Джон Кристофер «Предел напряжения»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Антивоенное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У богатых – свои причуды. Один из них собрал в своих руках всё атомное оружие мира и объявил людям, что взорвёт его через неделю. И тогда вся жизнь на планете исчезнет.
Входит в:
— цикл «Макс Ларкин»
— журнал «Avon Science Fiction and Fantasy Reader №2, April 1953», 1953 г.
— сборник «The Twenty-Second Century», 1954 г.
— антологию «Туннель под миром», 1965 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1)
- /перевод:
- Н. Емельянникова (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 26 июня 2021 г.
Вполне читабельный и сегодня образец социально-психологической фантастики. Текст во многом провидческий. Господство управленческих корпораций, угроза ядерной катастрофы, тотальное господство телевидения, моральная деградация человечества (показанная впрочем весьма наивно) — чем ни черты современного «дивного нового мира?
А рассказ написан в 1952 году! Что скажете, господа читатели?
«Искусство лучше чем жизнь». В этот раз «зомбоящик» и игра актёров спасает мир. С помощью ТВ, оказывается, можно манипулировать не только массами, но и теми, кто эти массы хочет уничтожить как недостойные существования. Как это произошло?
Читайте историю Кристофера о читателях и авторах последнего на Земле печатного журнала «Искатель». Может быть человечество действительно лучше, чем оно само о себе думает.
Неизвестный Ч., 25 декабря 2021 г.
«Поистине удивительно, подумал Макс, как возможность взлететь на воздух пробудила в этом молодом человеке чувство независимости».
Если одним предложением — о волшебной силе {лжи} искусства. XXII век. Недовольный вульгарным миром историк-любитель (по тамошнему телевидению показывают ту же лабуду, что и по нашему), почитатель известного мизантропа Свифта,
vvmonahov, 7 июля 2017 г.
Бывают рассказы, повести и романы, про которые после прочтения ничего не вспомнить, и они не заслуживают того, чтобы про них вспоминать. А этот рассказ я прочитал десятки лет назад — и хорошо запомнил. Запомнился контраст между тем человечеством, которое есть на самом деле, и тем, которое с точки зрения главного антигероя достойно жизни.
Идёт борьба за жизнь человечества — герои стараются предотвратить ядерный взрыв, который собирается устроить маньяк-идеалист, решивший, что человечество недостаточно хорошо для того, чтобы существовать. И противостоят этому идеалисту другие идеалисты — те, кто отлично понимают, каковы люди на самом деле, но способны показать то лучшее в людях, что ведёт человечество вперёд, и сотворить «нас возвышающий обман».
Рассказ очень многоплановый, в нём множество смысловых оттенков. Это и показ бесчеловечности и беспечности гигантских корпораций, результатов их сращивания с властью; и игнорирование людьми уроков истории, их беспечность и недальновидность; и то, что интеллект и образованность могут быть использованы не во благо, а во зло. Это показ того, чем может стать телевидение и, шире, искусство, если оно перестанет подстраиваться под низменные полуживотные запросы обывателей. Это показ, как общество способно «отблагодарить» тех, кто его спас. И показанный в рассказе образ террориста взят буквально из нашего времени, только сейчас это не идеалисты-интеллектуалы, а идеалисты, являющиеся религиозными фанатиками. Но в целом всё до жути похоже, очень глубоко и психологично.
В рассказе имеются недочёты, особенно в его первой части, но они не особо влияют на впечатление от него, так как начало рассказа служит исключительно для завязки сюжета и показа фона, на котором происходит действие.
Итог: очень достойное произведение, заслуживающее прочтения любителями НФ и, особенно, социальной фантастики.
sanchezzzz, 28 марта 2015 г.
Мне понравилось. Незатейливый и легкий рассказ, довольно таки психологический, а в психологичности – точный. Правда, неровный по настроению и во многом абсолютно неверный в предсказаниях будущего.
Мысленно я разбил его на три части: (1.) – тягомотно-ознакомительная, в которой Кристофер рассказывает об устройстве мира, о вырубленных лесах (ради печати газет, — хм… как будто в тот век не смогли придумать альтернативы дереву, как источнику бумаги), об отсутствии интереса к книгам и страсти людей к телешоу, о корпорациях и почившем уже неудавшемся «властелине мира»; затем малоинтересная часть сменяется (2.) диалогами о том, как Мэтью – мятежный шантажист, докатился до жизни такой; ну, и (3.) – финал, из-за которого я и начал свой отзыв словами «мне понравилось». Финал, который я не планировал таким.
Конечно, уверенность, что никакого взрыва не будет, была крепкой, но я-то думал, что Мэтью просто поддастся на уговоры, что «поимеет совесть», разжалобится, или с ним что-то произойдёт, внезапно хватит удар или что-то подобное. Однако, я просчитался и ход с «зомбоящиком» не предположил. Конечно! Как погубить _такое_ человечество, которое с высокоподнятой головой, со всей возможной стойкостью встретило известие о грядущей смерти мира?! (Тут ироничный смайлик, особенно за спокойные, ровные, без паники очереди к космолётам). Расчёт на это оправдался и можно верить в это или нет, но Кристофер это так преподнёс, что я почти поверил.
Тем более, что я по природе тоже немного идеалист, как Мэтью, и пока что ещё верю в благоразумие Человека. Верю, что леса будут стоять на планете, что книги будут читаться и что корабли будут уходить в космос не по причине бегства и спасения от смерти, а ради жизни и чего-то светлого и лучшего.
god54, 3 марта 2016 г.
Рассказ почти реалистичный, но весьма психологический, хотя все эмоции остаются за кадром, а читатель получает лишь сухую информацию, и в этом его прелесть. Недалекое будущее, когда один идеалист решал отомстить всему человечеству за падение нравов. А что идея очень даже недурна, а так вполне приличный выход из ситуации, когда богу некогда наслать на Землю потоп. Вполне читаемое произведение.
Yazewa, 23 июля 2010 г.
Абсолютно предугадываемый конец, что здорово снижает ценность этого рассказа. Стилистически неплохо, но... не более того. Довольно средняя работа.
niveus, 25 декабря 2006 г.
Странно, что Мэтью поверил, будто человечество стремиться достойно встретить свой конец. Хотя люди обычно до последнего надеются на то, что все будет хорошо, плохие исправятся и т.п.