими настройками для Германии. А что русскому хорошо, то немцу — смерть ...
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоВам доводилось видеть спортивный забег, в котором участвуют чемпионы олимпийских игр, победитель забега во втором «Б» классе, проходившая мимо женщина с авоськами и бегущий трусцой от инфаркта пенсионер?А ситуацию, когда второклассник обгоняет чемпиона?
В фантастике, как ни в одном роде литературы, распространены призы и премии. «Интерпресскон», «Роскон», «Странник», «Урания», «Бронзовая улитка», «Аэлита» – названия эти хорошо знакомы любителю фантастики. Призы вручают уважаемые мэтры и сотни собравшихся вместе читателей, авторитетные жюри и книгопродавцы. Критерием премий бывает и простое «нравится – не нравится», и тиражи книги, и строгие правила литературоведов.
Полной объективности все равно нет. Конечно, ее и не может быть, но попытки к ней приблизиться, попытки «посчитать по гамбургскому счету» все равно остаются. И вот несколько лет назад большой любитель фантастики Вадим Нестеров, писатель фантаст Олег Дивов и журналист Алексей Евтушенко (прошу прощения, если кого то забыл) организовали в Интернете еще один конкурс с шутливым названием «Рваная грелка». Разумеется, это тоже не объективность, это лишь еще один взгляд на нее.
Вначале арбитр – в его роли выступает какой либо известный писатель фантаст, задает тему, на которую надо написать рассказ. Затем все желающие – без деления на маститых и начинающих, в жестко оговоренный срок, сорок восемь часов, пишут рассказы. Рассказы помещаются в Интернете, они абсолютно анонимны, и голосуют по ним все участники конкурса (разумеется, никто не вправе голосовать за свой рассказ).
Что удивительно – в жесткие сроки и на заданную тему авторы ухитрились сочинить хорошие и непохожие друг на друга рассказы. Научная фантастика и фэнтези, притчи и сказки, рассказы смешные и трагические.
Скажу честно – очень полюбил эту забаву и поучаствовал уже в шести «Грелках».
В первый раз я выступил с рассказом «Мы не рабы» и занял тринадцатое место.
Во второй раз я написал рассказы «Гаджет» – пятое место и «Плетельщица снов» – тридцатое.
В третий раз с рассказом «Не спешу» я занял первое место.
В четвертый раз «Рваная грелка» проводилась в сокращенном составе – были собраны команды «профи» и «молодой шпаны». В общем зачете победила молодая шпана. Мои рассказы «Донырнуть до звезд», «Эволюция взглядов на научное мировоззрение» и «От Голубя к Геркулесу» заняли, соответственно: пятое, семнадцатое и девятнадцатое места.
В пятый раз я написал на конкурс три рассказа: «Доктор Лем и нанотехи», «Нечего делить» и «Наносказочка». Результат – первое, седьмое, одиннадцатое места.
В шестой раз рассказов тоже было три: «Вся эта ложь» (десятое место), «Живи спокойно» (тридцать восьмое) и «Удачи в новом году!» (сороковое).
Как видите, даже опытному писателю победить удается далеко не всегда.
Но тут, как это ни банально, дорога не победа, а участие.
Входит в:
— журнал «Реальность фантастики 2003'04», 2003 г.
— сборник «Гаджет», 2004 г.
— антологию «Фантастика 2003. Выпуск 2», 2004 г.
— сборник «Кредо», 2006 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Конец легенды», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Рваная грелка, весна 2003 |
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 24 апреля 2023 г.
Если Георгий Гуревич писал свою повесть «Глотайте хирурга» на полном серьёзе, то Сергей Лукьяненко решил, используя аналогичную задумку, только чуть-чуть похихикать. «Что русскому хорошо (в радость), то немцу — смерть» — вот отталкиваясь от этого известного шутливого выражения он и написал свой совсем простенький рассказец. Даже скорее не рассказец, а репризу, более подходящую для выступления с эстрады. Улыбнуться читателя эта вещица, надо думать, действительно заставит, а финальное откровение даже и позабавит.
Но, к сожалению, автор при выборе темы пошел по самому лёгкому пути, использовав в качестве таковой истёртое донельзя и весьма лестное для дураков утверждение, что «русский всякого перепьёт». Было бы, как говорится, чем гордиться....
lammik, 13 марта 2022 г.
Не самый успешный студент Константин с целью получения больничного во время сессии решил поучаствовать в испытаниях некоего медицинского гаджета, который, находясь в кишечнике, эффективно анализирует окружающую обстановку и даёт советы хозяину с целью сохранить и приумножить здоровье последнего. К несчастью, отправил гаджет в долгий путь по организму Константина не самый радивый лаборант Леонид.
Фантастическая иллюстрация поговорки про немца и русского. Забавная, не более того. Однако в рассказе встречается эпизод употребления трёх столовых ложек поваренной соли. Чёрт с ней с водкой. Но с солью даже не пытайтесь повторить подобный опыт. Будь вы хоть немцем, хоть русским, хоть негром преклонных годов.
mputnik, 18 января 2020 г.
Зачётно. Да, не «Война и мир» — так и не предполагалось крупных форм. Лев Толстой как Автор именно рассказов — далеко не в первых строках возможного рейтинга.
Но тут — любимая мыслЯ про особенность русского... организма, как раз — отнюдь не души. Но — опять же, как раз — напрямую с душой связанная ( особенность).
Вполне стОит того рассказик, чтобы его запомнить
Сказочник, 13 октября 2018 г.
Эпоха «Грелок», тех самых, классических, была, на мой взгляд, пиком Лукьяненко как автора рассказов. Он генерировал идеи и воплощал их в жизнь, как настоящий художник. И чем сложнее было задание, тем круче получалось у Лукьяненко сделать рассказы.
Sawwin, 11 октября 2018 г.
Забавный рассказик, достаточно предсказуемый. Похихикать и забыть. Если бы автором был не Сергей Лукьяненко, то оценки уважаемых лаборантов были бы значительно ниже. Но тут уже имя работает на автора. Что касается меня, то я высоко ценю Сергея Лукьяненко за то, что перейдя в разряд мэтров, он не бросил писать короткие рассказы. А это значит, что автор не исписался, даже если какой-то из этих рассказов получился не слишком удачным.
god54, 2 ноября 2016 г.
Юмористический рассказ с хорошей идеей, но со старым анекдотным сюжетом: что русскому хорошо, то немцу — смерть. А потому было бы интересно про этот гаджет почитать и с юмором и без. Современные разработки в этой части уже близки к созданию подобных устройств, но они еще не разговаривают с человеком, а лишь с компьютером.
wertuoz, 28 июня 2012 г.
Как всегда читаю в транспорте до и после работы. Сегодня как раз настал черед «Гаджета». И сидя на заднем сидении маршрутки, я не выдержал и начал давиться со смеху. Уж больно карикатурно и по-доброму нелепо выглядит главный герой, а его диалоги с гаджетом просто не могут не натянуть на лице мышцы щек. Рассказ так и был задуман, и я нисколько не пожалел, что на несколько секунд стал объектом чужого недовольного внимания. Этот юмор, который присущ нашему русскому менталитету, сдобренный научно — фантастическими приправами, не оставит никого равнодушным.
wwalker, 6 июля 2013 г.
Да, весьма смешно получилось . Да и идея с гаджетом забавная, хотелось бы иметь такой.
Но странно, что никто не упомянул про акрошифр, который как раз и является изюминкой этого рассказа! Без него читать было бы гораздо менее интересно.
Carex, 26 марта 2013 г.
Смеяться на бородатый анекдот у меня не получилось. Тем более немцы пьют не намного меньше нашего (немцы примерно 13 литров чистого спирта на душу населения, а россияне — 16 литров).
Меня больше заинтересовала идея гаджета. Можно было более подробно раскрыть эту идею.
senneka, 2 ноября 2011 г.
Как всегда, когда автор пишет о понятных и близких ему вещах, рассказ удался. Юмор «в точку», сюжет понятный любому русскому человеку, интересные психологические зарисовки. Не шедевр, идеи не новы, но очень качественно написанный и увлекательный рассказ.
Anastasiya Shev, 30 декабря 2012 г.
Рассказ повеселил. Вот уж действительно, что русскому хорошо, то немцу — смерть. :) По большому счету Сергей всего лишь обыграл пословицу, но сделал это очень умело и весело.
wolobuev, 17 ноября 2009 г.
Простенький слог, примитивный лубочный сюжет... Подобными опусами в стиле «тёщиного юмора» активно занимаются Успенский и Белянин. Лукьяненко в этой компании пребывать как-то несолидно.
stewra darkness, 1 августа 2010 г.
Рассказ как рассказ. Поначалу. Зато в конце просто умирала от смеха. Финал неожиданный и лаконичный. А главное, такую гордость за русских испытала: даже нанотехнологии для нас специально настраивать надо.
А если гаджет, запрограммированный для русского, посадить в немца, то что? Одно из двух: либо помереть — гаджет ведь считает суммарную дозу, несовместимую с жизнью, нормальной, либо... станет русским.
etoneyava, 6 августа 2008 г.
Попеняю составителю сборника «Конец легенды» на некоторую неуместность подобного рассказа среди прочих. Превратить бородатенькую легенду-байку о водколюбивых русских в фантастический рассказ — не самая удачная идея уважаемого мною писателя Лукьяненко.
Vrundel, 28 сентября 2009 г.
Думается, Лукьяненко про этого врача знал. :beer: У всякого народа свои рамки, не все они совпадают. Иногда стоит себя уважать просто за то, что ты родился в России. Все бюргеры это делают (в смысле своей родины). И японцы. Надо когда то начинать и нам.