Джон Фаулз «Кротовые норы»
«Кротовые норы» — сборник автокритических эссе Джона Фаулза, посвященный его известнейшим романам и объяснению самых сложных и неоднозначных моментов, а также выстраивающий «Волхва», «Мантиссу», «Коллекционера» и «Дэниела Мартина» в единое концептуальное повествование.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
|
|
|
|
Входит в:
— журнал «Иностранная литература №01, 2002», 2002 г.
- /языки:
- русский (9)
- /тип:
- книги (8), периодика (1)
- /перевод:
- И. Бессмертная (8), И. Тогоева (8)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
snaut, 9 сентября 2017 г.
Аннотация совершенно неверна.Ничего нового об известнейших романах Фаулза вы не узнаете,тем более никакого единого концептуального повествования нет. Зато можно много узнать о взаимоотношениях Фаулза и Природы,прочитать неплохие критические эссе и узнать о двойственном познавании мира,как с помощью науки, так и с помощью чувств. Эта часть рассуждений мне особенно понравилась. Сборник в целом достоин прочтения.
Zaara, 31 марта 2012 г.
Хочу сказать сразу: это не столько отзыв, сколько признание в любви. И не столько «Кротовым норам», сколько Фаулзу и его творчеству вообще, хотя, конечно, именно это произведение и подтолкнуло меня к такому признанию.
«Кротовые норы» – это потрясающий подарок поклонникам писателя; если вы тоже влюбились и хотите побольше узнать об объекте своей любви, причем не только сквозь призму художественной литературы, то смело приступайте к прочтению этой книги.
Фаулз может писать обо всем. Например, о самом себе. Восхищает его способность к самокритике, к веселому подшучиванию над самим собой. Будучи, несомненно, не только великим писателем, но и интеллектуалом (да и разве возможно одно без другого?), автор с удовольствием расписывается в своем невежестве относительно множества вопросов (вот тут даже, я бы сказала, его скромность несколько нарочита и излишня). И становится таким близким к своему читателю! Удивительно было читать о том, что он практически не помнит деталей прочитанных когда-то книг, ему запоминаются лишь (на примере Кафки) «его дух, тон его голоса, краски (или их отсутствие), тенденция и подспудный смысл его работ, его блистательная единая метафора». Я, тоже не запоминая множества деталей прочитанного, раньше корила себя за это, считая это признаком небрежного чтения и даже почему-то неуважением к труду писателя. Но Фаулз убедительно доказывает, что это не так.
Великолепен он и как критик. Не пугая читателя нагромождением сложных метафор и литературоведческих терминов, он анализирует произведения (пусть и не беспристрастно, что даже лучше) очень тонко, всегда с необычной точки зрения. А еще интереснее он анализирует самих писателей, попутно давая читателю в руки ключ к пониманию себя, автора, как раз с помощью заключений про чувства и настроения, которые владели тем или иным писателем во время написания определенного его произведения.
Также мне понравились размышления Фаулза об Англии. Рисуя ее портрет, Фаулз не скрывает ее плохие черты, не старается показать все только хорошее. Будучи истинным англичанином и прекрасно это осознавая, он описывает ее с той любовью и пониманием, как это может сделать только настоящий патриот (но нисколько не нацист: в любви Фаулз поэтично признается еще Франции и Греции, только уже с позиции иностранца). Этот портрет является одновременно и зеркалом – сравнивая и сопоставляя, в нем также можно разглядеть какие-то черты собственной нации.
И, конечно, Фаулз и Природа. Эссе про природу получились самые искренние и самые страстные, вместе с писателем нельзя не разделить его чувства. И действительно, начинаешь замечать окружающую тебя ежедневно красоту, даже в самых ее неприметных чертах и обыденных проявлениях; красоту не только величественного пейзажа, но и крохотного цветка.
Возможно, мой отзыв оказался чересчур пылким и многословным, но это всего лишь свидетельство любви (конечно же, несколько наивной по причине моего юного возраста и, как следствие, отсутствия достаточного читательского опыта) и призыв ее разделить; мне кажется, каждый сможет найти что-нибудь для себя (или даже себя) в творчестве этого писателя и просто умного, интересного человека.