Майкл Фрейн «Одержимый»
Роман «Одержимый» — это забавный рассказ об опасных и захватывающих приключениях ученого-искусствоведа, напавшего на след неизвестной картины Брейгеля. Искушенный призраком славы, главный герой книги задумывает головокружительную махинацию с целью завладеть бесценным произведением искусства. Приключения современного афериста (в книге есть все необходимые составляющие детектива: тайна, погони, стрельба, ускользающая добыча) переплетаются с событиями жизни еретика Брейгеля, творившего под носом у кардинала во времена разгула инквизиции.
Номинации на премии:
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 1999 | |
номинант |
Премия Коста / Costa Book Awards, 1999 // Уитбредовская премия за Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zarazka451, 7 декабря 2014 г.
До сих пор не могу оправиться от пережитого, оценить свои впечатления и выставить, наконец, адекватную оценку сему произведению, хотя уже пару дней как дочитала. Попробую разобраться со всеми плюсами и минусами, высказав их.
Начну с того чем закончилось мое знакомство с Майклом Фрейном. Под занавес я уже и сама стала одержимой. Одержимой желанием, чтобы этот бесконечный роман, наконец, закончился и я смогла почитать что-нибудь более интересное. Это было как в горячке: в этой мешанине смутных причин и эфемерных следствий я неотвратимо тонула без каких-либо шансов на спасение.
Весь роман напомнил мне творчество Дэна Брауна. Попытка представить жизнь и профессию искусствоведа более яркой и захватывающей. Будто бы работа исследователей живописи не вся состоит из посещения разнообразных библиотек и галерей, а есть еще перестрелки-погони-расследования. Ну правда, только истинно влюбленные в своё дело и нашедшие свое призвание (что, согласитесь, встречается ой как не часто) будут в восторге от попыток откопать новые грани и направления мазков Ван Гога, Рембрандта или … Брейгеля. Вот они и изучают все авторитетные и не очень труды по тематике своих диссертаций, чтобы написать очередной труд по заезженной тематике, который впоследствии будет изучать следующее поколение искусствоведов, если они изберут для себя художников-классиков, ибо в современном искусстве сам чёрт ногу сломит =) Для фанатов такого времяпрепровождения эти научные изыскания сами по себе экстаз, а для тех, кого не провидение занесло в эту область, а ложные представления о данном труде, остаются мечты о такой жизни, как у Брауна и в «Одержимом»: опасно, интересно и можно применить свои знания и навыки в области живописи.
В силу образования и круга интересов, я не могу отнести себя к искусствоведам или, тем более, фанатикам живописи. Для меня вся книга выглядела крайне путанной и трудноперевариваемой, в основном из-за обилия имен. А этих самых имен там десятки: исследователи того и этого, которые, как и полагается в любой теоретической области знаний, крайне не согласны друг с другом. Все научные изыскания главного героя были на столько перегружены допущениями и сопоставлениями самого разного рода, что к моменту развития политической линии я уже забыла с чего же эти исследования собственно начались.
Есть в этом романе и несомненные достоинства, при условии конечно, что описанное соответствует реальному положению вещей.
Очень интересно описана история Нидерландов 1500х годов. Такое доступное и увлекательное описания событий в учебниках истории, конечно же, не встретишь (а жаль!) и оттого умение таким образом подавать исторические факты очень ценно.
Интересно как искусствоведы «смотрят» картины: ни с тем профессиональным снобизмом, – какой мазок влево, какой вправо, как построена композиция, – а через призму исторических событий, которые происходили за дверью мастерской художника. Интерпретация отдельных элементов картины (маленький пилигрим в углу полотна, скелет короля обнимающий скелет кардинала, отвернутый от Христа человек в толпе) в свете религиозных и политических идей современников и лично художника. Хотя вот именно в этой, так заинтересовавшей меня, части закрадываются сомнения, ведь господин Фрейн вовсе не художник и никогда им не был, не был он и искусствоведом. Откуда же знание таких тонкостей?
Вообще, у меня осталось порядочно вопросов формата «Почему так, а не эдак?» по сюжету в связи с очевидной глупостью поступков главного героя. Тут задавать их не буду, дабы не вызвать жарких дискуссий по поводу моей недальновидности=) Но члены нашего местного книжного клуба поплатятся за такой выбор месяца – трепещите!
yarigo, 19 января 2012 г.
Забавный грустно-веселый детектив с увлекательными экскурсами в историю жизни и творчества Брейгеля,о котором сохранилось очень мало подлинных сведений. Увлекательное динамичное чтиво, английский юмор, познавательно по Брейгелю, полез копать дальше... Удивлен, что никто пока не отметил и моя оценка первая, хотя, признаюсь, книга попалась мне случайно, понравилась аннотация.