Алесь Адамович «Хатынская повесть»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Опубликовано в журнале «Дружба народов», 1972, № 9
По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссёр Б. Луценко).
Частично отдельные мотивы повести использованы в фильме «Иди и смотри» (1985, реж. Э. Климов), однако фильм не является экранизацией повести.
Входит в:
— антологию «Повести о войне», 1975 г.
— сборник «Хатынская повесть. Каратели», 1983 г.
— сборник «Последняя пастораль. Повести. Рассказы», 1989 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 30 января 2023 г.
Очень тяжёлая и страшная книга.
Как оценивать такие произведения? С художественной точки зрения? Или, с учётом трагизма и значительности темы, которую такие книги затрагивают? Не знаю...
Во всяком случае, читать такие вещи нужно, хотя, по правда сказать, нелегко и, наверное, совсем не приятно.
По названию можно подумать, что повесть рассказывает о кошмарных событиях, произошедших в белорусской деревне Хатынь 22 марта 1943 года. Но, нет. Книга, о партизанской войне, в целом. И, о нескольких селах, подобных Хатыни, нескольких, из почти десятка тысяч деревень, сожженных и полностью уничтоженных гитлеровцами, вместе во всеми жителями, во время В.О.В.
В основном — будни партизанской войны. Очень похоже на прозу В. Быкова.
Реалистично. Герои — не монументальные и несгибаемые фигуры, а, обычные люди. Есть среди них и опытные кадровые военные. Есть и совсем «зелёные» пацаны и девушки. Есть трусы, есть карьеристы. Крестьяне. Жители городов. Все вместе объединенные в партизанские отряды, годами не просто выживающие в лесах и болотах, а, все время сражающиеся с немцами и полицаями.
Читать про партизанскую войну интересно. Про главного героя, и, его неуклюжие и смешные взаимоотношения с девушкой-партизанкой — тоже. А вот, читать описания страшных сцен «экзекуции» над жителями деревень — трудно. Тем более, что автор рассказывает про реальные факты, приводя выдержки из документов и воспоминания чудом оставшихся в живых очевидцев «карательных акций». Книга оставляет тягостное впечатление, но, а как, по-другому?
Сильная повесть.
BroonCard, 15 мая 2018 г.
На основе данного творения Алеся Адамовича был снят один из моих любимейших фильмов: нетленное произведение Элема Климова «Иди и смотри». И, что самое интересное, в данном случае правило «книга всегда лучше» не совесем работает, ибо как раз книга куда спокойнее и размереннее, чем фильм, который настолько тяжел, насколько вообще, как мне кажется, может быть тяжелым художественное произведение. Книга же куда спокойнее развивается. Она медленно погружает в свою фабулу сюжета читателя, вместе с тем давая информацию, на основе которой читатель полностью формирует окончательную картину судеб персонажей, основных лиц повести, почему переживания на их счет отходят на задний план и слабо волнуют читателя. Вместо того он погружается в плеяду событий, описанных автором. В анфиладу страшных картин, которые рисует воображение на основе пережитых эмоций Алеся Адамовича, на основе воспоминний очевидцев, на основе документальной хроники, в общем, на осове всего того, что имело место быть в годы Великой Отечественной войны.
И от пережитого нелегко отойти сразу после прочтения. Это то чтиво, которое всплывает в голове благодаря ярким образам ужасающей жестокости, ужасающих поступков людей, которые, словно, лишь притворяются людьми. Лично у меня непроизвольно текли слезы при прочтении. Когда ты представляешь события, о которых говорит хроника, мастерски представленная в произведении, тяжело сдержаться.
Но в этом ли главная цель повести? Растрогать? Нет. Главная цель — это сказать, что такое есть Война. В наше время, особенно в наше время, когда хвастать оружием на Параде Победы, по сути, Параде во имя Мира, победившего Войну в далеком 45-ом, — это признанная норма, эта книга должна быть прочитана если не каждым, то очень многими. Нужно вспомнить, что такое Война, и что образ оружия — отнюдь не то, чем следует хвастать на фоне событий тех ужасающих лет. Победа добывалась ужасающе тяжело, сквозь слезы, кровь и страдания, коих не должно быть вовсе. Эта повесть напоминает об этой боли, напоминает, что не стоит, не стоит идти по пути агрессии, зла, жестокости... Этот путь ни к чему хорошему не приведёт. Он лишь заставит повторить ошибки прошлого, которые, казалось бы, потому и записаны в летах такими авторами, как Алесь Адамович: они — голос из прошлого, который словно Домоклав меч напоминает человечеству, что есть такое боль и чем чревата злоба. Как же грустно, что человечство любит такие напоминания запереть на ключ в дальнем ящике, сломя голову вновь бросаясь на встречу былым тяжбам и ошибкам... Очень жаль.