FantLab ru

Роберт Сойер «Триггеры»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.47
Голосов:
38
Моя оценка:
-

подробнее

Триггеры

Triggers

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Накануне секретной военной операции убийца стреляет в президента Сета Джеррисона. Президента везут в госпиталь, где врачи стараются спасти его жизнь.

В том же самом госпитале научный сотрудник доктор Ранжип Сингх экспериментирует с устройством, способным удалять травмирующие воспоминания.

Затем взрывается бомба. В операционной у президента случается сердечный приступ. Он испытывает околосмертный опыт, но воспоминания, проносящиеся перед его глазами, не принадлежат ему.

Вскоре становится ясно, что электромагнетический импульс, созданный бомбой, усилил оборудование доктора Сингха, позволяя группе случайных людей заглянуть в мысли друг друга.

И теперь один из них имеет доступ к памяти президента — включая засекреченную информацию, касающуюся грядущей операции, информацию, которая может стоить множество жизней. Но определить, кто с кем обменялся памятью — сложная задача, особенно когда у некоторых есть основания лгать...

© Перевод аннотации geralt9999
Примечание:

Перевод Владислава Слободяна также доступен в сети.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2013 // Роман на английском языке



Периодика:

Analog Science Fiction and Fact, March 2012
2012 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, April 2012
2012 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, January-February 2012
2012 г.
(английский)
Analog Science Fiction and Fact, May 2012
2012 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Золотое руно
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Triggers
2012 г.
(английский)
Triggers
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красота не спасет мир. Не спасут ученые или военные. И, вообще, мир катится в тартары не потому, что так предопределено, или кто-то смог или не смог совершить нечто, а потому, что в большинстве людям глубоко наплевать на все до тех пор, пока это не касается лично их самих. Нет, нет, мы, конечно, готовы, по большей части, сопереживать и сочувствовать несчастьям других /мы ведь хорошие люди, нет?/, но только если это не особенно нарушает привычный образ жизни, не доставляет эмоциональных неудобств и не заставляет испытывать боль.

Идея, которая рассматривается в «Триггерах» не нова. Помните, еще Азимов со своей Галаксией пришел к выводу, что наш мир личных успехов и неудач не несет будущего для человечества в целом, как виду, которому с каждым тысячелетием истории приходиться решать все более сложные задачи. И разрозненным разумам, не слишком изменившимися с момента нашего блуждания по саванне с каменным топором в руках, с этими вызовами не справиться. Зато вместе, вместе мы СИЛА! Долой зависть, дурные мысли и поступки, негатив и депрессию! Соберем все накопленные знания, воспоминания, опыт, найдем даже для каждого никчемного применение, станем все сопричастными всему и... и будет нам Вечное Счастье.

Это, в сущности, главная идея романа. Все остальное — декорации, и надо сказать, декорации, как в голливудском боевике. Мир — наше с вами почти настоящее — докатился до критической точки. Война с терроризмом в самом разгаре, и, надо сказать, «свободный мир» проигрывает по всем статьям. Террористические акты следуют один за другим, становятся все разрушительней и кровавей, под знамена нового Зла становятся все новые и новые рекруты, не только идейные бойцы, но обычные мародеры и трусы, почуявшие за кем останется поле боя.

Кульминацией событий должно стать публичное убийство президента и разрушение властных структур США, и только случай — неожиданные последствия одного медицинского эксперимента — поворачивает события совсем в другом направлении.

На этом фоне разворачивается настоящий фантастический детектив. Разумы самых разных людей, среди которых есть как облеченные властью и знаниями, так и обычные, ничем не примечательные обыватели оказываются связаны в результате случая. Теперь они могут не просто заглянуть в воспоминания другого человека, но и переживать его радости и горести, как свои собственные, достигнув нового уровня сопереживания и сострадания. Личность перестает быть изолированной и уже не может быть эгоистичной. Появляются новые возможности — каждый может прикоснуться к недоступным ему ранее знаниям, опыту, навыкам. Но у этого есть своя высокая цена: больше нет ничего ЛИЧНОГО — ни тайн, ни укромных уголков, ни права побыть наедине с собой.

Читать было интересно, пока роман оставался детективом — раскрытием заговора с использованием необычных возможностей в необычных обстоятельствах. Читать стало неинтересно, когда речь зашла о расширенном сознании и мгновенном, добровольным и радостном отказе от всех древних пороков человечества и массовом вступлении на путь вечного мира и справедливости. Сладкая вата: эволюция, технология или инопланетяне придут, сделают нам хорошо, и мы все дружно приобщимся к космической мудрости и станем добрыми и справедливыми ради вечного процветания Человечества.

Еще у Азимова, где все решила не эволюция, а роботы, мне показалась эта идея исключительно пораженческой и депрессивной, отказывающей Человечеству в праве самому решать свою судьбу, а отдельной личности — в возможности расти и развиваться, пройти трудный путь сопричастности, сопереживания и сочувствия, заменив его готовым рецептом Счастья и Благополучия.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вновь, начиная писать про свои впечатления от очередного романа Сойера, не могу не выразить благодарность В. Слободяну за качественно выполненный перевод.

Эх... «Факторизация человечности», «Вспомни, что будет», «Квантовая ночь», да и «Триггеры», о которых я хочу немного рассказать здесь... Прочитав последний роман, и вспоминая перечисленные здесь, на ум приходит лишь одна строчка «ты как конвейер, свиноматка, каждый год по (вместо альбома) книге».

Да, это даже не отзыв, не уж тем более рецензия, а чуть ли не призыв, письмо и обращение к очень хорошему писателю и богатому на научные фантазии канадскому автору Роберту Сойеру. Предупреждение, что данный товарищ, надеюсь, не неизбежно и возвратимо, скатывается в созданные им же шаблоны, в самокопирование уже без всякого проблеска оригинальности. Ведь давайте честно и непредвзято, отбросив любовь к «Старплексу» (да, это в некоторой степени римейк и оммаж «Стартрека», но с какой душой исполненный!), «Золотому руну», «Пришельцу и закону» и другим его шедеврам, взглянем и сравним озвученные выше произведения. Все они — вариации одной и той же темы, основного фантастического допущения, который Сойер так или иначе применяет для построения базисной канвы сюжета чуть ли не половины своих романов. А именно — квантовой интерпретации природы человеческого сознания и связи на данном уровне всех душ людей. И, осознав это, довольно легко понять, что отбросив такие детали, как оммажный римейк-переделку «Контакта» Сагана из «Факторизации...», политические линии новой «холодной войны» (угрозы ядерной) из «Квантовой ночи» и борьбы с терроризмом и некоторого ряда более мелких проблематик из, собственно, «Триггеров», мы получим абсолютно идентичные, практически не отличимые книги. Да господи, там даже второстепенные или не совсем персонажи копируются — взять тех же врачей-психиатров индийского происхождения из двух последних романов.

Нет, конечно, я не утверждаю, что эти работы — точные кальки друг друга, просто с некоторыми измененными тонами и добавленными иными идеями. Нет, разумеется. И, вспоминая писательское мастерство Роберта Сойера, то, что он прекрасный рассказчик, способный интересно и без вычурности показывать человеческие взаимоотношения, социально-психологические проблемы личности, раскрывать человеческую душу, я не могу говорить, что все эти романы, вместе с «Триггерами», получаются серыми и безынтересными. Ни в коем случае! Я лишь боюсь, что подобное самокопирование станет усиливающейся тенденцией, и вместо оригинального и хорошего писателя мы получим в итоге эффективного производителя книжного продукта по шаблонам с некоторым допущением незначительных нововведений.

Очень надеюсь, что подобного не случится... И да, возвращаясь к «Триггерам», это очередной хороший, но не безупречный, не особо оригинальный роман Сойера, с отсылками на самого себя, поднятием уже поднимавшихся тем, с зацикливанием на проблеме борьбы с терроризмом и сопредельных с ней прочих вопросов. Плюс некоторая дань уважение Азимову за одну из основных идей произведения. ГОДНО, но не ново.

Заключая, очень надеюсь, что Сойер все же восстанет из пепла продуктивности в виде феникса оригинальности.

(Цитаты: современный классик)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх