fantlab ru

Джон Стейнбек «Русский дневник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Русский дневник

A Russian Journal

Документальное произведение, год

Аннотация:

Русский дневник (англ. A Russian Journal) — путевые заметки путешествия по Советскому Союзу, написанные в первые годы холодной войны Джоном Стейнбеком и изданные в 1948 году. Сопровождаемый военным фотографом Робертом Капа, Стейнбек поставил перед собой задачу описать реальные настроения и условия жизни людей, живущих в условиях Советской власти. Будучи журналистами, они были скептически настроены по отношению к агрессивной пропаганде, применяемой в то время в американских средствах массовой информации и очевидному всплеску паранойи по отношению к России, которая изображала народ в социалистических странах как фанатичных и милитаристских роботов («коммунистические орды»). Когда в США стало известно, что они направляются в СССР, журналистам пришлось выслушать множество реплик вроде: «Да ведь вы же пропадёте без вести, как только пересечёте границу», «Что ж, у вас неплохие отношения с Кремлём, иначе бы вас в Россию не пустили. Ясное дело — вас купили», «Что, едете в Москву, да? Захватите с собой парочку бомб и сбросьте на этих красных сволочей»...

Эти литературные и фотоматериалы о жизни являются ценным историческим документом. Стейнбек и Капа описали русских, проживающих в совершенно иных условиях, нежели описанные в докладах, распространяемых западными державами: жизнь советских городов и всей страны описывалась Стейнбеком как мирная и очень похожая на жизнь других народов в тогдашней Европе. Не преуменьшая тоталитарной природы сталинского режима, Стейнбек обнаружил, что средний русский опасался не Сталина, а повторения мировой войны.

© Wikipedia

Входит в:

— журнал «Знамя № 1, 1990», 1990 г.

— журнал «Знамя № 2, 1990», 1990 г.


Похожие произведения:

 

 


Русский дневник
1989 г.
Русский дневник
2017 г.
Русский дневник
2018 г.

Периодика:

«Знамя» № 1, 1990
1990 г.
«Знамя» № 2, 1990
1990 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джона Стейнбека люблю и прочитал с удовольствием фактически все его художественный книги, а в честь 120-и летия со дня рождения выдающегося лауреата Нобелевской и Пулитцеровской премий даже складывал неофициальную мемориальную антологию «В этом мире ты — человек». Художественные произведения за редкими исключениями все прочитал, но в библиографии талантливейшего автора есть документалки например «Путешествие по Америке» и «Русский дневник».

Будучи далёким от некоторых идеологий СССР, откладывал«Дневник» на будущие, но он о другом и не только про Россию: Стейнбек провёл у нас несколько месяцев, кроме Москвы и Сталинграда посетил Киев и несколько деревенских колхозов в киевской области, слетал в Грузию где в СССР многие считали местный Батуми туристическим раем и рассказал о путешествии максимально аполитически, без собственной вовлечённости.

Напарник Стенбека фотограф Роберт Капа старался запечатлеть всё на плёнку (отснял тысячи кадров) а Джон запечатлел увиденное превосходно в прозе. В некоторых моментах книга стала просто откровением, писатель хотел показать реальную Россию, потому что желтые газетчики клеймившие её потенциальным врагом №1 ни разу не были в СССР; некоторые американские корреспонденты делали тоже что-то похожее, тем не менее. Что приятно, к Джону Стейнбеку в русском посольстве не возникло дополнительных вопросов: даже русские не сомневались в искренности намерений честного писателя. А вот фотограф Капу не хотели пускать…

Лежащий в руинах Сталинград они прилетели из Хельсинки на обшарпанном войной самолёте из американского лендлиза. Первым их встретил таможенник со стальными зубами и печатью завёрнутой в газетку. Но в Сталинграде не задерживались, дальше перелёт в контрастирующую Москву: огромный красивый мегаполис без значительных повреждений, все дома (красятся) в лесах, идёт подготовка к 800 летию! Джон Стейнбек посетил грандиознейшее авиашоу после музея Ленину, где его удивило отсутствие портретов соратника Троцкого.

Авиашоу устроили ошеломляющее с имитацией настоящего воздушного боя, вплоть до взрыва якобы подбитого самолёта за холмами. Москва — столица СССР поэтому менее всего пострадала. Немцы-то налетали пару раз, но из-за мощной батареи зениток выпущенный по их эскадрильях, потеряли много бомбардировщиков, им пришлось сменить курс налётов. Переводчицей в России стала Sweet-Лана, энергичная блондинка яркий представитель нравственной советской молодёжи. Немного культовыми кажутся американцам вездесущие картины с портретом Сталина, его же бюсты и памятники в полный рост тоже на каждом шагу.

Далее следует не менее волнующий перелёт (на самолёте без конденсионера и вентиляции) в Киев с устоявшими перед натиском фашистов тысячелетними славянскими храмами и монастырями. Мать городов русских в руинах, но женщины — господи! Совершенно прелестные они на фоне руин шагают так легко, гордо и непринужденно. Вместе с полным уничтожением широкого культурного слоя, Первая Мировая Война фактически полностью убила здесь всю промышленность — украинцы везде работали вручную, а на огромный колхоз редко находилась молотилка, о тракторах тоже не было речи.

Энергичность украинцев поразила Стейнбека, целый день они пашут в поле босыми (ибо обувь являлась большой роскошью, в поле в ней не ходили), а затем умудрялись протанцевать всю ночь и снова ни свет не заря возвращались к работе. Над пошлыми шуточками про огурцы в колхозе «Шевченко» смеялось всё поле, и собирали пир американским гостям всей деревней. Украинцы люди простые, некоторые даже не видели никогда фотоаппарата и во время пьесы актёрам полностью отшибло текст, они словно зачарованные повторяли его за суфлёром, зато гостеприимные от души.

Далее из Киева снова через Москву (иначе никак) возвращается в Сталинград, город сильно пострадал и представлял из себя сплошное разрушение. Люди жили под землёй в уцелевших подвалах, но поднимались на улицы всегда чистыми и опрятными. Стейнбека провели по главным местам исторических битв и сражений, он также посетил тракторный завод, где во время войны складывали танки. А перед вылетом в Грузию встретил на Сталинрадской свалке одичавшую грязную длинноногую девочку, она там и жила на городской свалке.

В Грузии Стейнбек посетил 1500 летний Тифлис, где неподалёку родился Сталин, посмотрел в театре «Царя Едипа», прошелся по фруктовым садам и чайным плантациям.

Перед возвращением в США снимок одичавшей девочки со свалки изъяли.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из любимейших моих авторов. Сильный профессионал, неукротимый романтик. Стейнбек поэтичен, ироничен и честен.

«Русский дневник» читал в электронке, на 6-ти дюймовом Pocket`е, рассматривая крошечные иллюстрации. Между тем иллюстрации – существенная составляющая этой книги.

Аннотация не врет – это действительно художенственно обработанные дневниковые, 1947 года, записи Стейнбека. Именно в этом году Стейнбек побывал в СССР. Это путешествие Стейнбек совершил не один, а в компании с замечательным американским фотографом по фамилии Капа. Именно его, Капы, фотографиями проиллюстрирована книга. И именно из-за этих фотографий я мечтаю приобрести бумажный вариант этой книги.

Итак, 1947 год. Страна едва-едва начала оправляться от ужаса кровопролитной войны. И Стейнбек, сторонний наблюдатель, фиксирует жизнь простых советских людей при помощи карандаша, а Капа – посредством фототехники.

Они побывали далеко не во всех уголках СССР, увидели едва ли тысячную часть страны – Москву, Сталинград, Киев, несколько украинских колхозов, Тбилиси, Грузию.

Но то, что они увидели и описали – заставляет гордиться моей Родиной и ее жителями – моими дедами и бабками. Людьми, чей труд, чье мужество, чье величайшее терпение и выносливость обеспечили мою нынешнюю жизнь, стали ее фундаментом.

Больше всего тронули, задели за живое сцены посещения американцами украинских колхозов. Люди жили бедно, очень бедно, но – спорили до хрипоты, стремясь заполучить к себе на обед заезжих американских писателя и фотографа.

А Сталинград?!! В котором девушки, живущие в подвалах и землянках, без электричества и канализации, умудрялись выглядеть опрятно и чисто.

Ну и, конечно, я восхищаюсь автором – его наблюдательностью, чувством юмора, умением фиксировать происходящее с фотографической точностью. Все время хочется написать «беспристрастно», но нет, — автор пристрастен. Он полюбил советских людей. Из регионов больше других ему понравилась Грузия. Автор ненавидит, и не скрывает этого, — тоталитаризм, бюрократию, войну, царизм, о мрачности которого он делает вывод, посетив царские палаты (а, правда, есть такие?) Кремля.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книжка. Не потому, что в ней Стейнбек расхваливает СССР — тем более, что он этого и не делает. И не потому, что она чрезвычайно интересна своим событийным рядом или выдающимися литературными достоинствами. А прежде всего тем, как в ней сформулирован и выполнен самый важный принцип честного журналиста — что наблюдаю, то и пишу. Не оценивая и не пытаясь глубоко осмыслить и тем более додумать увиденное. Просто описание — святая святых любого наблюдателя. То, на чём стоит вся наука и любая разведка. Максимально объективно описываю то, чему являюсь очевидцем. И всё. Аналитика будет потом.

И замечательный вывод из увиденного и услышанного в СССР — русские точно такие же простые люди, как и американцы. И живут теми же самыми заботами и проблемами, что и американцы. И хотят, в принципе, того же самого, чего хотят в своей общей массе простые обыкновенные американцы. Конечно, и у нас (русских) и у них (американцев), равно как и в любой другой нации и народности, всегда найдутся единичные негодяи и сволочи. Но ключевым тут будет определение «единичные».

Безусловно, с той поездки прошло уже более шестидесяти лет (70+, если нужно точнее) и мир изменился. Прежде всего изменился в сфере информационных технологий. И мы все теперь в гораздо большей степени подвержены тому или иному информационному влиянию. И потому как раз важно уметь делать то, что проделал Стейнбек — быть максимально объективным и не искать того, чего в наблюдаемой картине нет. И уметь не принимать на веру любые утверждения, основанные на голословных «фактах», особенно когда они идут в чьём-то пересказе.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дневники путешествующих по России — это довольно своеобразный жанр, в котором отмечались самые разные люди. Дипломаты, купцы, военные, литераторы на протяжении веков изучали и в меру своего понимания, а также симпатии (или её отсутствия) к стране, людям и текущему политическому строю рассказывали о пережитом и увиденном своим соотечественникам.

«Русский дневник», пожалуй, особняком стоит на этом фоне. Рассказ о путешествии Стейнбека в компании фотографа Роберта Капы по Советскому Союзу в 1947 году одновременно и печалит, и восхищает, и веселит. Это очень и очень честная книга, возможно, максимально близко подошедшая к идеалу документальной литературы. Знаменитый писатель рассказывает о том, что видит, без приукрашиваний, без домыслов, без какого-либо сгущения красок. Просто люди, просто жизнь, просто тяжелейшая работа, во время которой люди всё равно находят время и возможности для радости, счастья и надежды на то, что пережитые испытания больше никогда не повторятся.

Жаль, что книга Стейнбека не сыграла той роли, на которую автор, вероятно, надеялся...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имел интерес прочитать данный очерк. Остался довольным и удовлетворенным — как фотографиями Капы, так и слогом Стейнбека и его меткими замечаниями. В «Дневнике» он верен своему раннему творчеству и, казалось, смог полностью проникнуться жизнью и идеологией советского рабочего класса. Особенно взяли за душу заметки о Сталинграде — в частности, о маленькой девочке и подарках от всяких государств. Стейнбек умеет двумя—тремя предложениями описывать всю мощь и силу своей мысли. Да и не только своей. Мысли обобщенной. Он доносит правду такой, какой ее смог бы увидеть каждый. Но не каждый смог бы описать всё так метко.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх