Виктор Пелевин «Тхаги»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Религиозное (Буддизм | Индуизм ) | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
У многих в детстве есть мечта, но далеко не у всех она становится смыслом жизни. Детская мечта Бориса – стать адептом мирового зла.
Рассказ опубликован в журнале «Сноб». — 2010. — № 6.
Входит в:
— сборник «Ананасная вода для прекрасной дамы», 2010 г.
- /языки:
- русский (12), французский (1), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Аккерман (1), М. Куцарова-Леви (1), П. Лоррен (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lex_art, 1 мая 2020 г.
Еще в «Поколении П» главного героя предупреждали не искать во всем глубинного смысла. А то ведь можно найти на свою голову. А еще у Пелевина есть повесть «Иакинф», где группа людей тоже искала и нашла себе. Так что тема вполне себе пелевинская. Но не без вариаций. Пелевин все-таки избегает два раза писать об одном и том же, так что сюжет будет оригинальный.
Итак, есть главный герой, который возомнил себя адептом Тьмы и стал искать продвинутых членов культа, которые смогут курировать его деятельность. Уже смешно, т.к. вполне можно догадаться что случится с этим искателем, если он таки найдет того, кого хочет найти. Увы, главный герой так и остался «начинающим магистром тьмы». В области, которую он выбрал, вообще глупо было рассчитывать на продвижение и карьеру. Карьеру в ней делают не новички, а при помощи новичков.
Но новичок был упорный. Он действительно нашел действующий культ кровавой богини и предложил ему свои услуги. И богине действительно понадобились его услуги, но немного не в том виде, в котором он предполагал. А ведь прикол в том, что ГГ сам многократно подтвердил тхагам-душителям, что готов на все. Эпизод, когда главного героя спрашивают о согласии участвовать в культе ИМХО напоминает сцену из «1984» Оруэлла, когда главный герой соглашается вступить в диссиденты: там человек тоже сует голову в петлю после чего тщательно прилаживает ее на своей шее. Но у Пелевина посмешнее будет, хотя юмор тут, конечно, довольно черный. Но если подобный кровожадный культ прибирает исключительно «начинающих магистров тьмы», то это просто прелесть, а не культ.
Тимолеонт, 17 сентября 2016 г.
»......... хозяин торг ведет
.......... душа как ночь черна
.......... и Дьявол не берет
Кому она нужна?!»
Юмор и ирония здесь на уровне. Рассказ, претендующий на небольшую повесть, явно понравится любителям иллюминатов, масонов и прочих тайных обществ с массой тайной символики и знаков. Пелевин вполне остроумно показал деятельность доморощенного «злодея»-философа, который так и не задумался толком, какая именно служба нужна его любимой богине.
Написано со вкусом, интересно и бодро. Персонажи схематичны, но многого от них и не требуется. Главное здесь — божественный замысел и ирония обстоятельств, а не человеческие характеры.
martinthegod9, 12 ноября 2016 г.
Зло коварно тем, что служить ему верой и правдой, как это обычно принято, может оказаться не столь уж приятно.
Хороший разбор истоков и корней зла в начале рассказа, забавные метафоры с Родиной-матерью и Ладой Калиной. Ну, и концовка рассказа, конечно, ставит жирную точку, подводя итог всему рассказу.
ivan2543, 22 октября 2014 г.
Вот и лучшая вещь в сборнике «Ананасная вода для прекрасной дамы». Брутальная сатира, являющая собой окончательную энциклопедию «темных» религий в видении Виктора Пелевина. Автор устами героя дает каждому из овеянных романтической атмосферой мрачных культов совершенно убийственную характеристику. Рассказ давно раздерган на цитаты, гуляющие по Сети: практически весь его можно заново собрать из эпиграфов и цитат в статьях о религиях на Луркморе.
Итог: отличный сатирический рассказ и своего рода пелевинский «Словарь Сатаны». Ответ тем, кто видит во зле какую-то романтику.
glupec, 7 июля 2014 г.
«Сила ночи, сила дня — одинаково х%йня». Сам же Пелевин и написал.
А вот теперь делает финт ушами, и пытается (внезапно) доказать, что по крайней мере сила ночи — не х@йня. Перед нами очередное (сказал бы — 100% «ниэнновско-перумовское», но это все-таки немножко из другой оперы сравнение)... короче: очередное «глубокое проникновение» в психологию Темных. Оно бы и ничего (не первый и не последний рассказ на такую тему, Америку не открывает, воспринимается абсолютно нормально) — вот только запоздал этот рассказ на добрых десять лет. Такое хорошо было читать в «новорусскую» эпоху: тут тебе и приколы над так называемым отечественным бизнесом. И — опосредованно, правда — над ролевой тусовкой. «Не желаем жить мы иначе, верим лишь в себя и в удачу. И пускай нас мало — сталь не все сказала, ведь последний счет не оплачен». Кто не помнит?.. А также — приколы над уходящей в прошлое... по крайней мере, так казалось в 98-м... советской символикой («Родина-мать», все такое...)
Конечно, в эпоху гламура, тугих кошельков и «сытых, бритых, береженых» парубков со «стечкиными» в руках, мы все были готовы продать душу не то что богине Кали — черту с рогами. Лишь бы был хоть призрачный шанс выжить в лихих 90-х. Отсюда и популярность «Темной» философии именно в те времена. Отсюда — и ЧКА, и перумовщина, и много, много других книг, на свой лад перепевающих старика Ницше (отмечу, кстати, что «Черный Баламут» Олди — абсолютно добрых и светлых авторов, чуждых подобного мировоззрения — тоже оказался затронут дурной псевдофилософией в духе «Козлы добры, а бобры злы!..» Вот уж, казалось бы, кто никогда не мог к подобному отнестись всерьез — так это Г. и Л. Но мода есть мода, против нее не попрешь).
Про Логинова с его Истами, Шооранами и пр. вообще молчу — это бунтари per se, им все равно, против кого бунтовать, лишь бы бунтовать. Почему, я уже сказал: бритоголовые «брателлы» — такие, блин, «брателлы».
Вот только сейчас это все (само собой), выглядит оочень наивно и смешно.
Orm Irian, 7 июля 2013 г.
«У многих в детстве есть мечта, но далеко не у всех она становится смыслом жизни. Детская мечта Бориса – стать адептом мирового зла.» Но тогда неизбежно поднимается вопрос, что считать абсолютным злом? И как будет выглядеть служение ему... Собственно, весь рассказ — это цепочка логических рассуждений главного героя на эту тему с финалом в виде того самого «служения».
Забавно, остроумно, иронично. Автор хорошо знаком с мифологией и явно наслаждается прослеживанием сходств между древними культами и современностью. Однако глубины мне не хватило. Т.е. некий смысл в произведение вроде как заложен и прочитывается, однако же слишком это все похоже на игру. Утонченную, интересную, но все же игру. Присутствует там какая-то поверхностность. Но с целью развлечься почитать приятно.
Veronika, 5 июня 2012 г.
Это один из лучших рассказов Пелевина. Блестящий разбор самых известных деструктивных идеологий и религий.
Особый респект автору(с)
1. за либеральный дискурс «последовательность шумовых и визуальных эффектов, сопровождающих передачу созданной Гулагом стоимости в руки сами хорошо знаете кого. Набор особых мантр, который специально обученные люди начитывают по радио и телевизору для создания ментальной завесы.»
2. за европейский сатанизм — «учение для козлов, мелкое рогатое животноводство»
3. за обзор тибетского буддизма;-))
Конечно, если кто читал рассказ Наталии Некрасовой «Странник», развязку разгадал задолго до. Но здесь важна форма подачи темы. Конец же вполне закономерен. Злу избыток жрецов не нужен, а вот жертв никогда много не бывает.
«Лада-Калина» — так, забавная мелочь;-)).
baroni, 12 декабря 2010 г.
Прекрасная и поучительная история о том, как сознательный и идейный адепт «Мирового Зла» оказывается скормленным этому самому Злу на обед.
Особый респект автору за «Ладу-Калину», оказавшуюся отечественной манифестацией известной индийской богини.
danihnoff, 25 ноября 2011 г.
Примитивнейший, к сожалению, рассказ. Где-то после трети текста уже ясно, что паренька
Myrddin, 30 ноября 2011 г.
Всю жизнь думал, что их тугами звали. Или, может быть, это намёк на английскую литерацию? По прочтении отзывов становится обидно за свои интеллектуальные способности, потому что для меня, медленного и скудоумного, развязка была приятным сюрпризом. Кроме того, мне сильно повезло, потому что я [b]сначала[/b] прочитал рассказ, а уже потом зашёл на эту страницу почитать рецензии — ну и, конечно, про тэг «спойлер» никто не в курсе :-(
Вообще рассказ классный, очень понравился.
gaid, 25 ноября 2011 г.
Похоже сильные мира сего не читают Пелевина. Как точно он подмечает состояние либерализма в нашей стране. А отожествление Лады-Калины и кровавого культа богини Кари (как точно окультисты «подметили» связь со злом нашего автомобиля):smile:, тоже много стоит. Ну прям камни в огород нашей власти.
А вообще интересный культ. Адептов несостоявшихся убивают, а как они пополняют свои ряды? Или когда кто-то погибает, пришедшего нового члена не убивают, а вербуют? А как же распространение сети, или им этого не надо? Наверное, как говорится в повести, кроме постоянного кровопролития должен быть культ, который будет блюсти традиции и приносить «шелковые» жертвы. И все-таки — умный, эрудированный «конкурсант», а его так просто убивают. Не могу понять всей схемы культа.
Вафтруднир, 19 августа 2010 г.
Перед нами самый слабый из рассказов Пелевина, не исключая и ранние тексты, слабый именно сюжетно, как рассказ, поскольку фабула оного не только проста, но и легко просчитываема до того, как стать прочитываемой. При этом язык по-прежнему хорош, отдельные сравнения язвительно метки, но не стоит здесь искать обычных для автора смысловых ловушек — все, что он хотел сказать, сказано открытым текстом (можно считать, что сделана скидка, исходя из уровня аудитории глянцевого журнала, для коего он изначально был написан).
Собственно же идея рассказа как таковая — о всеобщем поклонении человечества весьма специфическому божеству, чьи, пусть и «неполные», образы стали неотъемлемой частью всех культур — могла бы послужить неплохим материалом для короткого эссе, в духе «заметок эстетствующего интеллектуала», а в удачном случае — стать отменным монологом второстепенного персонажа в крупном произведении, но до самостоятельного и притом художественного текста среднепелевинского уровня категорически не дотягивается.
Ant12, 15 июля 2010 г.
Трудно в наши дни стать адептом мирового зла. Время бездуховное. Кали Юга… Надо пройти тесты, собеседование. Необходимо хорошо знать мифологию, религию, политику.
«– Никакого либерализма в России нет и быть не может. Потому что при либерализме придется всех в тюрьму сажать. В России есть либеральный дискурс. Это, если говорить по–научному, последовательность шумовых и визуальных эффектов, сопровождающих передачу созданной Гулагом стоимости в руки сами хорошо знаете кого. Набор особых мантр, который специально обученные люди начитывают по радио и телевизору для создания ментальной завесы. Против я ничего не имею, но как я могу такому служить? Я ведь адепт мистического зла, а не экономический журналист или там автор колонки «Из–под глыб» в каком–нибудь глянцевом каталоге…» Следует проявить себя разносторонним человеком. Словом быть избранным.
«– Да хотя бы потому, – ответил Борис, все так же гордо глядя на собеседника, – что только избранный может, увидев фотографию волгоградской статуи, узнать в ней богиню Смерти.»
Но богиня сама выбирает своих преданных.