Уолтер Йон Уильямс «Корабль беглецов»
Чтобы избежать унылого прозябания в сиротском приюте Юби Рой и его сестра Мария — прирождённые пилоты-подпространственники — похищают свой, арестованный властями корабль и отправляются в глубокий космос на поиски удачи. Фортуна улыбается смельчакам, но сумеют ли они удержать её?
Автор в издании указан как Уолтер Джон Уильямс.
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года. 5-е место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 7 августа 2022 г.
Диктатор всея Вселенной — замануха, однако...
Fortuna — non penis, in manus non recipe (говорили латиняне)
Хочу посетовать. Как же всё-таки плохо, когда с подросткового возраста подсядешь на качественную социальную фантастику начиная с братьев наших всех Стругацких, продолжая Лемом и не заканчивая прочими великолепными мастерами жанра! Плохо потому, что после тех книг уже не слишком увлечённо читаешь и не слишком восторженно воспринимаешь чисто космическую развлекательную приключенческую боевую фантастику. В особенности зарубежную, типа вот этой только что прочитанной книги.
И не то, что книга нехороша. Вроде всего в ней вдоволь. Феерические картины освоенного землянами Космоса, высокоразвитые инопланетяне негуманоидного типа, приключения и сексуальные похождения, полёты сквозь Пространство и Подпространство, оригинальные космические корабли, использующие для своих подпространственных нырков энергию чёрных дыр (в книге — сингулярностей). Опять же, довольно оригинальная идея
Однако вся эта кутерьма устроена… всё-таки скорее ради самой кутерьмы, ибо финишная идея одного из героев романа
В результате хорошая приключенческая космофантастическая книга осталась для читателя (в моём лице) только лишь добротной развлекательной фантастикой. Что, в общем-то, совсем неплохо. Но… (см. начало).
xdma, 6 июля 2019 г.
Очередная приятная встреча с произведениями У. Й. Уильямса.
Далёкое будущее, когда космические перелёты стали обыденными. Молодые люди(генно-спроектированные), называющие себя «брат» и «сестра», после смерти их «отца»(точнее — проектировщика) становятся владельцами старенького межпланетного «грузовика». Они всячески пытаются выжить в условиях жёсткой конкуренции и усиления межпланетной глобализации. При всём этом они не могут жить без космоса, их приводит в ужас сама мысль о оседлой жизни на какой-либо из освоенных людьми планет. Они затевают различные предприятия с целью заработать деньги, но постоянно терпят крах и запутываются в долгах и проблемах всё больше и больше. Всё это усугубляются непростыми отношениями между «братом» и «сестрой». В одном из своих приключений они сталкиваются с инопланетной цивилизацией, здорово отличающейся от людей, но очень склонной к коммерции, и после длительных мытарств и злоключений они получают долгожданный «джекпот».
Действие разворачивается неторопливо, повествовательно, однако роман читать интересно, хотя иногда надоедает излишне часто повторяющиеся размышления и самокопания героев. Атмосфера романа немного мрачноватая, удручённая, зачастую с оттенком безысходности, чем-то напоминает киберпанковские произведения. Даже вроде бы явный «хэппи-энд» выглядит каким-то обыденным и с горьковатым привкусом.
Из недостатков — инопланетные существа вроде бы и интересно описаны, но очень похожи социальными и экономическими взаимоотношениями на землян, и выглядит это уж слишком примитивно. В итоге взаимоотношения с инопланетянами превращаются в партнёрство с очередной могучей, хотя и странноватой корпорацией.
В целом — вполне неплохой фантастический роман.
primorec, 30 ноября 2013 г.
Что остается гордым и мужественным первопроходцам и первооткрывателям, когда по их следам приходит «цивилизация» с упорядоченным образом жизни, регламентированными общественными отношениями, добропорядочными и законопослушными обывателями и гигантскими корпорациями? Что остается, когда проложенные потом и кровью в неизвестность тропинки внезапно превращаются в торные торговые пути, а сами их первооткрыватели становятся лишь артефактами, пережитками прошлого?
Герои романа — юные пилоты межзвездного корабля, Юби и Прекрасная Мария — одни из последних представителей вымирающего племени вольных торговцев Космоса. Еще немного, и они сдадутся под натиском могучих торговых Империй, станут одними из тех неудачников и осколков прошлого, которые в барах в пьяном угаре рассказывают истории о минувших временах. Еще немного, и их единственный дом — корабль «Беглец»- достанется одному из конкурентов и пойдет на лом. Осталось только одна, последняя попытка исправить ситуацию, добиться чего-то стоящего в жизни, спасти себя и свой корабль.
Понимаю, что это никакой не отзыв. Это скорее аннотация. Затравка, побуждающая читателя открыть книгу и погрузиться в незнакомый мир. Надеюсь, что так и произойдет, потому что этот мир стоит потраченного на знакомство с ним времени.
Вроде очередная история двух почти еще детей, выброшенных в жестокий мир взрослых. И мир этот очень жесткий и страшный: здесь все продают и предают друг друга, практически разорваны все связи, которые объединяют отдельных людей в семью, сообщество, человечество. Есть лишь необходимость выживания, страх перед будущим и безнадежность, перед которыми отступает любовь к родным и близким.
Вообще для этой книги характерна тягостная и гнетущая атмосфера. Такая долгая, растянувшаяся на сотни страниц, агония. Не только последних представителей племени вольных торговцев, но всего человечества, стремительно теряющего свои лучшие качества, отрезающего от себя самое ценное под наркозом алкоголя и наркотиков.
И тут нельзя не сказать, что лучшим героем этого романа является инопланетянин без имени, а всего лишь с номером. Двенадцатый — малая частичка огромного организма, легко заменимая деталька в грандиозных планах своего клана, вечный слуга, преданный раб. Обретший собственное «Я», познавший значимость личной свободы и научившийся мыслить самостоятельно. Открывший для себя любовь, милосердие, дружбу, духовность — все то, от чего человечество готово отказаться столь поспешно, отбросив, как несущественное и ненужное ради достижения богатства и благополучия. И самая, пожалуй, лучшая сцена, когда инопланетянин сидит в одиночестве и гладит кота, находя в его мурчании утешение и удовлетворение от того, что может подарить мимолетную радость другому существу. Проникновенно, человечно, и от того все происходящее вокруг кажется еще более бездушным и жестоким. И так жаль, что никто так и не оплакал Двенадцатого, поплатившегося за то, что познал Человечность.
Прочитайте этот роман. Не просто космическое приключение с хорошим описанием открытий, новых планет, орбитальных баз, странных социальных сообществ людей и инопланетной расы. В нем есть и много того, над чем можно и нужно подумать. Хотя чувство безнадежности и утраты чего-то очень-очень важного не покинуло меня до самой последней страницы.
VovaZ, 25 сентября 2014 г.
Прекрасный роман, выполненный в лучших традициях американской космической фантастики. Тут и интересные технологические элементы, и социальная линия, и проблемы контакта. Даже сам сюжет представляет из себя захватывающую структуру, а с наложением мастерского сценизма, от романа тяжело оторваться. Герои объёмные и живые.
Настоящей находкой я назвал бы успешную попытку Уильямса описать совершенно чужой инопланетный разум, в его интеракции с разумом человеческим. Мы видим вроде бы кажущуюся индентичность в коммерческих интересах, в логике и даже, в любви к музыке. Однако автор, умело расставив нам ловушку, внезапно показывает, сколь сильно мы ошиблись, приписав чужим человеческое мышление.
В конце Уильямс, увы, теряет темп, явно не зная как завершить роман, ударяется в банальность «хэппи энда», чрезмерно плоского, на фоне прекрасного произведения. Однако, моей приязни к роману это не снизило.
kamino, 18 февраля 2014 г.
Казалось бы, это обычная космоопера со стандартным сюжетом. Пара молодых пилотов наследуют управление вольным торговцем, свободным кораблем в мире идеологически оправданных корпораций, суть которых в обеспечении стабильности. И они естественно ныряют в этот жестокий мир одни против всех и вот ты уже видишь, что будет дальше и...
И ошибаешься — они прогорают на первом же деле, пытаются отыграться и падают ещё глубже, все это приводит к совершенно непредсказуемым последствиям на каждом шагу и точно ни кто не знает чем все закончится.
4ke, 27 января 2011 г.
Странно, что из всех произведений Уильямся это одно из наименее читаемых. Может, из-за того, что нет отзывов и трудно найти аннотацию.
Мне же, из всего, что успел прочитать у автора, этот роман показался наиболее глубоким.
Все происходит в таком далеком будущем, что использование «черных дыр» для перемещения в космосе — это чуть ли не бытовая подробность.
Многие моменты могли бы показаться штампами (пилот-мутант с четырьмя руками, корпорации, вытесняющие одиночек). Но это компенсируется тем, что достоверно выписаны характеры. И не только у людей, но и у инопланетян.
Из находок — это, конечно, описание контакта с внеземной цивилизацией, в которой основу клана составляет супермозг.
Сильная сцена —