FantLab ru

Борис Васильев «А зори здесь тихие…»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.27
Голосов:
568
Моя оценка:
-

подробнее

А зори здесь тихие…

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

В жизни случаются вещи жестокие и непонятные. В этой повести молодые девушки сталкиваются со смертью просто потому, что идёт война. Этих девушек, сам того не зная, ведёт на смерть мужчина. Он будет жалеть об этом до конца жизни.

Это история о том, как девушки убивают и умирают вместо того, чтобы жить и давать жизнь. Это история о том, чего быть не должно.

Примечание:

Из книги воспоминаний:

цитата

Я закончил эту повесть в апреле 69-го, назвал ее чудовищно («Весною, которой не было», это же придумать надо!), запечатал в конверт и послал в журнал «Юность». Дней через десять телефонный звонок поднял меня в шесть часов утра.

– Вы – автор повести? Никому не давайте, мы ждем вас сегодня в редакции.

Я приехал, познакомился с Изидором Григорьевичем Винокуровым – это он звонил мне утром, – с Марией Лазаревной Озеровой и Борисом Николаевичем Полевым. От него я получил три замечания:

Заменить шмайссеры на автоматы.

Не еловое корневище, а еловый выворотень.

И, ради Бога, другое название!

Два замечания были пустяком, но с названием мы помучились.

– Не отпущу, пока название не придумаете, – сказал Полевой. – Повесть в печать надо отправлять, если хотим в августе ее выпустить.

От такого известия я вообще отключился. В августе!.. Что-то я жалобно вякал, Озерова писала все названия, приходящие в голову либо ей, либо Винокурову, поскольку я, повторяю, прочно выпал в осадок. Часа через два полного изнеможения возникла длинная пауза. Потом Изидор Григорьевич пробормотал:

– Зори. Зори здесь тихие… Нет, «А зори здесь тихие…»!

– Молодцы, – сказал Полевой, когда мы ввалились к нему с этим названием. – За все в совокупности можно и коньячку выпить.

Так я стал автором самого популярного тогда журнала.


Входит в:

— журнал «Юность 1969'08», 1969 г.

— антологию «Galambvadászat», 1971 г.

— журнал «Подвиг 1972'03», 1972 г.

— антологию «Повести о войне», 1975 г.

— антологию «Юность. Избранное. 1955-1975», 1975 г.

— антологию «Mai szovjet kisregények», 1979 г.

— сборник «А зори здесь тихие…», 1979 г.

— антологию «Современная русская советская литература 60-80-х годов», 1984 г.

— антологию «Победа», 1985 г.

— антологию «Повести о войне», 1985 г.

— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 30», 1986 г.

— антологию «На войне как на войне», 1987 г.

— журнал «Поиск. Роман-газета для подростков и юношества, 1988'2», 1988 г.

«Театр FM», 2004 г.


Экранизации:

«...А зори здесь тихие» 1972, СССР, реж: Станислав Ростоцкий

«А зори здесь тихие…» / «这里的黎明静悄悄» 2006, Россия, Китай, реж: Мао Вэйнин

«Доблесть» / «Peraanmai» 2009, Индия, реж: S.P. Jhananathan

«А зори здесь тихие…» 2015, Россия, реж: Ренат Давлетьяров



Похожие произведения:

 

 


А зори здесь тихие…
1971 г.
А зори здесь тихие…
1972 г.
Повести о войне
1975 г.
А зори здесь тихие...
1975 г.
А зори здесь тихие…
1975 г.
А зори здесь тихие…
1975 г.
А зори здесь тихие…
1977 г.
А зори здесь тихие…
1977 г.
А зори здесь тихие…
1977 г.
А зори здесь тихие…
1978 г.
А зори здесь тихие. В списках не значился. Рассказы
1978 г.
А зори здесь тихие... В списках не значился. Рассказы
1978 г.
А зори здесь тихие…
1978 г.
А зори здесь тихие…
1979 г.
Современная русская советская литература
1980 г.
А зори здесь тихие… Не стреляйте в белых лебедей. В списках не значился
1980 г.
А зори здесь тихие…
1980 г.
А зори здесь тихие…
1981 г.
А зори здесь тихие…
1981 г.
А зори здесь тихие…
1981 г.
Не стреляйте белых лебедей. А зори здесь тихие...
1982 г.
«А зори здесь тихие…»
1984 г.
А зори здесь тихие. В списках не значился
1984 г.
А зори здесь тихие…
1984 г.
Победа. Повести. Рассказы
1985 г.
Повести о войне
1985 г.
А зори здесь тихие…
1985 г.
А зори здесь тихие…
1985 г.
А зори здесь тихие…
1985 г.
Горячий снег. Иван. Обелиск. А зори здесь тихие...
1986 г.
А зори здесь тихие…
1986 г.
На войне как на войне
1987 г.
А зори здесь тихие…
1988 г.
А зори здесь тихие… В списках не значился
1988 г.
Избранное. Том 1
1988 г.
А зори здесь тихие…
1990 г.
Завтра была война. А зори здесь тихие…
1991 г.
Ночь полководца. «А зори здесь тихие…»
1991 г.
А зори здесь тихие…
1993 г.
А зори здесь тихие…
1993 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1
1994 г.
Повести
2001 г.
А зори здесь тихие…
2003 г.
А зори здесь тихие…
2003 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
Завтра была война. В списках не значился. А зори здесь тихие... Встречный бой
2004 г.
Не стреляйте белых лебедей. А зори здесь тихие…
2004 г.
Том 1
2004 г.
А зори здесь тихие…
2005 г.
А зори здесь тихие…
2005 г.
В списках не значился
2005 г.
В списках не значился
2006 г.
Повести
2007 г.
А зори здесь тихие…
2008 г.
Избранное в двух томах. Том 1
2008 г.
А зори здесь тихие…
2009 г.
А зори здесь тихие
2010 г.
А зори здесь тихие
2010 г.
А зори здесь тихие…
2010 г.
А зори здесь тихие… В списках не значился
2010 г.
Завтра была война
2010 г.
А зори здесь тихие...
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие
2012 г.
А зори здесь тихие…
2012 г.
А зори здесь тихие
2014 г.
А зори здесь тихие
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие… Завтра была война
2015 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
2015 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2018 г.
А зори здесь тихие…
2018 г.
Завтра была война. А зори здесь тихие...
2018 г.
А зори здесь тихие...
2018 г.
А зори здесь тихие…
2018 г.
Собрание повестей и рассказов в одном томе
2019 г.
А зори здесь тихие. Завтра была война. В списках не значился
2020 г.
А зори здесь тихие…
2020 г.
А зори здесь тихие… Завтра была война
2020 г.

Периодика:

Юность № 8, август 1969 г.
1969 г.
Подвиг № 3, 1972 г.
1972 г.

1988 г.

Аудиокниги:

А зори здесь тихие...
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Galambvadászat
1971 г.
(венгерский)
Tak tu cicho o zmierzchu…
1972 г.
(польский)
Amaneceres Tranquilos
1973 г.
(испанский)
А утрините тук са тихи…
1973 г.
(болгарский)
Ja ilta oli rauhaisa
1974 г.
(финский)
Los amaneceres son aqui tranquilos… Sotnikov
1975 г.
(испанский)
Sakindi Oranın Şafakları
1976 г.
(турецкий)
Im Morgengrauen ist es noch still
1977 г.
(немецкий)
His Name was not Listed
1978 г.
(английский)
A hajnalok itt csendesek. A legutolsó nap
1979 г.
(венгерский)
Mai szovjet kisregények
1979 г.
(венгерский)
Είναι γαλήνια εδώ η χαραυγή...
1981 г.
(греческий)
A ​hajnalok itt csendesek
1983 г.
(венгерский)
Và nơi đây bình minh yên tĩnh… / Tên anh chưa có trong danh sách
1985 г.
(вьетнамский)
As Auroras Nascem Tranquilas...
1986 г.
(португальский)
والفجر هادئ هنا
1986 г.
(арабский)
Tak tu cicho o zmierzchu…
1987 г.
(польский)
Im Morgengrauen ist es noch still
1988 г.
(немецкий)
这里的黎明静悄悄……
1989 г.
(китайский)
Mañana Fue la Guerra
1990 г.
(испанский)
这里的黎明静悄悄……
2004 г.
(китайский)
Sakindi Oranın Şafakları
2015 г.
(турецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не думал писать отзыв... Просто вот только что кто-то написал написал отзыв из одного слова: «Плакал». А еще кто-то ему тут же минус влепил.

Своим плюсиком я его компенсировал, но осадок остался...

За что — минус? За отзыв из одного слова? А если это то самое, единственно верное слово? Вложить все свое впечатление от повести, все эмоции в одно слово — это ведь постараться нужно.

Думаю, что для Бориса Васильева такой читательский отзыв, возможно, и подороже многих критических статей был бы. Он же писал — не для критиков, а для читателей... А раз — слезы на глазах, не лучшая ли это награда?

Тем более, по тем временам — это не мейнстрим был. Авторам т.н. «окопной прозы» еще как доставалось от «высокой критики». За то, что «они войну описывают со своей «кочки зрения». Ну да, спрятались себе в окопчиках — только из-за кочки на войну и поглядывают. Отсиживались, так сказать, в окопах Сталинграда...

Ну а тема «женщины на войне» — по тем временам, вообще почти и не поднималась. И «А зори здесь тихие» — был настоящий прорыв.

«Литературные генералы» писали про Ставку Верховного Главнокомандования и про командующих фронтами. А чтобы ТАК написать про девчонок, попавших в жернова Войны, — нужно быть десантником, с его «кочкой зрения»...

Но вернемся к отзыву из одного слова — «плакал». Вот я даже позавидовал автору — его внутренней свободе. Я бы как-то не решился такой отзыв написать — как душу наизнаку вывернуть... Хорошо, что кто-то смог...

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Плакал.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная вещь, даже не столько жуткая, сколько прекрасная. В отличие от «В списках не значился», которые — один сплошной негатив, пусть даже насквозь героический, Зори оставляют куда больше ощущения надежды, что ли. Может, потому, что несмотря на гибель всех пяти девчонок, они этих несчастных немцев таки победили и своего добились.

Что меня очень восхищает в прозе Васильева, технически, — это натурализм без натурализма и героизм без пафоса. Под натурализмом я подразумеваю и грязь, и холод, и некотрые мерзости, но при этом он их не смакует, а преподносит как нечто неизбежное, само собой разумеющееся и не заслуживающее того, чтобы на нем подробно останавливаться. Да, грязь, да, мерзости. Да, утонуть в болоте — это чудовищная смерть, просто чудовищная, если вдуматься. Но в то же время это никак не отвлекает о самого главного, от того беспафосного героизма, который движет всеми шестью участниками «заградотряда». Прекрасно, короткими чертами, но очень емко набросаны и характеры, и судьбы и пяти девочек, и старшины. И с самого начала по этим наброскам уже можно понять, как они поведут себя в решающий момент. Удивительная точность и полнота образов — так, что от нескольких фраз складывается целая картина и сбывшей жизни, и той, которая могла бы случиться после, если бы не эти немцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет наверняка всем знаком по фильму: север, тихая пограничная территория, отряд девочек-зенитчиц и командующий ими старшина. Немцев в глаза не видели и не ждали — и тут внезапно ушедшая в самоволку к сыну девчонка обнаруживает двух в лесу. Им на перехват отправляется маленький отряд из пяти девушек и этого несчастного старшины — и обнаруживают, что враг им не по зубам, но и назад пути нет. И, сами не собираюсь, открывают свой личный фронт, на котором гибнут одна за другой.

Что больше всего меня лично впечатляет в Зорях: когда я пытаюсь примерить ситуацию на себя, я не вижу никакого другого выхода, кроме как делать то, что делали они все. Героизм, который в то же время является необходимостью — причем необходимостью не для обстрелянных солдат, а для девочек, которым еще и 20 нет, вот что жутко.

Вот такого рода вещи о войне, мне кажется, должны быть. Без попыток приукрасить что-то или нарисовать на месте более чем реальной трагедии живых (но далеко не идеальных) людей некие воздушные замки. Просто рассказывающие о том, что делает война с простыми людьми и что простые люди способны сделать на войне.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вдохновившись военными фильмами, показанными к Дню Победы 9 мая, я решил почитать что-нибудь сходной тематики. Выбор мой пал на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Произведение было написано в 1969 году, вызвав большой резонанс среди читателей. В короткие сроки повесть стала одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне. Несмотря на небольшой объем, у Бориса Васильева получилась искренняя и проникновенная книга.

Говоря о сюжете можно особо не бояться спойлеров, т.к. экранизация известна практически любому жителю нашей страны. Однако, чтобы не перегружать рецензию, всё же не буду излишне углубляться в подробности. По словам автора, повесть основана на реальных событиях – рассказе одного из знакомых автору солдат. Правда, главным героям пришлось поменять пол, что сделало отряд женским.

События происходят в мае 1942 года в небольшом селе, расположенном вдали от активных боевых действий. Тишина и покой быстро расслабляют местный гарнизон, который постепенно погружается в разгул и пьянство. Мрачный и принципиальный старшина заваливает начальство рапортами, и личный состав меняют. Только вот история повторялась раз за разом, и командование пошло на нестандартный шаг – прислало два отделения женского артиллерийского взвода. Старшина Федот Евграфович Возков – личность довольно интересная сама по себе, но ещё лучше он раскрывается в окружении солдат-девушек. Федот Евграфович не оценил подход начальства, но поделать ничего уже не мог. В женском коллективе Возков чувствовал себя очень неуютно, привыкнув всё делать по уставу. Девушки же уставом частенько пренебрегали, с чем старшина никак не мог смириться. При всём при этом Возков признавал, что девушки были отличными зенитчицами и даже сбили несколько самолетов. Особенно отличилась младший сержант Маргарита Осянина – доблестный солдат и вдова, муж которой героически погиб в первые же дни войны. Однажды под утро, возвращаясь из самоволки из ближайшего города, Маргарита в лесу натыкается на двух немцев. Прибежав в село, она доложила обо всём Возкову, который в свою очередь передал рапорт начальству. Старшина получает приказ взять пятерых бойцов и выследить немцев, по возможности взять одного в плен. Возков вместе с младшим лейтенантом Осяниной, красавицей Женей Комельковой, дочкой егеря Лизой Бричкиной, скромницей-фантазеркой Галей Четвертак и переводчицей Соней Гурвич отправляется ловить немцев. Однако в ходе погони выясняется, что немцев не двое, а шестнадцать. Фашистский отряд пробирается через фронт, чтобы взорвать важную железную дорогу, тем самым ослабив снабжение советских войск. Шесть против шестнадцати – неравный бой. Отряду Возкова предстоит совершить практически невозможное. Удастся ли им победить? Если да, то какой ценой?

Борису Васильеву очень хорошо удалось передать психологию персонажей. Каждому из героев посвящён небольшой отрывок из прошлого, что позволяет лучше раскрыть характер. А вот враг в повести обезличен, что не характерно для современной литературы. Здесь немцы всего лишь вражеские боевые единицы, которые должны быть уничтожены. По рассказам участников войны, именно так и ощущались фашисты: они не люди, они – враги. Убивать так гораздо легче, иначе можно просто сойти с ума.

Автор очень умело выстроил контраст между началом и серединой-концовкой повести. Веселье и беззаботность плавно перетекают в трагичность и безнадежность. Поначалу война также есть, но она где-то далеко, и вдруг неожиданно враги приходят к самому порогу. Автор описывает смерти буднично, и как раз от этого становится страшно. Мы понимаем, что это не рядовой случай – подобное творится повсеместно.

Поднимается немаловажный вопрос о смысле подвигов и героизме. Отряд немцев стремится к хорошо охраняемому участку железной дороги, и, скорее всего, там его и остановят советские войска. Так стоит ли идти в бой против превосходящих сил противника, жертвовать жизнями пятерых девушек? Сами герои также не воспринимают свой поступок как подвиг – они просто выполняют приказ, буднично и повседневно. И таких подвигов были сотни и тысячи каждый день. Вот что такое война на самом деле.

Итог: Книги о Великой Отечественной войне сложно отнести к легкому чтению. Однако это наша история, наша трагедия и наша гордость. «А зори здесь тихие...» – один из ярких представителей подобной литературы. Читать такие книги необходимо, ведь с психологической стороны это яркий и сильный конфликт, а с художественной стороны это прекрасно написанная повесть не о персонажах, а о живых людях.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу гордо величают как «Женское лицо войны». Я прочитал её буквально за сутки ещё в Апреле 2021.

В процессе мне вспоминались отрывки из чб фильма со сценами привалов и прохождения болот, которые я мельком видел в юности. То есть чем всё кончится я знал заранее, так как ещё тогда получил от родителей спойлер.

Ком в горле стоял от первой до последней стр. Отдельно хочется отметить кинематографичность данного произведения.

Можно бесконечно рассуждать кто был бОльшим злом: немцы или «наши», Гитлер или Сталин, национал-социализм или коммунизм… Но если говорить непосредственно о ЛЮДЯХ, то ясно одно: никто не заслужил того что пережили герои этой повести. И дело ни в муках или тяжелых условиях, нет. Напротив, «Зори» лишены неких кровавых описаний битв или голода.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Просто когда один мужчина ведёт за собой на верную смерть пять невинных душ…

Знаете, хочется взять эту прекрасную книгу и предложить прочитать каждому кто сейчас хочет и «может повторить».

Всем советую!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная и бессмертная военно-психологическая драма. Элегия героизму. Невозможно читать и не плакать...

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пронзительная повесть. И пробивает насквозь — как выстрел в упор – до дрожи в руках, до злых слёз, предательски выползающих из уголков глаз, до скрипа стискиваемых зубов…

Это – война, и в этой короткой, но гениальной повести Васильева она описана гораздо страшнее, чем в его «В списках не значился». И имеет такой же ярлык: «книга на один раз». Совсем не потому, что она плоха, нет. Она шедевральна. И, пожалуй, именно поэтому перечитать её несколько раз вряд ли захочется. Потому что написана прекрасно, потому что не оставляет равнодушным: слишком много боли в каждом её слове… Просто невозможно заставить себя снова и снова переживать гибель молоденьких девушек, книга Жизни которых так и не была дописана даже до середины… Точно так же, как невозможно не сопереживать старшине Васкову, у которого не было другого выбора, кроме как бросить этих девчушек в неравный бой. Обагрить – пусть и не до по своей воле, а по велению Долга — свои руки их кровью. Видеть, как они умирают, – одна за другой – так и не успев осознать, что их жизнь закончилась, едва начавшись… А потом до конца жизни жить с этим грузом на плечах – тяжелейшим, неподъемным, словно гранитная плита,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которую после войны он установит на том самом месте, где собственными руками хоронил когда-то своих бойцов…

Одна из лучших книг о войне, если не самая лучшая. Поэтому – и оценка будет соответствующей.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение. Единственный вопрос:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Почему старшина Федот Васков, обнаружив в лесу древнюю избу монаха Легонта и зная, что немцы в ней оставили взрывчатку, а сами ушли, не предпринял попытку забрать взрывчатку ? Два немца остались в избе, одного из них старшина убил у колодца, забрал его автомат. Да, второй немец (он ранен был) сидел в избе и ожидал нападения. Но всё-же, всё-же... Ну и ещё не понятно, неужели у убитых немцев, кроме автоматов не было гранат ? Экипирована группа была хорошо, диверсанты всё-таки. И тот немец, что у колодца был убит, и те два, что ранее были убиты — ну не может быть, что не было при них гранат.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Женщины не должны воевать. Они могут даже хотеть защитить Родину, потому что они наделены материнским инстинктом и хотят защищать будущее. Но мужчины не должны такого позволять. Это я поняла, прочитав книгу.

Да, я видела в ней правду. Я восхищалась мужеством девушек. Я почувствовала боль Васкова, который не смог их уберечь. Но главное — женщины должны быть жёнами и матерями. А война убивает красоту. Вот эти удивительные девчонки и погибли. Очень тяжело. Тяжелее читать было только С. Алексиевич «У войны не женское лицо».

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Война перемолола не просто перемолола Женю, Риту, Лизу, Галю и Соню. Она убила часть женского о всех женщинах того времени. Женщине предназначено самой давать жизнь, а не обрывать чужую. Это противно женской природе — убивать. Не пули должны быть в женских телах и не осколки снарядов, а новая жизнь.

Каждая девушка в книге индивидуальна, но вместе они — собирательный портрет всех женщин войны, сильных, смелых, безжалостных женщин, тех, чьим оружием во все времена как раз были слабость, деликатная осторожность и жалость.

Уверенно можно назвать эту книгу памятником войны.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх