fantlab ru

Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
145
Моя оценка:
-

подробнее

Прощание с Матёрой

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи — Андрей, или её соседка — Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Примечание:

Повесть опубликована впервые в журнале «Наш современник» № 10/1976, стр. 3-71; № 11/1976, стр. 17-64.

Отрывки из повести публиковались в газете «Восточно-сибирская правда», газете «Литературная Россия» от 15.10.1976, альманахе «Литературный Иркутск» (1976) и книге «Поэты и писатели — воспитанники Иркутского университета» (1979).



В произведение входит:


8.14 (7)
-
8.29 (7)
-

Входит в:

— журнал «Наш современник 1976'10», 1976 г.

— журнал «Наш современник 1976'11», 1976 г.

— сборник «Повести», 1976 г.

— сборник «Уроки французского», 1987 г.

— журнал «Роман-газета для юношества, 1989, № 1», 1989 г.

— антологию «Арктур – гончий пес», 1991 г.

— сборник «Повести», 1991 г.

— сборник «Нежданно-негаданно», 2001 г.

— антологию «Хрестоматия по литературе XX века», 2002 г.

— антологию «Русская проза ХХ века», 2004 г.

Похожие произведения:

 

 


+ещё 7 изданий
Театр писателей
1983 г.
Повести
1983 г.
Повести
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1984 г.

1984 г.
Век живи — век люби
1985 г.
Последний срок. Прощание с Матёрой
1985 г.
Повести
1986 г.
Уроки французского
1987 г.
Повести
1987 г.

1988 г.
Повести
1988 г.
Повести
1989 г.
Повести
1989 г.
Повести
1990 г.
Повести
1990 г.
Пожар
1990 г.
Последний срок. Прощание с Матёрой
1990 г.
Последний срок. Прощание с Матёрой. Пожар
1991 г.
Арктур – гончий пес
1991 г.
Нежданно-негаданно
2001 г.
Хрестоматия по литературе XX века
2002 г.
Живи и помни
2002 г.
Русская проза XX века
2004 г.
Живи и помни
2004 г.
Повести. Рассказы. Том 2
2004 г.
Последний срок
2004 г.
Уроки французского
2004 г.
Уроки французского
2006 г.
Повести. Рассказы. Том 2
2007 г.
Прощание с Матерой. Повести. Рассказы
2010 г.
Прощание с Матёрой
2012 г.
Прощание с Матёрой
2014 г.
Живи и помни
2015 г.
Прощание с Матёрой
2018 г.
Прощание с Матерой. Пожар
2018 г.
Прощание с Матёрой
2018 г.
Прощание с Матёрой
2021 г.
Прощание с Матёрой
2021 г.
Прощание с Матёрой
2025 г.

Периодика:

Наш современник № 11, ноябрь 1976
1976 г.
Наш современник № 10, октябрь 1976
1976 г.
Роман-газета для юношества № 1, январь 1989
1989 г.

страница всех изданий (50 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Валентин Распутин был мастер давить на жалость — впрочем, этот трюк у него получался только с жителями города-мегаполиса Москва, которые весьма смутно представляли себе, «есть ли разумная жизнь за Окружным шоссе» и были готовы — для того, чтобы почувствать этакую душевность — уронить слезинку-другую над судьбинушкой народа русского. За пределами Москвы Распутина не читали, поскольку слишком ясно видели, как он «передёргивает» в своих сюжетах, но в городе-герое Москве автор «Век живи, век люби» считался «воплотителем духа народного».

Как бы там ни было, в прославленном «Прощании с Матёрой», в повести, которая считается лучшим его произведением, интонация рассказываемой истории вызывает у непредубеждённого читателя некоторое остолбенение. А у тех, кто застал и помнит советские времена, прямое отвращение.

Дело в том, что жизнь в деревнях, в колхозах и совхозах, была нищая. Тяжёлая работа и скука, пьянство да драки, вот в чём проходила жизнь советского колхозника. Дощатый сортир, продуваемый ветром, необходимость колоть дрова, чтобы печку топить, необходимость таскать от колодца тяжёлые вёдра с водой, жалкий ассортимент в сельпо, хлеб, привозимый раз в неделю (в лучшем случае) из райцентра, фельдшер вместо больницы... Ну, и так далее. Полуживотная, скотская жизнь раба, которого его хозяин — советское государство — не считает нужным обиходить. Не удивительно, что советские колхозники всеми силами стремились из деревни сбежать в город. В городе светло на улицах даже ночью, в городе центральное отопление, в городе водопровод и «елекстричество«! Диваны мягкие! Колбаса в магазинах! Живи да радуйся! Но в 70-х годах Партия поставила задачу: «Задержать молодёжь на селе!» Зачем? Ну, понимаете ли, город-то не резиновый. И верные слуги Партии взялись за выполнение задачи — не пущать деревенщину в города. Присоединился к выполнению партийной задачи и Валентин Распутин. И придумал такую, значит, историю.

Вот, значится, деревенька посередь шарокай реки, корнями, значицца, приросла к Родине-Матушке, а её, это само, затопить хотять, народ, значиться, из деревеньки повыгнать. Старики, которые всю жизнь до ветру на родимый огород бегали, да жоп своих не застудили, хотят и дале такотко жить-та, пока не помруть, а молодёжь глупая, ленивая, она на сладкую жизнь в город намылилась, раз такая возможность подсунулась. И качает головой своей бедовой укоризненный Распутин: старики-от правы, а молодёжь не права. Потому как мудрость в том, чтобы не рыпаться, а сидеть тихо, куда посадили. Не жили хорошо, так и начинать не след.

Эта довольно мерзкая идея — что люди должны жить, как в каменном веке, тратя все силы на банальное выживание «на природе», в дикости, потому что цивилизованная жизнь их «развратит» — прикрыта в «Прощании с Матёрой» разными стилистическими выкрутасами, имитирующими безграмотный «народный» говор. Рафинированным столичным читателям вдвойне приятно было читать подобное: они на уровне речевой манеры убеждались, что русские «крестьяне» тупы настолько, что вообще неспособны выражать свои мысли внятно — да и не имеют никаких мыслей, одна только мудрость у них в головах. А, значит, «бабки Дарьи» только такую жизнь заслуживают, на дне общества, в грязи, в дерьме по колено. Вон, смотрите — у Распутина они оченно даже довольны своей нищетой.

В типовой американской литературе XIX века, оправдывавшей рабство, обязательно вводился раб, «дядя Том», который не только счастлив своим рабством, но и окружающих убеждает, что только так и можно жить, покорствуя белым леди и джентельменам. Бабка-Дарья из повести Распутина как раз такой стандартный «дядя Том», и не удивительно, что партийные функционеры от литературы усиленно раскручивали «Прощание с Матерой» как литератрный шедевр и эталон социалистического реализма.

Примечательно, что при советской власти повесть печаталась практически непрерывно, массовыми, миллионными тиражами, а в 90-е, когда стали издаваться только те книги, которая читаются, публикации «Прощания с Матерой» прекратились. И вознобновились с приходом к власти нового Президента.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, это такая примета авторского стиля, что в конце кто-нибудь обязательно тонет в Ангаре? Если в «Живи и помни» это было очень логичной и по-своему обязательной частью сюжета, то здесь все это «опытные люди неизвестно зачем поперлись в туман и потерялись» выглядит очень вымученно. Впрочем, это единственное событие, которое вообще есть за всю книгу, и то какое-то неуклюжее. А так — повесть по сути лишена сюжета, в ней ничего никуда не движется и не меняется. Автор сразу объявляет, что происходит, и дальше весь текст это детально описывает. История очень простая и вполне бытовая: под Иркутском строят ГЭС, так что часть деревень выше по реке уходит по затопление, в том числе деревня Матёра на острове. Разумеется, население переселяют, никто их не бросил, им дают другое жилье и тд. И разумеется, местные бабуси никуда не хотят переезжать и весь текст ноют на тему «останемся здесь, здесь наши могилы», будто не понимая, что их в действительности ждет, если они останутся.

Собственно, весь рассказ — о последних месяцах деревни и ее обитателях. Как часто бывает с подобными захудалыми деревнями, крепкие активные жители и без понуканий уезжают оттуда, а остаются старушки и всякие местные забулдыги и ненормальные. Разумеется, переезд, особенно с деревенским бытом — это куча проблем, учитывая, что многие необходимые в жизни вещи типа инвентаря не утащишь никак, и бросать жалко. Плюс все еще идет сельскохозяйственный сезон, и поскольку население живет именно сельским хозяйством, покосы и копку картошки никто не отменял. В целом «Прощание с Матёрой» — очень неторопливая повесть просто о жизни и быте этой деревни, в ней нет особо драмы (переезд, конечно, не всех радует, но не является какой-то невероятной трагедией). Распутин показывает местные характеры и местный быт, делает это с любовью и большим знанием, так что все персонажи встречают если не симпатию, то большое понимание. Распутин нескучно пишет о скучных, в общем-то, вещах вроде покоса и прочего сельского быта, неторопливого и страшно консервативного. В его исполнении даже старушки, которые, казалось бы, должны вызывать раздражение своим бессмысленным упрямством, кажутся довольно милыми. На самом деле, это неторопливое и расслабляющее чтение, у Распутина отличный слог, и это доставляет удовольствие даже в отсутствие сюжетного напряжения.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Деревенская проза. У одних это словосочетание вызовет скуку, ощущение чего-то простецкого, грубоватого и обыденного. У других при этих словах защемит сердце, повеет свежескошенной травой и появится желание позвонить родителям...

Может я старею, потому что уже лет пять, а может и дольше, я стал относить себя ко второй категории. А может мне просто везёт с книгами. Теми самыми, которые я в своей памяти отвожу место, где они соседствуют с моими любимыми Учителями.

«Прощание с Матёрой» это не просто повесть, это маленькая жизнь, прожитая за три дня для меня и за пару месяцев для героев этой истории.

В далёких 60-х годах, на реке Ангара строят ГЭС. А значит, маленькую деревушку на острове Матёра скоро затопит. Кучка стариков должны в самый короткий срок покинуть свою очень маленькую Родину. Вот и всё, весь сюжет. Но сколько за ним драмы, чувств, надежд: оправданных и нет, сколько взглядов назад и в завтрашний день, сколько в нём судеб, и разных, и таких одинаковых.

У повести очень удачное название «Прощание...». Это и вправду прощание. Когда вы расстаётесь навсегда с чем-то и кем-то близким, вы вспоминаете, что было хорошего, что плохого, и рассуждаете, что вскоре вас ждёт. Вот и здесь, у Дарьи Пинигиной, пожалуй, главной героини повести, пробегает вся жизнь перед глазами. Нет, не за пять секунд, как перед смертью, а за пару месяцев... «Долгое прощание — лишние слёзы» — так вроде говорят в народе. Слёз будет много. Украдкой, навзрыд, сухие, ручьём, от любви, от злости, от бессилия... Выбирайте. И плакать будут не герои книги, а мы с вами, читатели. Жители Матёры сильнее нас, у них-то нет выбора, а нам его ещё предстоит сделать и не раз! Книга, коли вы возьмётесь за неё, не сможет вас оставит равнодушной. Будет жалить по самым незащищённым местам. По самому близкому, что есть у человека. А что у него может быть дороже, чем семья и родной дом? Уж, какая бы не была непутёвая семья, и какой бы не был ветхий дом, он твой, он твоя душа. И вот эту душу, Валентин Распутин, выворачивает нам наизнанку.

Добрались и до Автора. Сказать, что книга написана хорошим языком, это значит просто отчитаться, по пункту в отзыве. Нет, она написана великолепными, дурманящими и настолько живыми словами, что хочется произносить их вслух. Мне хотелось в этой части отзыва привести какую-нибудь красивую цитату. Но это невозможно, взгляд цепляется за весь текст, настолько он концентрирован авторской и народной мудростью.

Персонажи беспардонно въедаются в память и кажутся давно знакомыми. Но это не удивительно, ведь они, все до единого, настоящие, яркие, цельные.

Если быть дилетантом в большой литературе как я, то читая «Прощание с Матёрой», можно подумать, что Распутину было лет 120, когда он писал эту повесть. Но если посмотреть на библиографию Автора, то мы увидим, что написал он её в 30 лет (!)

Как?! Скажите мне как?! Человек, проживший на свете всего 30 лет, может писать так, будто он прожил как минимум две жизни по сотне?!

Деревенская проза в Большой Литературе, «Прощание с Матёрой». Не пропустите и прочитайте. Ваш мир или измениться, или, мне этого очень хочется, встанет на ноги ещё крепче.

В конце отзыва, всё же, не удержусь и прикреплю цитату:

»...про людей я разглядела, что маленькие оне. Как бы оне не приставлялись, а маленькие. Жалко их. Тебе покуль себя не жалко, дак это по молодости. В тебе сила играет, ты думаешь, что ты сильный, все можешь. Нет, парень. Я не знаю ишо такого человека, чтоб его не жалко было. Будь он хошь на семь пядей во лбу. Издали вроде покажется: ну, это ниче не боится, самого дьявола поборет… гонор такой держит… А поближе поглядишь: такой же, как все, ничем не лутше…»

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странным образом получилось, что до сих пор «ПРОЩАНИЕ С МАТЁРОЙ» не читал. Хотя содержание в общем-то знал — по крайней мере общую схему событий и сюжетную основу, но вот сам текст в руки не брал. И не то, чтобы из какого-то принципа или по недомыслию, а просто так получалось. Точнее — не получалось.

Запоздалое «свидание» с Матёрой превратилось даже не просто в литературно-читательское пиршество и не только в тревожные и порой мучительные невнятные рассуждения и поиски ответов на извечные русские вопросы «Кто мы? Откуда мы взялись? Куда идём?», но ещё и настоящее свидание со своей малой родиной — родом я из тех мест, о которых пишет Валентин Распутин, иркутянин я, сибиряк (не коренной, правда, но всё равно, там родился и именно сибиряком всё чаще себя ощущаю и порой позиционирую вплоть до готовности обозначить однажды таковое своё качество при очередной переписи населения в графе «национальность»).

Эта повесть удивительным и случайным образом совпала по настроению и отчасти по внутренней сути с предыдущей библиотечной прочитанной книгой («Русские: рассказы»). Совпала и стала не то предтечей, не то — в моём случае — прямым продолжением поисков ответов на сформулированные выше вопросы о нашей народной и национальной сути, о внутренней сущности русскости. И в поисках ответов на эти многажды уже переиначенные и отчасти затрёпанные вопросы много открывается горечи и сокрушения, много всякого рода нашей русской и российской дурости, расхлябанности и сойдётитакости, много печали и недоумения...

Выписанные с тщанием и любовью образы деревенских матёрских старух и стариков будто взяты из гущи деревенской жизни середины 60-х и просто перенесены текстом книги в нашу современность; перенесены и поставлены перед нами немым вопросом и прямым укором. И это строгие и одновременно любящие глаза бабки Дарьи смотрят сейчас прямо в душу и мне, и моим детям, и всему моему поколению, и вообще всем нам — смотрят уже из глубины времён и поколений, предшествовавших нам, ставившим на ноги и собиравшим по крохам эту страну и эту землю и саму Русь; смотрят требовательно и с тревогой... и с надеждой...

Не знаю, входит ли эта повесть в программный школьный список русской литературы, но как по мне, так хотя бы факультативно и рекомендательно должна входить — пусть только для того, чтобы каждый школяр запомнил, что такая книга есть, и однажды всё-таки взял её в руки и прочёл.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика, но руки дошли только вот недавно совсем. Что я могу сказать, вещь, конечно, прекрасная, персонажи прямо стоят перед глазами. И жалко этих бабулек и понимаешь, что выхода то нет. И при всем этом не могу не сказать, что сам я человек городской, и полностью прочувствовать трагедию людей, увы, не могу. Это все же взгляд со стороны.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх