Дмитрий Балашов «Ветер времени»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
1353 год. Умирает великий князь Симеон Гордый. На московский престол восходит его младший брат Иван Красный. При нём обостряется борьба боярских группировок за власть.
Петрозаводск, Карелия, 1988.
Входит в:
— цикл «Государи московские»
— журнал «Роман-газета, 1990, № 1», 1990 г.
— журнал «Роман-газета, 1990, № 2», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 23 сентября 2023 г.
«Сила любви — вот то, что творит и создает Родину! И без чего мертвы и убоги камни отчих могил...»
Этот исторический роман охватывает совсем короткий период времени, около 10 лет, с 1353 по 1364 годы. Начинается он с событий, которыми окончен был предыдущий роман цикла «Государи московские», «Симеон Гордый». С мора, названного «черная смерть» — с чумы.
В начале у меня создалось впечатление, что сюжет будет по большей части посвящен делам православной церкви, а историй простых людей будет не хватать — завязка романа отдана Сергию Радонежскому, а также Алексию, ставшему в «Ветре времени» митрополитом Всея Руси. Но по счастью оказалось, что это не так — события разнообразны, как и в других романах цикла. Есть эпизоды о делах устроения православной церкви, есть и дела мирские. Одной судьбы Алексея Петровича Хвоста уже достаточно, чтобы сделать роман интересным, а уж злоключения митрополита Алексия и подавно вносят цветистое разнообразие в сюжет.
Гибель Великого князя Симеона и его тысяцкого от «черной смерти» привела к неустроенности, интригам и ссорам среди бояр, к смертельным сшибкам боярских кметей на почве соперничества. Эти события Балашов детально показывает на фоне любовной истории персонажей, не являющихся фигурами историческими.
Княжеская власть перешла в слабые руки младшего брата Симеона Гордого — Ивана Красного. Почувствовали себя сильными, достойными высшей власти все старые соперники Москвы, особенно язычник Ольгерд. «Собирание русской земли», начатое поколения назад «повисло на волоске». Такой поворот совсем не соответствовал желанию митрополита объединить Русь единой верой, языком, книжным учением и готовностью встать вместе, все как один в случае беды. Мало того, не только в мирской власти будет в этот раз соперничество, но и претендентов на престол митрополита Всея Руси тоже более одного. Достигнуть цели вопреки всему — этому будет посвящена деятельность митрополита Алексия, одного из главных героев и истинного правителя Залесья начала второй половины 14 века. Алексия можно в полной мере назвать продолжателем дела Данилы Московского, Ивана Калиты и Симеона Гордого. Собственно говоря, это и неудивительно, учитывая, что он крестник Калиты, был его исповедником и советчиком Симеона во всех делах. Алексий подхватил и продолжил то, с чем был хорошо знаком и во многом согласен уже долгие годы. Вместе с властью пришлось принять и бремя непростых решений.
Помимо митрополита главными героями становятся люди из его окружения, в том числе простые служивые, такие, как Никита Федоров. Он — внук того Федора, что когда-то в детстве дружил с Данилой Московским, не смотря на то, что был из простой семьи. За судьбами этого рода Балашов следит из романа в роман. В «Ветре времени», особо пристально, Никита — один из главных героев, влияющих на наиболее важные события. Не менее интересен Станята, постоянный спутник Алексия, любитель путешествий, знаток корабельного дела и просто ловкий малый, волею судьбы посвященный во многие церковные и мирские тайны русской земли. На долю этих двоих, также как на долю митрополита, выпало немало приключений.
Из того, что мне показалось новым, чего не бывало еще — подробное описание путешествия в Царьград, уклада византийской жизни, их раздоров и борьбы за власть. Византии посвящено много страниц, рассказывающих об архитектуре, традиционных блюдах, одежде, даже о землетрясении. Интересно обрисовал Балашов угасание веры и угасание силы, утрату жажды жизни, умирание постаревшей и пресытившейся цивилизации.
Такое же умирание в Орде. Утрата величия. Постепенное ослабление началось давно, также, как в Византии. Довершает эпоху окончание правления хана Джанибека и его любимой жены Тайдулы.
Для полного набора разнообразных увяданий — Золотая Киевская Русь в подчинении литовского Ольгерда, та самая украинная земля, что мы сейчас зовем Украиной. Появится в киевских эпизодах князь Федор, что когда-то пытался полонить архиепископа новгородского Ивана Калику. Пожалуй, именно он, да еще неухоженный, разоренный вид окрестных земель будут главными свидетельствами старения местной цивилизации, годы назад отшатнувшейся от Залесской Владимирской Руси.
Роман заканчивается «на перепутье», оставляя под вопросом, куда все повернет в дальнейшем. Непременно буду читать продолжение. Интересно узнать, как расскажет об этом Балашов.
strannik102, 6 декабря 2020 г.
Россия на перепутье и у развилки своей истории
Эта книга как никакая другая (из числа художественных) является прекрасной иллюстрацией к теме «О роли личности в истории». Потому что именно персональная и индивидуальная заслуга митрополита владимирской Руси Алексия в том, что Русь при всех прочих политических потерях и утратах, лишениях и невзгодах, случившихся в ней и с нею после смерти Симеона Гордого, сохранила в конце-концов свою государственную и религиозную (а значит и идейную, культурную, языковую) самобытность и независимость. Впрочем, говорить о наличии государственности в те времена не приходилось, но хотя бы просто сохранилась независимость от иноземных вторжений разного рода и уровня. А риски были громадные. Тут вам и раздоры между князьями и княжествами. Тут и сепаратистские тенденции Великого Новгорода, Пскова, Твери и прочих земель Руси. Тут и конкуренция между князьями за право называться великим князем. Тут и немирная соседняя Великая Литва, с её планами завоевания городов и земель русских (и не только русских). Тут же и в Орде всяческие государственные перевороты, а значит и каждый раз нужно было вновь получать ярлык на великое княжение, рискуя при этом в том числе и жизнями. Тут же и отношения с Византией и с конкурентами на всерусский митрополичий престол — и опять Литва с её далеко идущими планами. И вероятность постепенного и вкрадчивого окатоличивания.
А поскольку севший на московское княжество Иван Иванович Красный вовсе не отличался ни мудростями государственными, ни решительностью и волей, то именно митрополиту Алексию довелось помимо горних духовных задач решать ещё и все высшие мирские, все актуальные и чрезвычайно важные вопросы и проблемы. И тут уже где его волей и талантом, а где отчасти и везением, но Москва не только в конце-концов сохранила центральные позиции, но и стала объединяющим центром для всех прочих русских княжеств. И именно при Алексие Русь Владимирская превратилась в Русь Московскую — колесо истории повернулось именно в эту сторону и Русь пошла тем путём, который привёл два десятилетия спустя к Полю Куликову.
Однако, помимо вот всего этого, это ещё и просто великолепный беллетристический исторический роман, в котором мы с интересом следим за жизненными путями и простых людей, за их личными судьбами, любовями, подвигами и слабостями. И эта составляющая книги не менее интересна, чем её большие темы и смыслы.