fantlab ru

Джон Кристофер (John Christopher)

Джон Кристофер
Страна: Великобритания
Родился: 12 февраля 1922 г.
Умер: 3 февраля 2012 г.

Настоящее имя:

Кристофер Йоуд (Christopher Samuel Youd)


Другие псевдонимы:

Стэнли Винчестер (Stanley Winchester)

Уильям Годфри (William Godfrey)

Питер Грааф (Peter Graaf)

Сэм Йоуд (Sam Youd)

Хилари Форд (Hilary Ford)


Жанры:
Фантастика
96%
ещё >>

Кристофер Сэмюэл Йоуд родился в небольшом городке Ноусли, расположенном в графстве Ланкашир. Будущий писатель едва успел закончить частную школу в соседнем графстве Винчестер, как его призвали в армию: началась Вторая мировая война. Военные годы Йоуд провел радистом в Средиземноморье, а после демобилизации проработал несколько лет клерком в различных конторах и агентствах. Получив в конце 1940-х годов грант от Фонда Рокфеллера, Йоуд начал писать прозу, обзаведясь сразу несколькими псевдонимами, среди которых читатели научной фантастики запомнили один: Джон Кристофер. Еще известно, что он был дважды женат, и от первого брака у него осталось четыре дочери и один сын. И что, прожив долгие годы на крошечном островке Гернси в проливе Ла-Манш, Сэмюэл Йоуд в конце концов осел в приморском же графстве Суссекс.

Первой его научно-фантастической публикацией стал рассказ «Рождественские розы» (1949), напечатанный в кэмпбелловском журнале Astounding Science Fiction. Все дальнейшее творчество писателя можно естественным образом разделить на три периода: ранние рассказы (в частности, составившие цикл об «управленцах» близкого будущего, в котором роль национальных правительств играют транснациональные корпорации); затем – «романы-катастрофы», и, наконец, научно-фантастическая проза для детей и юношества.

Первый период прошел для писателя под знаком его собственной «истории будущего». Рассказы цикла, составившие сборник «Двадцать второе столетие» (1954), объединены главным героем – Максом Ларкином, директором одной из могущественных корпораций. В XXII веке они почти полностью подмяли под себя нации с их правительствами, так как те явно не справились с глобальными катастрофами, обрушившимися на человечество.

Но все же не рассказы принесли славу Кристоферу-писателю, а его романы-катастрофы, продолжившие знаменитую британскую традицию. Впрочем, роман-дебют Кристофера «Зимний лебедь» (1949) ни к каким напастям, природным и рукотворным, отношения не имел. Это была самая настоящая фэнтези для детей. Зато первый научно-фантастический роман «Год кометы» (1955) и в особенности следующий, «Смерть травы» (1956), принесли Кристоферу славу далеко за пределами Англии. В книге нарисован один из самых ранних и самых ярких и художественно убедительных сценариев глобальной экологической катастрофы, вызванной гибелью всей травы и злаков на планете. Роман был успешно экранизирован в 1970 году режиссером Корнелом Уайлдом и стал своего рода эталоном для десятков последующих книг, написанных на ту же тему. Сам писатель продолжил ее разработку в романах «Долгая зима» (1962) и «У края бездны» (1965). Менее удачными получились другие «взрослые» романы Кристофера: «Облако серебра» (1964) и «Пещеры ночи» (1969).

Зато третий период творчества Кристофера принес ему новый успех. Речь идет о едва ли не самом успешном в коммерческом плане произведении Кристофера – трилогии о пришельцах-«треножниках» (триподах): «Белые горы» (1967), «Город золота и свинца» (1967) и «Огненный бассейн» (1968).

Успешными оказались и две другие «детские» трилогии Кристофера. Действие первой, «Шаровая молния», развертывается в «параллельной» Британии времен римского владычества; кроме одноименного романа, вышедшего в 1981 году, серию продолжили романы «Вновь обретенная земля» (1983) и «Танцующий дракон» (1986). Герой второй, состоящей из романов «Принц в ожидании» (1970), «За пылающими землями» (1971) и «Меч духов» (1972), – молодой наследник трона в Англии будущего, серией катастрофических землетрясений отброшенной в новое средневековье.

Во всех своих произведениях Джон Кристофер оставался приверженцем традиции. Как истинный британец, сформировавшийся еще до революционных шестидесятых, он не желал экспериментировать со стилем или затрагивать какие-то особо взрывоопасные темы. Вместо этого он всегда гарантировал читателю надежность, качество, ясность мысли и благоразумие, которые не отменяли ни интриги, ни крепко закрученного сюжета, ни даже отдельных бивших по нервам сцен.

Как писал коллега и соотечественник писателя Брайан Олдисс в своей истории научной фантастики, «Шабаш на триллион лет» (1986): «Интеллигентный и мудрый человек, Джон Кристофер одно время рассматривался как самая вероятная кандидатура на роль ведущего британского писателя-фантаста… Однако время играло против него (и против Уиндэма). Потому что в романах-катастрофах автор и читатель изначально предполагают наличие некоего социального порядка, который затем дает фатальный сбой. В середине же шестидесятых общественное мнение решительно склонялось к тому, что само понятие социального порядка давно утратило всякий смысл, оставшись в далеком прошлом».

Признать существование мира безо всякого социального порядка, тем более живописать его Джон Кристофер как истинный британец старшего поколения не мог. Поэтому в новой фантастике ему места не было. Но кто при этом больше проиграл – Кристофер или новая фантастика, – для меня лично остается вопросом.


Похожие авторы:

Сортировка:

Джон Кристофер. Циклы произведений

  Триподы / The Tripods  [= Тетралогия; Белые горы]  
7.89 (114)
-
4 отз.
7.37 (143)
-
7 отз.
7.69 (158)
-
7 отз.
7.71 (179)
-
1 отз.
6.00 (6)
-
7.83 (164)
-
1 отз.
7.71 (180)
-
3 отз.
  Fireball  
-
6.00 (1)
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
  • Balance  [= In the Balance] (1951)  
5.00 (1)
-
6.45 (135)
-
7 отз.
-
-
3.00 (1)
-
  Меч духов / The Sword of the Spirits  [= The Prince in Waiting]  
9.50 (2)
-
8.25 (4)
-
8.33 (3)
-
9.00 (2)
-

Джон Кристофер. Романы

  1949 The Winter Swan [под псевдонимом Sam Youd]  
-
  1951 Babel Itself [под псевдонимом Sam Youd]  
-
  1954 A Palace of Strangers [под псевдонимом Sam Youd]  
-
  1955 Holly Ash [под псевдонимом Sam Youd]  
-
  1955 The Year of the Comet  [= Planet in Peril]  
3.00 (1)
-
  1956 Смерть травы / The Death of Grass  [= No Blade of Grass]  
7.78 (382)
-
25 отз.
  1958 Felix Walking [под псевдонимом Hilary Ford]  
-
-
  1959 The Sapphire Conference [A Chantecler mystery novel]  
-
6.33 (3)
-
  1960 The Long Voyage  [= The White Voyage]  
8.00 (1)
-
  1962 Долгая зима / The Long Winter  [= The World in Winter]  
7.30 (184)
-
11 отз.
  1964 Sweeney's Island  [= Cloud on Silver]  
7.00 (1)
-
  1964 The Possessors  
6.00 (1)
-
  1965 У края бездны / A Wrinkle in the Skin  [= Рваный край; По краю бездны / The Ragged Edge]  
8.05 (173)
-
3 отз.
  1967 Bella on the Roof [под псевдонимом Hilary Ford]  
-
7.71 (179)
-
1 отз.
7.83 (164)
-
1 отз.
7.18 (33)
-
4 отз.
  1968 The Pendulum  
7.00 (1)
-
  1968 Огненный бассейн / The Pool of Fire  [= Огненная заводь]  
7.71 (180)
-
3 отз.
  1969 The Lotus Caves  
-
8.25 (4)
-
7.39 (49)
-
4 отз.
8.33 (3)
-
9.00 (2)
-
  1973 Dom and Va  [= In The Beginning]  
-
  1973 Figure in Grey [под псевдонимом Hilary Ford]  
-
  1974 Sarnia [под псевдонимом Hilary Ford]  
-
  1974 Wild Jack  
-
  1975 Castle Malindine [под псевдонимом Hilary Ford]  
-
  1976 A Bride for Bedivere [под псевдонимом Hilary Ford]  
-
  1977 Empty World  
8.00 (1)
-
  1981 Fireball  
6.00 (1)
-
  1983 New Found Land  
-
  1986 Dragon Dance  
-
  1988 Когда пришли триподы / When the Tripods Came  [= День, когда пришли триподы; Треножники]  
7.37 (143)
-
7 отз.
  1993 A Dusk of Demons  
-
  2001 Bad Dream  
-

Джон Кристофер. Повести

  1952 Resurrection  
-
6.00 (1)
-
  1991 A Journey South  
-

Джон Кристофер. Рассказы

  1949 Colonial  
7.00 (1)
-
  1949 Новогодние розы / Christmas Roses, New Year Roses  [= Рождественские розы; Christmas Roses; Christmas Tree]  
6.97 (120)
-
4 отз.
7.19 (170)
-
11 отз.
  1951 Balance  [= In the Balance]  
5.00 (1)
-
  1951 Man of Destiny  
4.00 (1)
-
  1951 Socrates  
5.33 (3)
-
  1951 Tree of Wrath  [= The Tree]  
-
6.45 (135)
-
7 отз.
  1953 Aristotle  
5.00 (1)
-
  1953 Blemish  
-
  1953 Planet of Change  
-
  1953 The Drop  
5.00 (1)
-
  1953 The Prophet  
-
  1953 The Rather Improbable History of Hiliary Kiffer [под псевдонимом William Vine]  
-
  1953 Музейная диковина / Museum Piece  [= Музей]  
7.50 (6)
-
6.93 (91)
-
3 отз.
  1953 Равносильно смерти / Sentence of Death  [= Смертный приговор; Приговор; Death Sentence]  
6.07 (140)
-
9 отз.
  1954 A Time of Peace  
-
  1954 Begin Again  
-
  1954 Escape Route  
-
-
  1954 Rich and Strange  
-
  1954 Rock-a-Bye  
-
-
7.00 (1)
-
  1954 The $64 Question  
-
-
  1954 Vacation  
7.00 (1)
-
  1954 Молодое вино / The New Wine  [= Return to Earth]  
6.48 (37)
-
2 отз.
  1954 Оружие / Weapon  
6.79 (34)
-
2 отз.
  1955 Conspiracy  
-
  1955 Decoy  
-
  1955 Manna  
-
-
  1957 The Gardener  
-
  1959 Summer's Lease  
-
4.00 (1)
-
  1965 Hapladies  
-
-
  1966 Ringing Tone  
-
6.74 (46)
-
1 отз.
8.00 (1)
-
  1971 Of Polymuf Stock  
-
  1972 Specimen  
-
-
  1974 The Long Night  
-
  1984 Paths  
-

Джон Кристофер. Поэзия

  1940 Song of Travel [под псевдонимом C. S. Youd]  
-
  1941 Dreamer [под псевдонимом C. S. Youd]  
-

Джон Кристофер. Статьи

-

Джон Кристофер. Эссе

  1953 SF Under a Cloud  
-
-
  2001 An afterword  
-

Джон Кристофер. Сборники

-

Джон Кристофер. Отрывки

6.00 (6)
-

Джон Кристофер. Прочие произведения

  1937 Overseas Opinion [письмо]  
-
  1939 Letter (Weird Tales, May 1939): Doubts Silenced [под именем C. S. Youd]  
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Ank



  • ⇑ Наверх