Дарья Раскина «Война и потусторонний мир»
Две империи – Живая Россия и Потусторонняя – существуют рядом испокон веков, связанные договором о невмешательстве. Но летом 1812 все изменится: князя Петра Волконского отправляют в Потустороннюю Россию с просьбой о помощи. У него есть личная причина перейти границу: в недавней битве погибла его сестра Александра, служившая в гусарском полку под видом мужчины. Он мечтает спасти ее из мертвого царства несмотря ни на что. Александра Волконская с детства привыкла ни в чем не уступать брату, училась фехтовать, ездить верхом и стрелять. Теперь же она в царстве смерти, и вырваться оттуда невозможно – Кощей никого не отпустит. Но сдаваться не в ее характере. Только финальный выбор для брата и сестры будет труднее всего: стоит ли жизнь Александры судьбы Живой России?
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 29 сентября 2024 г.
Аналоги: фильм Гордость, предубеждение и зомби, ретеллинги по рус.нар.сказкам, Пехотная баллада Пратчетта
Общее впечатление: сейчас мода на ретеллинги, фанфики и пародии, видимо, потому что все хорошие истории уже рассказаны… Тут объединено всё вместе в этакий винегрет наподобие последних мультиков про коня Юлия и трех богатырей. Смешались вместе кони, люди, сказочные существа…. Бывают аллюзии, а бывают просто надерганные куски чужих произведений – и здесь как раз последнее. Можно было бы заимствования подать в оригинальном ключе (вон есть Невеста ноября Арден, По ту сторону реки Козинаки и многие другие вещи, которые да, вдохновлялись русскими народными сказками, но обладают и собственным уникальным голосом), а здесь… почти нет оригинальных героев или сюжетных поворотов, которые не фигурировали бы уже где-то… Читать интересно только в качестве игры: сколько отсылок к известным произведениям насчитаете вы. Хотя как и франшиза Три богатыря затягивает…
Плюсы.
Начало. Вот оно меня даже заинтриговало. Ведь обычно смертью всё заканчивается. Но нет, убитый гусарский отряд во главе с красавцем Долоховым и корнетом Быстровым – то бишь переодетой девицей Александрой – оказывается в Потусторонней России. И приключения только начинаются. Ведь нужно помочь разгромить Наполеона даже с того света. Жаль, что в итоге всё скатилось к стандартному сказочному квесту.
Юмор. Нет-нет, да и проглядывают иногда забавные эпизоды. Например, Петр разглядывал дриад отчасти с мужским интересом, отчасти с ботаническим. Или фразочки типа: «- Рана воспалилась? — Хуже. Меня хотят женить». Ну и попытки усыпить сказкой кота Баюна. Такое всегда очень радует.
Выдержанный исторический стиль. Еще точно могу похвалить автора за матчасть: видно, что не просто погуглены некоторые названия одежды и формы гусаров вроде киверов, доломанов, ментиков…, но и очень многие стилистические обороты речи переданы: душенька, обращение на французский манер… Было бы самостоятельное произведение, а не ретеллинг, вообще бы цены не было. Автор, придумывай свое и пиши дальше!
Социальные темы. Еще момент, вызвавший уважение, это затронутые важные темы: рабство, положение женщины, кому выгодны войны… Очень круто, когда не просто развлекательное произведение, но еще и попытки копнуть глубже. Вообще, феминизма в потусторонней России очень много: танцуют в парах одного пола, женщины правят и стреляются на дуэлях.
Твист победы над Наполеоном. Довольно забавно, что историческое событие получает новую трактовку. Оказывается, что с погодой русским повезло не просто так: это императрица потустороннего мира Иверия дала генерала Мороза в помощь. И как раз ради заключения союза и отправляется на тот свет посыльный генерала Петр Волконский, по совместительству брат Александры.
Минусы.
Слишком много отсылок. Когда аллюзии превращаются в основу текста, это уже становится фанфиком. Вместо связного повествования мы отправляемся в путешествие по сказкам, былинам и прочим уже написанным произведениям. Пушкину князь-щука Егор рассказывал сказки, Марья Моревна – ведьма и главнокомандующая Кощея, кот Баюн – фамильяр Ягины Ивановны, внучки той самой Яги. Но словно героев мало, тут еще и сюжетов из разных произведений намешано: Пиковая дама (тройка семерка туз), Станционный смотритель, из части сказок Пушкина и почти все русские народные, былины (Соловей-разбойник), Бажов с Хозяйкой медной горы… Успевай только считать, сколько произведений упомянуто. Жаль, что тут это настолько однобоко, что идет не в плюс, а в минус.
Герои. Если Александра скорее вызывала уважение, несмотря на уже набивший оскомину прием с переодеванием (тут откровенно позаимствованный из Гусарской баллады), то ее брат Петр, лицемерный, псевдопатриотичный и лживый, был откровенно неприятным. Он поставил миссию выше жизни сестры, а до того — общепринятые приличия выше ее счастья. Не так часто две линии изображают не будущую пару, а брата с сестрой, которые еще и мысленно пишут друг другу письма, но тут личность одного из них однозначно убивала интерес к сюжету.
Карикатурные приключения. Я не зря сравнила книгу даже не с первыми мультами про Трех богатырей (которые были еще забавными), а с последними, когда не знают, что бы еще такое из пальца высосать. Почти все элементы квестов – так или иначе обыгранные сцены из сказок. Некоторое разнообразие в них вносит лишь воздушный шар вместо ступы, да вампир с ружьем.
И всё же несмотря на вторичность книга читалась легко, герои чаще всего радовали, а романтическая линия, легкая и ненавязчивая, ведет в следующую часть, которую хочется прочитать – а это показатель зацепившего повествования, так что получилось скорее хорошо, чем плохо.
majj-s, 2 ноября 2024 г.
Очаровательный кроссовер
«Спой мне песню, как синица тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.»
«У меня сейчас на телефоне трындит «Война и Потусторонний мир» — это такое «Война и мир» + фольклорное фэнтези,« — пишу подруге. «Даже не знаю, как на это отреагировать,« — отвечает она. «Никак, возьми на вооружение, можешь оживить подачу материала» — подруга преподает русский язык и литературу в другой стране. Мне кроссоверы, вроде «Гордости и предубеждения и зомби» скорее симпатичны, а «Нашествие» Юлии Яковлевой, которое отчасти тоже «Война и мир»+этнофэнтези, так прямо люблю. Может еще и поэтому сначала отнеслась к книжке двух Даш, Раскиной и Синицы, со скепсисом. Зря.
Толстовская эпопея здесь скорее отправная точка, в равной степени с «Записками кавалерист-девицы»: 1812, идет война с Наполеоном, в здешнем альтернативном варианте действительности дневная, живая Россия живет бок о бок с потусторонней, населенной нежитью: лешие, русалки, мавки, оборотни, упыри, кикиморы, домовые. Правит ими лесная царица, накануне Бородинского сражения Кутузов отправляет корнета Петра Волконского с секретным заданием — просить у нее военной помощи. Дело в том, что Петя награжден орденом Содружества, они с сестренкой Сашкой как-то вызволили из рыбацких сетей угорька-Егорку, оборотня и родного племянника царицы. Если кого примут-выслушают на Той стороне, так только его. Смертельно раненную Сашку, которая воспитывалась вместе с братом, с ним скакала верхами и фехтовала, а когда началась война, сбежала из дому и сражалась, как Александр Быстров, плечом к плечу с Долоховым и Денисом Давыдовым — эту самую Сашку везут в отчий дом, скорее хоронить, чем лечить. А Петя, отправляясь с миссией, надеется выговорить для нее возможность сделаться после смерти подданной лесной царицы, потому что альтернатива — стать крепостной в мрачном Кащеевом царстве — страшна.
Вот, видите, какая интрига. И это только начало, дальше все будет только круче. Приключения и странствия Петра в Потусторонней России станут перемежаться историей посмертных мытарств Сашки, которую на поле брани сразили холодной сталью призрачные кащеевы воины, такие здешние назгулы. По Уговору они имеют право добивать и забирать только злодеев и самоубийц, но на войне, известно, порядка нет, а у Яги, которая должна бы следить за выполнением закона — деменция, всем управляет ее дочь Марья Моревна, вторая кащеева жена, которая во всем идет на поводу у супруга, и едва ли не более безжалостна, чем он сам. Недавно умершие служат для обитателей Царства Смерти источником энергии, вроде живых аккумуляторов, и весь, геройски погибший, батальон Сашки, вместе с ней самой, попадает в плен к Кащею. Откуда Сашку спасает девица Ягина, внучка Яги и дочь Марьи Моревны от первого брака. Не спрашивайте, там все довольно сложно, главное — что они сводные брат и сестра с Константином Кащеевичем, женихом Иверии, прежде лесной царицы, а ныне Императрицы объединенной Потусторонней России .
И вот, что я вам скажу: эта книга просто фейерверк. Мой начальный скепсис скоро растворился без остатка, здесь захватывающе интересная история с героями, в которых влюбляешься; постмодернистские игрища с русской классической литературой, с отсылками к Пушкину, Гоголю, Бажову и всем-всем-всем, которые считываются минимально эрудированным читателем; отменная стилизация под язык и манеру письма русских классиков, но в части других сказочных царств соавторки как-то умудряются «сделать» стилистически Урал, болотистое Полесье, отрывистую германоподобную речь в Смертном Царстве Кащея и светски тяготеющую к французскости манеру говорить при дворе Иверии. Просто восторг.
Единственное, что меня расстроило — клиффхэнгер. Как самостоятельное произведение это могло бы стать маленьким шедевром, как часть бесконечной серии — я вас умоляю. Слишком хорошо — тоже нехорошо.
Художник, 6 августа 2024 г.
Аннотация хорошая у книги, сразу решила купить, получила огромное удовольствие.
Гремучая смесь недружественного славянского фольклора, сказочного мира Александра Сергеевича, лихих поворотов «Гусарской баллады» и много чего ещё. Совершенно непонятно, что ждать на следующей странице, и как оно повлияет на главную цель, потому что второстепенные множатся в геометрической прогрессии.
Невероятно приятная стилизация под романы девятнадцатого века, кажется будто ни одного лишнего слова, все к месту и в то же время ощущения переливающегося текучего текста, плавного и легкого. Так много всего описано: деталей одежды военных мундиров и бальных нарядов, персонажей (мертвых и живых, каменных и металлических, мохнатых и чешуйчатых); мест, где происходят события — на земле и под землей, в воздухе и под водой, но нет перегруженности, авторские задумки органично переплетаются с известными литературными произведениями, а привычный любовный роман с попаданцами выглядит свежо и современно.
И главные и второстепенные герои яркие и запоминающиеся, даже если появились в небольшом эпизоде, навроде каменной медсестры Алены или кота Баюна. Автор оставил задел на продолжение помимо финального происшествия, раскинув неразрешенные тайны и по тексту. Очень интересный роман, а уж как бы он смотрелся на экране! Горячо рекомендую!