fantlab ru

Дуглас Коупленд «Поколение A»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
46
Моя оценка:
-

подробнее

Поколение A

Generation A

Роман, год

Аннотация:

Кто-то спился, кто-то — сторчался, кто-то просто вырос и продался истеблишменту. История Поколения Икс закончена. Настали «нулевые» — время Поколения А. Новая Зеландия. Франция. Канада. Шри-Ланка. Средний Запад США. Людей Поколения А все больше. Пока что их можно не замечать, игнорировать, не принимать всерьез. Но они… изменят мир, и это — только вопрос времени. Вопрос только — хочет ли мир, чтоб Поколение А его изменяло?

Номинации на премии:


номинант
Премии Писательского траста Канады / Writers' Trust of Canada awards, 2009 // Приз Роджерса за художественную литературу

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Т. Покидаева (2)

Поколение А
2011 г.
Поколение A
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недалёкое будущее. Все пчёлы исчезли с лица земли, что привело к краху сельского хозяйства. Но однажды пять человек, разбросанных по всей планете – от Шри-Ланки до США, внезапно оказываются укушены пчёлами. Значит, опыление все ещё возможно? Ужаленных помещают в карантин, чтобы понять – что же такого в пятерых укушенных, что приманило к ним пчёл?

По названию можно заподозрить, что роман – сиквел романа «Поколение Икс», который и сделал Коупленда знаменитым, но это не так. В некотором смысле два «Поколения...» имеют схожую структуру, но они совсем о разном. Они отличаются также, как отличаются поколения, о которых идёт рассказ. Неуловимо, но значительно.

«Поколение А» условно можно разбить на три части. Первая из них – зачин, в котором мы знакомимся с пятью главными героями. Каждый из них ведёт рассказ от первого лица, их выступления чередуются друг с другом, обрисовывая картину умирающего мира. Как всегда у Коупленда герои прописаны достаточно ярко, они обладают характерными чертами, которые влияют на их жизнь и поведение, и которые приводят их именно к тому моменту, с которого начинается роман. Эта часть самая захватывающая. Интересно наблюдать, как судьбы персонажей постепенно сплетаются и сходятся.

Вторая часть романа, примерно равная первой – истории, которые персонажи рассказывают друг другу. Этакие маленькие зарисовки, миниатюрные рассказы и сказки, встроенные в тело повествования, и точно также отражающие личность рассказчиков. И чем дальше герои рассказывают эти истории, тем больше в них проявляется личного, тем больше рассказы начинают напоминать друг друга. Вторая часть несколько хуже первой, но тут, возможно, дело в том, что ломается ритм повествования – вместо активных действий в первой части просто разговоры в одной комнате.

И наконец, третья часть, самая короткая, буквально несколько страниц – развязка, в которой становится всё ясно, и где подводится итог тому, что же случилось с героями и миром, в котором они живут. Как ни странно, эта часть, которая по всем правилам композиции должна была бы стать самой захватывающей, интересна меньше всего. Коупленду словно бы неинтересно, чем всё закончится, он скомкивает повествование и пишет слово «Конец», хотя, на самом деле, ещё много о чём следовало бы сказать.

Ну, а исключением этой поспешности в финале книга очень хороша.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вступление оказалось офигительным, подначиваемое объединяющей всех участников книги одним событием: укусом пчёл, поэтому от произведения не хотелось даже отрываться, было желание узнать, что же там у них на Земле произошло? Почему укус пчелы – это так странно? Неужели у них пчёлы стали такой же редкостью, как у нас... И стало очень страшно, ведь почти любое животное на нашей планете скоро станет диковинной, если не уже!

И чем дальше к завершению истории о неком поколение «А», интерес познания что-то стал на страницах оседать, и словно ноги, оказавшиеся в жижеобразной грязи, с усилием продвигался далее к вопросу: а к чему всё это приведёт? И чем дальше, тем просто вынос мозга!!!

Наверное, вы жаждите выяснить: стоит ли её читать?

Ещё бы... если намереваетесь учувствовать, что такое раскрывание мозга, то да.

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осторожно, спойлеры!

Я не склонен изводить себя поиском глубинного смысла в данном произведении и оценивать его как какое-то послание или предупреждение. Для меня это лишь зарисовка. Вообще, произведения Коупленда я рассматриваю скорее как некую документалистику, фиксирующую нашу жизнь в определенный момент времени. Этакий срез общества, оформленный в соответствии с правилами художественно-публицистического жанра. Я считаю, что фантастического в книгах Коупленда едва ли больше, чем в каком-нибудь детективе/фильме с пометкой «любые совпадения с реальными событиями и людьми совершенно случайны».

Есть такая карточная игра — «верю-не-верю». Игроки выкладывают от одной до трёх карт и объявляют их достоинство. Следующий игрок должен либо согласиться с этим и выложить свои карты, объявив, что у них такое же достоинство, либо заявить «не верю» и проверить, не обманул ли его предыдущий игрок. Кон проигрывает тот, кто «не угадал» выложенные карты. Внешне «Поколение А» сильно смахивает на эту игру. Короткие фрагменты текста о разных людях и их взаимоотношениях с миром чередуют друг друга. Затем появляются рассказы о рассказах, затем развязка. В паутине игры читателю остается лишь принимать или не принимать ту или иную сторону, поскольку его участие в произведении ограничено лишь оценкой достоверности происходящего и шлифованием (или, на худой конец, выработкой) собственного мнения по конкретной проблеме. Отчасти это связано с тем, что главных героев здесь пять (или шесть, если считать ученого по имени Серж) человек. Стоит отметить, что это — несколько главных героев — является характерным для произведений Коупленда (даже с учетом того, что «Поколение А» есть отражение или продолжение «Поколения Икс», построенное по тем же принципам). Так вот, я надеюсь, что среди читателей лишь немногие, прочитав книгу, на манер Станиславского, воскликнут: «Не верю!» Эта книга о тенденциях современного общества и мира. Разумеется, абсолютного соответствия реальности нет, но и быть её, как мне кажется, не должно. Есть типы, тенденции, настроения, проблемы, авторская субъективность – дальше шаг за конкретным читателем. Если читателю не нравится описанное в книге, у него есть возможность скорректировать хотя бы свое поведение, чтобы избежать «книжной» реальности в реальности своей, ведь подмеченные автором тенденции в настоящем (т.е. нашем) обществе формируют настоящие люди (т.е. мы).

Сюжет довольно прост: ближайшее будущее, на Земле вымерли пчелы, что привело к изменению части технологий и появлению новых продуктов. Через некоторое время после установления этого печального факта пятерых человек на разных континентах жалят пчелы. Ученые пытаются выяснить, что же объединяет этих людей, однако месяц исследований никаких результатов не приносит. Героев отпускают, и вот уже они сами ищут возможности и пути собраться вместе и если не разгадать загадку произошедшего с ними, то хотя бы просто пообщаться друг с другом. Спустя короткое время их собирают вместе на небольшом канадском острове и заставляют рассказывать друг другу выдуманные истории, якобы в научных целях. Все это происходит на фоне повсеместного употребления «Солона» — медицинского средства нового поколения, которое ни один из пяти героев не принимают (совершенно понятно, что существует какая-то связь между гибелью пчел и производством и употреблением солона). А дальше наступает развязка (aka концовка книги) — самый противоречивый момент, потому что она одновременно простая (с научной составляющей в виде нейрофермы, на которой выращивают клетки человеческого мозга) и невнятная до безобразия. По моим ощущениям – поскольку все уже сказано, то требовалось лишь грамотно или красиво поставить точку/многоточие, но этого как раз и не получилось. С другой стороны, вполне может быть, что подобный финал автор создал сознательно. Разумеется, в финале герои узнают подоплеку повышенного интереса к своим персонам (для читателей это совсем не тайна уже после третьего упоминания о солоне), разумеется, происходит это в форме рассказа от лица шестого героя — Сержа, и — в очередной раз «разумеется» — в какой-то мере спасают мир.

Герои/характеры. Индивидуальностью герои не блещут. Каждый из них представляет собирательный образ современного «молодого» человека. В главных героях отражены не все варианты, зато почти все «типичные» представители появляются в качестве второстепенных персонажей. Их истории = их внутренний мир на фоне мира окружающего. Следует учесть, что для российского читателя окружающий мир героев книги далеко не всегда будет совпадать с российской действительностью, хотя есть общие точки. Общие точки — это осознание и восприятие себя и своей личности в окружающем мире, а также стремление стать личностью. В какой-то мере можно сказать, что опять задаются вечные вопросы, просто они облечены в другую форму – современную. Нотаций, нравоучений, призывов, ответов на вопросы и советов в книге нет. Ну а как иначе? Я более чем уверен, что читатель не захочет услышать рекомендации из уст Зака или Дианы. Правда, Диана, профессионально занимающаяся гигиеной полости рта, могла бы дать несколько советов по проблеме появления неприятного запаха из рта по утрам, да кого только это заинтересует, если не будет размещено в Твиттере или ЖЖ да еще и без дальнейших ретвиттов или перепостов?

Структура книги такова, что сначала герои рассказывают о себе, а затем рассказывают свои выдуманные истории. Но сколько бы мы не фантазировали, всё равно точкой отсчета для нас будет настоящая жизнь. Поэтому у главных героев истории всё равно получаются о них самих, следовательно, о нас настоящих. Мне кажется, что все рассказы связывают несколько тем: одиночество человека в мире людей, пустота бытия и осознание/проявление личности. Правда, в финале Коупленд дает объяснение этому, но лично я не склонен ему верить — ведь выводы и пояснения концовкиопровергаются всем предыдущим текстом. Да, из всех историй больше всего понравился рассказ Арджа о «человеке, потерявшем свою историю».

Язык. Так получилось, что эту книгу я читал в переводе. Перевод очень достойный. Пожалуй, меня напрягли только три «ситуации» (остальное мелочи, копаться в которых не вижу смысла):

1. когда Луиза говорит о Женеве в связке со шведами(!). Надо бы посмотреть оригинал: все же интересно — это глюк переводчика или автора?

2. употребление ненормативной лексики (особенно одного восклицания) не всегда соответствует русскому. Поскольку форум все же не филологический, то конкретные примеры приводить не буду.

3. несколько раз проскальзывает утверждение, что «протеины — это такие ионы».

Краткое резюме: произведение на любителя. Лично мне понравилось, хотя и не лишено недочетов. В любом случае (т.е. понравится оно или нет) время вы не потеряете — просто бросите на себя и на мир очередной взгляд в зеркало.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пять разных людей, пять разных судеб. Одно событие объединяет их, собирает в одном месте. Укус пчёл, которые исчезли или просто спрятались, пару лет назад. И теперь учённым предстоит узнать, что же в этих людях такого особенного и почему пчёлы укусили именно их. Вот только для чего будет использовано это знание?

Автор постепенно рассказывает свою историю через воспоминания тех самых пяти укушенных, или избранных, кто как считает. Все они представители нового поколения, но не типичные, как может показаться с самого начала. Но более всего выделяется на их фоне Ардж, который очень хочет попасть в Америку, понять их культуру, нравы. Он узнаёт всю информацию о далёкой стране (сам он живёт на острове Шри-Ланка) из интернета и в итоге оказывается едва ли не лучшим знатоком американцев, нежели сами американцы. Именно он в итоге оказался самым проницательным.

Но и четверо других помогают ему, и нам тоже, распутать клубок событий, который и не сразу то замечаешь. Неторопливо развивающийся сюжет с неохотой открывает вам новые факты. Именно из-за этой неспешности интрига сохранятся почти до самого конца, хотя смутные подозрения о концовке появляются уже в середине книги. Но при этом некоторые маленькие, но очень важные для атмосферы детали, остаются неизвестными до самого конца. Автор умело играет намёками, обрывает их на самом интересном месте и лишь под конец связывает их воедино.

Единственный недостаток, на мой взгляд, это концовка. После прочтения ты не можешь составить целостного мнения, не можешь сосредоточиться хоть на одной мысли, затронутой в книге. Такое ощущение, что весь смысл выкипел и теперь постепенно оседает в голове. Может кому-то это даже понравится.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх