fantlab ru

Джон Кэмпбелл «Межпланетные дивиденды»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Межпланетные дивиденды

Interplanetary Dividends

Статья, год; цикл «Исследования Солнечной системы»

Входит в:

— журнал «Astounding Stories, July 1937», 1937 г.




Периодика:

Astounding Stories, July 1937
1937 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Похитители мыслей
2017 г.
Похитители мыслей
2023 г.
Похитители мыслей
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/42o9rgU).

Когда в середине апреля готовилась к первому запуску Starship, Элон Маск дипломатично заявлял, что будет считать успехом любой результат, кроме уничтожения стартовой площадки. Но выяснилось, что проблемы Starship далеко не исчерпываются отсутствием всякой фантазии при подборе имени корабля (хотя как вы космическую яхту назовете, так она, вероятно, и полетит).

Уместно вспомнить теперь, что чуть ли не со времен Уильяма Проксмайра многие американские политики при каждом удобном случае вопиют об экономической бесполезности пилотируемой космонавтики (у Джека Макдевита во вселенной Космической Академии это явление называется “центаврийской инициативой”: сидите, дескать, на задницах ровно и не суйтесь к западу от Проксимы Центавра). А те, кто не вопиет, в лучшем случае используют космические программы не по прямому назначению, но как инструмент создания рабочих мест. Неудивительно, что уже пошел отсчет второго полувека без пилотируемых полетов за пределы земной орбиты.

А ведь Джон Вуд Кэмпбелл еще в 1937-м, то есть не только до первого спутника и полета Гагарина, но и до Второй мировой войны, предупреждал, что без колоссальных экономических результатов пилотируемая космическая программа Человека заржавеет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Настанет день в не слишком отдалённом будущем, когда филантропов попросят поучаствовать в финансировании первой лунной экспедиции. Первым вопросом, который будет задан в ответ, окажется “Зачем?”. И далее “Какой практический, экономический смысл вы в этом усматриваете?”. Ради чистой славы они вкладываться не станут, это не окупится. Человек может расценить “славу” как финансово оправданную саморекламу, но, пожалуй, это максимальное приближение к чистой филантропии, на которое имеет смысл рассчитывать в космических экспедициях.

Человеческое проживание неотделимо от коммерческих целей. В Антарктике люди не живут, но если там будут найдены перспективные залежи каких-нибудь особо ценных минералов, то можно задуматься о постоянном поселении. И только в этом случае. Прежде чем на Луне и Марсе обоснуются колонисты с Земли, следует очертить перспективу доставки с этих миров чего-нибудь для продажи на лишённых романтики улицах Нью-Йорка по ценам ниже, чем могут предложить конкуренты из Ньюарка или Чикаго.

... Предшествует любым изысканиям на других мирах полёт корабля. Он уже не так отдалён во времени, хотя ясно, что двигатель его должен быть атомным. В лабораторных условиях уже делаются первые успехи по обузданию атомной энергии и приспособлению её к работе. Один жизненно важный вопрос, впрочем, видится решённым: атомное топливо будет дешёвым. Современные исследования показывают, что атомную энергию удаётся безопасно и контролируемо высвобождать из песка, известняка или железа под влиянием дейтронов, ядер тяжёлого водорода.

Поскольку в обычной воде содержится приблизительно 1/3000 тяжеловодородной, моря Земли послужат неистощимым источником одного из требуемых компонентов; вероятно, на других планетах это соотношение тоже соблюдается. Кремний — один из самых распространённых элементов во Вселенной, он входит в состав песка, который можно вовлечь в такую реакцию.

Топливо, предназначенное для корабля, будет дешёвым. А двигатели, в которых используется атомная энергия, не будут ни дешёвыми, ни вечными. Корабль, построенный вокруг них, окажется чрезвычайно дорогим и сравнительно недолговечным. Необходимо предусмотреть определённые средства защиты от метеоров ещё до того, как мы всерьёз станем обсуждать экономику межпланетного масштаба. Корабль обойдётся примерно в семизначную сумму. От миллиона долларов до десяти миллионов за коммерчески пригодную машину. Первый корабль окажется меньше, но не обязательно дешевле, несмотря на использование меньшего количества исходных веществ, поскольку в его стоимости значительна будет доля пионерских опытно-конструкторских разработок.

Грузопассажирский корабль, готовый для коммерческих изысканий в лунных шахтах, обойдётся не менее чем в пять миллионов долларов. Страховка представляется невероятно дорогой. Все инвесторы, а также ремонтники, делопроизводители и прочие участники примутся рассчитывать на свою долю прибыли от реализации груза.

Не станем забывать и о команде: пилотах и инженерах. Эти люди должны быть абсолютно надёжны, очень опытны, с превосходным техническим образованием: странные гибриды лётчиков, астрономов и техников-атомщиков. Платить им нужно щедро.

Более щедро, чем сегодня вы можете себе представить. Возможно, сто тысяч долларов в год. Ибо атомная энергия, приводящая в движение корабль, сотворит и другие перемены на мировых рынках. Она сделает машинную энергию дешевле, а с нею и труд автоматики, а чем дешевле машинный труд, тем дороже человеческий. Помните, что люди должны покупать и потреблять колоссальные объёмы машинной продукции.

Какой груз будет ждать на Луне? Во-первых, заметим, что рудный состав Луны неизвестен, но, конечно, можно выдвинуть некоторые предположения. Представим, что внезапно удалось обнаружить чудесным образом занесённый туда ценнейший минерал. И в этих странных отложениях его степень чистоты так высока, что буквально не потребуется никаких дополнительных усилий, только бери и самородки на корабль перетаскивай. Окупится ли в этих невероятно удачных обстоятельствах перевозка груза на Землю по сравнению с продукцией фабрик Ньюарка, Чикаго или Питтсбурга?

Питтсбург побеждает за явным преимуществом. Даже металлические самородки Луны не способны тягаться с фабриками Питтсбурга. А эти фабрики тоже будут работать на атомной энергии. Железные слябы станут дешевле, чем когда бы то ни было, и дивидендов даже с чистого металлического железа не хватит, чтобы удовлетворить экипаж, страховщиков и прочих.

... Одним словом, если на Луне предстоит добывать руду, это должно быть богатейшее месторождение. Или месторождение весьма дорогого элемента.

Заржавел, впрочем, вместе с нею и промышленный пояс североамериканской глубинки, а сейчас начинают корродировать и “кремниевые долины”, казавшиеся эдемским оазисом для нового технического жречества смузистов-пансексуалов. Атомное топливо из песка, как предлагал Кэмпбелл (имея в виду, вероятно, процесс Оппенгеймера-Филлипс*), не добывают, только чипы. Да и то — американские инженеры для такого плохо приспособлены.

Счетчик госдолга США же прибавил столько десятичных разрядов, что за оценочную стоимость атомного планетолета по Кэмпбеллу — несколько миллионов долларов — сейчас и захудалого футболиста не купишь. Однако во всем остальном суровые предостережения Кэмпбелла относительно темпов космической экспансии и неприятных инфляционных эффектов экономики, ориентированной на опережающий рост потребления, полностью подтверждаются экспериментом. Вспомните, что уже в текущем 2023 Году Джекпота SpaceX обещала нам тестовую миссию к Марсу, а лунная база Роскосмоса еще с 2020-го должна бы добывать гелий-3. На практике же трудности возникают не с освоением космоса, а с устойчивостью банковской системы и обузданием инфляции, не с Марсом, а с выходом на низкую околоземную орбиту, и не с гелием-3, а со старой доброй углеводородной гегемонией.

Очевидно, реальнее, как в «Невероятной планете» того же Кэмпбелла, будет Конгрессу США, SpaceX и НАСА надеяться на помощь благожелательно настроенных инопланетян, которые решат сразу две проблемы: повысят культуру инженерного труда и пресекут китайский демпинг. Возможно, их визит будет приурочен к столетней годовщине выхода цикла статей Кэмпбелла о Солнечной системе и президентским выборам 2036 года в США и России.

* Cм. «Note on the transmutation function for deuterons», J. Robert Oppenheimer and Melba Phillips, Phys. Rev. 48, September 15, 1935, pp. 500-502, https://journals.aps.org/pr/abstract/10.1103/PhysRev.48.500

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх