FantLab ru

Ф. Дж. Коттэм «Дом потерянных душ»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.81
Голосов:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Дом потерянных душ

The House of Lost Souls

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Желая помочь своей девушке написать дипломную работу, Пол Ситон начинает собирать материал о фотографе Пандоре Гибсон-Гор. В его руки попадает дневник этой таинственной женщины, в котором она рассказывает об экстравагантном и сказочно богатом магнате Фишере и его гостях, проводивших сеансы черной магии и совершавших ритуальные жертвоприношения. Ситон посещает зловещий дом Фишера, надеясь найти там спрятанные Пандорой фотографии, и едва остается в живых. Он теряет все: любовь, работу, близких — и оказывается вовлеченным в цепь странных и страшных событий. Призраки дома Фишера не отпускают его. Пытаясь разобраться с разрушившими его жизнь зловещими силами, Пол Ситон еще глубже погружается в мистические события полувековой давности...

Награды и премии:


лауреат
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2007


Издания: ВСЕ (2)

Дом потерянных душ
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The House of Lost Souls
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный мистический роман, чем-то напоминающий работы М.Р.Джеймса и Роберта Эйкмана.

Коттэму удалось перенести атмосферу, характерную для старых рассказов о привидениях (зловещие дома, призраки, обитающие на краю восприятия, тайны прошлого), в мир Лондона 80-90х годов 20 века. Обилие деталей того времени придает роману достоверность, особенно интересно наблюдать, как меняется общий настрой по мере знакомства героя с проявлениями зла (с беззаботного и «попсового» — до, на дождливый и «джазовый» — после).

Сами призраки вполне «джеймсовские» — мерзкие и зловредные, об их присутствии возвещают сырость, мох и плесень, все туманное и холодное. Особое значение приобретает музыка — «демонический» джаз со странными звуками на заднем фоне, «Imagine» Леннона в стиле рэгтайм, радио, работающее без батареек... Все это — признаки вторжения зла в реальную жизнь, описанные тонко и со вкусом.

К классике можно отнести и другие элементы, использованные Коттэмом: дневниковые записи Пандоры Гибсон-Гор, которые раскрывают подоплеку событий; мрачный особняк Фостера, населенный призраками; таинственную фигуру Малкольма Коуви; исторических персонажей, появляющихся на страницах книги (Алистер Кроули, Герман Геринг); помощь священника в борьбе с потусторонними силами.

Главный недостаток вещи — смазанный финал и «рояль в кустах», роль которого исполняют внезапно проявившиеся магические способности героя. На фоне неторопливого, тщательно выстроенного повествования концовка выглядит немного бледной и скомканной. Впрочем, это не умаляет достоинств книги, которая будет удачным выбором для погружения в «мистическую» атмосферу темными осенними вечерами.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сочинение на тему «Дома с привидениями и последствия посещения таких достопримечательностей». Сочинение – потому что «Дом потерянных душ» больше напоминает произведение поклонника подобных мистических историй, который решил написать что-нибудь свое на любимую им тему и теперь старательно пытается следовать всем правилам и особенностям книг от именитых авторов.

Роман состоит из трех историй, что вложены друг в друга, как матрешки. Внешняя оболочка рассказывает о том, как главный герой Пол Ситон пытается помочь девушке, которой не посчастливилось посетить вместе с подругами особняк Фишера. Врачи, психотерапевты бессильны против призраков, которые не дают покоя девушке, и только Пол, который двенадцать лет назад сам побывал в доме Фишера, может найти способ излечения. Вот эта «внешняя оболочка» мне понравилась меньше всего в книге. Пол Ситон на этих страницах инертен по большей части и малоинтересен. Слишком часто встречаются проявления потустороннего. Развязка истории смазана. И, как я сказал выше, Коттэм пытается подражать другим сочинителям, для чего, например, много внимания уделяет музыке и песням из прошлого, которые якобы должны тревожить израненную душу главного героя и создать фон для событий (так частенько поступает тот же Стивен Кинг). Получается это у автора плохо, искусственно, мне не понравилось.

Но чем дальше уводит читателя в прошлое, тем «Дом потерянных душ» становится интереснее. В центре у нас история самого Пола Ситона, рассказывающая о том, как этот человек впервые попал в особняк Фишера. Туда его приводят поиски сведений о женщине-фотографе по имени Пандора Гибсон-Гор, которая работала в двадцатых годах прошлого века. А дальше – дневник Пандоры и история таинственного особняка, Алистер Кроули, черная магия и тайные общества. Повествование становится крепче, появляется загадочность. Нет лишней перегрузки паранормальщиной. В финале очень хорошо распутываются все узелки, и что-то даже может оказаться неожиданным. Появляется уже ощутимая мрачная атмосфера, а не ее подобие, как на верхнем уровне романа. А самое лучшее – это образ Пандоры, трагичный и печальный. Так же как эта умершая много лет назад женщина увлекла главного героя, так же она поступила и со мной. Очень жаль, что на последних страницах все вновь возвращается на круги своя, и теряет свою привлекательность. Будь моя воля, я бы от «Дома потерянных душ» оставил бы только вот этот внутренний костяк.

К сожалению, есть у романа и общая для всех трех «матрешек» неприятная черта. Это чрезмерное внимание к описаниям вплоть до совершенно ненужных мелочей. Повествование в них иногда просто тонет. И, конечно, хотелось бы чуть большей оригинальности, чего-то лично от самого Коттэма, а не из других книг. В целом же не сказал бы, что особо плохо, просто как-то… по-ученически. И просто есть лучшие книги. Например, «Лесная дорога» Кристофера Голдена, в которой главный герой так же встречается с призраками, которые в итоге разрушат его жизнь, как случилось это с Полом Ситоном в этом романе.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Дом потерянных душ» английского писателя Ф. Дж. Коттэма оказался одним из самых спорных и неоднозначных произведений, в жанре мистики что были мной прочитаны за всё время. Это творение хочется, и хвалить, и ругать одновременно, настолько разную реакцию оно подчас вызывает.

Формально, если исходить из описания, то книга Коттэма является миксом «истории о привидениях» и мистического триллера. Но вся проблема заключается в том, что РЕАЛЬНО «ДПД» ВОВСЕ не хоррор/ триллер, а скорее мистическая драма, с КРАЙНЕ низким уровнем действия и мизерным объемом событий. Автор, произведения которого сравнивают с творениями Джеймса Герберта и Питера Страуба гораздо ближе не к этим двум писателям, чьи основные вещи никак не могут похвастаться СТОЛЬ ЯВНЫМ отсутствием динамизма, а скорее к Джеймсу Монтегю Родсу, одному из классиков английской мистической литературы. Главное в «ДПД» -- это не насыщенность действием, а очень грамотно созданная для мистического произведения атмосфера. Здесь на нее работает буквально все: и диалоги героев, и их воспоминания и описания города, домов, природы, людей… Сверхъестественные явления и привидения здесь тоже есть, но они появляются мельком, исподволь, примерно, так как это могло бы происходить в реальной жизни.

С моей точки зрения, создание такой атмосферы является безусловной авторской удачей.

Удачными оказались и главные герои-бывший журналист Пол Ситон и военный Ник Мейсон , люди непохожие, но оба в силу разных причин вступившие в конфликт с силами которые могут поглотить не только жизнь, но и душу человека.

Однако, здесь есть не только безусловные плюсы, но и плохо скрытые минусы, которые сильно портят общее впечатление о книге. Например, тут много авторских «заимствований»- разговоры о вере и Боге очень похожи на аналогичные из цикла Уильяма Питера Блэти «Экзорцист», события в конце книги мне здорово напомнили «Сияние» Стивена Кинга, а общая сюжетная фабула о группе сатанистов пытающихся с помощью черной магии и жертвоприношений вызвать извечное Зло отдает «Ребенком Розмари». Причем все эти «заимствования» сделаны так сильно топорно, что это не может не раздражать.

Также мне не понравилось то, что автор зачем-то включил в книгу и одновременно собрал в одном времени и месте реальных исторических персонажей — таких как Герман Геринг, Алистер Кроули и даже писателя — мистика (чьи книги кстати издавались в России ) Денниса Уитли. При этом Уитли, герои книг которого боролись с сатанизмом и черной магией, здесь сам объявлен сатанистом и соратником Кроули, хотя я не нашел информации о том, что они знали друг друга. Этот казалось-бы малозначительный аспект здорово бьет по книжной достоверности.

Ну и наконец, нельзя не отметить, что далеко не всем понравится, авторский стиль написания- очень он нетороплив и спокоен, для кого-то это плюс, для кого-то минус.

«Дом потерянных душ» трудно рекомендовать к прочтению, здесь есть и удачи и откровенные провалы (причем и то и другое в примерно равном количестве). Рискну посоветовать его «всеядным» любителям мистики, без четких любимых направлений и особенностей.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весь роман читается не так легко, как кажется с первых страниц. Начнёшь представлять возможное будущее, как автор отравляет мысли главного героя прошлым, которого действующее лицо так боится, но рассказывает нам со всеми подробностями. Прошлое закончилось — книга подходит к концу, который разочаровывает своим лёгким несоответствием ранее рассказанному.

А может быть я просто упрям, чтобы признать объект страха и его последствия обычным

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
гипнозом
.

Мы верим в то, что сеется в округе,

Ведь цели кажутся всегда ясны,

Но вдруг окажется итог мрачнее,

Как наши души сомнением полны.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роману «Дом потерянных душ» очень не хватает особых мистических атрибутов и атмосферы, которые необходимы при соответствующем сюжете. Повествование слишком сухое и эмоционально замороженное, слишком много невнятных моментов. Структурно роман состоит из отдельных связанных историй, одна появляется из другой, что напоминает матрешку. Истории переносят нас из настоящего в начало и конец 20-го века и обратно.

По своему, роман интересен, но не стоит ждать добротных мистики и хоррора.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная, очень атмосферная книга. К сожалению, только до момента ближе к концу, когда главные герои вдруг затанцевали и стали показывать друг другу одинаковые родинки. Финальное оглушительное соло на рояле в кустах это только подчеркнуло. Сюжетные ниточки обрываются, логика отсутствует, катарсис тоже. Зато написана книга так, что оторваться от неё невозможно.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и почти всякая книга, претендующая на жанр «мистика, ужасы» — вторично, заунывно и немного неприятно.

Больше всего понравились эпизоды про молодые годы главного героя и его детективное расследование, где повествование идет интересно и динамично, потому что в той части текста автор не тужится попытками нагнать в текст ужаса.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх