Л. Пантелеев, Григорий Белых «Республика ШКИД»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Петроград времён 20-х годов прошлого века. Гражданская война породила огромное количество беспризорников с стране. Некоторые из них попадают в ШКИД — Школу социально-трудового воспитания имени Достоевского. Группа озлобленных подростков не видит в этом заведении ничего особенного, многие из них прошли через десятки таких учреждений и в конце концов всегда сбегали. Не сразу они осознали и почувствовали, что с этой школой у них всё сложится по-другому. Эта повесть правдивая и временами жёсткая, это также повесть весёлая, забавная, смешная и временами очень грустная. И наконец это повесть молодых людей призванная помочь таким же как они сами ребятам.
Первая публикация: «Республика Шкид» Иллюстрации Н. Тырсы: М.—Л., Гиз, 1927.
Посвящение: Посвящаем эту книгу товарищам по школе имени Достоевского.
Входит в:
— цикл «Республика ШКиД»
— антологию «Школьные годы. Выпуск 1», 1988 г.
— антологию «Неуловимые мстители», 1994 г.
Экранизации:
— «Республика ШКИД» 1966, СССР, реж. Геннадий Полока
Похожие произведения:
Мариам Петросян
«Дом, в котором…»
(2009, роман-эпопея)
|
|
|
Антон Макаренко
«Педагогическая поэма»
(1937, роман)
|
|
|
Лев Кассиль
«Кондуит и Швамбрания»
(1931, повесть)
|
|
|
Антон Макаренко
«Флаги на башнях»
(1938, повесть)
|
|
|
Анатолий Рыбаков
«Кортик»
(1948, повесть)
|
|
|
Валентин Катаев
«Белеет парус одинокий»
(1936, повесть)
|
|
|
Вениамин Каверин
«Два капитана»
(1944, роман)
|
|
|
Владимир Дорошев
«Время волков и овец. Моё поколение»
(2019, эссе)
|
|
|
Виктор Астафьев
«Кража»
(1966, повесть)
|
|
|
Александр Шаров
«Друзья мои коммунары»
(цикл)
|
|
|
Григорий Белых
«Дом весёлых нищих»
(1930, повесть)
|
|
|
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Адажио, 25 октября 2017 г.
Отметим столетие Великой Октябрьской революции через призму литературы!
Можно было бы, конечно, почитать что-то из апрельских тезисов, или «Доктора Живаго», или любые другие книги, посвященные непосредственно событиям... И можно даже совсем по-разному оценивать последствия этого народного бунта, но историю не перепишешь, что было, то было. Признаюсь, я особо не рефлексировала, а просто восполнила пробелы в знакомствах с советскими классиками.
Сюжет повести Леонида Пантелеева и Григория Белых «Республика ШКИД» знаком многим по одноименному фильму, вышедшему в 1966 г. Коротко — это история о создании режимной школы-интерната для «дефективных» детей (что-то среднее между обычным приютом и тюрьмой для малолетних), которая открылась в начале 1920-х годов, и первых трёх годах ее существования. Фильм я помню плохо (не помню вообще, кроме песни «У кошки четыре ноги...»), поэтому мне было интересно читать о первых сытых днях в новой школе, о постепенном укомплектовании ее учениками, шельмовании с хлебным пайком, голодными днями, бузой, укреплении авторитета руководителя, летних каникулах и празднованиях Нового года. Там столько за три года произошло, что мне было искренне жаль расставаться со всеми героями!
Когда я читаю любые книги, меня преследует вопрос «А что было первоисточником?» Из-за своей недообразованности я не часто нахожу ответ на этот вопрос. Наверняка были и другие рассказы о беспризорниках или интернатах, на которые опирались Пантелеев с Белых (не зря сам Викниксор, прочитав повесть, сказал, что в ней «много правды, но и много худодественного осмысления»). Например, Царскосельский лицей Пушкина вполне мог бы стать романтическим прототипом школы имени Достоевского с его насыщенной литературной жизнью и «смотрами» опекунов и патронов. Но я очень точно для себя определила, что было написано по следам «Республики ШКИД». «Дом, в котором...» Мариам Петросян.
И, странное дело, «Дом...» мне очень понравился, но после Шкиды он смазался и стал чем-то вторичным. Раздутый, надуманный, неоправданно жестокий. И фальшивый. Проводя любую параллель между этими двумя интернатами, приятнее для меня становится этот, из начала века. Те же группы, та же иерархия, взаимодействие с учителями и персоналом, летний лагерь, личности лидеров, любовь. Единственная разница — Шкида стала отчим домом, стартовой площадкой, местом силы, которое дало толчок к выходу воспитанников в большой мир, и многие из них стали приличными людьми, не смотря на свое прошлое, а Дом — он не отпустил... Даже если выпустил.
Сейчас жалею только о том, что не прочитала «Республику ШКИД» в подростковом возрасте и лишила себя влюбленности в Пантелеева или Цыгана... А так — ничего не оставалось, как восхищаться ребятами и по-тихому завидовать Эланлюм. Вон какой ей мужик достался!
Гриф Рифт, 16 декабря 2023 г.
Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в 1926 году, когда старшему из них — Белых — шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет.
Это удивительно, ведь сочинили её почти дети, вчерашняя шпана ленинградская, бывшие беспризорники. Повесть написана настолько весело, задиристо, откровенно, что попала точно в “десятку” придирчивого читателя. Да и сейчас попадает.
На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трёхэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид.
Много подростков за время революции, голода и Гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем стать налётчиками.
Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор)- основатель ШКИДы и мудрый поводырь ШКИДцев, который мечтает превратить ШКИДу в маленькую республику со своим гимном и гербом- тянущимся к свету подсолнухом.
Помогают ему в этом нелёгком деле, его жена Элла Андреевна Люмберг- педагог немецкого языка, (Эламлюм),
Александр Николаевич Попов (Алникпоп)- учитель истории, Константин Александрович Медников- учитель физкультуры. Или попросту, как их прозвали Шкидцы- халдеи.
Вот основной костяк педагогов и воспитателей, которые пытались вернуть обществу не малолетних бандитов и хулиганов, а воспитать из них, достойных советских граждан, дав им по возможности и кров, и образование, всё что было в их силах.
Но не каждого халдея ШКИДа принимала с распростёртыми объятиями. Каждый педагог проходил проверку на прочность.
Перейдём к “питомцам” республики Шкид.
Николай Громоносцев (Цыган)- пришёл в ШКИДу из Александро-Невской лавры, где тогда содержались самые отпетые малолетние воры и преступники. Он сразу же стал лидером маленького коллектива, с усмешкой воспринимавшего нововведения завшколой:
Вскоре в школу приходит Гришка Черных (прототип — автор повести Белых), умный и начитанный мальчик, забросивший ради книг учебу и в конце концов угодивший в детскую трудовую колонию, а оттуда в ШКИДу,
Постепенно приходят новые воспитанники, среди них одноглазый Мамочка и Японец — знаток немецкого языка, умный и развитой бузила.
Слаенов — «великий ростовщик» ШКИДы:
Викниксор пытается привить ребятам и социальную ответственность: чего только стоит “газетная лихорадка”,
Многие хорошие начинания Викниксор поощрял, и давал исправить ситуацию бузотёрам, когда они натворили дел,
Несмотря на то, что повесть была написана в 1926 году, темы поднимавшееся в ней, актуальны и в наше время. Читать безусловно, интересно, даже тем, кто видел экранизацию Геннадия Полоки, так как в фильме половина историй, рассказанных в книге, не отражено.
Эта повесть написана в непростое время, молодыми ребятами, как назидание, для таких же ребят, и будущих поколений.
Очень здорово встретить в конце повести через три года после ухода из ШКИДы в 1926 году:
Янкель и Пантелеев, стали журналистами,
Японец закончил институт сценических искусств;
Пыльников учиться на последнем курсе пединститута;
Купец- военный ВУЗ, стал красным командиром;
Воробей вместе с Мамочкой работает в типографии;
Цыган, окончив сельскохозяйственную академию, становиться агрономом.
Все они стали комсомольцами и активистами, поскольку ШКИДа, хоть кого изменит.
“Путь наш длинен и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы выйти в люди”
А это значит, что Виктор Николаевич Сорокин, Викниксор- справился с поставленной перед собой задачей, на отлично, пусть даже на страницах повести.
darken88, 9 ноября 2022 г.
А вот еще одно знаковое произведение в подростковой литературе нашей страны. Время после Октябрьской революции и Гражданской войны оставило свой след не только в судьбах взрослых людей, но и в целом поколении детей и подростков, ставших беспризорниками и малолетними преступниками. На плечи педагогов, зачастую не имеющих опыта работы с такими категориями граждан молодой советской республики легла большая задача — воспитать из этой, по сути аморфной массы настоящих людей. Здесь мы видим огромный опыт Макаренко, который описал свой труд в «Педагогической поэме». Однако, уникальность «Республики ШКИД» в том, что книга написана именно воспитанниками школы имени Достоевского. В этом произведении без прикрас показана жизнь юных хулиганов, которые , впрочем находили место и творчеству, и изложению мыслей, и каким-то затеям. Впрочем, как известно, после ухода тех, кто был зачинателями славных традиций ШКИДы, все закончилось не очень хорошо, потому что уже некому было эти традиции прививать, однако, как некоторый исторический документ, прослойку воспитательной работы и культуры повседневности «дефективных» подростков — «Республика ШКИД» очень интересна, кроме того, она и написана живым и интересным повествовательным стилем, способным увлечь читателя, а это уже о многом говорит. Если сравнивать повесть с тем же «Кондуитом» или «Поэмой» Макаренко — она заметно выигрывает, но и оставляет некоторый осадок, но ведь ради эмоций и впечатлений книги и читаются.
intuicia, 22 октября 2018 г.
Прошло уже 90 лет с момента написания данной книги, а читается она легко, несмотря на поднимаемые в ней темы. Хоть и написана она непосредственными участникам событий, радует, что в романе есть юмор и ирония. Вообще книги про подростков это отельная история, а когда она еще и реальна, то интереснее вдвойне.
Прошло всего каких-то сто лет, а как изменился мир. И нынешним подросткам было бы неплохо узнать, как жили их сверстники в то время.
Мне же было интересно читать, так как события происходили в моем родном городе. Кстати, после войны в здании ШКИДы обосновалась швейная фабрика имени Володарского. Переименованная в «Фабрику одежды Санкт-Петербурга (ФОСП)» она занимает это здание и поныне.
У книги есть отличая экранизация 1966 г., если вы еще не смотрели, зацените, она того стоит.
Paganist, 10 июля 2016 г.
Одна из любимых книг детства. Перечитывал множество раз.
Изюминка книги — её авторы. Выпускники школы имени Достоевского (той самой ШКИД) описали свою жизнь в исправительном заведении. И описали без прикрас. Красноречиво при этом делая акценты на плохих поступках. Причём и о своих подвигах не забывали, то есть были честными перед читателями. Возможно, это в книге и подкупало. Герои ведь (и воспитанники, и воспитатели-халдеи) были настоящими, живыми, не придуманными, каждый со своей историей и судьбой.
Считаю «Республику ШКИД» одним из лучших произведений «дидактическо-педагогической» направленности своего времени.
Terminus, 26 декабря 2012 г.
По моей шкале это абсолютный шедевр. Перечитывал уже не помню сколько раз.
Про ШКИДу есть ещё одна книга, написанная выпускниками — Последняя гимназия Евстафьева и Ольховского. Там школа Викниксора показана в очень мрачном свете. Описаны последние годы ШКИДы, после ухода Пантелеева и Белых. Кончилось всё тотальной бузой и расформированием.
Есть и воспоминания самого Викниксора. Они так и называются «Школа Достоевского» (Виктор Николаевич Сорока-Росинский). Почитайте, тем кто, как и я, вырос на Республике ШКИД будет интересно.
Но что бы не говорили об этой школе, лучшее доказательство того, что Викниксор старался не зря — это книга его выпускников. Я просто не помню, кто ещё мог ТАК писать в 18-19 лет, как эти вчерашние шкеты и беспризорники. Чисто, лаконично, точно. И написана то ШКИДа всего за несколько месяцев. Чувствуестя закалка, описанная в главах про журнальную лихорадку.
onelab, 22 февраля 2021 г.
Читал, и не покидало ощущение какой-то сознательной «причёсанности», сглаживания реальной картины. Авторы работают более тонкими мазками, чем следовало бы. Понятно, что Пантелеев и Белых были ограничены определёнными цензурными рамками, да и книга сама детско-юношеская, в конце концов. Иногда вообще казалось, что события происходят не в школе для трудновоспитуемых подростков, а в charm school. В духе Станиславского кричу: «Не верю !». Сомневаюсь, что это поколенческое. Кто-то возразит: тогда и нравы были другие, и перевоспитание шло проще, да и молодёжь была не чета нынешней. Да ну ? Это в 20-30-е то годы, вы серьёзно? Гопник он и есть гопник. Ещё Пантелеев явно переборщил с описаниями всех этих стенгазет, «конституций», гимнов и т.д. Можно было куда меньше внимания уделить этой части жизни шкидцев. Как «срез эпохи» — повесть, безусловно, неплохая, и заслуживает внимания. Но перечитывать не стал бы никогда, и сегодняшним детям, даже неглупым, вряд ли бы стал советовать прочесть.
Lena_Ka, 13 марта 2012 г.
Обожаю эту книжку. Она очень живая, хоть написана и очень давно. Написана теми «весёлыми нищими», которые были воспитанниками ШКИДа, республики под названием Школа имени Достоевского. Впервые упоминание об этой школе я прочитала в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко, и захотелось, конечно, узнать чем система Макаренко отличается от той, которую предлагал Сорока-Росинский, шкидовский Викниксор. Начала читать.... и все системы по боку, потому что интересна до безумия была жизнь школы, учителей, воспитанников. Вечная борьба-дружба бузотёров и халдеев. Честно, интересно, здорово! Очень понравилось, что писали именно выпускники, а не учителя, потому что интересно было посмотреть на систему с разных точек зрения. Мне бы очень хотелось поработать рядом с такими людьми.
И фильм, кстати, тоже обожаю, очень талантливый. Жаль, только что судьба юных актёров сложилась так трагично.
Блофельд, 10 июля 2016 г.
В основу романа положены события из жизни самих Белых и Пантелеева. Так что роман в значительной мере автобиографический. Из контекста непонятно, кто добрый, а кто злой: учителя или школьники. Они друг друга стоят: то учителя тиранят школьников, то школьники вставляют палки в колёса учителям. Не хочется сочувствовать ни тем, ни другим.