Эрик Джеймс Стоун «Этот Левиафан, которого ты сотворил...»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Протестантизм ) | Атеистическое, антирелигиозное ) | Философское
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Человечеству удалось найти братьев по разуму в Солнечной системе. Ими оказались существа из плазмы — свалы. Учёные уже долго исследуют и пытаются понять их. Но в один прекрасный день все их планы меняет поступок священника, который вступается за новообращённого перед старейшинами свалов.
Входит в:
— журнал «Если 2011'8», 2011 г.
— антологию «Nebula Awards Showcase 2012», 2012 г.
— антологию «Погружение», 2018 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 2010 // Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2011 // Короткая повесть |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (1), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Д. Попов (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 10 января 2019 г.
Рассказ — лауреат премии Небьюла 2010 года и номинант премии Хьюго 2011 года. Немного эзоповский стиль изложения -можно трактовать по -разному: и как антирелигиозный, и как «не учите меня жить», и как религиозный, даже энергополя имеют своего Бога. Я склонился более в сторону религиозного — один Бог создал человека, Галактику создал другой Бог -Левиафан. И претензии поклонников малого Бога на области влияния большего Бога сразу получили отпор в виде смертной казни. Везде всё также как и у нас на Земле. Такое видение сюжета -это 10 баллов и премии.
Гризельда, 18 сентября 2016 г.
Признаться, я ожидала чего-то более острого в плане поддержки или осуждения религии. Но нет. Тем не менее, именно точка зрения на противостояние религии и атеизма – самое любопытное в рассказе. Колония на звезде, огромные инопланетные существа с чуждой психологией (на самом деле самой обычной человеческой), порталы сквозь пространство и время – всё это наталкивает на мысли, что где-то это уже было. Но вот противопоставление истово верующего, который видит проявления воли своего бога абсолютно во всех происходящих вокруг событиях, и атеиста, который в тех же событиях видит нерушимые доказательства того, что бога нет, достойно Небьюлы.
Координаты чудес, 5 сентября 2011 г.
Мощная работа Эрика Стоуна «Этот Левиафан, которого ты сотворил» как истинный хэдлайнер, оставила наиболее полезные и положительные впечатления, поскольку была прочитана мною последней в журнале «Если» за август 2011г. Какое же ласкающее самолюбие чувство я испытал, когда обнаружил, что мнение мое совпало с мнением критиков, присудивших рассказу Небьюлу и номинировавших его на Хьюго! Кстати, взявший в 2010г. Хьюго, «Остров» Уоттса чем-то похож на «Левиафана», ведь оба не без доли юмора можно охарактеризовать: «люди vs. мыльные пузыри». Но это только по форме. А по содержанию сходство более серьезное: морально-религиозные аспекты жизни человечества перенесены в космические масштабы, и читатель, сравнивая, понимает, насколько еще более неоднозначными они выглядят на другом, гигантском уровне. Нелепыми, смешными и... ничем не отличающимися от наших! Судьбоносными и определяющими. Зависть — в «Острове», самопожертвование — в «Левиафане». Стоун дает разное толкование событий с точки зрения ученого и священика. Пусть каждый увидит свою правду, найдет пищу для ума. Для меня же, как верующего человека, философия «Левиафана», несомненно, имеет особый смысл: вера в Бога не умрет даже после выхода человека за пределы родной планеты, ибо она так же безгранична, как и сама вселенная.
Phil J. Fray1986, 22 февраля 2012 г.
Судя по краткой биографии в журнале, автор — мормон. За пределы своей религиозности не вышел. По-моему, возможность того, что подобные гипотетические представители внеземного разума (почти бессмертные) уверуют в антропоцентричные Книгу мормона (нет бога, кроме Бога, и Дж. Смит — пророк его) или в Библию стремится к нулю (если не достигает его), а то, как этически изменилась Левиафан (на что «прозрачно» намекает псалом в конце) — вообще тупо и невозможно. Восприятие развязки рассказа зависит от вашего отношения к религиям. Присуждение премии вызвано или политкорректностью или чем-то подобным. Оцениваю только за необычность темы (о плазменных существах также есть «Правда» Лема) и перевод.
ДраконТрест, 12 августа 2011 г.
А на мой взгляд очень достойный рассказ.
Не скажу, что шедевр, но достойный.
проблема, поставленная автором, раскрыта на все 100%.
Способна ли более молодая и слабая цивилизация влиять на культуру и быт более древней и мудрой цивилизации, и менять ее...
ааа иии, 7 августа 2011 г.
Начинается с того, как мормон-проповедник (почти ДиГриз) читает проповедь прихожанам транспортной станции в солнечной короне, одновременно с этим размышляя, как же ему обзавестись мормонской же бабой.
Заканчивается тем, что сердце величайшего Левиафана космоса смягчается цитатой из Библии и почти всё хорошо.
Ля-ля на три рубля получило Nebula Award 2010. Это следствие критерия отбора — ее то и дело получают вещички милые, ничего собой не представляющие, но льстящие чьим-то патриотическим чувствам.