fantlab ru

Майкл Макдауэлл «Элементали»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Элементали

The Elementals

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

После похорон Мэриэн Сэвидж, главы семейств Сэвиджей, Сэвидж и Макрей принимают решение провести лето на побережье Мексиканского залива, в местечке Бельдам. Здесь, прямо на знойном пляже, стоят три викторианских особняка, принадлежащих семьям. Два из них обитаемы, а вот в третьем уже давно никто не живет, он практически похоронен под огромной дюной из ослепительно белого песка. Там нет людей, и все же он не пустует. О доме ходят легенды, здесь обитает нечто, навевающее кошмары. Что-то, что возможно несет ответственность за несколько страшных и необъяснимых смертей, случившихся здесь много лет назад. Теперь, когда оно проснулось, все перестанет быть прежним.

Похожие произведения:

 

 


Элементали
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Elementals
1981 г.
(английский)
The Elementals
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

По отношению к этому роману термин «южная готика» выглядит недоразумением. Южный акцент вероятно полностью исчезнет из русского перевода, так что остаются жалобы героев на жару и частые упоминания реально существующего города Мобил. Откровений про упадочные южные нравы, в описании которых «южная готика» проявляет себя, не будет.

Зато, это готика — в классическом смысле. Родом из старины, той на которой специализируется Людмила Брилова. Только стиль диалогов более расслаблено-непринужденный.

Знакомство с главными героями поначалу вызвало растерянность. Неужели книга будет про них? Были опасения что возникнут сложности с запоминанием имен. Напрасно, герои носят очень своеобразные имена, например: Дофин, Дарнли и Ботвелл — совсем, как у мужей Марии Стюарт. Где-то со второй главы, их можно различать уже не только по именам, но и по очень своеобразным индивидуальностям.

Вкратце: двое нъю-йоркцев: отец Люкер и дочь Индия приезжают на похороны Мэрион Сэвидж лучшей подруги своей матери, чтобы поддержать скорбящего сына Дофина за которым замужем сестра Ли. Как у такой женщины, как покойница могла быть подруга, так и останется загадкой, но Большая Барбара мягкая и сентиментальная натура, будучи не в ладах с реальностью, по всей видимости принимала соседку такой, какой она была. По окончании похорон, и в поисках успокоения, вся компания, кроме сестры Мэри-Скот отправляется за город в семейное гнездо, где водятся элементали. Это очень живописное место, чье название переводиться, как «Старая карга « и будет сценой всех представляющих интерес событий.

Про элементалей: это не влюбчивые ундины романтической эпохи, или опасные твари на которых, считал своим долгом поохотиться каждый второй оккультный сыщик. Элементалями их назвал «один батюшка». На деле они больше похожи на элементёров, если кому-то от этого станет легче. Неопределенность этих зверушек, большой плюс, сообщающий всему что происходит высокую степень непредсказуемости.

О чём стоит предупредить: хотя Макдауэлла очень интересует погребальная эстетика, фотографии и сувениры мертвецов, насильственных смертей, придется ждать долго, и когда они произойдут, то вряд ли кого-то порадуют, будучи в диссонансе со стилем остального повествования. Собственно развязка, очень напоминающая «Сияние» и есть главный изъян романа, словно редактор попросил завязывать с писаниной и умелый автор согласился: «легко, не вопрос».

Если у кого-то возникнут вопросы к деталям оставшимся без объяснения или не получившим развития, что ж, всегда можно отослать к эпиграфу.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ценитель жанра хоррора, раз за разом разочаровываюсь в прочитанных книгах, но бережно храню в себе память о кинговских или лавкрафтовских вещах. Далекую память из детства, конечно же. Роман «Элементали» был рекомендован в подборке «Лучшие произведения в жанре хоррор», что, честно говоря, заставило загрустить: все же, несмотря на его достоинства, книга не дотягивает до уровня лучших, если сравнивать с другими жанрами. Видимо, создать по-настоящему страшную, инфернальную, мистическую, тревожную вещь действительно трудно, слишком уж мы циничны и избалованны.

Что понравилось – странноватые герои, связанные семейно-дружескими связями и, кажется, каким то древним проклятием. Богачи, живущие в замкнутом мирке семейных тайн, таинственных ритуалов, загадок. Чернокожая служанка Одесса, особняки на берегу Мексиканского залива, прогулки среди дюн, пышные похороны, склепы, составляют антураж южной готики. Чувствуется, что над героями книги довлеет рок, судьба, паутина, которая все больше и больше затягивает героев. Это создает атмосферу сонного головокружения, солнечного морока, миража, фантастичности, рожденных и загадкой семейного проклятия, и таинственным морем, и жаром солнца Флориды и раскаленного песка, и выпитыми коктейлями.

Темп романа свалился с ровного, неторопливого повествования в бешенный финал. Закончилось все неожиданно быстро. К сожалению, инфернальная сущность элементалей осталась нераскрытой, роман остался на уровне их феноменологического описания и не дошел до их сущностного определения. Я так и не понял намерений этих существ и как они связаны с тайнами семей Сэвидж и МакКреев, но, каюсь, читал книгу между дел, поэтому, вероятно, что то и упустил. Помню песок, приобретающий разные формы, просачивающийся в щели дома, засыпающий обжитые пространства. Песок, солнце, море, невысокие кустарники, кактусы, смерть и бегство. А вот почему этот дом, зачем туда так рвалась Индия, что нужно от людей злой сущности, – не помню.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую, друзья!

На сей раз я обратил внимание на серию «Легенды хоррора», где издаются культовые авторы ужасов, не печатавшиеся у нас с конца ХХ века. И выбор пал на книгу, написанную в жанре «южная готика». Если в двух словах описать этот поджанр, то он из себя представляет повышенный интерес к религии и при этом связан с бытом и традициями американского Юга. Собственно, сегодня речь пойдет об «Элементалях» Майкла Макдауэла. ( на секундочку это сценарист «Битлджуса» и «Кошмара перед Рождеством» ) Книга, в общем обещает быть интересной.

«- Иметь семью – это так странно, — задумчиво сказала Индия. – Со всеми этими людьми у тебя нет ничего общего, кроме родственных уз.»

Итак, завязка сюжета такова. Двое нью-йоркцев: отец Люкер и тринадцатилетняя дочь Индия приезжают на похороны Мэриен Сэвидж (лучшей подруги матери Люкера ), что б поддержать зятя и сестру в трудное время. И когда наступает пора прощаться, Дофин (зять) с монахиней пронзают сердце мертвеца серебряным ножиком и вкладывают в руку усопшей этот предмет. Момент странный. Момент слегка пугающий. Конечно, потом будет объяснен смысл ритуала и откуда он взялся. И история происхождения сего действа, хочу сказать, весьма жуткая. Так вот, по окончании похорон, в поисках утешения они решают отправиться в семейное гнездо под названием Бельдам. Живописное место, поскольку там присутствуют три викторианских особняка, стоящих близ пляжа. Причем третий дом, в котором и обитают так называемые элементали, практически скрыт под огромной дюной из ослепительно-белого песка. История строится в основном вокруг семейства МакКрэев/Сэвиджей. Мы погружаемся в их внутренний мир. Слушаем бесконечные беседы о некоторых семейных проблемах, мечтаем с ними и удивляемся их амбициозным планам. Ну и о третьем доме речь порой заходит ( пусть и неохотно ), которого все боятся до такой степени, что не хотят про него ничего рассказывать. И все это подается в виде диалогов, но выглядит это как-то расслабленно-непринужденно. После себя книга книга оставила разочаровывающую недосказанность. Редактор словно бы торопил автора поскорее закончить книгу, поскольку сроки поджимают. Такое вот складывается впечатление. И многие вопросы, касательно элементалей остаются без ответов. Что с другой стороны делает их непредсказуемыми, но все же хотелось бы узнать о них побольше.

По героям претензий нету от слова совсем. В плане раскрытия и веры в них все отлично, да и образы мне показались яркими. Очень хорошо запомнилась Большая Барбара — незаконченная алкоголичка с пространными отношениями с семьей, включая мужа, Лоутона Маккрэя, кандидата в депутаты.

Не взирая на разочаровывающую недосказанность я могу сказать, что «Элементали» — отличный хоррор в необычных декорациях с детально проработанными героями.

P.S В тексте рецензии использована цитата из книги Майкла Макдауэла «Элементали».

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В хорроре, как и в любом другом жанре, существует определенный набор классических сюжетов. Одним из них является так называемая «история о привидениях», отправной точкой которой чаще всего служит переезд героев в новый дом, где обитают некие потусторонние силы, жаждущие каким-либо образом навредить людям.

Подобных страшилок в кино и литературе было рассказано настолько много, что они тупо перестали вызывать хоть какой-то интерес из-за своей лютой предсказуемости. Однако периодически все же случаются исключения, чьи авторы пытаются нестандартно обыграть приевшиеся штампы, и роман Майкла Макдауэлла «Элементали» как раз относится к таковым, хотя и с некоторыми оговорками.

Итак, книга повествует о представителях двух обеспеченных семейств, которых помимо дружбы и родственных связей, объединяет привязанность к Бельдаму — поместью, состоящему из трех больших домов и расположенному в конце песчаной косы, устремленной в Мексиканский залив. На протяжении долгих лет Сэвиджи и МакКрэи приезжают сюда, дабы в тишине и спокойствии провести лето в двух особняках, полностью игнорируя третий.

Причем, самое забавное, что для такого поведения у них нет никаких весомых причин. Просто они чувствуют, что с домом что-то не так, а посему стараются без лишнего повода не обращать на него внимание.

Но все меняется, когда в Бельдам прибывает тринадцатилетняя Индия МакКрэй, чей интерес к заброшенному особняку пробуждает его хранителей. И как не трудно догадаться, намерения этих хранителей в отношении своих соседей будут совсем не безобидными.

Стоит сразу отметить, что «Элементали» — довольно старомодный роман с очень плавным течением сюжета и минимумом ужасов, весьма живо напоминающий «Церемонии» Клайна, с поправкой на то, что текст Макдауэлла получился гораздо короче.

Если говорить конкретнее, то у этих двух произведений можно выделить несколько общих черт. Во-первых, истории в книгах разворачиваются жарким летом в уединенных местах (Бельдам и Гилеад). Во-вторых, львиную долю времени с персонажами не происходит ничего пугающего (сверхъестественное лишь изредка вмешивается в их монотонные будни). Ну и в-третьих, самый экшен приходится на финалы романов (когда герои как по команде начинают стремительно умирать друг за другом).

Допускаю, что сравнение «Элементалей» с «Церемониями» для многих будет иметь негативный окрас. Но не спешите списывать книгу Майкла Макдауэлла со счетов, ибо у нее есть ряд неоспоримых плюсов. А именно: колоритные персонажи (взаимоотношения между которыми при всем желании нельзя назвать обычными), любопытная концепция зла (истинные хозяева поместья никак не тянут на привычных призраков, а скорее являются порождениями природы, которые пытаются имитировать людей в некой извращенной форме) и удушающая атмосфера Бельдама (дезориентирующая и похожая на морок, вызванный солнечным ударом).

Всего вышеперечисленного хватает, чтобы развеять скуку, нагоняемую в остальном ничем не примечательным повествованием, устать от которого, в принципе, невозможно в виду его малого объема. Поэтому если вам по нраву оригинальные сюжеты про нехорошие дома, то «Элементали» вполне могут подарить вам несколько приятных часов в своей компании.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мэриен Сэвидж умерла.

На похоронах было всего шесть человек.

Малочисленность тех, кто пришел, чтобы проводить Мэриен в последний путь, объяснялась тем, как должна была закончиться церемония – вонзанием ножа в грудь покойницы ее сыном и дочерью.

Ничего себе ритуал, скажете Вы?

Да, необычно, странно и даже жутко.

Только он имел под собой вполне объяснимое назначение…

После Стивена Кинга, которого я безмерно уважаю и люблю, ни одному другому писателю не удается меня удивить. Все работы, после более чем сорока прочитанных книг Короля, кажутся мне не интересными. Настолько велико влияние на меня произведений Кинга (если бы кто-нибудь пять лет назад мне сказал, что я буду зачитываться его книгами, я бы рассмеялся этому человеку в лицо; не понимал я, как можно его читать; но вот сам пал жертвой магии его творчества). Другие авторы и другие романы кажутся мне скучными. Должного впечатления не производят.

Но некоторым автором все же удавалось впечатлить, хотя и не так, как дядюшке Стивену.

Килан Берк с «Кланом» взял изображением жутчайшей реальности, чудовищной и без всяких призраков, вампиров или оборотней.

Роналду Малфи в «Кости бледной» удалось создать блестящую атмосферу таинственности, что получается далеко не у каждого автора. Верно говорил Дмитрий Быков в лекции посвященной роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда», что «умение писать таинственно — высший пилотаж». Для любого автора. А уж для тех, кто работает в конкретном жанре, необходимейшее умение.

Адам Нэвилл, отдельная история, чего-то в его книгах не хватает, хотя талантлив безусловно. «Дом малых теней» с его атмосферой, смог бы стать жуткой историей о куклах, но многое осталось для меня непонятым, отсюда и неполное удовлетворение от прочитанной книги. О «Ритуале» и «Никто не уйдет живым» я писал отдельно в отзывах.

Недавно прочитанный (на прошлой неделе) знаменитый роман Питера Страуба – «История с привидениями» несмотря на неспешность повествования – мне это даже понравилось, и неудачно подобранное Зло, которое маячит на заднем плане, хотя на самом деле, гораздо ближе, чем кажется, с не очень колоритными персонажами (кто-то был прав, сказав, что у Кинга герои – живые, их характеры он прорисовывает лучше) с его дурацким финалом (не знаю почему, но все авторы «лажают» именно в развязке, парадоксально, но этот так), оказался недоваренным или недожаренным, кому как нравится.

И вот вчера настал черед «Элементалей» Макдауэлла.

Я буквально проглотил первые 240 страниц, оторваться не мог.

Что понравилось:

- сюжет (люблю романы о старых домах);

- герои (удались образы всех персонажей, за исключением Ли; она мне совсем не понравилась; симпатии были на стороне прочих действующих лиц, и больше всего на стороне – Дофина, скромного и мягкотелого, даже амебного, но чем-то притягательного; Люкера – плохого парня, но доброго и человечного; Большой Барбары – матери Люкера, ходячей хохмы, незаконченной алкоголички с ее своеобразными взаимоотношениями с сыном, дочкой, внучкой и под стать ей, мужем, кандидатом в депутаты, Лоутонои Мак-Креем; Одессы – чернокожей прислуги Сэвиджей; кто бы мог подумать, что автор выведет ее из-за кулис на первый план?);

- жутковатая история рода Сэвиджей;

- атмосфера повествования;

- объем (лаконично, без перегрузов);

Что немного смазало впечатление:

- осталось слишком много вопросов. И пролог для меня ничего не объясняет, как я не мыслил, что к чему и почем (то ли я тупой, то ли все не совсем очевидно);

- элементали (я так до конца и не понял, почему они и почему в доме Сэвиджей);

- объем (опять же; как плюс, так и недостаток), сложилось впечатление, как верно заметил предыдущей рецензент, что автора подгоняли и он постарался как можно быстрее закончить книгу;

Утверждать с полной уверенностью не могу, но вполне возможно, что такова была изначальная задумка и он хотел, чтобы читатели сами нашли ответы на вопросы, которые так и остались открытыми.

Что касается финала.

Двоякое впечатление. Он и не не хороший, но и не плохой.

1. Макдауэлл все же решил подчистить ряды, но…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он убрал тех героев, которым я больше всего симпатизировал – Дофина и Одессу.

2. Парочка вопросов, на которые у меня нет ответа.

По итогу: высший балл, несмотря на огрехи и недочеты.

Прочитано с удовольствием и из того, что было прочитано в крайнее время в жанре «мистика» и «хоррор», на порядок выше других произведений.

Спасибо «АСТ» за издание книги.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения прошло уже некоторое время, впечатления улеглись, и, когда я сел писать отзыв, оказалось, что роман оставил по себе много вопросов, и неоднозначное впечатление.

Завязка почти стандартная – группа героев, представители трех поколений семейств Сэвиджей и МакКреев, приезжают на отдых в отдаленное местечко Бельдам. Там, на жарком пляже, стоит три великолепных особняка – дом Сэвиджей, дом МакКреев, и третий дом. Много лет Бельдам служит укромным гнездышком, где отдыхали представители этих семей. Третий дом уже начала поглощать дюна, и он давно стоит заброшенным. Все опасливо косятся в его сторону, стараются обходить стороной, молчат о странностях, связанных с третьим домом. Юная Индия МакКрей не может оставить третий дом и его тайну в покое.

Я ждал от романа Южной Готики, и поначалу все так и шло. Тут есть странный обряд на похоронах Мэриэн Сэвидж, легенды об истоках этого обряда. Время от времени проскакивают странные детали, вроде заговорившего попугая покойной, или рисунка Индии, который она не помнит, как рисовала.

Но все быстро отодвигает на второй план прибытие и пребывание в Бельдаме – скорее всего самые атмосферные эпизоды. Там жарко круглосуточно, иногда моросит дождь, выехать можно только во время отлива, а все свободное время заполнено томным валянием в гамаках, чтением книг, прогулками по песчаным дюнам, и прочему ничегонеделанию. Над всем этим нависает мрачная громада третьего дома, с которым не все ладно. Со временем, а некоторые и много раньше, герои понимают, что в третьем доме живут духи, или элементали.

Автор очень хитро поступил, не объяснив происхождение духов, не подарив им форму, не обозначив даже их количество. Невольно хочется перефразировать Романа Карцева – «Элементаль может быть один. Но большой! Или много, но маленькие!». Но это так, мелочи.

Теперь о минусах (или придирках). У истории очень неторопливое развитие событий, что хорошо, но очень уж резкий финал, как отрубило. Книга и вовсе выглядит как собрание хороших, но «недокрученных» идей. Например, Мэриэн Сэвидж была не лучшим человеком, и вместо описания ее отношений и влияния на семью, или, возможно, тёмной тайны в прошлом, нет ничего. Была и была. Служанка Сэвиджей, Одесса, знает и видит духов третьего дома – почему? Потому что. Рассказать больше про исчезнувшего Дарнли Сэвиджа? Хватит факта его исчезновения. Что и почему случилось с Люкером МакКреем в третьем доме? Список можно продолжать.

В таких историях скелеты из шкафов вылетаюи по мановению руки, древние семейные проклятия получают объяснение. Здесь такого нет. Духи завелись в третьем доме, и баста. А ощущения, что все произошедшее – случайность, и героям просто не повезло, отсутствует как данность.

Роман не плох, не подумайте. Ему чего-то не хватило в моих глазах, вот и все. Он в меру атмосферен, а образ третьего дома, поглощаемого песком и временем, и вовсе прекрасен, как и финальное «засыпание» второго дома ближе к финалу.

П.С. Автором самой стрёмной сцены в романе становится мать Индии, которая напросилась к девочке в гости, потом отправила дочь в магазин и:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Да. Она пошла к холодильнику и откусила кусочек от всего, что там было. Я только что испекла три дюжины печений с шоколадной крошкой, и каждое было надкушено. Она проделала крошечные дырочки во всех яйцах и перевернула их. Очистила все бананы и выдавила всю миндальную пасту. Там был свежий батон, она распаковала его, взяла формочку для печенья и вырезала середину из каждого ломтика. Пробила отверстия в наборе контейнеров и смешала все специи в кухонном комбайне. А еще достала чашу для пунша и вылила туда все бутылки вина и ликера в доме!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Элементали» представляют собой весьма своеобразную мистику о домах с привидениями. Причем не сказать, что своеобразную в хорошем смысле.

В центре повествования две семьи, Сэвиджи и МакКреи, которые временами отдыхают в Бельдаме – небольшом участке земли за городом. Здесь нет связи, горячей воды и кондиционера, зато есть красивые виды на пролив, полное отсутствие посторонних и три особняка, один из которых частично засыпан песком и полностью одержим некими потусторонними сущностями, называемыми элементалями. Самое восхитительное, что о зловещем доме все давно в курсе, но такие мелочи не способны отвратить ни Сэвиджей, ни МакКреев от ежегодного приятного отпуска. Ну и раз уж я их упомянул, давайте посмотрим поближе на местных персонажей.

Сюжет начинается со смерти Мэриэн Сэвидж и её похорон. Тут же нас знакомят с весьма экстравагантным обычаем данного семейства, который заключается в следующем: на похоронах в грудь трупа втыкают нож, после чего вкладывают этот нож в руки усопшего. Этому обычаю уже не одно столетие, и существует он по той простой причине, что когда-то давно якобы умершие Сэвиджи приходили в себя внутри склепа и умирали там от голода и жажды, так как никто не слышал их крики. Ну а прощупать пульс, послушать сердцебиение и получить заключение врача, видимо, слишком сложно, поэтому остаётся только нож. Таким образом, после смерти Мэриэн из Сэвиджей остаётся её сын Дофин и его жена Ли. Ну и частично к этой семье относится их служанка Одесса.

МакКреи в свою очередь представлены Большой Барбарой, её мужем Лоутоном, их детьми – Люкером и Ли, которая жена Дофина, а также дочкой Люкера, Индией. Да, имена у персонажей тоже своеобразные. Зато запоминающиеся. Так вот, МакКреи могут похвастаться странными взаимоотношениями между родителями и детьми: вместо «мама и папа» дети обращаются к родителям по именам и без особого почтения. Мама Индии – это вообще что-то с чем-то. Сначала бросила мужа и ребёнка, потом под предлогом налаживания связей проникла к ним в квартиру и навела шороху в холодильнике: надкусила печенья, продырявила контейнеры, почистила бананы, смешала специи... Что за тяга к мелкому вредительству? Не иначе, как задатки элементалей или типа того. Впрочем, мы отвлеклись.

После похорон оба семейства отправляются в Бельдам, дабы хорошенько отдохнуть, да подлечить нервишки. И если отдохнуть у них получится, то нервишки скорее наоборот расшатаются. Но не сразу. Роман занимает всего около 370 страниц. И знаете, когда стартует противостояние людей и элементалей?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На последних 60-70 страницах. До этого очень много бытовухи, экспозиции, знакомства с персонажами и буквально 4-5 коротеньких сцен, в которых персонажи видят странное, но потом, большинство из них ведёт себя как ни в чём не бывало. Зато уже под конец, когда Бельдам становится ловушкой, всякая чертовщина преграждает пути к бегству, а ситуация стремительно ухудшается, автор решает всё по-быстрому свернуть. То есть понимаете, да? Там, где какие-нибудь «Зловещие мертвецы» только разогреваются, «Элементали», в общем-то, уже проводят финальный раунд.

Но не всё так плохо. В книге есть и положительные моменты. Во-первых, это персонажи. Отлично прописанные, с ярко выраженной индивидуальностью, проблемами и манерой общения. Даже если бы не было указано, кто что говорит, понять это не составило бы труда. Во-вторых, это образ дома, поглощаемого песчаной дюной. Атмосфера Бельдама и сама по себе хороша, но вот этот дом с элементалями – самая удачная находка автора. В-третьих, роман неплохо развлекает. Да, он слабоват в плане хоррора, но читается легко и с интересом. Я несколько не того ожидал от книги серии «Легенды хоррора», но свое удовольствие от прочтения получил.

Как итог: заслуженные семь баллов. Перечитывать вряд ли буду, но о потраченном времени не жалею.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх