Ролан Быков, Вадим Николаевич Коростылёв «Айболит-66»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Пираты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Авторская версия известной истории доктора Айболита. Приключения, пираты, прочие трудности, без которых не бывает настоящей истории, достойной рассказа... Однако, добро, как всегда побеждает зло, чему стоит удостовериться лично! В любом возрасте...
Сценарий написан на основе пьесы Вадима Коростылева «О чем рассказали волшебники».
Входит в:
— антологию «Три кинокомедии», 1969 г.
Статьи и интервью:
Является сценарием для фильма:
— «Айболит-66» 1966, СССР, реж: Ролан Быков
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
БорЧ, 4 июня 2012 г.
Конечно, моя оценка не только за сценарий, но и за фильм. Ну уж поверьте человеку, который когда-то, на заре своей «туманной юности», поработал администратором киносъёмочных групп на Киностудии им. Максима Горького: запороть хороший сценарий — может даже хороший режиссёр, а вот взяться за плохой сценарий — хороший режиссер позволить себе не сможет. Хотя бы потому, что время для него — единственный невосполнимый ресурс.
А тут ведь и сам сценарий в первую очередь (недаром его фамилия стоит первой, а в кино это особая статья) Быкова, и задумывался он явно сразу именно уже как фильм. И, при всём моём уважении к коллеге Крафту, должен возразить, что, ныне ставшей классикой, незамысловатый вроде бы стишок — явно писался не отдельно-абстрагировано от снятого потом на плёнку видео-ряда, а уже имея перед внутренним взглядом вполне себе хорошо представляемую Быковым картинку предстоящего ему лично похода через болото.
Кино ведь не зря называют «картиной» — режиссёр ведь снимет хороший фильм только тогда, когда хорошо представит себе его ещё до первого дуплета помрежевской хлопушки в первый съёмочный день. И на детский киносценарий вполне распространяется мудрое правило, формулировка которого приписывается как минимум трём классикам детской литературы — Максиму Горькому, Самуилу Маршаку и Корнею Чуковскому: «Для детей надо писать точно так же как и для для взрослых, только лучше».
mputnik, 4 июля 2019 г.
Весьма своеобразный арт-объект, уважаемый потенциальный... эээ... зритель, конечно же. При наличии видеоряда читать сценарий — это... несколько специфично, как минимум.
Но — я повторюсь: Арт-Объект. Даже по нонешним временам — «модерновая штучка», выпендрёж на выпендрёже и выпендрёжем погоняет. Даже безотносительно к собственно сути картины — это в плюс к глЫбине твоего интеллектуального уровня и к широте твоего кругозора, уважаемый потенциальный.
И — в конце концов — вполне себе прикольный фильм, хотя бы местами. И — опять же — повод прикоснуться к «нетленке»:
«...Ходы кривые роет
Подземный умный крот.
Нормальные герои
Всегда идут в обход!..».
Так что — найди время ознакомиться, уважаемый потенциальный. И — уму, и — сердцу, и — всему остальному
Крафт, 1 апреля 2012 г.
...с «Айболитом-66» всё не так просто. Среди отзывов на этот фильм немало лестных оценок: новаторская для своего времени картина, неожиданное решение, интересные режиссёрские находки. А я помню, что в советские времена «Айболита» на ТВ не особо жаловали. Конечно, можно притянуть за уши конспирологию и поговорить о том, как не пускали Быкова на экраны. Между тем «Внимание, черепаха!» показывали не единожды, а уж актёрские его кинороли врезались в память отчётливо. Один гениальный кот Базилио чего стоит.
То есть, слышать про «Айболита-66» я слышал, но не видел. И наконец, дождался – пустили его «В гостях у сказки». И что? Да ничего! Какие-то люди бегают, несмешные клоуны, ненатурально кривляющиеся Чичи и Авва, бутафорские декорации, корабль ненастоящий, пираты нестрашные и всё это ужасно затянуто. Пару раз улыбнулся в эпизодах с бомбой и с комариком (Я узнал его в лицо!), один раз обрадовался (о чём ниже) – и всё. Лучше бы что-нибудь от Александра Роу повторили. «Морозко» там, «Варвару-красу», «Марью-искусницу» или хотя бы «Конька-горбунка».
Вопрос: откуда тогда столько восхищённых отзывов? Не уверен, но сдаётся мне, большинство из них написано теми, кто посмотрел фильм отнюдь не в юном возрасте. Буффонада может прийтись по вкусу людям постарше (да и то, не всем). Сам я, подросший, с восторгом принял «Остров погибших кораблей» и в питерский «Театр-Буфф» захаживал неоднократно не просто так.
Вот и здесь, понимая необходимость пересмотреть «Айболит-66», но помня детские впечатления, особого энтузиазма по этому поводу не испытывал. Каково же было моё удивление, когда я быстро увлёкся, а некоторые эпизоды ещё и прокручивал по несколько раз. Эх, сдаётся, сильно ошибся Ролан Антонович со своими расчётами в попытке понять тонкую организацию и потребности детской души. Фильм не «Ура!» заходил и заходит взрослым, а детям — увы...
Но, как говорится, есть один нюанс. Песня пиратов «Нормальные герои» была хитом уже тогда. Хитом настолько, что её периодически крутили как отдельный музыкальный номер в «Утренней почте». Это безусловный шедевр. И тут возникает проблема. А насколько велика в этом заслуга Вадима Коростылева, автора текста? Давайте попробуем абстрагироваться и представим, какую оценку по десятибалльной шкале мы бы поставили стихотворению:
Ходы кривые роет/ Подземный умный крот./ Нормальные герои/ Всегда идут в обход!
В обход идти, понятно,/ Не очень-то легко./ Не очень-то приятно,/ И очень далеко!
Зато так поступают/ Одни лишь мудрецы./ С обходом подступают/ Одни лишь храбрецы!
Глупцы, героя строя,/ Бросаются вперед,/ Нормальные герои/ Всегда наоборот.
И мы с пути кривого/ Обратно не свернем/ А надо будет снова/ Пойдем кривым путем!
Проблема в том, что в случае с фильмом абстрагироваться от великолепного видеоряда не получается, текст этот давно и надёжно вплетён в его визуальный контекст. Героически идущая в обход славная компания пиратов в исполнении Быкова, Смирнова и Мкртчяна способна потягаться по харизматичности с другой известной троицей – гайдаевскими Бывалым, Трусом и Балбесом. А видеоклип (назовём его так) – безусловный шедевр для своего времени. До сих пор с содроганием представляю, что вынесли актёры, да и операторская команда, при съёмках в этом роскошном болоте...
Вы как хотите, но меньше «десятки» я за такое поставить никак не могу.
А сценарий оставлю пока без оценки, ибо не читал.
Отзыв — часть статьи, размещённой в АК: http://fantlab.ru/blogarticle19729
Anastasia2012, 1 декабря 2010 г.
Фильм очень детский. Начало — фантазия о весёлом и печальном в одном ЛИЦЕ. О сказочнике. О создатлях сказки: как они мастерили, рисовали и даже запевали историю. ЧуднАя обезьянка Чичи (сыгранная актрисой, и никаких спецэффектов!!!), добрый доктор Айболит, «ужасный» коротышка Бармалей на ходулях :) Приятные воспоминания детства. Грусть о том, что сейчас таких фильмов-сказок нет. Совсем.