Юлиан Семёнов «Альтернатива»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Март и апрель 1941 года выдались тяжёлыми для Королевства Югославии, над которым нависла прямая угроза оккупации немецкими войсками. В это время в хорватский Загреб и направилась группа немецких дипломатов, среди которых был Штирлиц.
Первая публикация: журнал «Дружба народов», 1974, № 7—9.
Входит в:
— цикл «Политические хроники»
— сборник «Альтернатива», 1978 г.
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Baskk, 11 марта 2024 г.
Штирлиц продолжает действовать, но главный в романе не он, а народ Югославии и предающие его интересы политики. Знал об этом периоде истории Югославии очень мало и книга помогла понять феноменальные победы Броз Тито и сложности взаимоотношения югославов с Западом и СССР, так как корни этих процессов выросли из событий весны 1941 года
strannik102, 3 марта 2021 г.
«Барбаросса» почти не виден… Почти...
Март-апрель 1941 года. Югославия. Гитлер активно развивает свои политические амбиции и территориальные позиции и потому готовит войсковую операцию по захвату Югославии, раздроблению её на отдельные зависимые и полузависимые государства и области. И в связи с этими задачами и целями туда выезжает спецгруппа СД, в составе которой находится и штандартенфюрер Штирлиц, офицер VI отдела РСХА (т.е. Исаев-Штирлиц уже в подчинении у Шелленберга и находится ровно в той же позиции, в которой мы его застанем в романе (и в фильме) «Семнадцать мгновений весны»).
Юлиан Семёнов умеет так подать глубоко и досконально изученный им самим документально-исторический материал, что просто создаётся полное ощущение незримого присутствия его — автора, и заодно с ним и тебя — читателя, там, в том месте, где происходят все эти эпизоды незримой разведывательно-контрразведывательной войны. И глубина проработки материалов заключается не только в точном знании и изображении фактов того времени, но ещё и в талантливом анализе складывающей и постоянно меняющейся политической ситуации. При этом читатель попадает в недра той политической чехарды интересов и мнений разных партий — от крайних левых до крайних правых. И имеет возможность вовсю прочувствовать и осознать все те методы политической конкуренции и борьбы, которыми не брезговали по отношению к друг другу политические оппоненты. И на какое национально-народное предательство шли всякого рода националисты для достижения своих якобы благородных целей. Причём вроде как цели-то и в самом деле громкозвучные — свободная и независимая Хорватия. Но для достижения этой «свободы» нужно впустить без боя германские войска на свою землю и полностью подчинить свой народ воле Германии и Рейха — свои личные амбиции важнее и главнее.
А на втором плане явственно вырисовывается вероятность скорой и неизбежной войны СССР и Германии. И наши люди, работающие «там», отчётливо это понимают, ощущают и стараются предупредить своё руководство. Но это пока только в перспективе, а здесь и сейчас — открытое нападение на Югославию.
А в голове во время чтения всё время мелькали параллели с такой же ситуацией по раздроблению Югославии на отдельные государства в совсем недавнем новейшем прошлом — чуть более двух десятилетий тому назад… Фюреры другие, а вся механика — прежняя.
ВладимирВас, 30 марта 2021 г.
Юлиан Семенов пишет очень тяжело и некоторые его романы просто мучительно читать разрываясь от желания бросить этот тяжелый текст и желания узнать, чем все закончится. Этот роман во всем цикле самый легкий для восприятия, да и понравился мне больше всего. Если не ошибаюсь, фильм по нему не снят. Лучше бы по нему сняли, чем по тому же Майор Вихрь. В общем, рекомендую, как познавательное и интересное чтиво.
NIKItoS1989, 14 мая 2020 г.
Вот так вот к 9 мая, накануне праздника Великой победы я отправляюсь во времена, этой победе предшествующие. А если быть точным, то даже во времена до начала той самой Великой Отечественной, но уже после начала Второй мировой войны.
Начинается с того, что нас знакомят с атмосферой в МИДе Вермахта, где журналисты могут вдоволь поесть и выпить, не тратя продуктовых карточек, которые действительно тогда существовали в нацистской Германии. Автор сразу демонстрирует нам характер национальности, выделяя наших советских представителей прессы, которые сохраняют достоинство и не лезут вперед других, лишь бы сосиски по-жирнее получить.
Надо сказать, что моё знакомство с творчеством Юлиана Семёнова растянулось весьма сильно, более года назад я прочитал Пароль не нужен и Испанский вариант, но решил взять паузу, так как творчество данного автора, словно деликатес — очень страшно переесть. Оно шикарно, но специфично и вызывает некую перестройку восприятия литературы — мой лучший друг после прочтения всего цикла долго не мог читать никакую переводную литературу, да и нашу тоже, хотя нашу он особо то и не читал... полгода только мог максимум графические новеллы, или играть... даже Аластер Рейнольдс, на которого я его подсадил в свое время — стал ему не мил, а Питера Гамильтона и вовсе не смог воспринимать... В общем, во избежание таких же последствий — я решил растянуть это удовольствие, дабы не быть обреченным мучиться от слома литературного вкуса.
Итак, мы видим карту. Карту Европы коричневого цвета, где чистыми остались лишь Британия и Россия.
Забавно, как советский журналист подшутил над американским коллегой, рассказывающем ему о будущем нападении Германии на СССР, что в Союзе есть такое новостное агенство ОГГ — «одна гражданка говорила», слухи короче, или по современному — ФейкНьюс. И верить этому, конечно, не стоит.
А Штирлиц верит, потому что знает... Вот-вот случится нападение на Россию, но чем позже, тем лучше для страны. Но всё равно ему боязно, пугает его эта карта, душу рвёт, но выдержка спасает его и он не зыблем.
Затем мы переносимся в Белград. Там тоже зреет страх перед Вермахтом. Корреспондент Потапенко пишет письмо в Москву. Нам предстает реальная диспозиция сил в Югославии, упоминаются реальные исторические личности из правительства страны... Этот квазидокументализм у Семёнова — просто шикарен... порой забываешь, что перед тобой толи красочный нонфикшен, толи художественное произведение...
Любопытен премьер-министр Югославии Цветкович, человек из бедных слоёв общества, прошедший мощнейший социальный лифт и оказавшийся на вершине! Ну и не побрезговавший свое положение успешно монетезировать, прям в духе некоторых наших... Хотя что уж тут говорить — русские и сербы — братья навек!
И именно он присоеденит свою страну к Оси. И будет свергнут.
Генерал Симович, который подвинул предшественника — тоже калоритный персонаж. Это ж надо так — генерал, который был в нерешительности и просидел ночь в стенаниях, когда его силы захватывали власть в стране. Ну а Адольф Розенберг — это прям мощнейшая фигура в Национал-социалистическом движении Германии, чуть ли не правая рука фюрера. Выходец из простой семьи российских немцев он был интеллегентен и благороден, а ему в противовес выступает Риббентроп. Он напротив нагл и прямооинеен, но результативен, потому и получает пост министра иностранных дел.
Ну и не обходится без самокопания Штирлица, причем столь тонкого философского, гораздо более глубокого, чем у большинства современных персонажей.
Мачек и Павелич — два лидера Хорватии, один неформальный, находящийся в изгнании в Италии, другой в официальный, бывший зам свергнутого Цветковича. Каждый хочет быть первым, каждый думает о своем народе. Каждый становится разменной картой в большой игре...
Свою игру ведет Веезенмайер, довольно странный нацист, не имеющий столь негативных черт, как кажется. Автор будто бы ему слегка симпатизирует, что не характерно. Но это иллюзия, в то время и в той стране нельзя им симпатизировать.
А еще есть простые люди, ну может не совсем простые, но ближе к земле так сказать. Полковник Везич, патриот Югославии, хорват, служащей великосербской нации, разведенный, смирившийся с изменой жены, но счастливый с другой женщиной, его старый друг Взик, главред газеты, собирающийся разводится, но несчастный. Есть репортер Иво, простой хорватский паренёк, работающий на Взика и мечтающий сделать себе имя и заработать на дом для своей семьи.
Есть девочка Анка, с весьма интересным, но подавленным талантом к живописи, есть ее семья, патриархальных взглядов, отец не понимающий мазню дочери и ее странное, по его мнению, увлечение. И эта атмосфера, в который чем дальше, тем чувственнее пришествие будущей бури...
Но, как и любая книга своей эпохи, она не лешена героизации и идеализации взглядов, тогда преобладавших — коммунизма, где его представители, столь благородны, что похожи больше на рыцарей из средневековых романов, чем на реальных людей. Но выточены эти оловянные солдатики, надо сказать со всем изяществом и красотой. Что хочется прямо-таки поверить в эту несбывшуюся красную утопию, вот он тонкий слой агитпропа, настолько утончённый, что даже у меня, человека не очень любящего левацкие взгляды, не вызывает особой неприязни. Пусть эти образы и кажутся чуть ли не сказочными, но настолько органичными, что просто хочется сказать: «верю!». И еще в очередной раз приклонится перед гением автора — в определенный момент жизни, у каждого это в разном возрасте происходит, хотя может у кого-то и не происходит вовсе, ты начинаешь отделять талант от убеждений человека, признавать эту самую человеческую разностность, уважать её, даже не принимая взглядов другого, но понимая его. И пусть наши взгляды разнятся, но дар прозаика у Семёнова просто потрясающий!
Но помимо сказки про коммунистов, пусть и прекрасной — здесь есть ужасная правда, просто ужасающая... И после прочтения книги, остается мощнейшее впечатление! Хочется, чтоб все сложилось по-другому, ну хоть что-то... Но это история и по-другому не сложится...