fantlab ru

Сергей Григорьев «Гибель Британии»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.60
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Гибель Британии

Повесть, год; цикл «Новая Страна»


В произведение входит:


7.12 (8)
-
7.12 (8)
-
5.89 (18)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— антологию «Подснежники и эдельвейсы», 2023 г.



Издания: ВСЕ (3)

Гибель Британии
1926 г.
Гибель Британии
2010 г.

Самиздат и фэнзины:

Подснежники и эдельвейсы
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых попыток изобразить коммунистическое будущее — повесть «Гибель Британии», созданная детским писателем Сергеем Тимофеевичем Григорьевым. С первого взгляда её можно явно недооценить, оставшись в плену клише, что фантастика 20х годов — жанр для подростков. И, действительно, видение технологического прогресса Григорьевым выглядит наивно. Все эти трамплины и самокатные дороги просто не практичны. Конечно, здесь можно увидеть экономию и экологичность, но ни что не отменит факта, — что это детские аттракционы. Есть даже поясняющие иллюстрации, напоминающие разгадку ребуса. Плюс в книге содержится недопустимое, опять же на первый взгляд, допущение — отказ от радио (в начале ХХ века такое немыслимо). В мире люди начали вновь читать газеты и скорость поступления информации заставила их общаться практически жестами и восклицаниями. Но в Новой Стране персонажу читают целые лекции. Читателю и такое будет интересно, — и тогда, и сейчас, — но автор обращается не к читателю. Речь идет о столкновении двух мировоззрений.

Люди нового и старого, капитализма и коммунизма, если хотите, Запада и Востока сталкиваются друг с другом, чтобы решить противоречия между собой. В «Гибели Британии» это основная тема и технологии будущего являются не реальным видением, а средством показать разницу восприятия мира. Новая Страна — это переосмысление принципов труда и образов грандиозного строительства в СССР. Практически, происходит воплощение поговорки:«Вода камень точит.» Труд становится не просто общественной необходимостью, а занимает заботы нескольких поколений, чтобы результаты и необходимость этой работы были видны всем. Производство превращается в экологически чистое, сообразное природе. Ведь природа создала наиболее простые и надежные конструкции, — осталось их только изучить. Здесь и нужна детская непосредственность восприятия мира. Мудрец в своей простоте уподобляется ребенку.

Но детскость в подходах не равняется взрослению. Новая Страна разделена на шестиугольники, как улей на соты. Аналогия понятна и приятна. Но человек, оказавшись в веселом лабиринте без указателей, в котором невозможно заблудиться, — может просто сойти с ума. А управление трамплинами и другими простейшими механизмами вынуждает производить огромные постоянные расчеты. Для того, чтобы проживать в таком мире нужно быть взрослым: быть образованным профессионалом, понимать суть вещей, спокойно реагировать на непредвиденные обстоятельства и знать себя. Опять скажу, лекции в повести направленны не только на читателей, но и на главного героя-жителя старого общества. Условный Запад в книге вечно спешит. Технологический прогресс не может его коснутся, пока не найдется один единственный гений, способный перевернуть устои. Информация там является аналогом знания, поэтому бесконечное потребление новостей считается самоцелью. Но в потреблении без понимания нет никакого урока. Люди «Запада» — большие дети, не способные осознать причины происходящего, даже если видят их каждый день. Только попав в другое общество, главный герой начинает, не просто перевоспитываться, но и взрослеть.

Жаль, что взросление одного человека не имеет значения для истории. Измениться должно всё общество. Иначе прогресса не будет, какие бы катаклизмы это не производило. Звучит жестоко. Но неведение вызовет куда большие разрушительные последствия. Бэрда Ли не способны исправить ни вхождение в новое общество, ни экспериментальная операция на мозге. В Новой Стране он не часть целого. Он — благодарный зритель. И стоит ему вернуться назад, мало того, — стать единственным рупором перемен, — Бэрд Ли готов разрушать ради будущего счастья. Замедление планеты для улучшения климата — теория известная и не вызывающая сомнений в то время. Но в книге до этого единовременное вмешательство в природные процессы жителей Новой Страны привело к разрушению цивилизаций. Преображение материального не равно умственному развитию. Главный герой становится той самой единицей из миллиарда. Его действия, какими бы колоссальными они не представлялись, выгодны только ему. Можно дать человеку цель и показать результаты достижения этой цели. Но в одиночку человек будет идти путем проб и ошибок, а, ведя за собой, еще и не будет на них учиться. Кардинальные изменения должны касаться всех. И Бэрд Ли с Янти отправляются осваивать новую планету вместе. Если перед нами стоит необходимость перемен, то мы должны решать проблемы общими усилиями, — ведь пример радикальных переворотов у нас уже есть.

Конечно, сегодня читатели могут не понять особенностей научной мысли начала ХХ века и негуманного отношения пролетариата к буржуазии. Но, как бы дико это не звучало, для меня теперь «Гибель Британии» равноценна «Туманности Андромеды» Ефремова.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх