FantLab ru

Юлиан Семёнов «Альтернатива»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Голосов:
110
Моя оценка:
-

подробнее

Альтернатива

Роман, год (год написания: 1973); цикл «Политические хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Март и апрель 1941 года выдались тяжёлыми для Королевства Югославии, над которым нависла прямая угроза оккупации немецкими войсками. В это время в хорватский Загреб и направилась группа немецких дипломатов, среди которых был Штирлиц.

Примечание:

Первая публикация: журнал «Дружба народов», 1974, № 7—9.


Входит в:

— сборник «Альтернатива», 1978 г.



Издания: ВСЕ (12)
/языки:
русский (12)
/тип:
книги (12)

Альтернатива. II
1976 г.
Весна 1941 года
1980 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1983 г.
Альтернатива
1984 г.
Собрание сочинений. Том 2. Политические хроники 1941
1992 г.
Испанский вариант
1994 г.
Испанский вариант
1994 г.
Испанский вариант
1998 г.
Испанский вариант
2007 г.
Альтернатива
2015 г.
Испанский вариант
2019 г.
Альтернатива в четырех томах. Том 2
2020 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот так вот к 9 мая, накануне праздника Великой победы я отправляюсь во времена, этой победе предшествующие. А если быть точным, то даже во времена до начала той самой Великой Отечественной, но уже после начала Второй мировой войны.

Начинается с того, что нас знакомят с атмосферой в МИДе Вермахта, где журналисты могут вдоволь поесть и выпить, не тратя продуктовых карточек, которые действительно тогда существовали в нацистской Германии. Автор сразу демонстрирует нам характер национальности, выделяя наших советских представителей прессы, которые сохраняют достоинство и не лезут вперед других, лишь бы сосиски по-жирнее получить.

Надо сказать, что моё знакомство с творчеством Юлиана Семёнова растянулось весьма сильно, более года назад я прочитал Пароль не нужен и Испанский вариант, но решил взять паузу, так как творчество данного автора, словно деликатес — очень страшно переесть. Оно шикарно, но специфично и вызывает некую перестройку восприятия литературы — мой лучший друг после прочтения всего цикла долго не мог читать никакую переводную литературу, да и нашу тоже, хотя нашу он особо то и не читал... полгода только мог максимум графические новеллы, или играть... даже Аластер Рейнольдс, на которого я его подсадил в свое время — стал ему не мил, а Питера Гамильтона и вовсе не смог воспринимать... В общем, во избежание таких же последствий — я решил растянуть это удовольствие, дабы не быть обреченным мучиться от слома литературного вкуса.

Итак, мы видим карту. Карту Европы коричневого цвета, где чистыми остались лишь Британия и Россия.

Забавно, как советский журналист подшутил над американским коллегой, рассказывающем ему о будущем нападении Германии на СССР, что в Союзе есть такое новостное агенство ОГГ — «одна гражданка говорила», слухи короче, или по современному — ФейкНьюс. И верить этому, конечно, не стоит.

А Штирлиц верит, потому что знает... Вот-вот случится нападение на Россию, но чем позже, тем лучше для страны. Но всё равно ему боязно, пугает его эта карта, душу рвёт, но выдержка спасает его и он не зыблем.

Затем мы переносимся в Белград. Там тоже зреет страх перед Вермахтом. Корреспондент Потапенко пишет письмо в Москву. Нам предстает реальная диспозиция сил в Югославии, упоминаются реальные исторические личности из правительства страны... Этот квазидокументализм у Семёнова — просто шикарен... порой забываешь, что перед тобой толи красочный нонфикшен, толи художественное произведение...

Любопытен премьер-министр Югославии Цветкович, человек из бедных слоёв общества, прошедший мощнейший социальный лифт и оказавшийся на вершине! Ну и не побрезговавший свое положение успешно монетезировать, прям в духе некоторых наших... Хотя что уж тут говорить — русские и сербы — братья навек!

И именно он присоеденит свою страну к Оси. И будет свергнут.

Генерал Симович, который подвинул предшественника — тоже калоритный персонаж. Это ж надо так — генерал, который был в нерешительности и просидел ночь в стенаниях, когда его силы захватывали власть в стране. Ну а Адольф  Розенберг — это прям мощнейшая фигура в Национал-социалистическом движении Германии, чуть ли не правая рука фюрера. Выходец из простой семьи российских немцев он был интеллегентен и благороден,  а ему в противовес выступает Риббентроп. Он напротив нагл и прямооинеен, но результативен, потому и получает пост министра иностранных дел.

Ну и не обходится без самокопания Штирлица, причем столь тонкого философского, гораздо более глубокого, чем у большинства современных персонажей.

Мачек и Павелич — два лидера Хорватии, один неформальный, находящийся в изгнании в Италии, другой в официальный, бывший зам свергнутого Цветковича. Каждый хочет быть первым, каждый думает о своем народе. Каждый становится разменной картой в большой игре...

Свою игру ведет Веезенмайер, довольно странный нацист, не имеющий столь негативных черт, как кажется. Автор будто бы ему слегка симпатизирует, что не характерно. Но это иллюзия, в то время и в той стране нельзя им симпатизировать.

А еще есть простые люди, ну может не совсем простые, но ближе к земле так сказать. Полковник Везич, патриот Югославии, хорват, служащей великосербской нации, разведенный, смирившийся с изменой жены, но счастливый с другой женщиной, его старый друг Взик, главред газеты, собирающийся разводится, но несчастный. Есть репортер Иво, простой хорватский паренёк, работающий на Взика и мечтающий сделать себе имя и заработать на дом для своей семьи.

Есть девочка Анка, с весьма интересным, но подавленным талантом к живописи, есть ее семья, патриархальных взглядов, отец не понимающий мазню дочери и ее странное, по его мнению, увлечение. И эта атмосфера, в который чем дальше, тем чувственнее пришествие будущей бури...

Но, как и любая книга своей эпохи, она не лешена героизации и идеализации взглядов, тогда преобладавших —  коммунизма, где его представители, столь благородны, что похожи больше на рыцарей из средневековых романов, чем на реальных людей. Но выточены эти оловянные солдатики, надо сказать со всем изяществом и красотой. Что хочется прямо-таки поверить в эту несбывшуюся красную утопию, вот он тонкий слой агитпропа, настолько утончённый, что даже у меня, человека не очень любящего левацкие взгляды, не вызывает особой неприязни. Пусть эти образы и кажутся чуть ли не сказочными, но настолько органичными, что просто хочется сказать: «верю!». И еще в очередной раз приклонится перед гением автора — в определенный момент жизни, у каждого это в разном возрасте происходит, хотя может у кого-то и не происходит вовсе, ты начинаешь отделять талант от убеждений человека, признавать эту самую человеческую разностность, уважать её, даже не принимая взглядов другого, но понимая его. И пусть наши взгляды разнятся, но дар прозаика у Семёнова просто потрясающий!

Но помимо сказки про коммунистов, пусть и прекрасной — здесь есть ужасная правда, просто ужасающая... И после прочтения книги, остается мощнейшее впечатление! Хочется, чтоб все сложилось по-другому, ну хоть что-то... Но это история и по-другому не сложится...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Барбаросса» почти не виден… Почти...

Март-апрель 1941 года. Югославия. Гитлер активно развивает свои политические амбиции и территориальные позиции и потому готовит войсковую операцию по захвату Югославии, раздроблению её на отдельные зависимые и полузависимые государства и области. И в связи с этими задачами и целями туда выезжает спецгруппа СД, в составе которой находится и штандартенфюрер Штирлиц, офицер VI отдела РСХА (т.е. Исаев-Штирлиц уже в подчинении у Шелленберга и находится ровно в той же позиции, в которой мы его застанем в романе (и в фильме) «Семнадцать мгновений весны»).

Юлиан Семёнов умеет так подать глубоко и досконально изученный им самим документально-исторический материал, что просто создаётся полное ощущение незримого присутствия его — автора, и заодно с ним и тебя — читателя, там, в том месте, где происходят все эти эпизоды незримой разведывательно-контрразведывательной войны. И глубина проработки материалов заключается не только в точном знании и изображении фактов того времени, но ещё и в талантливом анализе складывающей и постоянно меняющейся политической ситуации. При этом читатель попадает в недра той политической чехарды интересов и мнений разных партий — от крайних левых до крайних правых. И имеет возможность вовсю прочувствовать и осознать все те методы политической конкуренции и борьбы, которыми не брезговали по отношению к друг другу политические оппоненты. И на какое национально-народное предательство шли всякого рода националисты для достижения своих якобы благородных целей. Причём вроде как цели-то и в самом деле громкозвучные — свободная и независимая Хорватия. Но для достижения этой «свободы» нужно впустить без боя германские войска на свою землю и полностью подчинить свой народ воле Германии и Рейха — свои личные амбиции важнее и главнее.

А на втором плане явственно вырисовывается вероятность скорой и неизбежной войны СССР и Германии. И наши люди, работающие «там», отчётливо это понимают, ощущают и стараются предупредить своё руководство. Но это пока только в перспективе, а здесь и сейчас — открытое нападение на Югославию.

А в голове во время чтения всё время мелькали параллели с такой же ситуацией по раздроблению Югославии на отдельные государства в совсем недавнем новейшем прошлом — чуть более двух десятилетий тому назад… Фюреры другие, а вся механика — прежняя.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Юлиан Семенов пишет очень тяжело и некоторые его романы просто мучительно читать разрываясь от желания бросить этот тяжелый текст и желания узнать, чем все закончится. Этот роман во всем цикле самый легкий для восприятия, да и понравился мне больше всего. Если не ошибаюсь, фильм по нему не снят. Лучше бы по нему сняли, чем по тому же Майор Вихрь. В общем, рекомендую, как познавательное и интересное чтиво.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх