Иван Ефремов «Сражение за будущее»
Через газету «Литературная Россия» Ефремов обращается к писателям-фантастам и критикам с рассуждением о роли и тенденциях развития советской фантастики. В частности, он рассматривает три причины быстрого роста научной фантастики в мире:
- неслыханный рост могущества науки, внедрившейся глубоко в жизнь и в психологию человека;
- сложная и противоречивая социальная структура современного мира с ее опасностями войн и антигуманистских обществ типа фашизма, несущих в себе всепланетную угрозу;
- поиски моральной опоры и смысла жизни.
В конце статьи Ефремов пророчествует:
«Мы же еще только набираем мастерство и силу, но, когда наберем, — берегитесь, западные мастера!»
Письмо совещанию по проблемам нф в Комитете по печати (29 января)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
terrry, 28 января 2011 г.
В этом письме, на самом деле, говорится о важнейшем вопросе, касающемся литературы в целом, не только фантастики. Должна ли она служить средством преобразования (в лучшую сторону :) человека и социума? На мой взгляд, Ефремов прав, и положительный ответ очевиден. Я совсем не против прихотливых выдумок и интеллектуальной игры, символизма, постмодернизма, киберпанка и проч. Но нельзя игнорировать факт, что литература представляет собой отображение специальными (собственно литературными) средствами жизни во всей ее невообразимой сложности. И в качестве таковой просто «физически» не может существовать вне морали, этики, эстетики, социологии и, если угодно, идеологии. У фантастики, наряду с общими задачами литературы, есть и свои собственные. По Ефремову, именно ей, как, может быть, никакому другому виду литературы, доступна постановка моральных и смысловых ориентиров в ОБЪЕКТИВНО усложняющемся мире. Но чтобы решать эти (трудные) задачи нужно их, по крайней мере, ставить перед собой.
Говоря о научной фантастике, Ефремов требует «решительной борьбы с халтурными или незрелыми произведениями». Цензуры давно уже нет, но очевидно, что отсутствие в конкретном произведении ярко выраженной «идеологической», идейной направленности не записывает автоматически его в шедевры. А ведь такая тенденция наблюдалась в нашей литературе спустя двадцать (!) лет после ухода Ефремова из жизни. Её отчасти не избежали даже крупные, далекие от конъюнктуры, писатели (см., например, В. Астафьев «Печальный детектив»).
По поводу соревнования между российскими и западными фантастами. Здесь Ефремов, несмотря на некоторую прямолинейность, в целом тоже прав. Соревнование культур (а, значит, и литератур), в том или ином виде, происходило и происходит всегда. Те произведения, которые мы называем гениальными и просто хорошими, питаются из источника общемировой культуры, но при этом остаются глубоко самобытными. Примеры – русская классика 19-го века, «серебряный век», фантастика 60-х, 70-х годов двадцатого века. А вот подражательство, вторичность не могут породить ничего достойного. (Пример – героическая фэнтези российского производства.)
андрос, 4 января 2007 г.
В письме-выступлении, зачитанном на совещании писателей-фантастов, чётко обрисованы причины популярности научной фантастики. Из них же вытекают основные направления, в рамках которых она должна развиваться. Тезисы сформулированы верно и лаконично.
В произведениях Ефремова (например, в «Лезвии бритвы») часто звучат предостережения об извращении смысла данного жанра наряду с другими средствами, служащими человечеству во имя поддержания и развития его духовности и сохранения его жизнедеятельности вообще. В частности, исходя из двух последних обозначенных причин развития фантастики, зачастую создаются сюжеты, способствующие уходу от решения реальных проблем, вместо того, чтобы напротив — осуществлять в их отношении аналитическую и прогностическую функции.
В данной статье Ефремов представляет нам истинную цель научной фантастики — «создать представление о мире и жизни в будущем», реализуя которую она «проясняет цели настоящего». Дабы не допустить деградации до уровня равлекательного чтива, в качестве основы для фантастики автор призывает опереться на науку и диалектическую философию.