Фёдор Достоевский «Село Степанчиково и его обитатели»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сергей Александрович, столичный студент, узнает, что с семьей его опекуна Ростанева творятся какие-то странные и неприятные вещи. Со свойственной ему самоуверенностью он немедленно решает во всем разобраться, и для того отправляется в поместье. Встречающийся ему по дороге сосед Ростанева рассказывает о вещах столь абсурдных и жутких, что в них и поверить-то сложно. Но по приезде в семью опекуна Сергей Александрович и сам убеждается, что состояние дел здесь приличествует скорее сумасшедшему дому, чем семье уважаемых помещиков...
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Экранизации:
— «Село Степанчиково и его обитатели» 1973, СССР, реж. Владимир Богомолов, Феликс Глямшин
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
anka_hobby, 21 октября 2024 г.
«Село Степанчиково и его обитатели» Федор Достоевский, 256 страниц
Главный герой, Сергей Александрович, получает письмо от дяди с просьбой срочно приехать в село Степанчиково и жениться на одной девушке. Никакие причины нам неизвестны, кроме того, что на дядю оказывают большое давление. Так Сергей Александрович попадает в Степанчиково и знакомится не только с навязанной невестой, но и а другими, очень занимательными обитателями.
О, в книге есть персонаж, Фома Фомич, который раздражал на протяжении всего повествования так, что хотелось залезть в книгу и отхлестать всех по щекам. Не человек, а колдун какой-то, честное слово, иначе нельзя описать его влияние на окружающих.
А так в романе одни манипуляторы и интриганы, каждый тянет одеяло на себя, временами даже получается смеяться в голос над происходящим. Прекрасно Федор Михайлович описал психологический портрет всех и каждого, зависимость, абьюз и другие проявления отношений этого странного места.
Чувствую, что распробую такие небольшие истории автора и замахнусь на что-то масштабное.
SnickS, 2 августа 2022 г.
Удивительная вещь. Узнать Достоевского с новой стороны. И ладно бы всё кончилось как обычно — плохо, но ведь и тут нет!
Так играть эмоциями читателя -это нечто. Сколько раз я закрывал книгу на пол главы и делал перерыв на чай...
Единственное, что меня удивляло, это как Фоме удавалось так точно имитировать учёность, так искусно манипулировать людьми и отсылаться ко многим великим (конечно менее великим, чем он сам).
Orand, 2 апреля 2019 г.
Продолжая старую добрую традицию -каждый год читать хотя бы одно произведение Достоевского -в этот раз решил остановить свой выбор на данной повести. И,право слово -не могу понять,почему многие мои читающие знакомые от Достоевского отворачиваются и вовсе. Ведь это — живой пример нашей с вами жизни , который бесконечно проходит сквозь время.
Поначалу я думал , что повесть будет похожа на Гоголевские «Мертвые души». Но разве может Федор Михайлович написать что-либо,при этом не внедрив в творение какую-либо свою возвышенную идею? Не думаю.
Итак , в этот раз в поиске человеческой святости и благородства -Достоевский переносит нас в село Степанчиково, в котором собственно и разворачивается все действие.
Виной случая главный герой -обычный студент из Петербурга становится наблюдателем картины , которую не иначе как «Деревня дураков» не назовешь.
Итак наш герой приезжает в село по приглашению своего дяди ввиду своей собственной женитьбы. И так как главный герой за пределы столицы особо и не выезжал- решил отправиться , чтобы повидаться с родными, увидеть тогдашнюю сельскую жизнь, да и скорее просто получить новые впечатления.
Начинается все уже с приезда. Наш герой узнает , что в имении дяди происходят странные вещи — то ученые мужи приезжают,то сам дядя просто боголепствует перед одним ученым человеком -который на деле никто иной,как придворный шут, живущий на чужих харчах и излагающий умные речи.
С первого впечатления Достоевский описывает картину как какой-то юмористический шарж. Но на самом деле в этом описании кроется другая сторона автора. Дело в том, что Достоевский очень любит изучать людей , от самого низа общества , до самого его верха. И вот этот фарс лишь предыстория всей повести. Но уже можно сделать вывод.
1) Абсурд и фарс
Один из главных приемов автора в повести. И кажется даже читатель возмущается происходящим. Однако автор реагирует спокойно. А когда Достоевский старается реагировать спокойно- значит он ввел этот прием не просто так.
2) Благородство =Лицемерие
На протяжении всей повести автор показывает двух героев (Фому Фомича и Дядюшку) как людей благородных,поступающих из чисто человеческих соображений. Только беда в том , что первый пытается завоевать уважение с помощью лицемерия и учености ,а второй же ввиду совершенно мягкотелого и податливого характера не может повлиять на эту вакханалию. Причем , Фома Фомич все время укоряет Дядюшку в том , что его возражения и необдуманные действия приводят к тому , что благородства в нем, якобы становится все меньше и меньше. И ввиду обстоятельств Дядюшка идет на любые поступки Фоме Фомичу. И здесь кроется мысль автора о том — что бывают люди , которые используют лишь понятие «Благородство»для собственной выгоды.
3) Окружение и люди
Соответственно, при таком повороте событий в повести должны быть и люди, которые помимо всего этого подначивают главных героев.
Скажи мне — кто твой друг , и я скажу -кто ты. Здесь этот принцип работает безотказно. И все происходящее выгодно кому-то из них. Одним нужно одно,вторым другое. И все понимают, что на ситуации можно выехать.
Следовательно , подлизывать зад есть хорошо, ибо продвинешься. (Конечно это еще бабушка надвое сказала,но в то время этот принцип работал как никогда и разверзнулся до такого масштаба, что сейчас просто укоренился в нашей любимой стране.
4) Неожиданная развязка
Как было сказано выше , здесь Достоевский пытается решить вопросы о ситуации амбиций и нравственности одновременно. Все герои этой повести -либо униженные люди,либо униженные но с амбициями. Развязку произведения спойлерить не в моих правилах.Однако я ожидал какого-то взрыва справедливости. Он случился, но в другом ключе.
5) Итог
Итак , получилась довольно неплохая повесть, которая продолжает философский поиск Достоевского о пользе нравственности, и вере в то что человек нравственный все-таки получает больше остальных.
Cancertid, 10 октября 2020 г.
Всякий раз поражаешься глубине психологических изысканий автора. Причём они настолько разноуровневые, что приметить всё с первого прочтения сложно.
Я пока вывел 2 момента.
1) Достоевский всю повесть откровенно троллит читателя. Уверен, абсолютное большинство по мере повествования все сильнее и сильнее накручивает триггер на Фому Фомича, желая ему немедленной экзекуции. Местами автор дает эту конфетку читателю, но потом вновь ввергает его в страдальчнеское «да как они там не видят, что он их всех дурит, господи-боже!». В конце уже даже часть читателей смиряется с характером ФФ, что позволяет максимально аутентично вписать читателя в село Степанчиково.
2. Очень важные слова мы видим в эпилоге, когда рассказывается об итоговом отношении Насти к ФФ — она почти понимала его, но все равно почтила за благодетеля. Это и есть другой уровень осознания, выше этого раздражения и ненависти. Ведь раздражаться на кого бы то ни было можно лишь в одном случае — если внутри сидит зло.
Это и есть второй круг покерфейса Фёдора Михайловича, обращенного к достопочтимым читателям.
Lunetta, 19 февраля 2018 г.
И вновь я в полном восторге, хотя, что уж скрывать, первая часть романа далась мне с трудом.
Как сказал один из героев:..в конце дня я был совершенно утомлен и выжат психологически.(это не дословная цитата) Такой накал страстей, что в определенный момент, я с шумом захлоповала книгу, поскольку хоть как-то воздействовать на Фому Фомича представляется невозможным. А главным моиим желанием, было выгнать его в зашей. Поскольку читать то, как он измывается над полковником, и ничего не предпринимать, решительно не представлялось возможным! Ох, пришлось даже прочитать конец, чего я никогда не делаю, что бы спокойно дочитать повесть. А ведь мне рекомендовали это как веселое и смешное, а главное лёгкое произведение!
С другой стороны, я могу сравнивать это только с таким шедевром, как «Бесы» и несомненно, «Село...» гораздо более смешное и лёгкое произведение. Но не устаю поражаться, насколько Ф.М.Достоевский знал и видел характеры людей. Легко могу себе представить такую сцену, таких людей.
В общем, бесподобно, как всегда.
Школьную программу перечитываю заново, честное слово, в школе все это не интересно! Это не понятно! Не то, что сейчас)))
P.S. Я наконец знаю, откуда взялись «Вопли Видоплясова«!!!! )))))))))
Шербетун, 30 декабря 2016 г.
Операция «провинциальный Тартюф», или Спасение дяди.
«Село Степанчиково и его обитатели» — это поистине шедевр русской классики! Шикарный концентрированный гротеск, великолепная трагикомедия! Достоевский в роли сатирика – это лебединая песня мировой классической литературы! Повесть Достоевского о том, что добро должно быть с кулаками, читается на удивление легко. Язык произведения богат и колоритен, характеры персонажей показаны во всей многогранности.
Итак, главные действующие лица:
Полковник, он же дядя, — мягкий и слабохарактерный человек, истово нуждающийся в спасении, наивно обрекший себя на добродушное рабство ради матери и общего мнимого спокойствия. Он обманывается из лучших побуждений сам и принуждает других принимать игру некоего Фомы Фомича, «захватившего власть» в доме.
Матушка полковника — капризная идиотка, вторящая во всем запудрившему ей и без того засохшие мозги, приживальщику.
Фома Фомич (далее ФФ) — наследник гордой фамилии Опискиных (вообще фамилии героев в произведении говорящие – Опискин, Обноскин, Мизинчиков, Видоплясов). ФФ не имеет за душой ни гроша и долгое время подвизывался в доме генерала ничтожным чтецом-шутом, да так и достался по наследству пасынку почившего генерала, то бишь, дяде-полковнику. Теперь он занимает более важную должность в структуре помещичьего мирка – теперь он сатрапствующий неблагодарный приживальщик, эдакий провинциальный Тартюф, чьи основные достоинства — владение в совершенстве искусством осуждать ближнего и непомерно раздутое самолюбие. Опискин – редкостного полета мозгоклюй, способный довести до края любого, даже самого терпеливого человека, и вывернуть, казалось бы, безвыходную ситуацию в свою пользу, давя на лучшие человеческие чувства и порывы. Удивительный образ, яркий, двуликий – тут и плюгавенький лгунишка и деспотичный геракла, затмевающий своим длинным языком солнце для жителей имения. Как называет его сам автор – «бесполезный, малодушный выкидыш из общества», вот только выкидыш цепкий, тщеславный, хитрый и до омерзения прилипчивый. Весь мир вертится только вокруг него и покорен только ему.
Племянник – прифигевший от открывающихся перспектив молодой человек, хорошо воспитанный и жаждущий спасти погибающего дядюшку.
Прочие действующие лица из мещан и дворни либо служат декором в спектакле, либо являются орудием в руках главных действующих лиц и используются исключительно для достижения разнообразных целей.
Сюжет:
Попытка мозгоклюя ФФ при поддержке тяжелой артиллерии (капризной матушки полковника) женить полковника-дядю на деньгах и оттяпать оные деньги для собственного пользования, а также пожать все возможные плоды с нивы хлебного Степанчикова. Встречающееся сопротивление со стороны второстепенных действующих лиц немедленно сминается танковой атакой ФФ (угрозами не уважать/уйти/помереть) и редкими сбросами бомб (нравоучительно-мозговыносительными беседами). Действо изредка разбавляется безумными амурами сбрендившей от свалившегося на голову наследства старой девы из второстепенных действующих лиц.
И лишь само присутствие рыцаря в белом тарантасе (племянника), вынуждает тёмную силу ФФ сделать финт ушами и, получив в результате по тыковке, обиженно совершить недолгий, но показательный великий исход из земель Степанчиковых. Пораженный же молнией раскаяния и уподобившийся мокрой курице, ФФ по-хамелеоньи перелицевавшись в мудрого «гения добра», возвращается на тепленькое местечко.
Так, не столь благодаря умению действующих лиц, сколь волею случая, был спасен и осчастливлен счастием интимного толка полковник-дядя.
Занавес.
P.S. Прочитав эту замечательную повесть, по объему больше похожую на роман, я внезапно поняла, что мне очень хорошо знакомы некие двойники Опискина, Мизинчикова,… И вообще я ежедневно пребываю в селе Степанчикове, не таких, конечно грандиозных масштабов, но все же аналогия четко прослеживается. Офис ты мой родной, село моё, Степанчиково…
Стронций 88, 22 августа 2017 г.
Я отравлен школьной программой. Я отравлен так сильно, что меня до сих пор воротит от некоторых вещей и некоторых авторов. За редким исключением все, что там было (я говорю о литературе), приходилось мне либо не вовремя, либо подавалось так дурацки, что полностью отбивало охоту продолжать знакомство с авторами. Так было и с Достоевским, через его «Преступление и наказание». В тот момент этот роман показался мне грязным, похожи на замызганный пол мрачного дома сумасшедших, где в каждом персонаже есть какой-то гнусный червяк. Нет, поймите, я не против чёрного и даже грязного, но в тот момент меня это оттолкнуло и оттолкнуло сильно. И вот теперь я решился попробовать Достоевского снова… и очень сильно удивился! Я и не подозревал, что Достоевский может быть таким забавным, смешным, фееричным. Нет, здесь тоже дурдом и тоже сборище весьма странных личностей – но теперь это больше похоже на цирк, на какое-то клоунское представление, хоть и имеющее в центре своём драму, накал… Да, что там говорить – просто блестяще! И эти герой – каждый как картина, настолько ярок и чудаковат, но одновременно реален. И нешуточная история под всей этой феерией – о преклонении перед выскочкой, о слепом почитании человеку умеющему подать себя как учёного, о тирании ничтожного хитреца. И о слепоте людей недалеких, пусть даже и имеющих чины. А не в этом ли Фоме Фомиче – весь сонм ораторов, способных манипулировать людьми, народами, странами через пустословие и громкие фразы, хотя по сути лишь ничтожества, бывшие шуты?.. Здесь, слава Богу, все оканчивается хорошо, но и при этом Фома Фомич урывает свою выгоду, умудряется возвыситься даже там, где потерпел фиаско – вот ведь действительно «историческая» личность. Да и другие персонажи не менее колоритны и характерны настолько, что о каждом хочется сказать своё слово… Но, стоп, нет – лучше чем сам автор о них не скажешь и не покажешь их так, как показал весь этот балаган – да при том взрывной, с каким-то накалом и бурями событий. Прекрасная вещь – фееричная, забавная, при этом напряженная, глубокая и ёмкая. Достоевский для меня теперь реабилитирован полностью! И почему только не эта повесть у него самая известная? Даже жаль как-то…
Sawwin, 3 сентября 2015 г.
Всё-таки, юмористика и сатира никогда не были сильной стороной гения Фёдора Михайловича Достоевского. Невероятный паноптикум, собравшийся в селе Степанчиково под эгидой Фомы Фомича, совершенно неубедителен и, как результат, неинтересен. Сравнить, хотя бы с «Господами Головлёвыми» написанными в ту же эпоху. Что уж тут говорить о бесподобных «Мёртвых душах»? А тут, каждый кривляется, как может: «Хочу быть Танцевым!» -- а зачем, чего ради кривляется?
Достоевский бесспорно великий писатель, состязаться с ним в знании и показе тайников человеческой души не может никто. Но «Село Степанчиково»... лучше бы Фёдор Михайлович его не писал.