fantlab ru

Александр Бузакин «Не дело после…»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.25
Оценок:
24
Моя оценка:
-

подробнее

Не дело после…

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «27-я Фантлабораторная работа»

Входит в:

— журнал «Горизонт, № 12, 2024», 2024 г.


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, ФЛР-27 // Лучший фантастический рассказ


Издания: ВСЕ (1)


Электронные издания:

Горизонт № 12 (62) декабрь 2024
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На огромном дереве жили-были лилипуты, пасли коров (божьих?) пили медовуху и носили тапочки из мочёной бересты. Плюс ещё какая-то соль, которая меняет сознание, кусочек солнца. Я грешным делом подумал, что вся история про «закладку», которую нашли на дереве муравьи, нализались и возомнили себя человеческой цивилизацией. Но нет, вроде и вправду люди тут, только ма-а-аленькие. Хотя когда Мика шел с тачкой вокруг дерева он скандировал: «раз-два-три». Это что ж у него три ноги? Сюжетный тверк с татуировкой на шее я сразу разгадал, извините. По атмосфере весь этот квест напомнил старую игру «Legend of Kyrandia 2». Очень понравилось как неожиданно сыграла тема «Последнее Солнце». Даже возникло ощущение, что наши миры взаимосвязаны :) Вот это испытание, я честно не очень понял для чего зачем. Выбирали самого достойного наследника? Тогда почему головоломку разгадывал слуга-оруженосец, который к тому же и вор? Но в целом послевкусие приятное от истории.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема последнего солнца с выдумкой зашифрована в загадке семи сундуков, читатель в этом месте улыбнулся...

Написано хорошо, читалось с интересом. Послевкусие очень знакомое (удивительно, что никто из отозвавшихся не вспомнил роман «Евангелие от Тимофея» Ю. Брайдера и Н. Чадовича – о запредельных деревьях-занебниках и их несчастных обитателях там было написано ещё в 1991 году), в целом чистое и приятное.

Тайна переменчивой судьбы бедолаги Мики прячется на протяжении всей истории и хитро подмигивает с последней строки.

Чудо правильное и умное (хотя ГГ любит называть себя тупым), катарсис от него качественный, запоминающийся.

Достоверность чуть выше средней, ибо в сказочном лесу живут и действуют вполне убедительные персонажи. Только странная соль их немного испортила…

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная задумка с маленькими человечками, живущими на дереве и подзаряжающими мозги от соли. Однако к миру и сюжету есть вопросы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если квест за солью — традиция, о которой по умолчанию знают правящие семьи деревьев, то как так вышло, что у Солнышка до последнего не было сопровождающего? Если сопровождающий должен быть из народа, почему не было состязаний там? Максимально странный метод — рассчитывать на то, что в последний момент попадется годный воришка.

К методам обращения с вором тоже вопросы. Его тестировали, потому что думали, что лизнул соли и может поумнеть? Тогда вердикт «Глуп» должен был стать смертным приговором. Вместо этого его припахали и он как-то сам поумнел за тяжелым физическим трудом. Не очень понятный метод развития. И да, я так поняла, что он не успел лизнуть соли, так что вариант отложенного действия не пожходит. Если же все же успел – почему его не расколбасило, как братца?

К чему была первая сцена с ворами, тоже неясно. По одежде судя, вооы были знатные. Зачем знатным чувакам грабить крестьян, как разбойники? У них обычно другие методы... И как это связано с дальнейшим сюжетом, тоже не ясно.

К подаче тоже есть вопросы.

>В потёмках Мика запалил лучину, огляделся: брат храпел на мешке. Совсем не помощник.

Герой ночью пришел домой, застал брата спящим и сразу решил, что тот пьян, хотя от него не пахло. Там не принято ночью спать? Брат спал где-то не там? Тогда почему герой не решил, что брату плохо?

>Про такое как-то рассказывал старик. Кусочек солнца. Мудрость мира. Лакомство, дарованное богами наместникам

Вот так нам представляют соль, не называя, что это соль. А во всех последующих вхождениях как раз только «соль» и употребляется.

Есть несогласованные места/потерянные слова. Вот тут, например, деревня вгрызлись?

>Мика слышал от старика, что когда-то эта деревня процветала. Но однажды вгрызлись в дерево насколько, что нарушили движение сока, отчего ветка отмерла:

При этом надо сказать, что вкусные обоазы тоже есть, и немало, например:

>А Мике, в отличие от старика, всё нипочём, потому что медовухи ещё полный сосуд, в вышине танцуют звёзды и кажется, что жизнь распахнула объятия.

>Скотине всё спокойнее будет, когда где-то вблизи сопит человек.

>лишь солнце, от которого не укрыться до следующего изгиба, выжигает на лице свою печать.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я тот самый странный читатель, которому, если ничего не понятно, то и не интересно. Зачем столько всего наверчено в начале? Чтобы произвести впечатление? Ну, на меня вся эта чехарда сумбурного мира произвела угнетающее впечатление. Написано нормально вроде, но приходилось буквально заставлять себя читать. В середине образовалось какое-то относительно понятное действо, но все равно слишком многое осталось за кадром. Ощущение отрывка из чего-то бОльшего не покидало. Ну и сам сюжет, если отбросить всю шелуху нераскрытых «оригинальностей» мира не впечатлил, он как раз особой оригинальностью не отличился.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автору хорошо удаются экшн-сцены, динамика отличная.

Вообще интересный текст. Мир чем-то напомнил рассказ “Заноза”, который был на прошлом конкурсе. В стиле мне померещилось что-то такое из детских сказок.

Сюжет классический: герой отправляется за неким артефактом (роль которого, кстати, мне лично не совсем понятна) и по дороге спасает девицу. Мне такое скучновато, но это лютая вкусовщина, разумеется.

Мир никак не объясняется, но опять же, меня лично это не сильно беспокоит. А вот некоторая сумбурность происходящего — это да.

Тема в наличии, и даже две)

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Портянку не грех и перенести из 1 тура.

Автор, который, очевидно, умеет, и рассказ, по которому видно, что он не первый, и не второй, такого отзыва не заслуживают, однако отзыв будет именно таким. И будет, наверно, в нескольких частях, ибо тут просится портянка, а размер окошка не позволяет.

Часть первая, злая. Накипело.

Как говорил один не очень знакомый, но довольно хороший писатель, который больше не пишет (я перефразирую, чтоб за цитату не подтянули)

«порой эквелибрисы опытных авторов бесят больше галактик МТА».

Чехарда времен повестовования внутри одной сцены действовала на меня как калейдоскоп на эпилептика.

И главное, нормальный редактор спросит — А как это обосновано с художественной точки зрения? А никак. Просто автор мог и сделал. Почему? Потому что! (с)

Только автору такого было мало, и он нагнал пиццикато из неполных предложений. Туда же. По той же причине.

Еще раз: настоящее время в боёвке — это дичь, это наслоение действий, это проблема с восприятием у читателя как следствие. Но если еще потом скакать обратно в прошедшее... Ну, это натурально, марш в миноре.

Неполные предложения. Это уместно только там, где динамика, эмоции на пике, где нельзя дать просесть повествованию. Но, блин, несколько пиков в одной сцене. Ну, понимать же надо.

Фиг с ним. Это не всё. В сцене заплыва нет такого, что было в открывающей сцене и что будет на острове, там нормально рассказано. Без вот этих эквелибрисов. Хуже стало? Да нисколько! Тогда зачем вот это было?

Больше своеобразия богу своеобразия. Ничем иным это оправдать нельзя.

Часть вторая, недобрая.

Вполне предполагаю, что автор отмахнётся от замечаний по тексту. Мол, художник так видит, а ты так не можешь.

Да, писать не очень удобно, поэтому звиняйте за ошибки.

Переходим к истории.

Автор нагородил такого, что в сухом остатке вызывает непонимание, зачем было городить, если чисто схематически всё проще. А подвязать одно к другому можно было крепче с т.зр. логики.

Итак, ГГ продолбал службу, потом пытался выгородить брата, который стырил соль...

Тут пауза.

Автор, зачем писать про соль именно, если ежу ясно, что это вызовет ассоциации, запрещенные к пропаганде. Почему нельзя было взять иную специю или пряность? Я натурально видел, как Солнышко и ейный батя смотрят изогнувшись ввысь. Вот да, как такие тела с улиц.

Продолжаем. ГГ берут на крючок, тащят в подвал и начинают проверять на вшивость и склонять к сотрудничеству. Затем берут на Испытание, которое он вместе с дочерью наместника супротив брата наместника и еще 3 двоек проходят.

Вопросов уйма.

Если ГГ туповатый недотёпа, зачем Солнышко его взяла, когда в тексте сказано, что можно было взять кого-то из стражи отца? Она ж натурально на смерть идёт. Ей жить не хоцца?

Если у нас заявлено сословное общество, то как это без урона чести дочь наместника снисходит до чумазого балбеса?

Почему если наместник учит детей плавать и сражаться, т.е. готовит к испытанию, он не рассказывает им про испытание? Боги запретили? Так он вот обходит их запреты.

Почему брат и сестра не идут на остров в два экипажа, когда шансы будут выше? Боги договорняк запретили? А где про это указано?

А податное население не в курсе про сменяемость наместников? С чего это для ГГ открытие? И таких вопросов — масса. А они не позволяют верить истории.

Вот простая схема. ГГ состоит в страже и стоит на страже. Солнышко с братом идут в боевую тренировку, чтобы потренироваться не на кошках, а на/в обстановке, приближенной к испытанию. ГГ проявляет себя орлом, скидывает напарника дочери, проявив и силу, и хитрость, и заставляет текать саму Солнышко. Та остаётся без сработавшегося напарника.

Чтоб подцепить ГГ, батя подбрасывает пряность (прости, Герберт), ГГ пытается её выкинуть, но его берут за жабры и кидают на подвал. Дочь начинает щупать, сколько у ГГ извилин, тот не поддаётся, включает дурака, чем ещё раз доказывает свой ай-кью. Потом и батя и Солнышко дают ГГ гвардейские нашивки и делают предложения, от которых нельзя отказаться.

В две лодки брат и сестра идут на остров, сестра отстаёт, задерживая водомерок. Потом, оказывается, что брат захотел шваркнуть сестренку и всем владеть. Нож в спину, короче. Дальше, всё как было вплоть до финала.

Тут текста менять — пара тызнов, но все вопросы это снимет.

Часть третья, неожиданная и неожиданно короткая.

Как говорил один хороший автор, которого я знал, но до обидного мало, и который не так давно не в старых летах умер, «плохому рассказу я не стал бы столько писать».

Отличное решение с темой в виде анаграммы (правда, Солнышко aka последняя дочь — это так себе довесок), замечательная композиция, полноценная история и в целом (даже в среднем) хороший язык. Сеттинг я тоже бы отметил.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Милая сказка про лесных человечков. Что-то из разряда «Феечек». Наверное, классно будет полистать иллюстрированную книжку, если она допишется. Почему бы и нет? Критику и без меня написали в достаточном количестве. В принципе, согласен с ними. Чутка бы доработать. Но вы эту заготовку в стол не откладывайте, пишите! Очень хорошо должно получиться для подростков!

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало написано хорошо, образно, но не интригует.

О чем:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В самобытном авторском мире идет борьба за власть.

Интрига примитивная.

Персонажи колоритные.

Общее впечатление: Очень динамично и самобытно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх