FantLab ru

Александр Островский «Свои люди — сочтёмся!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Голосов:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Свои люди — сочтёмся!

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Примечание:

«Свои люди — сочтёмся» (первоначальные названия «Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут, или Свои люди — сочтёмся») — комедия в 4-х действиях Александра Островского 1849 года. Пьеса имела огромный успех у читателей после публикации в журнале «Москвитянин» в 1850 году. Но постановка была запрещена по указанию Николая I. Цензурный запрет продержался одиннадцать лет.


Входит в:

— антологию «Русская драматургия XVIII-XIX веков», 2002 г.

— антологию «Комедии», 2003 г.

— антологию «Горе от ума. Пьесы», 1974 г.

«Театр FM», 2004 г.



Пьесы
1948 г.
Полное собрание сочинений. Том 1. Пьесы 1847-1854
1949 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1
1959 г.
Избранные пьесы
1971 г.
Избранные пьесы. Том 1
1972 г.
Полное собрание сочинений. Том 1
1973 г.
Горе от ума. Пьесы
1974 г.
Пьесы
1982 г.
Пьесы. Часть первая
1985 г.
Пьесы
1986 г.
Сочинения. Том 1
1987 г.
Русская классика. 9 класс
1998 г.
Пьесы
1999 г.
Русская драматургия XVIII-XIX веков
2002 г.
Избранные произведения
2003 г.
Пьесы
2006 г.
Пьесы
2007 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Женитьба Бальзаминова
2017 г.

Аудиокниги:

Доходное место. Свои люди - сочтемся! Бедность не порок. Лес
2006 г.
Не все коту масленица. Свои люди сочтемся
2006 г.
Комедии
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Позабыв покой и лень, делай деньги, делай деньги, а остальное всё — дребедедень!»

Трагикомедию «Свои люди — сочтемся» я читаю не в первый раз, но каждый раз она дается мне морально непросто. Причина в том, что в произведении подняты три важных темы – как способны перекроить вроде бы неплохого человека большие деньги, как слепая родительская любовь может изуродовать детей вседозволенностью и потаканием, и в какие никчемные эгоистичные существа могут превратиться залюбленные дети, всегда получавшие от жизни желаемое. Дорвавшийся к власти и деньгам человек часто теряет себя, забывает о чувстве благодарности и втаптывает в грязь благодетелей. И как это ни ужасно, но даже близкие родственники отворачиваются от родных, предпочитая родственным связям весомого золотого тельца.

«Свои люди — сочтемся» — сильнейшая острая пьеса о банальной ситуации, когда дети избавляются от уже не способных зарабатывать родителей. Читать было иногда гадко, ужасно хотелось прибить мелочного порочного зятька главного героя, который выбился в люди и сколотил себе огромное состояние за счет тестя, при этом без зазрения совести отправив того в долговую яму. Да и доченька героя «хороша» — как сыр в масле катается, а смотрит на родителей как на грязь под ногами. Она — жалкое тупоголовое грубое ничтожество, ничего не замечающее кроме кружевных тряпок и собственных желаний, для неё модное платьице платье важнее судьбы отца.

Очень хочется думать, что пусть даже герои «не сочтутся» в самой пьесе, но тем людям, с которых писались персонажи, и таким как они, зачтутся все поступки. Конечно, и отец семейства в драме не ангел — он пытается укрыть доходы и пускается в авантюры, но при этом его цель — благополучие семьи, он думает в отличие от других персонажей не столько о себе, сколько о своей семье. Каким бы он ни был, пусть тысячу раз плутом и самодуром, но ведь никто не заслуживает подобного отношения, а тем более, от собственных детей.

«Свои люди — сочтемся» — прекрасная пьеса, чудесный образец русской классической драматургии. Трагикомедия написана красивым образным языком, отлично характеризующим каждого персонажа (это и использование просторечной лексики, и обилие в речи поговорок). Характеры всех героев раскрыты в полной мере, погружение в мир русского купечества удалось на славу.

Пьесу я вновь прочитала на одном дыхании и перелистнув последнюю страницу, разочарованно вздохнула, ведь мне так хотелось, чтобы здесь и сейчас восторжествовала справедливость…

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Было время, когда с удовольствием смотрел по тогдашнему чёрно-белому советскому ТВ все телеспектакли по пьесам Островского — пусть их было немного, но зато удовольствие было от каждого. А потом почему-то время Островского ушло. По крайней мере возникло такое ощущение. И наверное не у меня одного оно возникло, ибо пьесы Островского перестали попадаться на голубых экранах. Да и в ленте рецензий на сайте LiveLib тоже если и были, то как-то проскочили незаметно и неслышно.

Но, как оказалось — зря. Зря было ощущение несвоевременности и несовременности драматургии Александра Островского. И зря они долгое время были исключены (точнее, не были включены) в мои личные читательские списки и предпочтения. Потому что не то, что смотреть, но читать — и то интересно. Потому что персонажи прописаны с такими речевыми особенностями, что внутренним голосом буквально проговариваешь все интонации реплик разных героев, и порой возвращаешься к только что прочитанной незамудрённой колоритной фразе и переиначиваешь её интонационно, и тут уже ловишь себя на невольном жестикулировании и гримасничании — начинаешь невольно жить жизнью то одного, то другого персонажа, и получаешь от этой полутеатрализованной полужизни-полупьесы полноценное удовольствие.

Ну и мораль в конце, а как без морали-то!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх