fantlab ru

Артур Кларк «Свидание с Рамой»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
2175
Моя оценка:
-

подробнее

Свидание с Рамой

Rendezvous with Rama

Другие названия: Встреча с Рамой

Роман, год; цикл «Рама»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Из глубин космоса в Солнечную систему вторгается неопознанное небесное тело, ведущее себя непредсказуемо. При ближайшем рассмотрении пришелец оказывается объектом искусственного происхождения. Земляне не могут упустить возможность исследовать посланца чужого разума. К «Раме», как назвали гостя, направляется комплексная научная экспедиция. Немного приоткрывая завесу тайны, исследователи натыкаются на новые загадки....

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Рама»

— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1973», 1973 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, September 1973», 1973 г.

— антологию «Metagalaktika 2», 1981 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1974 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1974 // Роман

лауреат
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第11回 (1980) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Свидание с Рамой
1976 г.
Свидание с Рамой
1992 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Свидание с Рамой
2000 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Свидание с Рамой
2009 г.
Свидание с Рамой
2010 г.
Свидание с Рамой
2013 г.
Свидание с Рамой
2014 г.
Свидание с Рамой
2018 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, September 1973
1973 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, October 1973
1973 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Конец детства
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Rendezvous with Rama
1973 г.
(английский)
Rendezvous with Rama
1973 г.
(английский)
Susitikimas su Rama
1979 г.
(литовский)
Среща с Рама
1979 г.
(болгарский)
Metagalaktika 2
1981 г.
(венгерский)
Incontro con Rama
1982 г.
(итальянский)
Rendezvous with Rama
1996 г.
(английский)
Incontro con Rama
1999 г.
(итальянский)
Rendezvous with Rama
2006 г.
(английский)
Rendezvous with Rama
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

До сих пор в романе Артура Кларка самое ценное — завораживающе подробное описание полностью придуманного мира, гигантского межзвёздного инопланетного корабля. Это в самом деле развитие линии технициста Жюля Верна, как бы в укор разросшейся в НФ линии социального фантаста Герберта Уэллса. Если бы в книгу были вставлены «яркие образы героев» и их психологически проработанные отношения, это повредило бы роману в целом. Хорошо, что Кларк воздержался от подобного «оживляжа».

Недостатков у «Свидания с Рамой» нет. Роман полностью оправдывает ожидания читателя и делает это на отличном литературном уровне. Вероятно, это был один из последних романов так называемой «твердой НФ», ибо то, что появилось позже, оказалось либо декадентством либо имитацией научного взгляда на Вселенную. Но здесь мы имеем дело именно с ясным, несколько скептичным взглядом в Космос, и такая позиция повествователя не может не восхищать непредубеждённого читателя.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая, большая, научная фантастика. Что мне больше всего понравилось — ощущение непознаваемых, эпичных и неразгадываемых тайн. Кто построил «Раму», зачем она нужна, куда летит, есть ли предел её чудесам? Это всё было невероятно круто, чувствовал себя ребёнком, которой чуть ли не впервые сел читать интересную книгу.

А ещё это памятник человеческой любознательности — познание важней жизни, даже важней комфорта и стоит вообще практически любых усилий и рисков. Наверно, именно такие люди и двигают прогресс вперёд.

Да и вообще это всё метафора, пусть и излишне прямолинейная, на незначительность Человечества.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А что, если Рама даже не заметила исследователей, а Солнечная Система — лишь краткая остановка на подзаправку? В таком разрезе весь сюжет начинает напоминать возню муравьёв, которые забрались в автомобиль, притормозивший рядом с их муравейником.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Свидание с Рамой” — откровенная графомания. Подобное произведение может быть интересно только с технической стороны, а вот во всем остальном… Деревянные персонажи и картонные диалоги, которые, как мне кажется, были введены лишь затем, чтобы создать хоть какую-то видимость художественности в произведении. Нет никакого сопереживания героям, нет даже самих героев, а есть только стойкое чувство того, будто все персонажи — это аллюзии на тостер, миксер, холодильник и стиралку. Машинные разговоры, машинные реакции… Невероятно интересные декорации полностью теряются в неумении автора описывать происходящее. Все сливается в сплошную серую кашу. Сюжетные повороты отдают какой-то примитивной жюльвернщиной. И если для Жюль Верна это было достижением, то во времена Артура Кларка подобное можно считать чем-то уж совершенно избитым. Автор до последнего держит интригу (казалось бы плюс, но нет) — читал в основном в надежде на то, что вот уже в следующей главе произойдет что-то крайне интересное и раскроются все карты. В итоге интрига себя не оправдывает, а из главы в главу читателя кормят все такими же нудными и унылыми порциями гречки, манки и прочих сортов каш. А концовка так и вовсе превратила львиную долю произведения в “ни о чем”. 4 из 10 только за оригинальную идею и твердое соответствие рамкам НФ

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Своего рода образец твёрдой НФ со всеми её сильными и слабыми сторонами. Необычная концепция, построенная в соответствии со строго научными допущениями. Её грамотное обоснование. По теперешним временам, это просто роскошь. Особое внимание к техническим подробностям происходящего. Деталей столько, что становилось скучно. Но это проблема не автора, а читателя. Такие книги надо брать в руки под соответствующее настроение. Обилие разнообразных гипотез. Намеченная мазками картина будущего. Автор явно знает о нём больше, чем говорит. Неинтересные персонажи. Кларк пытается дать им какую-то индивидуальность, но это явно не его тема. Тяжёлый стиль изложения. Вялый сюжет. Повороты его скорее перечисляются, чем увлекают. Отдельный бонус за то, что главная тайна так и осталась нераскрытой.

А всё-таки, какой могла быть разгадка? Гипотез выдвигается множество. Вплоть до того, что за особо одарёнными землянами специально послали ковчег, чтобы уберечь их от грядущей катастрофы. (Интересно, кто эти особо одарённые? Те, кому пришла в голову подобная гипотеза?). А то, что представляется наиболее вероятным, как-то наскоро проговаривается. Скорее всего, тупой робот продолжает исполнять программу, которая давным-давно никому не нужна. То ли его создатели уже вымерли, то ли утратили всякий интерес к своему созданию и к поставленным перед ним целям. А робот работает. Для Кларка это слишком пессимистично. Он предпочитает такие вещи пробормотать вполголоса и двигаться дальше.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Свидание с Рамой» Артура Кларка — эталонная твердая научная фантастика. Никакого общественного устройства, никаких социальных проблем, никаких переживаний героев, только работа, формулы и повторение курса физики: инерция, сила Кориолиса и законы Ньютона. Герои оказались совершенно обезличенными, будто бы введенными только для того, чтобы придать роману видимость художественного текста, а не фантазии на тему устройства инопланетных кораблей. Увы, но мне читать было скучно.

Сюжет вкратце выглядит так: в Солнечную систему прилетает огромная инопланетная штуковина, люди высаживаются на ней и начинают исследовать. Сталкиваются с техническими трудностями и, конечно, успешно их преодолевают. Правда, часть технических трудностей создала политика: одна из Земных колоний посчитала инопланетный корабль опасным для человечества и отправила к нему термоядерную бомбу. Разумеется, один из членов экипажа настолько легко и ненапряжно обезвредил бомбу, что ни малейшего напряжения у меня эта угроза не вызвала.

В итоге корабль подходит близко к Солнцу, людям приходится его покинуть, и тут на сцену выходит великолепный финал. Инопланетный корабль просто-напросто дозаправляется у Солнца, после чего продолжает свой полет по неизвестному маршруту. Контакта не случилось: ни вторжения, ни облагодетельствования не произошло. С одной стороны недоумеваешь и грустишь: и это все, ради такого я читал? А с другой — а чего вы, люди, ждали? Думали, что любой разумный вид жаждет поработить или пообщаться с нами? Оказывается, мы не пуп Вселенной.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книге уже почти 50 лет, а читается на одном дыхании, атмосфера потрясающая, теперь понимаю откуда растут ноги в Ложной слепоты, без этого романа не было бы Уотса, и многих других вещей жанре. Очень понравилось начало, высадка на Раму и неспешное исследование корабля, хоть книга и короткая, но автор в 300 страниц вместил очень много интересного. Тут даже есть описанная технология 3Д принтера, не уверен что Кларк впервые ее использовал в книге, но все равно потрясает, учитывая, когда написанная книга. Единственный минус, скомканная концовка, где ничего толком про внеземную цивилизацию не обьяснили, а сиквелы от левых авторов читать нету желания.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В пределы Солнечной системы извне влетает нечто грандиозное, что однозначно определяется как корабль пришельцев. И вот на свидание с Рамой (так назвали объект) отправляется космический корабль «Индевор». Едва ли можно придумать более захватывающую завязку для фантастического романа. Недаром же после Кларка её повторяли многие и многие вплоть до Питера Уоттса. И в заслугу одному из гениев фантастики нужно поставить то, что многие ставят в упрёк. Артур Кларк не стал уводить сюжет в сторону космической оперы, делая из раман людей, только необычного облика. Бесконечно чуждые, абсолютно загадочные и высокомерно не замечающие людские копошения. Бывали в фантастике и куда более непостижимые пришельцы, взять того же Уоттса, но и тот писал свою «Ложную слепоту» с явной оглядкой на «Раму».

Ругаемые многими технические детали, лично мне добавляют достоверности. Ну а суховатый стиль изложения и отсутствие мелодрамы ничуть не мешают переживать за судьбу застрявшего на берегу Центрального моря Джимми Пака, сполна познавшего космическое одиночество Бориса Родриго или спешащего покинуть Раму капитана Нортона.

Продолжения читать желания, по крайней мере пока, не возникло. Ведь именно оставление простора для читательских идей и фантазии я считаю огромным плюсом книги.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если «Мир-кольцо» Нивена ещё кое-как можно отнести к литературе, то «Свидание с Рамой» Кларка вообще говоря к ней никаким боком не относится. История путешествия землян на инопланетный артефакт сверхцивилизации в виде полого цилиндра (обитаемая среда циклически оживает на его внутренней оболочке) напоминает скорее трактат. Причём это не уровень «Конца Детства», а просто бродилка с картонными героями. В финале вставлена антивоенная тема, но вскользь, чтобы наполнить пустоту хоть каким-то смыслом. Идея таких поселений, кстати ,принадлежит вовсе не Кларку, а Циолковскому и Берналу, причём в литературе уже все это описывалось со времён Стэплдона. Зачем писать такие книги — выше моего понимания. Ставлю 1 балл и к прочтению не рекомендую.

Оценка: 1
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Свидание с Рамой» — одно из самых известных и выдающихся произведений английского писателя-фантаста сэра Артура Кларка, творчество которого поражает воображение удивительным масштабом и размахом действия.

В 22 веке, когда человечество почти освоило Солнечную систему, из глубин космоса к нам прилетел гость – монументальных размеров цилиндрический объект, который поначалу спутали с астероидом. К объекту, названному астрономами Рама (индийский бог, аватара Вишну) была направлена экспедиция с целью исследования его поверхности. Люди даже не предполагают, что может им открыться при ближайшем приближении к объекту и готовы к любому возможному сценарию – от дружественного контакта до военного конфликта.

Роман последовательно описывает хронологию высадки и последующей экспедиции внутри Рамы, который оказался полым и содержащим внутри себя огромное пространство с силой тяжести, образуемой вращением вокруг своей оси. Кларк открывает перед читателем грандиозную картину внутреннего мира этого загадочного объекта, исполинского «корабля поколений», то есть огромного самодостаточного судна, представляющего собой замкнутую экосистему и посланного неизвестными создателями в глубины космоса с совершенно неизвестными целями. Настоящая Terra Incognita, неизведанная земля, полная удивительных тайн и загадочных сюрпризов, Рама преподносит астронавтам новые и новые интереснейшие чудеса, над которыми предстоит серьезно поломать голову.

При всех прочих художественных достоинствах, при огромном количестве технических новшеств, описанных внутри Рамы, прежде всего в этом романе поражает размах воображения автора касательно самого объекта – Кларк буквально воссоздал по каким-то невидимым чертежам словно бы настоящий объект, инженерное, научно-техническое чудо, корабль-мир, на фоне которого человек кажется ничтожным микробом.

Пораженные размерами объекта, исследователи просто теряются на фоне его ландшафтов, куда входят искусственные города, внутреннее море-кольцо, опоясывающее Раму изнутри и причудливые биологические роботы, выполняющие неведомые программы. Огромный чуждый мир, существующий по своим законам, совершенно непонятным человеку, который может лишь наблюдать за ними и поражаться безграничной мощи этого внеземного разума.

Кларк умеет удивлять, и по праву, ведь это один из самых универсальных фантастов XX века, почти полностью посвятивший свое творчество проблеме взросления человеческой цивилизации, освоения ближнего и дальнего космоса и контакта человечества с внеземными цивилизациями. Каждое его произведение – эксперимент на тему космоса. Поэтому неудивительно, что история о Раме со временем обросла целым циклом, куда вошли четыре романа, написанные совместно с Джентри Ли.

Несмотря на то, что концепция материнского корабля или корабля поколений была обработана в фантастике до Кларка (вспомним Хайнлайна с его «Пасынками Вселенной»), Артур Кларк как никто смог вывести этот сюжет на небывалый новый уровень, во-первых, воссоздав корабль по лекалам Чужих, во-вторых, превратив его в целый неизведанный замкнутый мир, который наполнен загадками.

Поэтому центральным и самым главным персонажем этого произведения по праву является Рама – загадочный гость из глубин космоса, великий и молчаливый. Совсем как настоящий индийский бог.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невыносимо нудная книга, ни о чем. Какой-то детский/старческий лепет прямо, и налет научности совсем не спасает (1/10G, сила Кориолиса, перигелий – и что? сразу НФ?), наоборот всё выглядит чересчур наиграно и наивно. В книге нет ничего, что могло бы хоть как-то зацепить и заинтересовать: идея – примитивная, фантастическая линия – слабая, построение общества будущего – нереалистичное, диалоги и отношения персонажей – ненастоящие. Я очень надеялся на интересную развязку в конце, которая хоть как-то скомпенсирует мучения от прочтения этой книги. И вот финал:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дозаправка от Солнца, это всё.

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающее произведение.

Во время чтения я вдруг понял, что оно напоминает мне прочитанную ранее статью об операции «Союза-13» по спасению орбитальной станции «Салют-7». С героями вроде бы не происходит каких-то головокружительных событий, но ты явственно чувствуешь их напряжение и ответственность перед друг другом и всем человечество. Кажется что история свидания Индевора с Рамой разворачивается прямо на твоих глазах.

Крайне рекомендую всем любителям твёрдой научной фантастики. Роман определённо прошёл проверку временем став настоящей классикой жанра.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Талантливая и сильная с точки зрения «твёрдости» и научности, но очень вялая и бессмысленная с точки зрения художественности фантастика. Да, атмосфера и описание огромного инопланетного корабля-мира, процесс его исследования и попытки осмысления научной экспедицией сделаны здорово, с фантазией, талантом и на момент написания крайне концептуально и влиятельно.

Но как художественный роман это работает со скрипом. Герои — плоские и скучные болванки, конфликта нет никакого, а приключенческо-исследовательская часть где-то на уровне романов Дефо и Жюля Верна. То есть буквально прямая и дубовая архаика, которой от книги 1970-х вообще не ждёшь. Судя по «Концу детства» и теперь ещё и «Свиданию с Рамой» финалы Артуру Кларку явно не очень удаются. Сливает он всё с на нелепых многоточиях и пустоте, хотя кому-то это понравится.

Классика твёрдой НФ, которую стоит прочитать разве что энциклопедическим изучателям сего дела. Современному читателю лучше взять в руки Вернона Винджа, Лю Цы Синя, Джеймса Кори или Питера Уоттса.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая научная фантастика, какой она и должна быть — без всяких, там ваших, вампиров. Всё, как и положено — прилетели, посмотрели, ничего не поняли, улетели. Я тоже был в свое время в недоумении, но читается бодро и интересно. И размер произведения небольшой, много воды не нальешь — слишком жидко будет. В целях изучения реликтовой фантастики читать обязательно. Если Вы не любитель старой фантастики, то есть в сортах окаменевшего г..а (отходов жизнедеятельности) мамонта не желаете разбираться, можно пропустить.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал я читать книгу с некоторой долей скепсиса — всему виной многочисленные противоречивые отзывы в интернетах и ложные предположения о развитии сюжета.

На деле же оказалось, что «Свидание с Рамой» — одно из лучших научно-фантастических произведений, что мне приходилось читать в поджанре «звездный ковчег» (то есть большой такой корабль с микровселенной внутри, в котором поколения людей летят куда-то к звездам). Тут надо отметить, что первая из попавшихся мне книг на указанную тему была «Пасынки Вселенной» Хайлайна, что, конечно же, задало высочайшую планку, и взять ее было не под силу многим романам в самые разные годы. «Свидание с Рамой» взял и установил новый абсолютный рекорд.

Кларку удается выстроить удивительно логичный мир, где полуразумные обезьяны и воинственная колония на Меркурии смотрится не как атавизм золотого века фантастики США, а вполне уместные элементы общей картины. Писатель на полную использует свое образование и кругозор, отсекает все лишнее даже для гуманитарного ума (как у меня) и на выходе выдает полный завораживающих загадок сюжет, практически полностью лишенный драйва и экшен-сцен, но оттого не менее увлекательный. В общем, это как Дэйв Браун, но мистерии здесь строго научные, на подушке из фантастики и романтики дальнего космоса.

Прилетевший корабль из глубин Вселенной оказывается пустым и мертвым. Выключенные заводы, замерзшие реки, потухшее солнце — и по мере развития сюжета все это «включается», но не дает ответов вообще ни на какие вопросы, а только задает новые. Но ответов и не надо! Весь смак именно в этой атмосфере загадочности и миллионах фантазий в голове читателя: зачем вот это, что будет дальше, почему «Рама» улетает, так и не заинтересовавшись человеками с Земли.

Идеальные 10/10 за роман, 100% рекомендаций для тех, кто мечтает о звездах

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда берешься за очередное произведение Артура Кларка, то как-то не задаешься вопросами «А вдруг оно меня разочарует? Не будет ли это пустой тратой времени?». «Рама», как и «Одиссея» и другие его романы, в достаточной степени научна, так что не приходится сомневаться в реальности, или точнее возможности, происходящего. При этом поражает, как автору удалось заглянуть в будущее (а фантастика так или иначе строит наше видение будущего) таким образом, что описываемые события и явления и по сей день не кажутся морально устаревшими и неактуальными. Как и положено качественной литературе, тут поднимается много вопросов, на которые автор не дает однозначного ответа, оставляя возможность читателю поразмыслить самостоятельно. Почему-то для меня это произведение, в первую очередь, глубокофилософское, как, к примеру, многое у Стругацких, и не так важно, что именно делают герои и каким образом, как то, зачем, почему, верно ли, с какими последствиями и т.п.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх