FantLab ru

Артур Кларк «Свидание с Рамой»

Свидание с Рамой

Rendezvous with Rama

Другие названия: Встреча с Рамой

Роман, год; цикл «Рама»

Перевод на русский: К. Сенин (Свидание с Рамой), 1976 — 1 изд.
О. Битов (Свидание с Рамой), 1992 — 9 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 109

 Рейтинг
Средняя оценка:8.23
Голосов:1438
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Из глубин космоса в Солнечную систему вторгается неопознанное небесное тело, ведущее себя непредсказуемо. При ближайшем рассмотрении пришелец оказывается объектом искусственного происхождения. Земляне не могут упустить возможность исследовать посланца чужого разума. К «Раме», как назвали гостя, направляется комплексная научная экспедиция. Немного приоткрывая завесу тайны, исследователи натыкаются на новые загадки....

Входит в:

— цикл «Рама»


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1974 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1974 // Роман

лауреат
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第11回 (1980) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Свидание с Рамой
1976 г.
Свидание с Рамой
1992 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Свидание с Рамой
2000 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Свидание с Рамой
2009 г.
Свидание с Рамой
2010 г.
Свидание с Рамой
2013 г.
Свидание с Рамой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Rendezvous with Rama
1973 г.
(английский)
Susitikimas su Rama
1979 г.
(литовский)
Rendezvous with Rama
2006 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2013 г.

Начинал я читать книгу с некоторой долей скепсиса — всему виной многочисленные противоречивые отзывы в интернетах и ложные предположения о развитии сюжета.

На деле же оказалось, что «Свидание с Рамой» — одно из лучших научно-фантастических произведений, что мне приходилось читать в поджанре «звездный ковчег» (то есть большой такой корабль с микровселенной внутри, в котором поколения людей летят куда-то к звездам). Тут надо отметить, что первая из попавшихся мне книг на указанную тему была «Пасынки Вселенной» Хайлайна, что, конечно же, задало высочайшую планку, и взять ее было не под силу многим романам в самые разные годы. «Свидание с Рамой» взял и установил новый абсолютный рекорд.

Кларку удается выстроить удивительно логичный мир, где полуразумные обезьяны и воинственная колония на Меркурии смотрится не как атавизм золотого века фантастики США, а вполне уместные элементы общей картины. Писатель на полную использует свое образование и кругозор, отсекает все лишнее даже для гуманитарного ума (как у меня) и на выходе выдает полный завораживающих загадок сюжет, практически полностью лишенный драйва и экшен-сцен, но оттого не менее увлекательный. В общем, это как Дэйв Браун, но мистерии здесь строго научные, на подушке из фантастики и романтики дальнего космоса.

Прилетевший корабль из глубин Вселенной оказывается пустым и мертвым. Выключенные заводы, замерзшие реки, потухшее солнце — и по мере развития сюжета все это «включается», но не дает ответов вообще ни на какие вопросы, а только задает новые. Но ответов и не надо! Весь смак именно в этой атмосфере загадочности и миллионах фантазий в голове читателя: зачем вот это, что будет дальше, почему «Рама» улетает, так и не заинтересовавшись человеками с Земли.

Идеальные 10/10 за роман, 100% рекомендаций для тех, кто мечтает о звездах

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2013 г.

Джеймс Кук был, несомненно, незаурядной личностью. Пройти в 18-ом веке самостоятельно путь от ученика галантерейщика до капитана Британского Королевского флота — это много говорит о человеке. Жаль только, что сухие строчки биографий редко рассказывают о том, о чем думал и что чувствовал прославленный капитан, видя на горизонте берег неизвестной земли и нанося на карты новые острова, моря, проливы, раздвигая границы Ойкумены для человечества до масштабов всей Земли.

Герои «Свидания с Рамой» заняты тем же, что и легендарный исследователь. Недаром имя Кука постоянно всплывает в размышлениях героев, в названиях и спрятанных в тексте цитатах. Одни названия чего стоят. «Индевор», открывающий Раму — всего лишь младший брат прославленного барка, на котором Кук совершил свое первое кругосветное плавание. Или плот «Резолюшн», бороздящий внутреннее море Рамы — отголосок других плаваний по океанам неизвестности.

Герои «Рамы» заняты тем же, что до них делали бессчетное количество известных и неизвестных первопроходцев — раздвигают границы познания для всех людей. Они вполне «обычные» первооткрыватели, жители границы, где все неизвестно и опасно. И заняты они вполне «обычной», тяжелой и внешне совсем неромантичной и, порой, скучной, работой — исследуют, описывают, регистрируют. И по большей части не понимают того, что же они такого увидели или зарегистрировали. Но ведь это и не входит в задачу первопроходцев: их цель проложить безопасную дорогу для других, которые будут детально изучать, понимать, обживать и благоустраивать. Превращать неизвестное в привычное и обыденное.

Мне понятно разочарование некоторых читателей, ожидавших от этой книги о контакте незабываемого приключения: новых технологий, истории межзвездного путешествия или рассказа о тайнах неизвестной расы. А тут практически ничего: краткое путешествие по звездному кораблю, краешком глаза подсмотренные события, по большей части, абсолютно непонятные. Загадки остались загадками, межзвездные гости просто не заметили Человечество, взяли, что надо, и продолжили свой путь, не отвлекаясь от своих непостижимых дел. Обидно?

А мне, почему то, нет. Человечество получило ответы на свои главные вопросы. Люди не одиноки. Путешествовать среди Звезд можно. Горизонты вновь расширились, и можно готовить очередной «Индевор» для плавания по неизвестным океанам.

Пусть роман и кажется многим «скучным и наивным» без уже привычных заговоров, стрельбы, погонь, злобных инопланетян, межзвездных войн, технологических чудес и прочего. Я тоже люблю динамику и приключения. Но побывать для разнообразия в мире, где изучение нового и познание неизвестного — привычная и рутинная работа «обычного» первопроходца, было очень полезно для мозга, души и фантазии.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2011 г.

Великолепный образец твёрдой научной фантастики. Без преувеличения, шедевр!

Почему-то напрашивается сравнение с повестью братьев Стругацких «Извне». И там и там люди (или человек) попадают на космический корабль инопланетян, ходят по нему, иногда натыкаются на роботов, но ничего толком не могут понять. Только если у Стругацких всё имеет масштаб, достойный заметки в районной газете, то роман Кларка поражает монументальностью и, продолжая аналогию, достоин круглосуточных экстренных выпусков на центральных телеканалах всей Земли.

Применённые идеи:

1. биологические роботы на Раме,

2. фабрикаторы на Раме, способные изготовить любого биоробота буквально из молекул по документации из хранилищ информации,

3. людьми колонизированы Меркурий, Луна, Марс, Ганимед, Титан, Тритон,

4. люди ведут наблюдение за астероидами и кометами с целью предотвращения их столкновения с колонизрованными планетами и спутниками.

Сама конструкция Рамы составила впечатление очень хорошо продуманной, как будто автор не придумал её сам, а она действительно существует. Все эти тройные воздушные шлюзы, лестницы от шлюза до внутренней цилиндрической поверхности Рамы, вмонтированные в «землю» источники освещения, каждый из которых освещает противоположную треть поверхности цилиндра, море-кольцо, высокий южный берег, города, биороботы — всё это создаёт ощущение реального инженерного замысла, а не пустой фантазии.

Герои довольно схематичны, что однако не портит роман. Наоборот, более яркие и талантливые герои совершенно испортили бы столь тщательно выверенный документальный стиль изложения. Ведь ясно, что не всегда на нужном месте окажется гений, а большая часть работы будет выполняться крепкими середнячками, обладающими известной аккуратностью, дисциплиной и исполнительностью.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2013 г.

По недавней классификации Грегори Бенфорда – история о Большом Дебильном Объекте. Дебильном оттого, что забравшиеся туда земляне чувствуют себя полными дебилами от невозможности понять происхождение, цели и задачи артефакта.

В этом субжанре – безусловная, неподвластная старению классика. Для Кларка – не лучшая работа, хотя крепкая, профессиональная; современным самиздат-певцам эльфийского попаданса до нее как до Ганимеда верхом на пушечном ядре. Но ведь Кларк умел шокировать читателя размахом фантазии, выбить дух из легких, оставить ошеломленно оглядываться: что это было? По сути, именно Кларк ввел в обиход Технологическую Сингулярность, виртуальную реальность, электронные книги, оцифровку сознания, нанотех-ассемблеры и многое другое. Но сделал это еще до запуска первого спутника.

А потом все как-то больше «мимо. И долго безмолвствует лес, следя с облаков за пронесшейся шлюпкой».

Да еще меркурианцы, привыкшие к 600 градусам по Фаренгейту (надо полагать, без экзоскафандров), мерзнут в экваториальном поясе Земли. Ага, спасибо, цейлонского чая «Принцесса Канди» больше не наливать. Очень правдоподобно.

Язык (в подлиннике) сухой, неброский, бедноватый. Заметно бледнее, чем у Нивена с Пурнеллом, создавших второе великое НФ-полотно середины 1970-х.

Касательно издания ЭКСМО в серии «Отцы-основатели» достаточно было бы сказать, что там пропущены две главы. Но я для полноты ощущений приведу еще две цитаты:

«Самый крупный из астероидов, Церера, был обнаружен в первый день XXI века...»

«... если Солнце когда-нибудь превратится в сверхновую планету ...»

Это не Кларк и не Битов. Это лучшие редакторы, корректоры и верстаки отрасли.

Кто виноват? Возможно, пираты?

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2014 г.

Тема встречи с представителями инопланетного Разума волнует человечество с самых давних пор. Очень много споров и различных гипотез и мнений было по поводу самого факта существования другого Разума во Вселенной вообще и в нашей Галактике в частности. Причём были весомые и авторитетные мнения как в пользу множественности разумных миров, так и об уникальности Земли как носителя Разума в Галактике (в частности этого мнения придерживался И.С. Шкловский).

Так вот если допустить, что этот самый пресловутый Разум является довольно распространённым явлением в космосе, и если представить себе, что такие планеты имеются в относительно ближнем соседстве с Солнечной системой, и если к тому же инопланетяне имеют развитую космическую технику, и если наши будущие космические пути пересекутся с их галактическими трассами... (чувствуете, сколько много собирается разных «если«!), то проблема встречи нас с ними и их с нами становится чрезвычайно любопытной и интересной, актуальной и волнительной.

Естественно, что многие авторы-фантасты писали на эту тему и по этому поводу. Начиная с маститых отцов-основателей современного фантастического жанра и заканчивая самыми низкопробными бульварными брошюрками. Нет смысла даже пробовать вспомнить и перечислить тут всех авторов и все книги — любители космической научной фантастики наверняка тут же навскидку предложат список как минимум из пары десятков произведений и авторов, и пополнение этого списка будет продолжаться кавалерийскими темпами. И всё-таки, интересно представить ситуацию, что в Солнечную систему прилетел чужой космический корабль...

С подросткового возраста помнимая и с тех же времён любимая научная фантастика. Самой большое впечатление, сохранившееся с тех пор — вот это явственно прочувствованное и буквально увиденное едва ли не глазами, а уж внутренним зрением, помноженным на мальчишеское умение фантазировать, нутро нашего Рамы. Как раз в тот момент, когда внутри корабля (или рукотворной планеты?) внезапно включился свет. Это ощущение очешуительного восторга и сладкого ужаса одновременно, так хорошо схваченное и описанное автором, буквально пронзило и сохранялось практически незапятнанным фактически в течение 40 лет. Собственно говоря, и само вот это стремление наново перечитать эту книгу наверное и возникло только от желания ещё раз испытать вместе с героями книги тот восторженный ужас и запредельный восторг.

Что ж, все ожидания оправдались с точностью хронометра. Потому что, как оказалось, прихотливая память только и сохранила от книги, что вот это эмоциональное состояние, напрочь стерев событийный ряд, так что перечитывание книги фактически превратилось в её новое прочтение едва ли не с нуля. Однако это только добавило и интриги к чтению, и неожиданностей к сюжетным эволюциям и пертурбациям — книга засияла новыми, не менее яркими чем предыдущие красками и оттенками.

Помимо всего этого великолепия самой идеи помноженной на грандиозное и впечатляющее описание внутренностей Рамы, Артур Кларк воспользовался возможностью просветить своего читателя и познакомить его с максимально уместными и возможными (и совсем не лишними и не гибельными для художественности сюжета) фактическими знаниями и сведениями, как из астрономии и космогонии, так и теоретической и практической космонавтики, а также популярными на тот момент теоретическими изысканиями и вполне научными гипотезами по проблематике внеземного Разума и прочих чрезвычайно интересных и завлекательных схожих тем. Что закрепило научность в определении жанра повествования.

А вот эта загадочная финальная фраза о том, что раманцы всё повторяют трижды, сразу делает понятным, что будут Рама-II и Рама-III — автор это своё обещание выполнил, а вот я узнал о существовании продолжений этой космической Рамаяны только сейчас, увы мне и ах!

Зато впереди радость открытия новых, неведомых приключений от Кларка!

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 января 2009 г.

Роман о большой консервной банке: как она летит, как крутится, какой толщины стенки банки, чем заполнена она внутре, кто её построил и... зачем вообще я всё это пишу? Книга, в общем, неплохая, просто надо отдавать себе отчёт, что это -- та самая настоящая НФ, а не Стругацкие и не Толкиен. В настоящей НФ пишут про всякие летающие в космосе металлические штуки, а люди и их переживания там -- вторичны. Чем правдоподобнее ты описал летающую штуку, тем удачнее твоё НФ-произведение.

Единственное, чего я лично никогда не пойму, так это почему и кому в Голливуде пришла в голову мысль снять по этой книге фильм? Чего там актёры-то делать будут? Ходить с археологическими кисточками в скафандрах по Раме и периодически смотреть на пробегающие мимо них механизмы? Эмоций, отношений, личностей в книге нет. Есть только подробно описанная, детально сконструированная Рама. Авторам сюжета фильма можно или позавидовать, или не позавидовать -- в зависимости от того, насколько лично вы любите создавать собственные психологические драмы в чужих декорациях.

P.S. Ах, да, ни в коем случае не читайте «продолжения» «Свидания» -- это ровно тот случай, когда продолжения напрочь убивают всё, чем был хорош оригинал, не привнося при этом от себя ничего нового.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2011 г.

За что мы любим научную фантастику? Конечно же за красивые идеи, которые будоражат воображение. Какие тут еще переживания людей? Все переживания давно уже обсосаны классической и постклассической литературой на много тысяч лет вперед. Требовать от фантаста, который создал мощную идею, еще и открытия чего-то нового в «переживаниях» это все-равно, что требовать от него быть гением в квадрате.

Кажется, герой С.Лема иронизировал над человечеством, которое отправляясь в космос, пытается найти себя. Также и некоторые читатели. Ну чего вам дался этот глупый гомо «сапиенс»? Для чего вы ищите везде его переживания, его страхи, его болячки? Почему вы не хотите признавать литературу посвященную красоте Вселенной, для которой этот «сапиенс» — лишь мелкая самоорганизующаяся пыль?

И как часто бывает, что произведение, в основе которого лежит великолепная фантастическая идея, оказывается напрочь испорчено, словно ложкой дегтя, ограничениями наложенными автором, для того, чтобы продемонстрировать эти самые «человеческие» переживания (которые, кстати, в большинстве случаев, сводятся к обыкновенным животным инстинктам). Очень хорошо, что Кларк не пошел по этому пути.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Просто в космосе летит вот эта штука и ей никакого дела нет до людей, слонов, мух-дрозофил и других обитателей Земли. Ну и отлично!

Мне книга понравилась.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2011 г.

Роман «Свидание с рамой» напоминает не полноценное литературное произведение, а скорее киносценарий детского научно-приключенческого фильма. С простыми нравственными установками: нужно быть смелым и любознательным.

Герои — схематичны, и просты как число сто один. Несколько характерных черт и достаточно. Никаких глубоких переживаний или мыслей. Язык одного персонажа не отличим от языка другого. Быстро становится понятно, что большинство реплик попросту занимают место. Их можно не читать и с легкостью опускать. В итоге все это выливается в некую опустошенность: по прочтению невозможно вспомнить ни одной удачной фразы, замечания или цитаты. Это печально.

Научная составляющая на том же уровне: школьном. Поймите меня правильно, я ничего не имею против школьников. Более того, я с удовольствием штудирую курсы элементарной физики в свои двадцать пять лет. Кларк замечательно описывает мир Рамы, не гнушаясь кинематикой, статикой и динамикой. Но при этом: не идя дальше. В романе проскальзывают даже конкретные величины, которые я любовно подставлял в формулы. Скажем так, в большинстве случаев они соотносились друг с другом еле-еле (к примеру, период вращения Рамы, радиус и линейная скорость точки на поверхности). Другие же приводили в чистое недоумение: челнок, доставляющий пассажиров за пять часов с Марса до Земли. Это удивительно.

Остаются приключения. Вслед за героями мы при-рам-яемся, проходим три шлюза и оказываемся в дивном новом мире. После чего их функции сужаются до одной единственной: зрительной. Герои не выдвигают интересных гипотез (за малым исключением), не участвуют в живых обсуждениях, только ходят да смотрят. Читатель вынужден самостоятельно пытаться понять ход и логику событий, которым подчиняется выдуманный мир. Плод случайной фантазии, удерживаемый непротиворечивостью. Это нечестно.

Концовка? Нареканий нет. Как в лучших домах Лондона и Парижа [и Нью-Йорка :wink:].

PS: Контакт получился каким-то невнятным, он и есть и нет одновременно, эдакая квантовая суперпозиция.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2013 г.

XXII век. Человечество активно осваивает космос, не забывая и о собственной защите. Люди изучают, ищут и отслеживают все объекты, которые могут представлять угрозу. Однажды, в поле зрения Космического патруля попадает странный цилиндрический объект, летящий из глубин галактики к Солнцу. Не похожий на астероид, объект вел себя слишком уж странно и целеустремленно, вследствие чего было принято решение о более тщательном исследовании. Ну а так как к тому времени имена из греческой и римской мифологии были уже исчерпаны, объект назвали Рамой, в честь аватара Вишну, бога индийского пантеона. На разведывательную миссию был отправлен корабль «Индевор» под командованием Билла Нортона.

Такова сюжетная завязка романа, который 40 лет назад получил множество наград, в том числе Небьюла, Хьюго, Локус, премию Британской ассоциации научной фантастики и Мемориальную Премию Джона Кэмпбелла. «Свидание с Рамой» — один из самых известных романов о Контакте вообще и чуть ли не самый известный роман А. Кларка в частности. Идея произведения оказалась настолько привлекательной, что на той же почве создали еще 5 романов вбоквельно-сиквельной направленности.

При всем при этом, мне книга показалась довольно блеклой. Возможно всему виной «Ложная слепота», прочитанная недавно, а возможно сама концепция, когда Контакт и инопланетян ставят во главу угла, а персонажи выглядят блеклыми тенями, сюжет же более всего напоминает лекцию по истории (интересно, но интерес этот отрешенный и яркий чувств не вызывает). «Ложная слепота» была колючей, довольно злобной по атмосфере и в то же время очень яркой, чем и цепляла, «Свидание с Рамой» же ничем таким похвастаться не может. Не скажу, что читать мне было неприятно, наоборот, опыт довольно любопытный и приятные моменты в романе есть, однако особо удивить меня книга не смогла, поэтому ставлю 7, но особо крепкую, близкую к 8.

Рекомендуется всем почитателям твердой НФ в чистом виде.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2011 г.

Фантастику можно поделить на две ветви — научно-оптимистическую и социально-пессимистическую. Первая обычно связывается с Жюлем Верном, вторая — С Гербертом Уэллсом.

Для западной фантастики более характерен Уэллсовский подход, для советской фантастики — Жюль Верновский.

Так вот, если Стругацкие это «Самые западные» советские фантасты, то Кларк без сомнения «самый советский» западный фантаст. Люди в его книгах живут мирно, едва ли не при коммунизме, религию считают суеверным пережитком прошлого, а все неведомое исследуют с неутомимой радостью, радостью что позволила хотя бы прикоснуться к этому неведомому.

«Свидание с Рамой» можно сравнить с «Пикником на обочине», «Извне» Стругацких и «Гласом господа» и «Солярисом» Лема. Но у Кларка нет ни грамма пессимизма. Он не тычет человека в придуманный по наивности титул «царя природы». Никто из героев не разочарован тем что не может понять Раму. Понимание этого, заставляет лишь тщательнее работать, изучать снимать увиденное, заставляет во всю воспользоваться уникальным шансом. Ну, а когда-нибудь потомки таки разберутся с этой информацией.

Получилась прекрасная документалка.

Кстати только документалкой наверное и можно было поспорить с пессимистическим реализмом Уэллсовской традиции.

Документальность реальнее реализма. Виват сер Артур, вы об этом догадались!

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2009 г.

Основное и главное чувство, которое у меня осталось после «Рамы» — это досада. Ощущение мириадов оставшихся нераскрытыми секретов, тысяч неиспользованных героями возможностей и отсутствие ответов на основные вопросы.

- Откуда прилетел корабль?

- Куда он направляется?

- Зачем это грандиозное путешествие?

- Кто такие рамане и живы ли они до сих пор?

Эти и множество других вопросов, возникающих при чтении, ощущение безграничности вселенной, безграничности возможностей познания, щекочущее ощущение глобальности. Все эти моменты являются визитной карточкой классика твёрдой НФ.

Кроме того, если что и является твёрдой НФ, то «Свидание с Рамой» — наитвердейшая НФ. Кто-то скажет, что роману не хватает души, а героям жизни и в общем-то будет прав. Этот роман собрал 5 основных жанровых премий (Hugo, Nebula, Locus, Campbell’s, BSFA) и эта высочайшая оценка была выставлена, конечно, не за драматизм переживаний и эмоциональность диалогов. Она была выставлена за размах. За смелость и глобальность мышления, которые есть у единиц. Потому что сносно писать можно научиться. Но это не сделает вас настоящим творцом вселенных.

Плюсы: Глобальность и глубина идей, множество загадок и секретов.

Минусы: Некоторая сухость повествования. Большинство вопросов остались без ответов.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2016 г.

Невыносимо нудная книга, ни о чем. Какой-то детский/старческий лепет прямо, и налет научности совсем не спасает (1/10G, сила Кориолиса, перигелий – и что? сразу НФ?), наоборот всё выглядит чересчур наиграно и наивно. В книге нет ничего, что могло бы хоть как-то зацепить и заинтересовать: идея – примитивная, фантастическая линия – слабая, построение общества будущего – нереалистичное, диалоги и отношения персонажей – ненастоящие. Я очень надеялся на интересную развязку в конце, которая хоть как-то скомпенсирует мучения от прочтения этой книги. И вот финал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дозаправка от Солнца, это всё.

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2016 г.

Прочитал все комментарии и удивлен тому, что многим людям книга показалась скучной. Я даже представить не мог, что она кому-то может показаться неинтересной. Но, подумав немного об этих людях, я понял, почему так вышло. Они искали в книге не то, что в ней следовало искать, как если бы вы смотрели фильм Титаник, чтоб увидеть перестрелки или мистический триллер. Каждое произведение нацелено на свою идею, и идея Свидания с рамой отнюдь не в раскрытии глубоких человеческих чувств или описании сверх-веселого екшена.

Лично у меня книга встала в один ряд с романами Станислава Лема, такими как Эдем, Непобедимый, Глас Господа, Солярис и, конечно же, Фиаско. Я думал, что лишь Лем способен писать в таком стиле — в стиле загадочной научной фантастики, которая не дает ответы на все вопросы, а наоборот — дразнит нераскрытыми тайнами космоса и чужеродных разумов. Для меня такой стиль фантастики сроден мистическому триллеру (как из фильмов, так и из книг). где атмосфера нагнетается неведомыми тайнами, окружающими главных героев и зрителя (читателя). В детстве мне нравился в этом плане Стивен Кинг — он умел заинтересовать читателя мистической тайной, и мне было всегда интересно читать начала его книг, жаль, что окончания у него мне лично не нравились. А вот Станислава Лема и вот теперь Артура Кларка мне очень интересно читать — наверное это моё! И наверное это не для тех людей, которые написали негативные отзывы о романе. Мне жаль, что эти люди потратили свое время на то, что не в их вкусе :0

Кстати, если сравнивать объект исследования в романе, то этот полый громадный цилиндр, в который забрались людишки, мне больше всего навевает воспоминаний о Плутонии — полом мире внутри Земли, в который герои попали через отверстие в Северном Полюсе планеты (если кто читал эту книгу, то должен признать, что сравнение уместно). И здесь, в Свидании с Рамой, и там, в Плутонии, перед героями открывается новый, неизведанный, полный тайн мир, при этом находящийся внутри чего-то. И если в Плутонии не видно проивоположной стенки, то в Раме она виднеется за 40 километров в другом конце цилиндра :)

В общем, много чего еще можно сказать хорошего о романе, но лучше не терять времени на это.

Я лично советую книгу тем, кто любит научную фантастику, при чем не требует от нее екшена и терпит неторопливою, порой дотошное, описание научных вещей :)

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2009 г.

Один из лучших образцов НФ. Простой бесхитростный язык, максимум реализма в описании поведения людей (хотя какие то нюансы могут показаться несколько наивными, в частности, самостоятельность колоний на планетах солнечной системы и т.д.) и при этом потрясающий аромат тайны, исследований, приключений и познания неведомого. В этом романе фантазия прекрасно сочетается с наукой. Отдельно отмечу открытый финал, загадка продолжает дразнить и манить нас.

Итог: очень близко к шедевру. Классика.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июля 2016 г.

Решил сперва сделать небольшое общее вступление:

Очень любопытно, как по мере взросления меняется восприятие одних и тех же произведений. То, что вызывало бурный восторг в юности, будет ли интересно спустя годы? Так получилось, что основная волна знакомства с фантастикой в моей жизни прокатилась лет 20 назад, затем я почти всё перечитывал в 2010-11 годах и мне было практически также интересно. Но сейчас.... сейчас немало произведений начинают разочаровывать меня. Одна из главных причин, я думаю, в огромном скачке, который произошел за последние 5-8 лет, в технологиях. Как-то вдруг, те самые удивительные фантастические «фишки» стали обычной частью нашей жизни (например, легко доступная мгновенная видеосвязь или портативные устройства самого широкого профиля, о которых даже фантасты не смели мечтать и др.). И научная фантастика с ее пророчествами и подробными техническими описаниями также вдруг стала наивной, порой и глуповатой, как-то стала она не во всем права:))). И горе и забвение тем произведениям, в которых мало рассматриваются или не рассматриваются вовсе вечные ценности — люди, поступки, мысли, чувства, страсти, общение, когда различные сюжетные составляющие и персонажи тесно взаимодействуют ... И теперь я даже побаиваюсь начинать очередное повторение пройденного. Всегда надо помнить, что в юности, как известно, чувства намного острее, и когда нечто происходит впервые, то глубоко западает в душу. И сегодня многое из фантастики может держаться на плаву лишь благодаря такой «штуке», как приятная, щемящая, светлая ностальгия... Тут к месту будет немного увильнуть в сторону и вспомнить Айзека Азимова — одного из немногих, кто мог (хитрый русский еврей!:))) внятно, популярно и увлекательно писать о науке, постоянно держа в уме тот самый вечный и пресловутый человеческий фактор.

Теперь о Кларке и его «Свидании с Рамой». Признаюсь, самое начало меня разочаровало сильно — сухость и монотонность невероятные (на грани не литературного произведения, а академической научной статьи). Я переборол себя и продолжил. К счастью, таким оказалось лишь вступление. А дальше началось нечто грандиозное. Описание Рамы, это величие и восторг может сравниться, например, с ощущением от лемовского океана Соляриса (но подчеркиваю, не по качеству литературного произведения, красоте языка и пр — совсем нет! — а лишь как общее ощущение, чутье какого-то невероятного и грандиозного явления бытия. И именно в этом заключается первейшая ценность «Соляриса» и «Рамы».

«Свидание с Рамой» — очень доброе произведение, человечное. И пожалуй, иногда кажется, что в нем как раз и не хватает какой-либо червоточины — или предательства, или трагедии — это, несомненно, придало бы динамику и накал чувств. А так, чтобы ни происходило, оно в общем-то кончалось всегда благополучно, это уже стало традицией романа (ну, послали меркуриане к Раме атомную бомбу — ничего страшного, всё будет хорошо, что ни делается — всё к лучшему, идеи гуманизма всегда побеждают:))) Несмотря на множество, казалось бы, опасных игр и «трюков» космического скитальца Рамы, несмотря на риск людей при обследовании этого чужого мира, у меня ни разу не возникло чувства настоящей опасности или страха. Всегда лишь восторг и оптимизм. И это не мудрено, ведь на самом деле внутренняя экология Рамы была очень продуманной, безопасной и уж если не дружелюбной, то, по крайней мере, лояльной по отношению к людям. Не зря некоторые воспринимали Раму как посланный таинственными силами ковчег для человечества. Видно, что сам автор был очень увлечен научно-романтической стороной своей идеи. И это важно! Очень мощное, сильное описание исполинского пространства! Ну а сцена, где Рама совершил финальный маневр и начал всасывать материю нашего солнца для дальнейшего путешествия в глубины вселенной — это достойный апофеоз романа!

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх