fantlab ru

Павел Нилин «Жестокость»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

Жестокость

Повесть, год; цикл «Мы из УГРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Сибирская глубинка начала 20-х. В городке Дудари идёт противостояние советской власти и банды «императора всея тайги» Кости Воронцова, в которой по обе стороны скрытно участвуют и многие мирные жители.

Молодые комсомольцы из угрозыска и лучшие друзья — Санька и Веня вступают в жестокую схватку с преступностью. Однако им предстоит узнать, что есть вещи куда опаснее бандитской пули.

Входит в:

— цикл «Мы из УГРО»

— журнал «Роман-газета, 1957, № 7», 1957 г.

— журнал «Роман-газета, 1957, № 8», 1957 г.

— антологию «Повести», 1970 г.

— журнал «Подвиг 1984'02», 1984 г.

— антологию «Советский детектив. Том 22», 1990 г.


Экранизации:

«Жестокость» 1959, СССР, реж: Владимир Скуйбин



Похожие произведения:

 

 


Знаменитый Павлюк
1957 г.
Знаменитый Павлюк
1958 г.
Жестокость. Испытательный срок
1966 г.
Повести
1970 г.
Жестокость
1972 г.
Жестокость
1979 г.
Испытательный срок. Повести и рассказы
1979 г.
Жестокость
1982 г.
Жестокость
1983 г.
Жестокость
1984 г.
Жестокость
1984 г.
Сочинения в двух томах. Том первый
1985 г.
В исключительных обстоятельствах
1986 г.
Жестокость. Испытательный срок. Последняя кража
1987 г.
Испытательный срок
1987 г.
По ту сторону. Жестокость
1987 г.
Жестокость. Испытательный срок. Рассказы
1988 г.
Советский детектив. Том 22
1990 г.
Жестокость
1994 г.
Жестокость
2002 г.
Жестокость
2016 г.

Периодика:

«Роман-газета», 1957, № 7
1957 г.
«Роман-газета», 1957, № 8
1957 г.
Подвиг
1984 г.

Издания на иностранных языках:

Krutost
1961 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Жестокость» произвела на меня мощнейшее впечатление. Прекрасная повесть. Назвать шедевром не рискну, но ударно, остро, под дых — факт.

Читала в издании https://fantlab.ru/edition80938, составители записали «Жестокость» в детективы, и строго говоря она действительно о работе уголовного розыска, автор даже позволяет себе кивок в сторону Конан Дойля (см. ниже), но это не детектив. Это история о том, как молодой человек, проникнутый светлой теорией коммунизма, столкнулся с тем, как теория воплощается на практике, и понял, чего все эти идеи и идеалы на самом деле стОят.

Действие происходит в небольшом сибирском посёлке в начале 1920-х годов. В тайге орудуют банды, состоящие из белогвардейцев и кулаков. С этими бандами борется местная милиция, укомплектованная кем бог послал (не о произведении советской литературы будет сказано). Начальник, например, бывший циркач, а главный герой повести, помощник начальника по секретно-оперативной части Вениамин Малышев, имеет от роду целых восемнадцать лет. Милиция разгромила очередную банду, среди арестованных бывший царский солдат Лазарь Баукин, в котором все видят бандита, а Венька — заблудшего человека, с которым нужно разговаривать, потому что его можно перевоспитать, объяснить ему про коммунизм, и он тоже станет коммунистом. Через Венькино перевоспитание Баукина вся беда и случится.

Сюжет хорош, но главное в повести не события, а персонажи. Они удались автору в высшей степени. Каждый герой живой человек, у каждого есть свой внутренний конфликт, каждый в чём-то не уверен, а из того, в чём уверен, в чём-то заблуждается. Полное ощущение, что читаешь не про выдуманных, а про настоящих людей. Протяжением повести характеры героев не меняются, для этого времени мало, все события «Жестокости» укладываются в одну зиму, но автор делает красиво: он вначале показывает от каждого персонажа чуть-чуть, одним боком, а потом постепенно будто разворачивает к свету и с каждым новым событием все раскрываются по-новому.

Главный, конечно, юный наивный идеалист Венька Малышев. Повзрослевший раньше времени подросток, который принимает решения и проявляет выдержку и мудрость на зависть любому взрослому мужчине. Но всё же ещё ребёнок, у которого есть начальники по работе, но которому так не хватает наставника по жизни, кого-то, кто объяснил бы ему, как устроен мир, научил бы, как защититься, как сохранить себя. Ключевой момент слома в финале пробирает аж до слёз.

Тем интереснее читать про дружбу Веньки с Баукиным, где отношения не ровные, но равные: Лазарь старше и опытнее, но он бандит, а подросток Венька законная власть; Лазарь разбирается в людях, но не до конца разобрался в себе, а Венька наоборот, чётко знает для себя, что такое хорошо, а что такое плохо, но ещё не научился распознавать других.

Персонаж Лазаря Баукина, хоть и второстепенный, не уступает главному. Во многих отношениях он даже круче, насыщеннее Веньки. Лазарь бывший солдат. Воевал в империалистическую, а после революции вдруг оказалось, что воевал он неизвестно за что, многочисленные ранения получил зазря, и боевые награды его никому не нужны. Приятель позвал слегка растерянного в новой жизни Лазаря в банду, и Лазарь — не столько по убеждениям, сколько по инерции — согласился. Ещё в банде начал задумываться, потом под влиянием Веньки задумался сильнее, стал рассуждать, делать выводы. За Лазарем наблюдать интереснее, потому что он лишён Венькиной наивности, понимает ситуацию, мотивы его поступков глубже, а трагедия, хоть и не такая взрывная, как у Веньки, ничуть не меньше масштабом.

А самый мой любимый герой повести — начальник отделения милиции Ефрем Ефремович. «Начальник наш, бывший цирковой артист, потерявший на гражданской войне два ребра, три пальца левой руки и волей случая заброшенный в Сибирь, безумно любил тишину и постоянно повторял по любому поводу: Власть чего от нас требует? Власть требует от нас внимания. Мы где работаем? Мы работаем в органах. В каких органах? В органах Советской власти. Значит, что? Значит, должно быть всё как следует…»

Нилин часто показывает начальника не в лучшем свете, он сделал его пусковым механизмом финальной трагедии, поэтому начальник кажется отрицательным персонажем, но в этом, кажется, и смысл этого героя. По сравнению со всеми остальными, которых, в общем, можно однозначно поделить на плюс и минус, начальник другой. Он не отрицательный, и не положительный, он из всех самый жизненный. В нём нет злобы или подлости, как, например, в Якузе, по отношению к своим сотрудникам он ведёт себя как мудрый воспитатель, при этом во многих отношениях он очевидный приспособленец-конформист. У него есть чёткие убеждения, при этом он не фанатик, он не следует идеалам, он реальную жизнь живёт. Очень, очень удачный персонаж. Натурально — живой человек со страницы смотрит.

Из не-художественных достоинств повести отмечу, что в ней много страноведческих подробностей жизни советской Сибири начала 1920-х: и про банды очень познавательно, и про НЭП, и про безработицу. А совсем уж вишенкой на торте — вышеупомянутый кивок в сторону Конан Дойля — рассказчик в повести немного простоватый лучший друг главного героя, который им восхищается и выступает летописцем его жизни.

Недостатков не нашла. Прекрасное, прекрасное произведение литературы. Горячо рекомендую.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это история об очень порядочном и человечном человеке.

И о той несправедливости, которая окружала его.

Единожды прочитанная, эта повесть запоминается надолго.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх