FantLab ru

Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
350
Моя оценка:
-

подробнее

Один день Ивана Денисовича

Повесть, год (год написания: 1959)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

У Ивана Денисовича начинается новый день, день, в который Солженицын постарался вложить все десять лет лагеря. И у него это получилось.

Примечание:

Произведение определено автором как рассказ. Написан в Рязани: начат 18 мая, закончен 30 июня 1959. Первоначальные названия — «Щ-854», «Один день одного зэка». Окончательное заглавие сочинено в редакции «Нового мира» по настоянию Твардовского. День, описанный в рассказе, приходится на январь 1951 г.

Первая публикация: Новый мир. 1962. № 11. С. 8—74.

Перепечатан с сокращениями: Посев. Frankfurt a/M, 1962. № 51/52. С. 11—14.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 105

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2687 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Один день Ивана Денисовича» / «One Day in the Life of Ivan Denisovich» 1970, Великобритания, Норвегия, реж: Каспар Вреде



Похожие произведения:

 

 


1 день Ивана Денисовича
1963 г.
Один день Ивана Денисовича
1963 г.
Избранное
1965 г.
Сочинения
1966 г.
Сочинения
1968 г.
Собрание сочинений, т. 1
1970 г.
Собрание сочинений, т. 1
1970 г.
Собрание сочинений, т. 1
1971 г.
Один день Ивана Денисовича. — Матрёнин двор
1973 г.
Рассказы
1976 г.
Собрание сочинений. Том третий
1978 г.
Рассказы
1989 г.
Один день Ивана Денисовича и другие рассказы
1990 г.
Рассказы
1990 г.
Рассказы
1990 г.
Избранная проза
1990 г.
Не стоит село без праведника
1990 г.
Избранные произведения
1991 г.
Избранное
1991 г.
Рассказы
1991 г.
Рассказы
1991 г.
Матрёнин двор
1996 г.
Один день Ивана Денисовича
1997 г.
Ленин в Цюрихе. — Рассказы. — Крохотки. — Публицистика
1998 г.
На изломах
1998 г.
Собрание сочинений. Т. 1
1999 г.
На краях
2000 г.
Матренин двор
2000 г.
Один день Ивана Денисовича. — Матрёнин двор
2002 г.
Русская проза XX века
2003 г.
Правая кисть. Избранное
2004 г.
Один день Ивана Денисовича. Рассказы 60-х годов
2004 г.
Один день Ивана Денисовича
2004 г.
Собрание сочинений. Рассказы и крохотки
2006 г.
Рассказы
2007 г.
Один день Ивана Денисовича
2008 г.
Колокольня
2009 г.
Рассказы
2009 г.
Русская проза XX века
2010 г.
Матрёнин двор
2010 г.
Раковый корпус. Рассказы и Крохотки
2012 г.
Один день Ивана Денисовича
2013 г.
Один день Ивана Денисовича
2014 г.
Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича. Повести. Рассказы
2014 г.
Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича. Повести. Рассказы
2014 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Один день Ивана Денисовича
2015 г.
Рассказы
2015 г.
Один день Ивана Денисовича
2017 г.
Один день Ивана Денисовича
2018 г.
Один день Ивана Денисовича
2018 г.
Один день Ивана Денисовича
2018 г.
Один день Ивана Денисовича
2019 г.
Раковый корпус. Один день Ивана Денисовича
2019 г.

Периодика:

Роман-газета № 1, январь 1963
1963 г.

Аудиокниги:

Один день Ивана Денисовича
2008 г.
Один день Ивана Денисовича
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Один день Ивана Денисовича / One Day in the Life of Ivan Denisovich
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все положительные отзывы на работы Солженицына я читал исключительно заочно : в журналах некогда, либо в сети. Но я ни разу не слышал ни одного положительного отзыва в жизни : от знакомых, приятелей, просто случайных собеседников. Удивительно здесь читать о том, как «..Написано удивительно ясным, простым языком. Читается легко и на одном дыхании..» Неужели это о Солженицыне ??! Александр Исаевич — один из самых косноязычных авторов, к тому же явно неизбалованный литературными талантами. Как там Твардовский выразился по поводу его пьесы на три десятка действующих лиц : «Совсем фуёво дело !».

Оценка: 2
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть подкупает отсутствием авторской истерики. Безо всяких интеллигентских оценок Солженицын говорит: «Вот как оно было». А оценки даёт читатель, каждый в меру своего разумения. В этом плане «Один день Ивана Денисовича» является непревзойдённым образцом.

Пара слов о том, как это написано. Перед нами не авторский, литературный текст, а речь персонажа, мужика, попавшего на каторгу как кур в ощип. Отсюда и лапидарность стиля, и некоторая косноязычность. Будь иначе, мы никогда не избавились бы от ощущения фальши. Замечательны мелкие, даже мелочные описания: как прогревается портянка, прежде, чем навернуть её на ногу, как корочкой вычищается миска из-под каши, как кирпич кладётся в ущерб выработке, но так, чтобы качество было. Но без этих неважнецких мелочей не будет психологического портрета героя, да и сам Иван Денисович не протянет десять лет, загнётся на половине срока.

Нельзя сказать, что повесть понравилась. Такие произведения не могут и не должны нравиться, но она останется в нашей литературе наравне с «Записками из мёртвого дома» Достоевского и «Островом Сахалин» Чехова.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Через каждое творение каждый автор пытается что-то сказать. По крайней мере, если это утверждение нельзя использовать ко всей многогранной беллетристике в мире, то к однозначно классическим произведением — оно преминимо. И дело в том, что «Один день Ивана Денисовича» — это как раз бесспорная классика русской литературы, чьей определённой мысли, идеи я не нашёл. Возможно, со мной что-то не так, а возможно, что автор и не пытался нечто однозначно заявить данным своим творением, вместо того раздразнив своё внимание на множестве подтем, то бишь на том, что уже проникло глубоко в мой разум и заставило задуматься.

Дело в том, что Александр Исаевич в данном произведении словно представляет уменьшенную копию своего куда более масштабного полотна — «Архипелаг ГУЛАГ». Он предоставляет читателю возможность окунуться в атмосферу, в которой проходит один день арестанта, попавшего на зону в сибирских просторах по мановению руки Советской власти времен Сталинских репрессий и военного положения. Описывая быт, навьючивая атмосферу, заставляя буквально полюбить мерзкую водную субстанцию, возникшую после приготовления овсяной каши, Солженицын словно невзначай замечает и упоминает истории людей, рассказывая о том, как те по несправедливым или, наоборот, справедливым и логичным обстоятельствам оказались в том положении, в котором находятся. Он не заставляет читателя сопереживать героям за счет слов, он описывает их поступки. Каждый персонаж — так или иначе человек. И каждый человек за плечами что-то имеет, и об этом говорит писатель, вместе с тем лишь слегка упоминая, что стоит за плечами у всего народа — Власть. И эта Власть, взмываясь над обществом, словно Домоклов меч изредка опускается на тех, кому повезло или неповезло, кого стоит пожалеть, а кого — нет. Эти факторы читатель решает уже сам за себя, проживая, действительно проживая, один день в кулуарах грязных бараков и на просторах бескрайних сибирских прерий, наполненных морозным ветром и одиночеством существования, даже когда вокруг, вроде бы, люди и есть...

Возможно, такой и является основная мысль — истинное одиночество, которое поглощает человека, не имеющего воли. Его отчужденность от мира, которого он уже не знает и даже не думает о том, как стать его частью. Он погружён в себя, в ежедневные попытки заработать и не оплашать, в морозные ветра и туманные перспективы, настоящим смогом опоясывающие всё его окружение, лишь изредка дозваляя слабо греющему огню от печки проникнуть в линчое пространство, дабы дать мгновение для отдыха, во время которого человек по-истине и осознаёт своё положение... Горечь и тепло — смешение чувств и эмоций, которые нельзя определённо описать, и именно это удалось Александру Исаевичу, который явно даже и не пытался сделать именно это.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прогрессивное общечеловечество привыкло к месту и не к месту ссылаться на Ханну Арендт, рассуждая о природе зла. Словосочетание «банальность зла» стало едва ли не штампом, затертым до невозможности...

Но жизнь устроена так, что гениальные прозрения рано или поздно становятся прописными истинами. И от тезиса о банальности зла деваться некуда. И даже вот Александр Исаевич внес вклад в его обоснование...

Мы то ведь с легкой руки романтиков привыкли к тому, что в природе зла есть нечто грандиозное и эпическое. И самому злу понравилось скрывать свою смертоносную пустоту за трагической маской, вышагивая на котурнах перед публикой. Или в плаще и со шпагой. Распевая оперные арии на руинах заброшенного замка. Толкая напыщенные речи с цитатами из Ницше или какого-нибудь еще профессионального переработчика здравого смысла во вредоносную абракадабру. Нравится злу звенеть кимвалами и дудеть в фанфары, маршируя под очередной вариант имперского марша. В общем, оно изо всех сил претендует на то, чтобы его непременно писали с заглавной буквы и полагали жизненно необходимой частью мироздания, в отсутствии которой и Добро недостижимо...

Великая заслуга данной повести в том, что зло берут за шкирку и тыкают носом в следы его убогой жизнедеятельности. Зло скулит и плачет, грозится подать в суд за клевету, но многие успевают в этот момент убедиться, что нет у него права на величие. Оно бесплодно, оно страдает импотенцией, оно ничего не может создать. Если только присвоить чьи-то заслуги и выдать за свои. Зло обезличивает и расчеловечивает. Оно стирает яркие краски и превращает жизнь в изнурительную рутину, лишенную смысла...

Иной читатель в повести разочаруется. Ему были нужны кровавые колымские ужасы, ему хотелось столкновения характеров и интересных диалогов. Ан нет...

Торжество зла — это торжество унылой рутины. Тоски неизбывной. Бессмысленного коллективного мартышьего труда. Битвы за право первому завладеть валенками. Схватки за дополнительную порцию баланды...

Эх, какие там еще магические порошки гаитянских жрецов культа вуду...Вот вам дедушка Исаич показал то, как большевизаны фабрикуют полчища живых мертвецов. И проделал это через описание одного дня из псевдожизни бывшего человека. Который безропотно тянет лямку, ломает шапку перед вертухаем, по мелочи надувает начальство, оказывает услуги лагерному придурку Цезарю за кусок колбасы...

И это не в осуждение Ивану Денисовичу Шухову. Крестьянский сын Шухов приспособился и уцелел ценой превращения из человека в тягловую силу. Мы то со своими взращенными посредством сидения на диване идеалами, надо полагать, в подобных условиях благополучно бы сдохли...

А повесть про Шухова нам как бы предостережение. Чтобы помнили: ежели опять придут какие-то люди и посулят построить рай на земле быстро, дешево и сердито, то не иначе как снова доверие их посулам обернется баландой да номерами на бушлатах...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небезинтересно отметить: это произведение настолько понравилось Н. С. Хрущёву, что его не только издали огромным тиражом, но даже и собирались номинировать автора на соискание Ленинской премии.

Вот и сюжет для альтернативки: а что, если бы А. И. Солженицын в разгар хрущёвской оттепели стал бы-таки лауреатом высшей премии СССР?

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написано удивительно ясным, простым языком. Читается легко и на одном дыхании. В рассказе присутствует множество сложных, весьма специфических моментов,

которые участники всегда и во все времена описывают при помощи жаргонизмов. Солженицыну же удалось все это обыграть в неподражаемой литературной манере

и при этом ни разу не сфальшивить.

С одной стороны сюжет не замысловат, с другой стороны произведение написано настолько мастерски, что буквально с первых страниц возникает ощущение полного

погружения в мир главного героя, ужасный мир сталинских лагерей. Тем удивительнее осознавать, что в этом рукотворном аду есть место для нормальных человеческих отношений, доброты, участия, сострадания.

Характер главного героя Ивана Денисовича, даже не написан, он нарисован, причем с мельчайшими деталями. И очень хорошо видно сколько в нем внутренней

доброты. Рассказ оставляет после себя — положительные эмоции.

Оценка: 8
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Один день Ивана Денисовича» — довольно большое произведение. Всё-таки это не рассказ, а повесть. Как только действие укладывается в один день? Лагерный быт описан очень подробно. Сказывается, что Солженицын испытал это на своей шкуре.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх